Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление как объект изучения логики




ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ

 

1. Мышление как объект изучения логики

2. Процесс формализации

3. Предмет логики

 

 

Мышление, очевидно, следует рассматривать как активную форму отражения объективного мира (органически связанную с естественным языком), направленную на его целенаправленное, опосредованное и обобщённое познание.

Мышление преобразует чувственный опыт, даёт возможность получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию. Своеобразным "инструментом" мышления выступает язык. Язык можно было бы рассматривать и как своего рода материализацию наших мыслей, мышления в целом. Ибо мышление, мысли можно характеризовать как идеальную вещь, т.е. то, что недоступно нашим органам чувств. Язык и переводит мышление (звуки мы слышим, знаки, символы мы видим) в чувственно воспринимаемую форму. На базе естественных языков вырабатываются языки искусственные, нацеленные на решение конкретных определённых задач. Языки различных наук, язык "Эсперанто", азбука Морзе и др.

В процессе длительного развития человечества произошло отделение духовного производства от материального, в результате чего теоретическая деятельность мышления приобрела относительно автономный характер от преобразующей, т.е. практической деятельности человека. Мышление активно, и это означает, что подчас оно может отходить, "отрываться" от действительности, а это порождает искажённые, иногда извращённые или фантастические представления человека об окружающей действительности.

Весьма существенно и то, что мышлению присущ категориальный характер, ибо знание, добытое в процессе познавательной деятельности, фиксируется в категориях. В ходе развития возможностей познания совершенствуется категориальная структура мышления, оно продолжает наполняться всё новыми понятиями, категориями, отражающими процесс постепенного приближения к объективной истине. Мышление предполагает преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, таким образом, возможность их закрепления средствами языка.

Целью нашего познания выступает достижение истинных знаний об объективной окружающей нас действительности.

Мысль можно считать истинной, если она адекватно отражает тот фрагмент действительности, на который направил в данный момент своё внимание тот или иной человек.

Неадекватное, искажённое отражение ведёт к появлению ложных мыслей. Вопрос о том, какую мысль следует считать истинной, а какую ложной, решают в конечном итоге практикой. Ф. Энгельс, например, заметил, что качество пудинга проверяется тем, что его съедают.

Истинные мысли, являющиеся адекватным отражением части действительности, выступают верным руководством к осуществлению наших целей и планов. Ложные мысли (о чём мы, разумеется, часто и не подозреваем) в большинстве случаев приводят нас к неудаче.

Опора на опыт, выработанный человечеством и апробированный на практике, избавляет нас от нужды проверять каждую мысль непосредственным путём. Подвергая анализу знания, мы обретаем возможность, не обращаться каждый раз к непосредственному опыту.

Мышление не может быть исследовано непосредственно, поскольку оно отлично от других изучаемых нами объектов – например, почва, скалы, грибы и др. И лишь исследуя деятельность, поведение в различных ситуациях, речь человека, психопатологические явления, мы в состоянии делать выводы о том, что у него есть такие способности, как определённые черты и свойства мозга, их мы и расцениваем как мышление.

При помощи мышления мы перерабатываем данные нашего опыта, который накопился в результате сознательной выработки целей, без осуществления которых нам не постичь необходимого. Осуществление такого рода целей предполагает выдвижение предположений, при помощи которых человек сможет выявить, наконец, глубинные признаки, взаимосвязи и отношения между предметами, которые нас окружают. Основными формами мышления выступают: понятие, суждение (высказывание) и умозаключение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.