Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление новой российской




государственности (1992 – 2008)

 

Политические процессы 1990-х гг. После распада СССР, главной внутриполитической задачей было оформление новой российской государственности и предотвращение распада России. Еще в 1990 г. Б.Н. Ельцин, ища поддержки национальных республиканских элит в составе РСФСР в противостояниис Горбачевым, заявил: «Берите столько суверенитета, сколько сможете переварить». Это ускорило сепаратистские процессы, которые стали серьезным фактором распада уже самой России. К началу 1990-х гг. «парад суверенитетов» привел к активизации националистических движений внутри Российской Федерации. В Татарии, Башкирии, Якутии, Бурятии, Туве, Чечне на национальных съездах ставились вопросы о выходе из состава России. Не только национальные, но и многие региональные элиты, где в областях преобладало русское население, позиционировали превосходство местного законодательства над общероссийским.

В начале февраля 1992 г. Татарстан заявил о своей независимости, а в ноябре 1992 г. Чечня объявила о выходе из состава Российской Федерации. В этих условиях необходимо было как можно быстрее заключить новый Федеративный договор. 31 марта 1992 г. он был подписан. Договор определил взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. Основной смысл договора был в том, чтобы предоставить субъектам более широкие полномочия, и соответственно перераспределить государственную собственность и власть. Федеративный договор подписали представители всех республик, краев и областей, кроме Татарстана и Чечни.

Следующим этапом стало принятие в 1993 г. новой Конституции, которая провозглашала Россию федеративным государством. Данное положение определяло государственную целостность страны, единую систему государственной власти, разграничение полномочий между федеральной и региональной властью, равноправие и право на самоопределение для всех проживающих в России народов. В 1994 г. Татарстан, оговорив свой особый статус в составе РФ, подписал договор о разграничении полномочий с центром.

По-иному варианту развивались отношения с Чечней. Самопровозглашенный президент Чечни Д. Дудаев отказался от присоединения республики к Федеративному договору. Центр усилил давление на республику. В ответ Дудаев объявил о всеобщей мобилизации и о начале «священной войны за независимость». Разразилась первая Чеченская война (1994-1996), которая приняла затяжной характер и стоила России огромных жертв.

В целом, хотя главная задача сохранения единства Российской Федерации и была решена, преодолеть все противоречия в отношении с регионами не удалось. Необходим был новый подход в национальной и региональной политике.

В начале 1990-х гг. в высшем российском руководстве развернулась ожесточенная борьба за власть. Поводом послужило принятие новой Конституции, определявшей форму правления России. Президент Ельцин и его сторонники выступали за президентскую республику, а председатель Верховного Совета РФ Р. И. Хазбулатов и вице-президент А. В. Руцкой - за парламентскую. Две ветви власти стали блокировать решения друг друга, противостояние все время нарастало.

В сентябре 1993 г. Ельцин издал указ о прекращении деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов, и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти – Государственную Думу (нижнюю палату Федерального собрания). Проект Конституции было решено вынести на референдум. Конституционный суд объявил указ Ельцина антиконституционным. Верховный Совет выразил недоверие президенту, и утвердил исполняющим обязанности президента России - Руцкого. Ельцин воспринял действия Совета как открытое восстание и прямую угрозу своей власти. В Москву вошли войска, которые окружили здание Верховного Совета. 2 октября в столице начались акции протеста, переросшие в массовые столкновения с милицией. 3 октября сторонники Верховного Совета штурмом взяли здание московской мэрии, сделали попытку овладеть зданием телецентра в Останкино и выйти с телевизионным обращением к народу. Президент объявил в столице чрезвычайное положение. 4 октября Здание Верховного Совета (Белый дом) обстреляли из танков. Защитники парламента сдались, а руководители сопротивления были арестованы.

12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ - за нее проголосовало 58,4% участников референдума, и Россия стала президентской республикой. Были проведены выборы по мажоритарно-пропорциональной системе в новые органы власти – в Совет Федераций и Государственную Думу. Между политическими партиями и движениями развернулась борьба за места в новом парламенте. Полной неожиданностью для всех стала победа по партийным спискам ЛДПР - во главе с В.В. Жириновским. Проправительственная либеральная партия «Выбор России» (Е.Т. Гайдар) потерпела фиаско.

В 1995 г. прошли выборы в VI Государственную Думу (отсчет велся с дореволюционных Государственных Дум), в которой большинство получило КПРФ во главе с Г.А. Зюгановым. В 1990-е гг. Дума приняла более 1000 различных законов, среди которых такие важные, как Гражданский, Уголовный, Налоговый, Семейный кодексы. В 1996 г. прошли новые всенародные выборы президента России. В них участвовали 11 кандидатов (Г. Явлинский, А. Лебедь, М. Горбачев, В Брынцалов и др.). Во втором туре победу одержал Б. Н. Ельцин (его соперником был Г. А. Зюганов).

На протяжении всего второго президентского срока Ельцин был занят поиском своего преемника. Социально-политическое положение внутри страны оставалось крайне нестабильным. Страну сотрясали забастовки шахтеров. Постоянные задержки выплат зарплат, стипендий и пенсий вызывали массовое недовольство населения. После победы на выборах, Ельцин объявил о своей болезни сердца и о необходимости операции. На период болезни власть переходила к премьер-министру - В.С. Черномырдину.

В стране нарастал экономический и внутриполитический кризис. В марте 1998 г. Черномырдин был отправлен в отставку. Новым премьером стал С.В. Кириенко. При этом, Государственная Дума дважды отклоняла его кандидатуру, но Ельцин настоял на своем. В свою очередь, Кириенко ушел в отставку в связи с дефолтом августа 1998 г., пробыв на своем посту всего 4 месяца. Его сменил Е. Примаков, которому удалось стабилизировать ситуацию в стране (сентябрь 1998 г. – май 1999 г.). Президент продолжал подыскивать преемника, и вскоре представил нового премьера – С. Степашина (май-август 1999 г). Однако и эта кандидатура не удовлетворила власть в Кремле. Новым премьером стал В. В. Путин (август 1999 г.). Представляя его в телевизионном обращении к стране, Ельцин назвал его и кандидатом в будущие президенты. Преемник был найден.

На очередных выборах в Государственную Думу 17 декабря 1999 г. большинство голосов получило общественно-политическое объединение «Единство», которое поддержал В. В. Путин.

31 декабря 1999 г. Б. Ельцин в телевизионном обращении к народу объявил о своей отставке и о передаче своих полномочий В. Путину. Президентские выборы назначались на 26 марта 2000 г.

Экономические реформы 1990-х гг. Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство взяло курс на углубление рыночных реформ. Ответственным за их проведение стал вице-премьер Правительства Е. Т. Гайдар. Содержание этих реформ сводилось к следующему:

- либерализация ценообразования и внешней торговли;

- масштабная приватизация промышленных предприятий и сферы услуг;

- становление многоукладной российская экономики.

Но, начавшаяся с января 1992 г. стратегия «шоковой терапии» и отпуска цен привела к резкому спаду производства, массовой безработице, обнищанию основной части населения. По прогнозам реформаторов, цены должны были вырасти в 3 раза. На практике они возросли почти в 30 раз. Рост инфляции привел к обесцениванию денежных вкладов населения. Резкий рост импорта товаров позволил в кратчайшие сроки преодолеть дефицит, но вызвал спад производства в отечественной промышленности, товары которой не выдерживали конкуренции с более дешевыми зарубежными аналогами.

Доходы, поступавшие в государственный бюджет, значительно снизились. Дефицит бюджета покрывался за счет снижения финансирования социальной сферы – здравоохранения, образования, науки и культуры.

С целью создания слоя собственников как «залога будущей стабильности общества», осенью 1992 г. была проведена масштабная приватизация в промышленности и сфере услуг. Правительство решило выдать каждому гражданину РФ ваучер – приватизационный чек, который мог быть обменян на определенное количество акций. Отсутствие достоверной информации и непродуманность приватизационных мероприятий привели к масштабным махинациям с ваучерами. Приватизация прошла, но создать массовый слой новых собственников так и не удалось. Хозяевами предприятий стали не рабочие и служащие, а предприимчивые дельцы, которые через несколько лет превратились в воротил российского бизнеса – олигархов.

Провальные последствия реформ Гайдара привели к его отставке. Новым премьером стал В. С. Черномырдин, который сделал ставку на усиление хозяйственного регулирования. При этом особое внимание уделялось топливно-энергетическому комплексу.

Но остановить падение отечественного производства и преодолеть дефицит бюджета не удалось. Начался отток трудоспособного и интеллектуального населения за границу. Страна выживала в основном за счет топливо-энергетических и сырьевых отраслей. Активно шли процессы «деиндустриализации» народного хозяйства и оттока российских капиталовложений за рубеж. За десятилетие президентства Ельцина, по разным оценкам, из страны «утекло» более 200 млрд. долларов.

С целью стабилизации ситуацию, правительство решило выпустить ГКО (государственные краткосрочные обязательства), продажа которых приносила бы средства для экономики страны. Кроме того, Российская Федерация набрала огромное количество внешнеполитических займов и платила значительные проценты МВФ и другим международным финансовым организациям. Задолженность страны по внутреннему и внешнему долгу прогрессировала с каждым днем, что грозило масштабным финансовым кризисом. Премьер Черномырдин был отправлен в отставку, его преемником стал С. В. Кириенко. Однако и ему не удалось предотвратить дефолт.

Он разразился 17 августа 1998 г.: правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Одновременно был отменен «валютный коридор», который поддерживал курс рубля по отношению к доллару. Произошел обвал банковско-финансовой системы страны. Тысячи банков разорились, а миллионы людей потеряли свои вклады. Среднемесячный доход россиян упал в 4 раза. Правительство Кириенко было отправлено в отставку.

Новым премьером был утвержден Е. М. Примаков, который обозначил и новый экономический курс с «опорой на собственные силы». Правительству под его руководством удалось стабилизировать ситуацию. Кроме того, подешевевший рубль и сокращение импорта положительно сказалось на отечественной промышленности. Примакову удалось также вдвое снизить государственные расходы, и тем самым сократить бюджетный дефицит. Была ликвидирована задолженность правительства по зарплатам бюджетникам и пенсиям. Экономический курс Примакова продолжил новый премьер – С. В. Степашин, назначенный в мае 1999 г. Но стране необходима была не просто стабилизация, а новая экономическая стратегия.

Ее разработка была начата с утверждением на пост председателя правительства В. В. Путина.

Внешняя политика 1990-х гг. С распадом СССР в корне изменилось геополитическое положение России. Закончилась «холодная война», прекратила свое существование мировая система социализма, ушло в прошлое противоборство двух сверхдержав – Советского Союза и США.

Россия стала преемницей СССР в международных организациях, и осталась второй мировой державой по размерам ракетно-ядерного потенциала (после США). Однако ее военные возможности существенно сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, Россия лишилась своих военных баз в Восточной Европе, в Прибалтике, Грузии, Азербайджане, на Украине. Она потеряла своих традиционных союзников в Восточной Европе, в Азии, Африке, Латинской Америке. В силу экономических трудностей 1990-х гг. значительно сократились и вооруженные силы России. Необходимо было найти новую внешнеполитическую концепцию, которая отвечала бы национальным интересам России.

В начале 1990-х гг. основную цель своей внешней политики российской руководство видело в обеспечении международной финансовой помощи со стороны Запада. В связи с этим был взят курс на установление союзнических отношений с США и с ведущими европейскими странами. В 1992 г. была подписана кэмп-дэвидская декларация о прекращении состояния «холодной войны». В январе 1993 г. был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Россия присоединилась к конвенции о запрещении химического оружия. В 1994 г Российская Федерация досрочно вывела свои войска из Германии и присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Со второй половины 1990-х гг. отношения России со странами «Большой семерки» стали строиться по схеме «7 + 1».

Однако политика постоянных уступок Западу логично воспринималась геополитическими соперниками как признак слабости России. С учетом своих интересов, США и ее европейские партнеры с 1994 г. активизировали курс на «расширение НАТО на Восток» - сначала за счет бывших членов ОВД (Польша, Чехия, Венгрия), а затем и республик бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония). Эти действия напрямую угрожали национальной безопасности России. Отношения с Западом особенно обострились во время Балканского кризиса 1999 г., в котором Россия активно поддерживала Югославию (Сербию и Черногорию), а США и НАТО – сепаратистов Косово. Попытки ряда международных европейских организаций вмешаться в Чеченский кризис, также осложнили отношения между Россией и Западом. Возникла острая необходимость разработки новой концепции внешнеполитического курса страны.

Одним из приоритетных направлений внешней политики России в 1990-е гг. были отношения со странами СНГ. В 1992 г. был подписан Договор о коллективной безопасности, а в 1993 г. - Договор об экономическом союзе и Соглашение о межгосударственном экономическом комитете. За первые 5 лет существования СНГ было принято более 800 совместных решений. Однако большинство из них так и осталось на бумаге. Сыграл свою роль и внешний фактор – США и ее союзники активно препятствовали углублению интеграции стран бывшего СССР. Проблемы, которые не решались на уровне СНГ, попытались, как правило, решать в двустороннем порядке. Тесные отношения сложились у России с Беларусью и Казахстаном. В частности, был подписан договор России и Белоруссии об образовании «единого союзного государства», а так же сложился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В 1998 г. оформился и «антироссийский» блок бывших союзных республик - политический союз Грузии, Украины, Азербайджана, Узбекистана и Молдавии (ГУУАМ).

Подводя итоги 1990-х гг., необходимо отметить, что деятельность реформаторов этого периода отличалась крайней степенью радикализма, а сами реформы под лозунгом «борьбы с проклятым тоталитарным прошлым» обернулись разрушением важнейших структурных основ жизнедеятельности российского общества. При этом, либеральной элите рисовались соблазнительные перспективы скорого построения «светлого будущего» в России, но уже не в виде «коммунизма», а в образе «цивилизованного общества западного типа». Более того, российские власти «кавалерийским наскоком» решили реализовать невиданную в истории задачу – быстрый одновременный переход и к рыночной экономике, и к политической демократии. Радикальность шагов была во всем: если демократизация – то до танкового расстрела парламента в центре столицы, если экономическая либерализация - то вплоть до обнищания большинства населения, если приватизация – то до вырастания мощнейших мафиозно-олигархических структур.

В 2000-х гг. закономерным стал крах подобной радикальной стратегии реформ.

Россия в начале XXI века. 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом России, а 7 мая прошла его инаугурация (вступление в должность). Первый вице-премьер в правительстве Путина – М. М. Касьянов был утвержден Главой Правительства Российской Федерации.

Новый Президент проявил себя как сторонник сильной государственной власти, его первые преобразования были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, на наведение должного порядка в государственном управлении. При этом В. В. Путин неоднократно подчеркивал, что будет поддерживать «демократические достижения» 1990-х гг.

С целью усиления «вертикали власти», в 2000 г. было учреждено 7 федеральных округов – Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Их возглавили полномочные представители Президента. При округах создавались органы прокуратуры и внутренних дел. Реформа позволила решить одну из важных задач: привести местное законодательство в соответствие с основным законом страны - Конституцией и федеральными законами.

Следующей инициативой Президента стала реформа верхней палаты Федерального собрания – Совета Федерации. Членами Совета перестали быть губернаторы. Совета Федерации стал формироваться из представителей регионов, которые избирались законодательными органами на местах, и утверждались губернаторами. Это позволило устранить ряд противоречий в системе разделения властей, когда в законодательном органе работали главы исполнительной региональной власти.

Был принят Закон о политических партиях, согласно которому партией юридически признавалась лишь та организация, которая имела значительное количество членов (не менее 50-ти тысяч), развитую региональную структуру и массовую поддержку населения.

Началась судебная реформа, по которой возродился такой элемент судопроизводства, как суд присяжных.

Значительное внимание было уделено военной реформе, целью которой было поставлено создание профессиональной, хорошо вооруженной и обученной Российской армии к 2015 г. Срок службы в армии с 2008 г. сократился до 1 года.

При новом Президенте был решен вопрос о российской государственной символике, который вызывал ранее ожесточенные споры в обществе. В. Путин предложил компромиссное решение, способное примирить различные позиции. В декабре 2000 г. Государственной думой был утвержден закон о национальных символах России. Государственным флагом России стал бело-сине-красный флаг, гербом – двуглавый (императорский) орел. В то же время, Красный флаг стал флагом Вооруженных сил России, а новый российский гимн был положен на музыку Гимна СССР, слова к которому вновь написал С. Михалков.

Новым явлением в жизни страны стали ежегодные встречи Президента с прессой и его публичные ответы на вопросы населения страны. К концу президентского срока рейтинг Путина составлял 80%.

Одной из внутренних проблем, стоящих перед Россией в начале XXI в. было решение проблемы «сепаратистской» Чечни. В этой российской республике отсутствовала политическая стабильность, а экономика была разрушена войной. Огромные деньги, посылаемые Федеральным центром на ее восстановление, «исчезали». На территории Чечни открыто действовали бандформирования, готовившие, в том числе, террористов для засылки в Россию. В конце 1999 г. серия терактов против мирного населения потрясла страну. В. Путин занял достаточно жесткую позицию по отношению к «суверенной» Чечне, на территории которой готовились эти акции. Новая война («2-я чеченская») стала неизбежной. Военные действия длились до конца 2000 г., и основные бандформирования были уничтожены федеральными войсками. В Чечне началось медленное восстановление мирной жизни.

7 декабря 2003 г. прошли выборы в VIII Государственную Думу. Большинство голосов получила поддержанная Президентом партия «Единая Россия».

14 марта 2004 г. В. Путин был переизбран Президентом на второй срок, одержав победу в первом туре.

Одним из первых мероприятий президента стал пересмотр некоторых, наиболее одиозных итогов приватизации. Символичным в этом плане стало ««Дело ЮКОСА». Глава компании М. Ходорковский был арестован и осужден «за экономические преступления», а большая часть акций компании перешла в собственность государства.

24 февраля 2004 г. правительство Касьянова было отправлено в отставку. Новым Председателем правительства стал М. Е. Фрадков, предложивший изменить структуру правительства, значительно сократив число министерств. Реорганизация правительства проходила в рамках административной реформы, о которой было заявлено еще в 2003 г. Целями здесь ставилось ограничение вмешательства государства в экономику и исключении дублирования функций федеральных органов исполнительной власти.

В 2005 г. была проведена «монетизация льгот» - замена существующих у населения социальных льгот денежной компенсацией. Однако, ее непродуманность и торопливость в проведении вызвала массовые акции протеста многих категорий льготников. Ряд ошибок был учтен, и дальнейшая реализация реформы протекала более спокойно.

В 2006 г. было объявлено о 4 национальных проектах: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК». На выполнение национальных проектов в 2006 году непосредственно из федерального бюджета было выделено около 120 млрд. рублей, а в 2007 году суммы вложений превысили 280 млрд. руб.

В рамках задачи «формирования развитого гражданского общества» в 2006 г. была создана Общественная палата, в которую вошли известные деятели науки, культуры, образования, СМИ и т.д.

Выборы в Государственную Думу 2 декабря 2007 г. показали, что большинство россиян поддерживают курс Путина. За партию «Единая Россия», список которой возглавил президент, проголосовало большинство участвующих в выборах.

Вместе с тем, несмотря на явные успехи, перед страной стоит целый ряд актуальных задач: создание конкурентоспособной экономики, решение жилищного вопроса, повышение качества обучения и медицинского обслуживания населения, решение демографической проблемы, повышение жизненного уровня населения.

В целом, экономическое положение страны при новом президенте стабилизировалось. Россия прекратила брать внешние займы и выплатила долги.

Одной из первых экономических реформ стала налоговая реформа 2001 г., целью которой стал «вывод из тени» реальных доходов физических и юридических лиц. Был снижен налог на прибыль предприятий и организаций, и введен единый - 13% налог на доходы населения. В этот же период были приняты законы о поддержке малого и среднего бизнеса.

Реорганизации требовал и аграрный сектор. Были приняты законы о купле-продаже земли, введена льготная система кредитования предприятий сельского хозяйства.

Одним из направлений новой экономической политики были объявлены меры по ограничению естественных монополий – Газпрома, российского акционерного общества «Единая энергетическая система России» (прекратил свое существование как единая структура в июне 2008 г.), Министерства железнодорожного транспорта, Аэрофлота. Одним из приоритетных направлений развития промышленности стали информационные технологии и средства коммуникации.

Высокие цены на энергоносители на мировом рынке в начале XXI в. обеспечили профицит государственного бюджета. Россия окончательно рассчиталась с международными кредитными организациями. Значительно увеличились и золотовалютные резервы страны.

Но, несмотря на видимые успехи и стабильный экономический рост, в России сохраняется и целый ряд экономических проблем, которые требует своего разрешения. По-прежнему основной доход государственного бюджета составляет сырьевая отрасль промышленности. Сохраняется диспропорция между развитием промышленности и сельского хозяйства. Значительное количество предприятий требуют серьезной реконструкции и немалых капиталовложений. На повестку дня выходит и проблема конкурентоспособности отечественных предприятий – в контексте перспектив вхождения России во Всемирную Торговую Организацию.

В основу новой внешнеполитической стратегии России были положены доктрины национальной и информационной безопасности. По-прежнему Россия является активным членом Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладающим правом вето.

В начале 2000-х гг. российским руководством одной из задач внешнеполитического сотрудничества со странами Запада была названа совместная «борьба с мировым терроризмом». В частности, Россия присоединилась к усилиям США и ее союзников по подготовке и проведению операции в Афганистане против талибов. После 11 сентября 2001 г. (дня террористической атаки зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне), В.В. Путин отмечал, что «угроза современному миру состоит не в конфронтации великих держав, а в вызове международного терроризма», а это требует изменения системы международной безопасности. Но в 2003 г. Россия твердо выступила против войны США в Ираке, призвав противоборствующие стороны к мирному диалогу. Позиция России получила значительную мировую поддержку, включая и союзников США – Франции и Германии.

В настоящее время отношения России с НАТО строятся по формуле «19+1». Россия активно выступает против дальнейшего расширения НАТО (в частности, за счет включения Украины и Грузии), а также против размещения элементов американской системы противоракетной обороны в Польше и Чехии, рассматривая это как прямую угрозу своей национальной безопасности. 10 февраля 2007 г.в «Мюнхенской речи» В.В. Путин обозначил важность стратегии формирования «многополярного мира», в противовес – «однополярному», подразумевающему доминирование в мировой политике и экономике США и западных стран.

На фоне некоторого «охлаждения» отношений с Западом, в последнее время наметились процессы сближения России с крупными странами Востока – Китаем, Индией, Ираном, Саудовской Аравией, а так же с рядом государств других регионов мира.

В целом, можно отметить, что в последние годы значительно повысился авторитет нашей страны на международной арене. Россия вновь вошла в число великих мировых держав.

2 марта 2008 г. преемником В. Путина на посту президента РФ стал Д.А. Медведев, а В.В. Путин возглавил правительство Российской Федерации. Кроме того, Путин стал руководителем партии «Единая Россия». Д.А Медведев заявил о намерении продолжать курс, начатый В.В. Путиным.

 

Ответьте на вопросы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.