Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика философской традиции древней Индии. Основные философские школы




В Древней Индии с середины первого тысячелетия до н.э. формируются философские школы в рамках возникших рабовладельческих государств. Социальная структура государств была сложной. Существовали касты и группы каст – варны (буквально: цвет, оттенок). Первые три варны включали благородных людей (ариев): 1) брахманы (жрецы, политики, идеологи); символы – белое, рот; 2) кшатрии (военная знать, воины) – красное, руки; 3) вайшьи (свободные общинники, ремесленники) – желтое, бедра. Четвертую варну составляли шудры (бедные бесправные труженики, а также бродяги, прокаженные и т.п.) – черное, ступни. Шудры и женщины всех варн не имели права проходить обряд посвящения и приобщения к знанию. В древнеиндийском тексте говорилось, что шудра – «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит». Во главе государств в Древней Индии стояли раджи.

Древнейший литературный памятник Древней Индии – Веды (начал складываться еще в третьем тысячелетии до н.э.), позднее записанный на языке ариев – ведийском санскрите. Веды на санскритском языке означают то же, что и на белорусском – знания. Веды – те же самхиты, т.е. сборники гимнов в честь богов (есть собственно Веды, затем Брахманы, Араньяки, Упанишады – все это священные тексты - шрути).

Древнейшая из Вед – «Ригведа» (возникла примерно 1500 лет до н.э. и состоит из 1028 гимнов различным богам). К древнеиндийским литературным памятникам относятся также эпические сочинения – «Махабхарата» и «Рамаяна».

Самым древним религиозно-философским учением Индии является брахманизм, в основе которого ведийская литература и поклонение многочисленным богам/

Другой крупной философской школой Древней Индии является джайнизм (от слова «джина» - победитель). Эту школу называли «философией кшатриев», поскольку виднейший основатель Вардхамана до отшельничества был воином. Легенда гласит, что он - 24-й по счету праведник, в 28 лет ушедший в леса и проживший в одиночестве 12 лет, без одежд и почти без пищи, после чего объявил себя Махавирой (Великим Героем).

Джайны («победители») стремятся победить самих себя и соблюдают пять обетов: ахимса – невреждение (всему живому), сатья – правдивость, астейя – неворовство, брахмачарья – отказ от плотских удовольствий, апариграха – непривязанность, отрешенность. Джайнизм, как и некоторые другие учения, относится к «настике», т.е. отрицает святость «Вед» (признающие святость – это «астика»). Джайнизм почитает не богов, а архатов (людей, обладающих святостью в силу своего поведения).

Основу буддизма составляют четыре «благородные истины», к которым Сиддхартха пришел, сидя под деревом:

1) жизнь есть страдание;

2) причина страданий – неудовлетворенные желания;

3) возможно избавление от страданий;

4) есть путь, ведущий к избавлению от страданий.

Этот путь восьмеричен (т.наз. «благой восьмеричный путь»): 1) правильные взгляды; 2) правильная решимость; 3) правильная речь; 4) правильное поведение; 5)правильный образ жизни; 6) правильное усилие; 7) правильное направление мысли; 8)правильное сосредоточение.

Буддизм как этическое учение направлен на достижение человеком нирваны, т.е. состояния невозмутимости, спокойствия, блаженства. Нирвана – это видоизменение понятия мокши, но если мокша – это избавление от цепи перерождений, наступающее после одной из смертей, то нирвана может достигаться еще при жизни.

Среди многочисленных школ древнеиндийской философии выделяется школа локаята-чарвака. Локаята – учение материалистическое, атеистическое, оптимистическое. Все сущее в нем ограничено четырьмя сущностями (земля, вода, воздух, огонь). Из соединения этих сущностей возникает живое, а ему присуще и сознание.

К началу новой эры в Индии решающие позиции завоевывает индуизм, своеобразный синтез всех предыдущих религиозно-философских и этических воззрений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.