Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диспуты о драгоценной человеческой жизни




Ihl Здесь следует уточнить, что спонтанное восприятие Учителя как Буд­ды - это критерий развития не только веры, но вообще реализации преданнос­ти Гуру, а следование Гуру не означает лишь уважение к нему. Следование Гуру, мысленное и посредством деяний, - это две составляющие базисной практики преданности Гуру. Развитие веры и уважения относится к мысленному вверению Гуру. Что касается гнева по отношению к другим, то гнев, как и другие омраче­ния, временно нейтрализуются соответствующими противоядиями, но ради­кально устраняются только в результате прямого постижения пустоты. Прак­тика преданности Гуру - это коренная практика пути, на основе которой приходят все реализации. Поэтому в системе аналитической медитации Ламри- ма она предваряет другие практики, в том числе развитие противоядия от гнева. Спонтанное восприятие Учителя как Будды не предполагает обязатель­ного устранения «семян» гнева из потока собственного сознания. Но в том случае, если ученик допускает спонтанную вспышку негативных эмоций, в том числе гнева, по отношению к Учителю, то речи не может быть о реализации преданности Гуру. Напротив, подобные состояния ума служат источником тяжелейшей негативной кармы.

Таши Гьяцо: На этот счет есть обычная точка зрения и необычная. Обычная точка зрения состоит в том, что мы развиваем к своему Учителю большую благодарность, чем к Будде. С необычной же точки зрения Учитель рассматрива­ется как по сути единый с Буддой.

1. Обладаете ли вы драгоценной человеческой

жизнью, будучи в гневе?

Вопрос: Обладаете ли вы драгоценной человеческой жизнью?

Ответ: Да.

Вопрос: Есть ли у вас драгоценная человеческая жизнь, когда вы гневаетесь?

Ответ: Нет.

Вопрос: Так значит, нельзя сказать, что ваша человечес­кая жизнь драгоценна?

Ответ: Драгоценная человеческая жизнь - это не нечто объективно существующее. Она меняется в зависимости от состояния нашего ума: иногда она больше, иногда меньше, иногда она есть, иногда ее нет. Она колеблется, как пламя светильника.

2. Как не родиться богом?

Вопрос: Считаете ли вы, что для рождения в мире богов нужно больше заслуг, чем для рождения в мире людей?

Ответ: Нет.

Вопрос: Почему тогда мир богов считается выше мира людей?

Ответ: Для обретения драгоценной человеческой жизни нужно больше заслуг, чем для рождения богом.

Вопрос: Но когда человек только рождается, у него нет многих из 18-и характеристик драгоценной человеческой жизни, в частности, веры в Дхарму.

Ответ: Нельзя сказать, что тот, кто родился в мире богов, имеет в целом больше заслуг, нежели рожденный человеком. Даже бодхисаттвы порой рождаются в мире ада. Рождение в том или ином мире зависит только от ввергающей кармы, которая проявилась у существа в момент смерти, а не от его кармы вообще.

Вопрос: Вопрос именно о том, согласны ли вы, что более весомая благая карма ввергает в мир богов, а относительно менее весомая - в мир людей?

Ответ: Да.

Вопрос: Тогда как с практической точки зрения не «про­махнуться» в накоплении заслуг - попасть именно в мир людей, а не богов? Стоит ли ограничивать себя в накоплении заслуг, чтобы не «перелететь»?

Ответ: Нужно в момент смерти сделать что-то очень хорошее: принять прибежище, вспомнить о духовном настав­нике, породить сострадание к существам.

Вопрос: Да, это и называется чистой мольбой, необходи­мой для обретения драгоценной человеческой жизни.

3. Что нужно сделать, чтобы пришел Будда?

Вопрос: Драгоценная человеческая жизнь - это результат нашей кармы, т. е. наших действий в прошлом?

Ответ: Нет, это доброта Учителя.

Вопрос: Можете ли вы в силу одной лишь его доброты, ничего не делая, обрести драгоценное человеческое рож­дение?

Ответ: Да, если развивать преданность, можно просто лежать на диване.

Вопрос: Но разве развитие преданности - не ваше дей­ствие? И можно ли, лежа на диване, пусть даже с предан­ностью, выйти из сансары?

Ответ: Можно. Я считаю, что нет практики выше предан­ности.

Вопрос: А можно ли так достичь просветления? Зачем тогда Будда передал столько практик?

Ответ: Все практики в Махая не можно свести к предан­ности Учителю.

Вопрос: Но ведь преданность - это ваше действие? Зна­чит, драгоценная человеческая жизнь все же - плод ваших усилий?

Ответ: Да, это так.

Вопрос: Тогда ответьте - поскольку одна из характеристик драгоценной человеческой жизни - существование Будды в этом мире, что конкретно мы должны сделать, чтобы Будда появился в этом мире? Получается, что Будда появляется в мире в результате наших действий?


Ответ: Будда проявляется везде, где есть сильная вера в него.

4. Бывает ли драгоценная рыбья жизнь?

Вопрос: Известна легенда о рыбе, которая отказалась от поедания живых существ и умерла. Верно ли, что у нее вследствие этого решения возникла драгоценная рыбья жизнь? Может ли быть у собаки драгоценная собачья жизнь?

Ответ: Собака может создать причины для рождения человеком и в будущей жизни обрести драгоценную челове­ческую жизнь. Но в теле собаки ее возможности для практики очень ограничены.

Вопрос: Тем не менее, она обладает определенной сво­бодой выбора, поэтому ее собачья жизнь может быть драго­ценной?

Ответ: Она может быть драгоценной лишь с точки зре­ния последствий. Ее свободы и условия не тождественны свободам и условиям драгоценной человеческой жизни.

Вопрос: В чем разница?

Ответ: Она родилась в мире животных (значит, одной свободы у нее уже нет), вследствие этого ее умственные и коммуникативные возможности ограничены. Даже услы­шав учение, она не может ни понять его, ни задать вопрос Учителю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.