Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Геше Джампа Тинлей




Шугден

Парамита мудрости

Высшая из всех парамит, «запредельных» совершенств, в которых упражняются бодхисатвы, парамита мудрости (shes rab-kyi pa-rol-tu phyin-pa) - это «запредельное» совершенство мудрости понимания пустоты и бессамостности, то есть высшая мудрость, являющаяся «запредельной» для обычного позна­вательного подхода.

Культ мирского защитника Долгьела, возникший в эпоху Пятого Далай-ламы, к началу XXI века превратился в агрес­сивное, очень опасное сектантское направление школы Гелугпа, последователи которого называют себя «Новая Кадампа». Для этого направления, широко распространившегося как в тибетском сообществе, так и на Западе, особенно в Англии, характерны:

1. ошибочная трактовка мирского защитника Долгьела как просветленного существа по имени Шугден и придание ему статуса йидама, центрального божества Поля Заслуг;

2. принципиальное противостояние Его Святейшеству Далай-ламе XIV;

3. непримиримость к иным традициям тибетского буддиз­ма и к внесектарным направлениям Гелугпы.

По причине несовместимости этого культа с Дхармой и тяжелых негативных последствий, оказываемых его отправ­лением на общество в целом и на индивидов, Его Святейше­ство Далай-лама призвал своих последователей отказаться от него. Досточтимый Геше Тинлей также объяснил своим ученикам опасность, сопряженную с данным культом, и при­звал даже не произносить имени этого вредоносного духа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Типичные примеры достоверных умозаключений в таблицах[89]

1. Умозаключение на основании признака одной природы (природа признака и следствия одинакова)

достоверное умозаключение (присутствуют три условия: чогчо, джечаб, догчаб) Звук (А) непостоянен (В), потому что он произведен (С)
Три элемента силлогизма Объект А Следствие В Признак С
  Звук Непостоянен Производ- ность
Формулировка чогчо (направление феномена) «(А) в полном объеме имеет несомнен­ную связь с (С)»: Всякий звук (А) - это производный феномен (С)
Формулировка джечаба (прямое охватывание) «Если имеет место (С), то оно с несо­мненностью охватывается только (В)». Если нечто произведено (С), то оно с несомненностью непостоянно (В)
Формулировка догчаба (обратное охватывание) «Если нечто является (С), то оно с необходимостью отсутствует в (не-В). Если нечто является производным феноменом (С), то оно с необходимостью отсутствует среди постоянных феноме­нов (не-В)

 

2. Умозаключение на основании признака результата (на основании результата познается его причина)


 

 


достоверное умозаключение (присутствуют три условия: чогчо, джечаб, догчаб) Три элемента силлогизма

На задымленной горе (А) есть огонь (В), потому что там есть [естественный] дым (С)
Следствие В
Признак С Дым
огонь

Объект А

задымленная гора


 

 


Формулировка чогчо (направление феномена) «(А) в полном объеме имеет необходи­мую и неразрывную связь с (С)»: на задымленной горе (А) есть [естествен­ный] дым (С)


 

 


Формулировка джечаба (прямое охватывание)

«Если имеет место (С), то оно с несо­мненностью охватывается только (В)»: Там, где есть [естественный] дым (С), с несомненностью должен быть огонь (В) «Если нечто является (С), то оно с необходимостью отсутствует в (не-В). Если нечто является [естественным] дымом (С), то оно с необходимостью отсутствует там, где нет огня (не-В).


 

 


Таблицы составлены А.Коноваловой и И.Урбанаевой.


3. Умозаключение на основании признака ненаблюдения (невосприятие признаков устанавливает феномен отрицания)

достоверное умозаключение (присутствуют три условия: чогчо, джечаб, догчаб) В этой комнате (А) слона нет (В), потому что слон - видимый объект, а я его не вижу (С) (при этом нет препятствий для зрения)
Три элемента силлогизма Объект А Следствие В Признак С
  эта комната отсутствие слона я не вижу слона - видимый объект
Формулировка чогчо (направление феномена) «(А) в полном объеме имеет необходи­мую и неразрывную связь с (С)»: В этой комнате (А) я не вижу слона, являющеегося видимым объектом (С).
Формулировка джечаба (прямое охватывание) «Если имеет место (С), то оно с не­сомненностью охватывается только (В)»: Если я не вижу слона, который является видимым объектом (С), то, несомненно, его нет (В).
Формулировка догчаба (обратное охватывание) «Если нечто является (С), то оно с необ­ходимостью отсутствует в (не-В). Если я не вижу видимый объект - слона (С), то он с необходимостью отсутствует среди присутствующих объектов (не-В).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6:

Классификация феноменов утверждения и отрицания[90]

зримая форма
5 внешних (звук /
форм ' запах
/ \вкус

чосязаемое


форма
орган чувств глаза орган чувств уха орган чувств носа
5 внутренних форм

 

 


орган чувств языка орган чувств тела зрительное слуховое / обонятельное < вкусовое осязательн ое ментальное

6 коренных омрачений (неведение, гнев, привязанность и пр.)

/20 омрачений, производных от коренных (зависть, лень и пр.)

11 позитивных факторов (вера, забота о других и пр)

фактора (сон, сожаление и пр.)

5 вездесущих факторов (ощущение, ^различение и пр.)

первичное сознание
Чг
сознание —
вторичное сознание ^(ментальные факторы)

5 определяющих факторов ч (сосредоточение, \ убежденность и пр)


 

 


неассоциируемый составной фактор

утверждающие отрицания


отрицания
неутверждающие отрицания


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Классификация познания[91]

зрительное

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................. 3

Принятые сокращения и условные обозначения........ 9

Введение...................................................................... 10

Предварительные наставления.................................. 15

1. Значение теории достоверного познания для практики Учения Будды -

2. Жизнеописание Дхармакирти..................................... 31

3. Структура 'Праманаварттики'...................................... 37

Комментарий к первой главе 'Праманаварттики'... 40

1. Базовый анализ феноменов....................................... 41

1.1. Классификация феноменов.............................

1.1.1. Явные и скрытые феномены............................. -

1.1.2. Феномены утверждения и отрицания.............. 45

1.1.2.1.Три категории феноменов утверждения 47

1.1.2.2. Феномены отрицания.......................... 54

1.2. Сравнительный анализ феноменов................... 58

2. Достоверные умозаключения..................................... 83

2.1. Базовые определения и логическая структура умо­заключений -

2.2. Три условия достоверности умозаключений - чогчо, джечаб, догчаб 85

3. Тренировка на умозаключениях, в которых не соблюда­ется условие чогчо................................................................................. 100

4. Тренировка на умозаключениях, в которых не соблюда­ется условие джечаб 102

5. Тренировка по проверке условия догчаб.................. 103

6. Тренировка на умозаключениях, в которых не соблюда­ются все три условия достоверности (чогчо, джечаб и догчаб) 110

7. Примеры логических диспутов.................................. 114

8. Недостоверные умозаключения в повседневной жизни.... 120

9. Виды правильных логических оснований (признаков) 134

9.1. Введение в трехчленную типологию логических ос­нований (признаков)............................................................................ -

9.2. Признак одной природы................................... 137

9.3. Примеры умозаключений на основании признака одной природы 148

9.4. Признак результата......................................... 155

9.5. Признак ненаблюдения................................... 164

9.6. Применение признака ненаблюдения для опровер­жения извращенного представления о Гуру..................................... 168

9.7. Применение признака ненаблюдения для опровер­жения ложных выводов о других........................................................... 182

9.8. Применение признака ненаблюдения в познании пустоты 186

Комментарий ко второй главе 'Праманаварттики'.... 191

1. Доказательство достоверности Будды...................

1.1. Четверостишие Дигнаги................................... 193

1.1.1. Опровержение концепции вечного Бога-творца 199

1.1.2.Доказательство существования нирваны 202

1.1.3. Доказательство существования прошлых жизней 209

Форма как возможная причина сознания 211

Сознание родителей как возможная причина сознания 220

Дискуссия о том, почему неассоциируе­мый составной фактор не может быть причиной сознания 222

Собственно доказательство достовер­ности Будды 225

Комментарий к третьей главе 'Праманаварттики': буддийская теория познания................................................................... 242

1. Прямое познание........................................................... -

2. Концептуальное познание. Общий образ................... 249

Заключение................................................................. 256

Библиография............................................................. 262

1. Источники..................................................................... -

2. Использованная литература...................................... 264

Приложение 1: Философские диспуты участников Байкаль­ского ретрита (25.07.2010-05.08.2010)............................................. 265

Наставления досточтимого Геше Джампа Тинлея по прове­дению диспутов...................................................................................... -

Диспуты о преданности Учителю.................................. 266

Диспуты о драгоценной человеческой жизни................. 268

Диспуты о прибежище................................................... 270

Диспуты о причине и следствии.................................... 272

Диспуты о четырех благородных истинах...................... 277

Диспуты о бодхичитте и пробужденном уме.................. 287

Диспуты о пустоте......................................................... 295

Приложение 2: Философские диспуты участников зимнего

ретрита (Новосибирск, 17.12.2010-19.12.2010)............. 303

Приложение 3: Систематизированный Глоссарий терминов

буддийской логики........................................................ 317

Приложение 4: Комментарий к терминам..................... 324

Приложение 5: Типичные примеры достоверных умозаклю­чений в таблицах................................................................................... 353

Приложение 6: Классификация феноменов утверждения

и отрицания.................................................................. 355

Приложение 7: Схема-классификация познания.......... 356


БУДДИЙСКАЯ ЛОГИКА: КОММЕНТАРИЙ К ТРАКТАТУ ДХАРМАКИРТИ 4 П РАМ АН АВАРТТИ КА'

Ответственный редактор д-р фил ос. наук И.С. Урбанаева

Координатор проекта А.Б. Чевалков Редактор А.Ю. Коновалова Дизайн обложки Л. Н. Ким Верстка Н.М. Райзвих

Подписано в печать 22.06.2011 г. Формат 60x841/i6. Усл. печ. л. 29,02. Уч.-изд. л. 20,0. Гарнитура Arial. Бумага офсетная. Печать офсетная.

Тираж 999 экз.

ООО «Издательство Дже Цонкапа» 670031, Улан-Удэ, 101-й квартал, ул. Вербная, д. 11 Тел. 89148335922

Отпечатано в типографии ЗАО ИПП «Офсет» 630117, Новосибирск, ул. Арбузова, 4а тел.: +7 (383) 332-82-32


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.