Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Психические процессы память, мышление, речь, воображение




Вопросы для экспресс-контроля по лекции 2

1. Дайте определение понятия «ощущение».

2. Дайте определение понятия «восприятие»

3. Дайте определение понятия «апперцепция»

4. Перечислите модальности ощущений.

5. Назовите количественные меры ощущений.

6. Перечислите свойства образа восприятия.

7. Объясните предметность восприятия.

8. Объясните константность восприятия.

9. Объясните целостность восприятия.

10. Объясните категориальность восприятия.

11. Что такое концептуальная модель образа полёта?

12. Что такое «иллюзии»?

13. Какие бывают иллюзии в полёте.

14. Что такое преднамеренное восприятие для пилота?

15. Какие пути развития наблюдательности Вы знаете?

16. Назовите наиболее вероятные причины возникновения иллюзий в полёте.

17. Что относится к мерам по предупреждению иллюзий в полёте?

18. Дайте определение понятия «внимание».

19. Перечислите свойства внимания.

20. Охарактеризуйте объём внимания.

21. Охарактеризуйте переключаемость внимания.

22. Охарактеризуйте устойчивость внимания.

23. Охарактеризуйте концентрацию внимания.

24. Охарактеризуйте распределяемость внимания.

25. Что такое непосредственное и опосредованное внимание?

26. Что такое произвольное и непроизвольное внимание?

 

Память – психический процесс, обеспечивающий запоминание, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение – основные составляющие процесса память.

Классификации памяти:

- по органам чувств;

- по участию воли (произвольная и непроизвольная);

- по участию мышления (механическая и логическая);

- по использованию мнемотехнических средств (непосредственная и опосредствованная);

- по сроку хранения информации (мгновенная, краткосрочная, оперативная, долгосрочная и генетическая).

Рис.2 Взаимодействие блоков памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину

Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Рис.3 Виды мышления

 

Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Качества мышления: широта, глубина, скорость, гибкость, критичность, самостоятельность и др.

Логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстракция.

Результаты мышления: понятие, представление, суждение, рассуждение, обоснование, умозаключение, определение.

Способы производства умозаключений: индукция и дедукция.

Понятие интеллекта. Тест IQ.

Два алгоритма мышления:

- выбор наиболее оптимального из существующих решений проблемы;

- формирование собственного решения проблемы.

Два типа мышления: интуитивный и логический. Творчество. Креативность. Мозговая атака.

Особенности мышления лётного состава. Формирование мышления лётного специалиста.

Речь как психический процесс и средство мышления. Полиморфность речи. Речь внутренняя и внешняя (устная и письменная).

Понятие о коммуникации. Коммуникации вербальные и невербальные.

Воображение - это психический процесс создания новых обра­зов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

Воображение активное (продуктивное и репродуктивное) и пассивное.

Основная интеллектуальная задача пилота при пилотировании ВС – формирование ситуационной осознанности.

Согласно классическому определению Мика Эндсли, ситуационная осознанность (дословный перевод с английского SituationalAwareness) представляет собой «чувственное восприятие элементов обстановки в едином пространственно-временном континууме, осознанное восприятие их значения, а также проецирование их в ближайшее будущее».

Следовательно, ситуационная осознанность – результат сложной работы сознания членов экипажа, условно состоящий из текущего образа полёта и совокупности образов-результатов его экстраполяции. Образ полёта в данном контексте представляет собой субъективную обработку объективной информации о полёте, в результате которой сформировано понимание текущего состояния воздушного судна и всех элементов деятельности, так или иначе связанных с ним. Можно предположить, что формирование подобной возможности получения полномасштабной мысленной картины со всеми связями и взаимосвязями, обеспеченной одновременно результатами экстраполяции, обеспечивается наличием навыка соответствующего системного мышления. Наличие такого навыка (особенно – в нестандартной ситуации полёта) является одним из ведущих компонентов профессиональной надёжности пилота и напрямую влияет на безопасность полёта. Первоочередная задача пилота при обнаружении экстремальной ситуации – оперирование той ситуационной осознанностью, которой он обладает. Таким образом, от качества ситуационной осознанности зависит эффективность предпринимаемых мер. Качества когнитивных способностей пилота (внимания, памяти, мышления, воображения) напрямую влияет на его возможность формирования ситуационной осознанности, а значит – должны находится на самом высоком уровне самоконтроля будущего пилота и при необходимости – самостоятельно корригироваться.

 

Практическое занятие по лекции 3 рассматривает: значение уровня развития памяти для надёжной лётной деятельности. Методы совершенствования памяти. Пути формирования мышления лётного специалиста. Коммуникации в лётной работе. Особенности и функции, барьеры на пути успешной коммуникации, значение успешной коммуникации для безопасности полёта. Значение воображения для эффективности лётной работы. Примеры психологических тестов, использующих работу воображения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.