Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление психологии развития человека 1 страница




Схема периодов и стадий развития по В. И. Слободчикову

 

    Мат- возрас-  
    рица та  
Ступени Период становления Период реализации
развития со-бытийности само-бытности
суоъекшъ кри- стадии кри- ста-
-ности зисы   зисы дии
  рож- принятия раз- освое-
  дения   вития ния
Оживление родовой новорож- кризис младен-
      но- че-
  кризис: денность ворож- ство

  (-2 мес)-(+3 нед) (новорож­денный): 0,5-4,0 мес ден-ности: 3,5-7,0 мес (младе­нец): 6—12 мес
Одушевле­ние кризис мла­денче­ства: 11-18 мес раннее дет­ство (ди­тя): 1 год 3 мес— 3,0 года кризис ран­него дет­ства: 2,5-3,5 года дошко­льное детство (ребе­нок): 3-6,5 го­да
Персона-лизация кризис дет­ства: 5,5-7,5 лет отрочест­во (отрок): 7,0 лет-11,5 года кризис от­рочест­ва: 11,0-14,0 лет юность (юно­ша): 13,5 го-да-18,0 лет
Индивиду­ализация кризис юности: 17,0 лет-21,0 год молодость (молодой человек): 19,0-28,0 лет кризис мо­лодо­сти: 27,0 лет-33,0 го­да взрос­лость (взрос­лый): 32,0- 42,0 года
Универса­лизация кризис взрос­лости: 39,0-45,0 лет кризис ин-дивиду-аль-ной жизни зрелость (зрелый муж): 44,0 года-60,0 лет кризис зре­лости: 55,0-65,0 лет старость (старик): 62,0 года

По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъектив­ности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени — это всегда новое (потенци­ально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую сту­пень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней — это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения — как кризис са­моидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм со=бытийности (на стади-


ях принятия), в кризисах развития — как кризис со=бытийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, само=бытности (на стадиях освое­ния). То, что предложенное В. И. Слободчиковым чередование критических и ста­бильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтвер­ждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторе­ния имеют и стабильные стадии.

Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при опреде­ленных условиях сделать для повышения ранга субъектности).

Рассмотрев процессы, участвующие в развитии, протяженность и членение вре­менной дистанции, мы можем сформулировать рабочее определение предмета пси­хологии развития. Предметом психологии развития будем считать психическое развитие, которое определяется как фило-, антропо-, онто- или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержа­щий, с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и, с другой, линии количественных изменений, связывающие их ме­жду собой.

Выводы и заключения

1. Развитие может быть проанализировано с точки зрения охватываемых
им временных дистанций, в качестве которых выступают филогенез,
антропогенез, онтогенез и микрогенез.

2. Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые эта­
пы составляет проблему периодизации развития.

3. Построение периодизации зависит от теоретических ориентации авто­
ра: так, периодизация С. Холла создана по аналогии со ступенчатооб-
разным построением других процессов развития; периодизации 3.
Фрейда, Ж. Пиаже и др. связаны с выделением какого-либо одного
признака психического развития; периодизации Э. Эриксона, Л. С. Вы­
готского, В. И. Слободчикова ориентированы на существенные внут­
ренние закономерности самого процесса развития.

КАТЕГОРИЯ ВОЗРАСТА

Категория возраста. Системы отсчета для анализа возрастных категорий. Неравномерность и гетерохронностъ развития. Кризисы развития.

Возраст — одна из фундаментальных и сложных категорий психологии разви­тия. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из кото­рых широко применяются как в исто-рико-биологических науках, так и в науках о неживой материи — это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количе­ством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент


возникновения объекта до момента его измерения. Это — чисто количественное, аб­страктное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локали­зацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется да­тировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления74 ме­стоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некото­ром процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных призна­ков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предпола­гает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы от­счета и принципов ее расчленения.

В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречи­выми. Как указывает И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории во­обще не имеют смысла.

Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биогра­фия»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производ­ные («возрастные свойства»).

Все события развития совершаются в абсолютном времени. Понятие абсолют­ного времени условно и абсолютно в том смысле, Что в его шкалу укладываются все человеческие жизни, обретая там свое место, соотнесенное по времени с другими жизнями и другими процессами развития и бытия всего сущего вообще.

Хронологический возраст — это возраст отдельного человека, начиная с момен­та-зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хро­нологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологиче­ские возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (воз­растное соответствие).

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций ор­ганизма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологи­ческие, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости (биология располагает стати­стическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответ­ственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический воз­раст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим норма­тивным среднестатистическим симптомокомплексом.

Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные иссле­дования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психи­ческие изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологи­ческий возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хроно-


логического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального разви­тия человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, кото­рые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу, дела­ем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают — то больше.

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измере­ние. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, за­висящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно вос­принимаемой степени самореализации личности.

Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проеци­рует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

Вторая система отсчета — социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когорт-ные различия» и т.д.

Третья система отсчета — возрастной символизм, т.е. представления о возрас­тных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представите­ли разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).

Рассмотрим понятие возраста в каждой из этих систем.

I. Индивидуальное развитие: жизненный путь индивида. Поскольку индиви­дуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с за­ложенной в нем филогенетической программой, его периодизация неизбежно поко­ится на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индиви­дуальные возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии воз­растных стадий (фаз, этапов, периодов), или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.), известных с древности:

Если хочешь ты жизнь прожить счастливо, Чтоб Лахеса дала увидеть ста­рость, — В десять лет ты играть, резвясь, обязан; В двадцать должен от­даться ты наукам, В тридцать лет ты стремись вести процессы, В сорок лет говори изящной речью, В пятьдесят научись писать искусно, В шестьдесят насладись приобретенным; Семь десятков прошло — пора в могилу; Если восемь прожил, страшись недугов, В девяносто рассудок станет шатким, В сто и дети с тобой болтать не станут.

Линдин. «О возрасте»

Возрастные свойства отвечают на вопрос: чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной возрастной ста­дии отличается от среднестатистического индивида другого возраста? Возрастные процессы отвечают на вопрос, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую?


Исследование онтогенеза сталкивается со множеством методологических трудно­стей. Прежде всего встает вопрос о границах каждого изучаемого периода жизни. Подавляющее большинство исследований по возрастной психологии, начинаясь с детства, до взрослости не доходят, и о том, как изменяется человек после достиже­ния половой и социальной зрелости и до начала старения, психологи знают не так уж много. Лишь в последние годы вместо разобщенного изучения, с одной стороны, процессов созревания и формирования личности (детство, отрочество и юность), а с другой — старения, ученые поставили своей целью исследовать все пространство человеческой жизни от рождения до смерти. Но в эксперименте охватить такой большой отрезок времени практически невозможно.

Термины, в которых психология развития описывает возрастные процессы (рост, созревание и т.п.), уходят своими корнями в биологию и подразумевают прежде все­го онтогенез. Но реальная биография, жизненный путь индивида значительно богаче и шире онтогенеза — она включает историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника опреде­ленного поколения». Здесь налицо взаимодействие двух рядов развития, которые Л. С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).

Любой анализ жизненного пути должен учитывать принципиальную многомер­ность возрастных свойств и критериев их оценки: биологический возраст соотно­сится со свойствами организма и его отдельных подсистем; социальный возраст — с положением индивида в системе общественных отношений; психический возраст — с характером сенсомоторной, умственной и тому подобной деятельности.

По мере развития науки каждое из этих понятий все больше дифференцируется. Так, биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной, возраст полового созревания и т.д. Социальный возраст представляет собой набор норма­тивно-ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и со­циальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студен­ческий, рабочий, пенсионный возраст; брачный возраст; возраст гражданского со­вершеннолетия и т.п., имеют явно социальное происхождение и смысл.

При этом необходимо также различать нормативные и фактические критерии возраста. Так, например, юридический брачный возраст, т.е. минимальный возраст, по достижении которого индивид по биологическим и социальным показателям име­ет законное право вступать в брак, — совсем не то же самое, что демографические показатели брачности (вероятность вступления в брак в определенном возрастном интервале, средний возраст вступления в брак и т.д.). Соотношение их также исто­рично. В современном индустриальном обществе большинство людей вступают в брак значительно позже, чем это допускается законом, тогда как в средневековой Европе или в Индии недавнего прошлого дело обстояло наоборот: браки нередко за­ключались до наступления юридического брачного возраста и даже до полового со­зревания (так называемые детские браки).

Еще более многообразны индикаторы психического возраста. Наряду с общепси­хологическими нормативами (которые, впрочем, тоже не бесспорны) вроде умствен­ного возраста, психологи используют множество частных индикаторов, например степень нравственной зрелости человека, рекреационный возраст (насколько досуг подростка соответствует тому, что статистически типично для его возраста), психо­сексуальный возраст и т.д.

\ Многомерность возрастных свойств усугубляется принципиально неустранимой неравномерностью и гетерохронностью (асинхронией) протекания возрастных процессов. Первая обнаруживает себя в том, что психические функции индивида-


развиваются неравномерно (есть спады и подъемы в их развитии, есть сензитивные периоды становления функций и т.д.), разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Гетерохронность (меж- и внутри-личностная) вы­ражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития, а также в несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида, например темпов физического роста и поло­вого созревания, наличии диспропорции между интеллектуальным и нравственным развитием и т.п.

Многомерность возрастных свойств и гетерохронность возрастных процессов де­лают любую научную периодизацию жизненного пути и его отдельных этапов заве­домо условной, допускающей многочисленные вариации и отклонения от статисти­чески среднего, которые являются вполне нормальными, неустранимыми, представ­ляя собой разные типы развития.

Не менее существенны социально-исторические вариации жизненного пути. Как считают антропологи, имеется определенная филогенетическая закономерность, со­гласно которой в процессе биологической эволюции возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида. Оно проявляется, во-первых, в нарастании длительно­сти периода индивидуального существования, в течение которого накапливается ин­дивидуальный опыт, оказывающий влияние на дальнейшую эволюцию, и, во-вторых, в нарастании вариативности (морфологической, физиологической и психи­ческой) внутри вида.

Такая же закономерность обнаруживается и в человеческой истории. Кроме об­щего удлинения продолжительности жизни человека по сравнению с другими ан­тропоидами, меняется соотношение и длительность ее этапов. С одной стороны, по­вышается значение подготовительного этапа жизнедеятельности, происходит удли­нение детства как периода первичного обучения и социализации. С другой стороны, в ходе эволюции возрастает приспособительное значение старости как этапа онтоге­неза, поскольку старые особи в популяциях, передавая накопленную ими социаль­ную информацию более молодым, способствуют увеличению устойчивости и эво­люционных возможностей популяции. Как подчеркивал Б. Г. Ананьев, в этом прояв­ляется обратное воздействие жизненного пути на онтогенез. Поэтому, хотя возрас­тные категории первоначально зародились и часто мыслятся обыденным сознанием как онтогенетические инварианты, их необходимо рассматривать в более сложной системе отсчета.

Принято использовать три основных термина для описания индивидуального развития в его целом — время жизни, жизненный цикл и жизненный путь.

Время жизни, или протяженность, пространство жизни (англ. life time или life span) обозначает временной интервал между рождением и смертью. Чем заполнено это временное пространство, термин не уточняет. Популярное сегодня понятие «life span developmental psychology» означает изучение психического развития индивида на протяжении всей его жизни. Ее определяют как описание и объяснение онтогене­тических (связанных с возрастом) поведенческих изменений от рождения до смерти. Такой подход плодотворен, поскольку смысл и значение отдельных фаз индивиду­ального развития можно понять лишь в связи с целым. Продолжительность времени жизни имеет важные социальные и психологические последствия: так, от нее во многом зависят длительность сосуществования поколений и продолжительность первичной социализации детей. Тем не менее «время жизни» — понятие формаль­ное, обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального существования безотносительно к его содержанию.

Понятие жизненного цикла предполагает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы («возрасты жизни» или «времена жизни», подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот.


Идея циклического круговорота человеческой жизни, подобного цикличности природных процессов (чередованию дня и ночи, смене времен года и т.п.) — один из древнейших образов человеческого сознания.

Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно явля­ются циклическими. Так, организм нормально проходит последовательность рожде­ния, роста, созревания, старения и смерти. Личность сначала усваивает, затем вы­полняет и, наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), а затем тот же цикл заново повторяют ее по­томки. Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (де­ти) сначала учатся у старших, затем активно действуют рядом с ними, а петом, в свою очередь, социализируют младших. Не лишены эвристической ценности и ана­логии между восходящей и нисходящей фазами развития. Образ «впадающей в дет­ство» старости — не просто метафора, а отражение целого ряда вполне реальных психофизиологических процессов (ослабление сознательного самоконтроля, изме­нение временной перспективы, ослабление половой дифференциации и т.д.).

Однако понятие цикличности предполагает некоторую замкнутость, завершен­ность процесса, центр которого находится в нем самом. Между тем важнейшие про­цессы развития индивида как личности невозможно понять без учета его взаимодей­ствия с другими людьми и социальными институтами. Прежде всего, это касается трудовой жизни человека. Ее можно, конечно, представить в виде цикла, включаю­щего фазы подготовки к труду, начала трудовой деятельности, пика профессиональ­ных достижений, спада активности и выхода на пенсию. Но такая модель представ­ляется чересчур общей, индивидуальные вариации, которыми так богата трудовая жизнь индивида, в нее не укладываются.

Наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания индивидуального развития — Л жизненный путь». Он характеризует идущие сквозь возрастно-дифференцированное время жизни пути к социальным шаблонам в расписании, длительноти, локализации и порядке событий. Время наступления со­бытия может быть столь же важным для жизненного опыта индивида, как и само со­вершение этого события, и степень или тип приносимых им перемен.

Возрастная дифференциация проявляется в экспектациях и выборах, влияющих на процессы решения и на течение событий, которые придают форму стадиям жиз­ни, переходам и поворотным пунктам. Такая дифференциация основывается на со­циальных значениях возраста и биологических фактов рождения, полового созрева­ния и смерти. Эти значения изменялись на протяжении социально-культурной исто­рии человечества, что хорошо видно при изучении социально признанных возрас­тных категорий, степеней и классов.Системное изучение жизненного пути и биогра­фический метод заняли в последние годы важное место в психологии развития.

До недавнего времени психологи изучали процессы индивидуального развития так, как если бы эти процессы совершались в неизменном социальном мире, тогда как историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида. Сегодня_ясног-чт-о-нужно изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. И в свете новой ме­тодологической перспективы возрастные различия — не просто следствие универ­сальных этапов онтогенеза, но результат сложного переплетения траекторий инди­видуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семей-ного цикла.

Содержательная характеристика возрастных процессов, свойств и стадий инди­видуальной жизни может быть дана либо в системе онтогенеза, субъектом которого является организм, либо в системе жизненного цикла, субъектом которой является средний индивид в единстве его биосоциальных характеристик, либо в системе жиз­ненного пути, субъектом которого является личность. Однако эти системы не рядо-


положны, ибо жизненный путь личности включает в себя жизненный цикл индиви­да, а этот, в свою очередь, включает онтогенез. Относительно и различие «биологи­ческих» и «социальных» возрастных процессов и свойств. Хотя процессы роста, со­зревания и старения организма автономны от процессов усвоения, выполнения и ос­тавления личностью определенных наборов социальных ролей, главные психические процессы и свойства являются интегративными и не поддаются делению на биоло­гические и социальные.

Историко-культурный анализ жизненного пути и его отдельных компонентов от­нюдь не отрицает онтогенетических инвариант развития в его целом — развития ин­дивида. Но он проясняет и подчеркивает ведущую роль, которую играют во взаимо­действии биологического и социального исторические условия. Ничто не может из­менить инвариантную последовательность циклов детства, взрослости и старости, но длительность и содержание каждого из них существенно зависят от социальных факторов. Причем эта зависимость имеет не только количественный, что наглядно видно при изучении динамики продолжительности жизни или процессов акселера­ции, но и качественный характер.

Современная наука уделяет особенно много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии.

В биологии и психофизиологии это критические периоды, когда организм отли­чается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к определенным внешним или/и внутренним факторам, воздействия которых именно в данной (и никакой дру­гой) точке развития имеют особенно важные необратимые последствия. В социоло­гии и других общественных науках этому соответствует понятие «социальный пере­ход» индивида или группы людей из одного социального состояния в другое (на­пример, из детства в отрочество или из категории учащихся в категорию работаю­щих). Специфически этнографический аспект данной проблемы — культурные «об­ряды перехода» и их частный случай — инициации.

Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождают­ся какой-то, подчас болезненной психологической перестройкой, психология разви­тия выработала особое понятие «возрастных кризисов», или «нормативных кризисов развития». Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности и т.д. Но так как в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то и кризисы эти называются «нормативными» (понятие нормативного кризиса предложено Э. Эриксоном).

Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком среднем возрасте индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависят глубина и длительность соответствующего норма­тивного кризиса и каковы типичные варианты его разрешения.

Но вед и нас интересует не структура жизненного пути среднестатистического индивида, а биография индивидуальной личности, объективные данные необходимо дополнить субъективными. Периодизация строится здесь по тем событиям, которые стали поворотными пунктами в развитии личности и ее жизненного мира, что пред­полагает внутреннюю систему отсчета.

Как ни близки все названные понятия в философском смысле, обозначая локали­зованный во времени скачок, они коренятся в разных системах отсчета и невыво-димы друг из друга: критические периоды суть инварианты онтогенеза, возрастные переходы производим от социальной структуры общества, а поворотные пункты относятся к индивидуальному жизненному пути (биографии).

Ни одно психофизиологическое (например, наступление половой зрелости) или


социально-психологическое (например, поступление в школу или вступление в брак) событие в жизни индивида не может быть понято, если не соотнести его с: а) хронологическим возрастом индивида в момент наступления данного события; б) когортной принадлежностью индивида, определяемой датой его рож-"дёнйя; в) ис­торической эпохой и календарной датой совершения этого события. Далеко не одно и то же, вступил ли человек в брак в 18 или в 30 лет; соответствовал ли возраст его вступления в брак среднестатистическим нормам для данного поколения (для этого нужно знать год его рождения) и в какой исторической обстановке произошло это событие, например, во время войны или в мирное время (для этого нужна календар­ная дата вступления в брак).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.