Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания понятия




Часть 1

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ ЛОГИКИ

Часть 1

1. Основания понятия

2. Разграничение понятий по видам

2.1. Виды понятий по их содержанию

2.2. Виды понятий по их объему

Часть 2

1. Отношения между понятиями

1.1. Отношения между понятиями по их содержанию

1.2. Отношения между понятиями по их объему

2. Операции с понятиями

2.1. Обобщение и ограничение понятий

2.2. Определение понятий

2.3. Деление понятий

 

Мы живем в мире, в котором находится великое множество предметов. Определяя предмет с общетеоретических позиций, мы говорим, что этим термином мы обозначаем некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе деятельности и познания. Однако гораздо чаще понятие «предмет» мы употребляем в менее строгом смысле, отождествляя с понятием объекта или вещи.

В соответствии с материальной или идеальной природой объекта, соотносящегося с данным предметом, предмет может быть материальным (живой организм, планета как предмет познания) или идеальным (математическая формула, концептуальный образ, взятые как предмет познания). Здесь же в нашей лекции под предметом мы будем подразумевать все то, на что может быть направлена мысль т.е. любой объект мысли: не только конкретные вещи, явления, но и их свойства, отношения, предметы действительные и мнимые, уже существующие и в принципе возможные в будущем.

Предметы имеют сложный характер, поскольку состоят из элементов связанных между собой, обладают теми или иными свойствами. Кроме того предметы находят в определенных связях и отношениях с другими предметами. То что позволяет рассматривать предмет именно как данный, а не какой-то другой предмет, служит для нас признаком. Признак – это наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами. Слово «признак» также часто используется в юридической сфере – признаки преступления, анатомические признаки трупа и т.д.

Признаки предмета могут быть общими и отличительными, существенными и несущественными родовыми и видовыми, и т.п. Особенно важную в нашей жизни роль играют общие, существенные, т.е. необходимые признаки предмета, поскольку они лежат в основе понятия.

 

 

Образование понятия – чрезвычайно сложный диалектический процесс. Процесс этот предполагает активность субъекта и проходит в несколько этапов. Выделяют следующие этапы:

1) Анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его признаки.

2) Сравнение – мысленное выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.

3) Синтез – мысленное соединение признаков предмета, которые обобщаются в некотором понятии, в единое целое.

4) Абстрагирование – мысленное выделение в предмете существенных признаков и отвлечение от других, сосредоточение внимание на чем-то одном.

5) Обобщение – мысленное объединение предметов одного рода, их группировка на базе тех или иных общих существенных признаков; оно связано с различными индуктивными процедурами.

Перечисленные этапы тесно связаны между собой и образуют единый процесс. Итогом является мысль, принимающая неизменно одну и ту же форму – форму понятия, хотя мысль эта и имеет безбрежно разнообразное содержание.

Понятие представляет собой форму мышления, которая отражает предмет в его общих и существенных признаках, мыслимых в их единстве.

По мере того как развивается действительность, возникают и новые понятия. С возникновением частной собственности появляется возможность ее нарушения – кража, и средство ее защиты от кражи – право. Это находит свое отражение в соответствующих понятиях, например, понятия «право», «закон».

Процесс развития познания, открытие в предметах новых свойств, сторон, отношений также способствует возникновению новых понятий. Например, так возникли новые понятия наук: электричество, сопротивление металлов, наследственность и др.

По мере того как развивается познавательная способность человека, от простых абстракций мысль направляется к более глубоким абстракциям, которые все полнее отражают действительность, например, «природа», «общество» и т.д.

Понятия служат способом духовного освоения человеком окружающего мира, затем он будет в состоянии и освоить его практически, восстановив экологический баланс.

Чтобы не произошло искажения сущности предметов, что сделает неудачной нашу практическую деятельность, в понятии объединяться лишь то, что едино в самой действительности. Несерьезно объединять в одну категорию, например, гвоздику и наказание.

Понятие выполняет прежде всего познавательную функцию, поскольку в нем накапливаются успехи познавательной, абстрагирующей деятельности человека. Являясь результатом предшествующего процесса познания, понятия выступают далее инструментом последующего познания. Обобщив, например, твердые тела, жидкости и газы, и сформировав понятие «вещество» люди распространили его на новое, ранее неизвестное, вещество – плазму.

Постепенно, по мере накопления, наши знания уточняются приводятся в систему, превращаясь затем в науку. Невозможно себе представить науку без понятий. А в настоящее время, как известно, без науки (без ее успешного развития и философского осмысления) у человечества нет будущего.

Юридические науки оперируют такими понятиями, как «право», «законность», «конституция» и т.д. Специфика их в том, что в них отражается широкий спектр общественных отношений между людьми, которые регулируются правом. С его помощью устанавливаются нормы поведения людей в обществе, совершенствуются сами отношения.

Функция средства общения проявляется в том, что оформив свои знания в виде понятий, люди обмениваются ими в ходе совместной деятельности и передают их последующему поколению. Тем самым осуществляется социализация, поддерживается преемственность поколений, развитие общества.

Структура понятия характеризуется тем, что в понятии принято выделять содержание и объем. Содержание – это система общих существенных признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение понятия.

Например, содержание понятий «право» составляют такие его признаки как, «совокупность норм поведения людей», их «установление и санкционирование государством», их «обеспечение принудительной силой государственных органов» и др. Эти признаки – общие и существенные для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют право среди других общественных явлений – философии, религии, искусства, морали, политики.

Важно помнить, что мыслимые в понятии признаки существуют не по отдельности, а в непосредственной связи друг с другом, образуя определенного рода систему. В этом отражается системный характер самой действительности.

Среди признаков, образующих содержание понятия различают родовые и видовые признаки.

Например, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», этот признак является родовым и для морали. Но, если нормы морали вырабатываются самими людьми в процессе их общения и обеспечиваются силой общественного мнения, то, в свою очередь, видовыми отличительными признаками права служит то, что его нормы устанавливаются и санкционируются государством, а их исполнение обеспечивается соответствующими органами государственного принуждения.

Объем понятия – это множество предметов, которые характеризуются системой признаков, составляющих содержание понятия. Например, объем понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем.

Объем понятия можно представить графически в виде круга.

 

А

 

Содержание и объем понятия находятся в тесной взаимосвязи – определенному содержанию понятия соответствует определенный объем и, - наоборот.

С уменьшением объема понятия его содержание увеличивается, так как число признаков в нем увеличивается, и, наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Существует закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, это один из логических законов.

Его действие распространяется на такие понятия, из которых одно выступает подклассом или элементом другого и находит проявление в процессе таких логических операций как обобщение и ограничение понятий. Например, понятия «человек», «германец», «австриец». Содержание понятия «Человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независимо от того германцы они или славяне, или камбоджийцы». Содержание понятия «германец» - богаче: оно включает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки германцев (в отличие от славян, в отличие от народов романской языковой группы и народов других групп). Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем, в понятии «германец» мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, а именно германцы (т.е. немцы, австрийцы, голландцы, шведы, датчане и другие народы германской языковой группы). Содержание же понятия «австриец» еще богаче. К признакам всех людей вообще и германцев в частности присоединяются и специфические признаки австрийцев (в отличие от тех же немцев, голландцев, шведов и других народов, входящих в германскую языковую группу). Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть германцев – именно австрийцы.

 

z y x

 

Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций, будучи наиболее тесно связан с мышлением. Связь эта нередко трактуется как параллелизм речевых и мыслительных процессов, что связано с упрошенным толкованием языкового значения как непосредственного отражения объекта.

Языковым средством фиксации мысли, ее хранения, и передачи другим людям служит слово – материальный носитель понятия. В слове различают значение и смысл. Значение это стоящие за словом предметы, которые образуют объем понятия. А в основе смысла лежит знание о предметах, составляющее содержание понятия.

Всякое понятие выражается словом или словосочетанием, но не всякое слово выражает понятие. Это, например, междометия, в которых непосредственно выражены не мысли, а чувства («ох!», «ух!», «дзе-дзе!», «ай!», «эге-ге-ге!» и некоторые другие), хотя чувства тоже могут быть предметом мысли и о них возможны свои понятия («ужас», «переживание», «негодование» и др.). Это и союзы, частицы («где», «когда», «поэтому», «нет» и др.).

В одном и том же языке понятие может быть выражено разными словами, например: «око» - «глаз», «храбрый» - «смелый» - «отважный», «юрист» - «правовед». Это синонимы.

Но одно и тоже слово может заключать в себе несколько понятий. «Коса» - орудие труда земледельца, песчаная полоса на берегу моря или реки и вид женской прически. «Закон» - это и объективный закон природы, общества, мышления, и юридический закон. Это омонимы.

Точное языковое оформление понятий, выражение их в соответствующих им словах и словосочетаниях есть обязательное условие правильного мышления. И наоборот, обязательным условием правильной речи выступает употребление слов в соответствии с теми понятиями, которые они выражают. Синонимия иногда таит в себе опасность логических ошибок – смешение понятий, подмены понятий и др.

В юридической литературе отмечалось, что в качестве синонимов часто используют слова, за которыми стоят разные понятия. Часто смешивают, путают «заявление» и «жалобу», «донос» и «оговор», «помилование» и «амнистию». А от этого усложняется дело, возникает недопонимание, страдают невиновные.

Омонимы тоже надо употреблять осторожно. Если мы скажем – «Закон сохранения и превращения энергии» но «Закон об индивидуальной трудовой деятельности», то такое употребление слова «Закон» будет правильным – в соответствии с различиями понятий «объективный закон» и «юридический закон». Если же мы скажем «Закон о сохранении и превращении энергии» и «Закон индивидуальной трудовой деятельности», то в обоих случаях сочетание слова «закон» с другими словами будет неправильным.

Если одно и тоже слово употребляется в разных значениях одновременно, то такая ошибка в логике называется амфиболией (двусмысленностью). Очень удачно их использовал в учебных и развивающих целях Льюис Кэррол в своих книгах.

Многозначность слов подчас создает трудности в науке и технике. Поэтому здесь стремятся к однозначности в употреблении тех или иных слов, за которыми стоят понятия. Для этого вырабатываются системы терминов – т.е. слов, имеющих один и тот же смысл (во всяком случае, в рамках данной науки или отрасли техники).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.