Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты личности 8 страница




Ядро профессиональной готовности специалиста составляют профессиональная направленность личности и профессиональное мастерство.

Особую роль в профессиональной готовности современного специалиста играет его коммуникативная готовность. Такая готов­ность предполагает наличие у профессионала достаточного уров­ня развития умений и навыков конструктивного и эффективного контактного взаимодействия с людьми, с профессиональной сре­дой, профессионального общения с сотрудниками и руководите­лями, готовности идти на деловое и личностное взаимодействие с коллегами по работе и способности устанавливать, поддержи­вать и развивать такое взаимодействие.

Коммуникативная готовность личности возможна лишь при достаточном уровне речевой культуры человека, его умении пра­вильно пользоваться словом, языком. Речевая культура личности — важный показатель уровня развития культуры ее мышления, а про­фессионально-речевая культура специалиста — показатель развития его профессионального мышления. Вот почему развитие общей и профессиональной речевой культуры при подготовке специалис-

тов является одним из неотъемлемых условий их личностного и профессионального становления.

Коммуникативная готовность специалиста предполагает раз­витие у него эмпатийности, доброжелательности, общительно­сти, чувства товарищества, коллективизма, готовности и способ­ности в своем взаимодействии с коллегами не создавать ненужной напряженности во взаимоотношениях, умений правильно разре­шать возникающие трудности, коллизии в отношениях сотрудни­ков, коллег по работе.

Важным условием успешности деятельности специалиста вы­ступают его готовность и способность к профессиональному и лич­ностному самоутверждению, его соответствующая активность в этом направлении; стремление наиболее полно и всесторонне ре-ализовывать себя как при решении профессиональных задач, так и во взаимоотношениях с сотрудниками, коллегами по работе. Успешность такого самоутверждения специалиста во многом за­висит от его желания и стремления добиться успеха, от его уста­новки на успех, от готовности к успеху.

В современной психологии есть немало разработок, посвящен­ных проблеме успеха (см. список рекомендованной литературы). Под успехом принято понимать удачное достижение желаемой цели. Ощущение человеком успешности решаемого дела зависит от двух решающих обстоятельств: фактического результата и уровня его притязаний (УП) в данной ситуации, которые выступают фор­мой выражения тех целей, которые человек ставил в своей дея­тельности.

Формула успеха может быть представлена следующим образом:

Успех =

Результат УП

Как видим, при одном и том же результате успех может быть разным (например, высоким, средним или низким) либо вооб­ще отсутствовать, что зависит от целей, которые ставил человек. И наоборот, при одном и том же уровне притязаний личности успех будет разным в зависимости от результата деятельности.

В достижении успеха профессиональной деятельности веду­щую роль играют личностные особенности специалиста. Из всего многообразия личностных параметров, необходимых для дости­жения жизненного успеха, В. Крофорд (см.: Три кита успеха. — СПб., 1997), опираясь на идеи Конфуция, высказанные в книге «Беседы и суждения», выделяет доброжелательность, мудрость и смелость. Автор разработал интересную методику для определе­ния того, чего человеку не хватает для достижения успеха в де­лах. Очевидно, что для достижения успеха современному

специалисту наряду с выделенными тремя китами успеха необхо­дим также соответствующий уровень и профессионального мас­терства.

В современных исследованиях выделяют следующие основные психологические предпосылки достижения успеха:

нужно мыслить категориями успеха;

приобрести уверенность в себе;

активизировать сильную мотивацию достижения;

твердо знать то, чего хотите добиться;

иметь ясный план действий, позитивную настроенность на

дело, уверенность в успехе;

важно каждое препятствие превращать в трамплин для про­движения к цели;

необходимо видеть удачи, частные успехи и испытывать при

этом ощущения радости и счастья.

Особую роль в успешности профессиональной деятельности играет сильная мотивация достижения успеха. Исследования по­казали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизни и деятельности человека. Люди с высоким уров­нем мотивации достижения более уверены в успешном исходе дела, активнее ищут необходимую для этого информацию, гото­вы принять ответственное решение, более решительны, настой­чивы, инициативны и чаще проявляют творчество в неопреде­ленных ситуациях. В большей степени ориентированы на успех (и чаще добиваются успеха) интерналы (по сравнению с экстер-налами).

Любая деятельность имеет стрессовый, а некоторые (воинская, спортивная, журналистика, полеты в космос, испытание летатель­ных аппаратов и др.) — особо стрессовый характер. При подго­товке современного специалиста крайне необходимо формиро­вать у него высокую стрессоустойчивость, готовность и способность успешно действовать в стрессовых обстоятельствах, уметь управлять своими психическими состояниями, использовать соответствую­щие психологические защиты.

Практика показывает, что специалист может и не проявить соответствующего уровня своего мастерства, профессионализма, если он не подготовлен действовать в затрудненных условиях, при воздействии на него стрессовых, экстремальных обстоятельств про­фессионального, социального, экологического и другого характера. И потому необходимым условием профессиональной готовности специалиста является психологическая готовность, которая харак­теризуется соответствующим уровнем устойчивости его психики к воздействию стрессовых обстоятельств, адаптивности личности, ее достаточной стрессозащищенностью, уверенности специали­ста в своих силах и возможностях, в целом соответствующим уров­нем надежности его психики.

Рассмотренные слагаемые профессиональной готовности „ г

ВОКУПНОСТИ СОСТаВЛЯЮТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ VDOBem mwA °"

личности специалиста. Уровень профессионализма

Современные представления о профессионализме на™™

смотренными аспектами включают также творческий W Успешность профессиональной деятельности современног

циалиста во многом зависит от его способности hSS

готовности к поиску видению и й П2

цалиста во многом зависит от его способност готовности к поиску, видению и решений новьП жизнью, общественной практикой задач Высокий S^ нализм современного специалиста предполагает н^ичиетвооче" ского начала в его труде, смелости в поиске новых ггу^ей следе™"

^/TMSSзадач как =

но действовать на современном рынке труда вностью Успеш-Вместе с тем важными слагаемыми профессиональной гот™ ности специалиста являются его профессионятт^о „ £ Диция, профессиональное мировоззрение^ неХодимыйТ Э?У" социального развития и соц/альной зр"ОСТ^^лГнти 'Г листа позволяющий ему правильно ориентироваться I

Г1Г^=ГСКОЙ ПРаВ°В0Й

психики, сознания, организма к жизнедеятельности в цело»Гп„^ этом частьк> основной и базовой, определяющей успешГстье?"

„^* W? дамографической обстановки на Земле ле мографический взрыв- jcmjic, де-

,усиление адаптационного по-

Наряду с этим одним из направлений работы по повышению жизнестойкости современного специалиста являются его валео-логическая подготовленность, его готовность и способность прояв­лять квалифицированную заботу о своем физическом и психиче­ском здоровье.

Практика показывает, что характерным для подавляющего боль­шинства населения нашего социума, и в этом отношении квали­фицированные работники, специалисты не исключение, являют­ся низкая культура отношения к своему здоровью, низкая культура образа жизни, поддержания и укрепления психического и физи­ческого здоровья.

В связи с этим валеологическое воспитание специалистов, все­го населения предполагает решение прежде всего следующих про­блем:

1) изменение отношения к своему здоровью, формирование позитивно-конструктивного отношения к нему;

2) проведение комплекса мер по поддержанию и укреплению психического и физического здоровья.

Среди комплекса мер по поддержанию и укреплению здоровья человека особую роль играют:

коррекция имеющихся у индивида негативных комплексов, привычек, установок и т.п., разрушительно влияющих на психи­ку и организм человека;

повышение стрессоустойчивости и психологической защи­щенности человека от негативного влияния среды на его орга­низм и психику;

обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда.

Интересный подход к решению этой проблемы предлагает В. М. Шепель. Среди основных направлений этой деятельности в первую очередь он выделяет такие:

а) самоорганизация труда, личная организованность, рацио­нальное распределение рабочего времени, правильное оборудо­вание рабочего места;

б) правильная организация личной жизни. Очень важно, что­бы личная жизнь была упорядочена, наполнена смыслом и соот­ветствовала требованиям поддержания и сохранения психиче­ского и физического здоровья человека. Личная жизнь носит оздоровительный характер, когда человек отказывается от вред­ных привычек, и прежде всего от алкоголя и курения, осуществ­ляет продуманное и сбалансированное питание (умеренное структурированное по содержанию, раздельное, акцентное), обеспечивает себе благотворный интим, создающий ощущение счастья, уюта семейной жизни, радости родительских отноше­ний, удовлетворения сексуальными отношениями (подробнее см.: Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М., 1992).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понимание профессиональной готовности специалиста.

2. Проанализируйте основные виды профессиональной готовности специалиста и покажите их взаимосвязи.

3. Что вы понимаете под психологической готовностью специалиста к профессиональной деятельности? Раскройте ее структуру.

4. Раскройте содержание основных компонентов психологической го­товности специалиста к профессиональной деятельности.

5. Обоснуйте психологические предпосылки достижения успеха в про­фессиональной деятельности специалиста.

6. Что вы понимаете под профессионализмом личности современного специалиста? Раскройте его слагаемые.

7. Обоснуйте необходимость подготовки современных специалистов в вопросах безопасности жизнедеятельности.

8. Раскройте понимание и необходимость валеологической подготов­ки современного специалиста.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Психология

Основная

Абрамова Г. С. Практическая психология. — Екатеринбург, 1998.

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. — М., 1990.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. — М, 1995.

Адлер X. НЛП: современные психотехнологии. — СПб., 2000.

Андреева Г. М. Психология социального познания. — М., 1997.

Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988.

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная соци­альная психология на Западе: (Теоретические направления). — М., 1970.

Аниупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 1999.

Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психоло­гию: Пер. с англ. — М., 1998.

Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977.

Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? — М., 1992.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1990.

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1997.

Бородкин Ф., Коряк Н. Внимание: конфликт. — Новосибирск, 1989.

Бороздина Г. В. Психология делового общения. — М., 1999.

Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996.

Брэй Р. Как жить в ладу с собой и миром? — М., 1992.

Вундт В. Проблемы психологии народов. — М., 1912.

Голизик Э. Преодоление стресса за 60 секунд. — М., 1995.

Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. — М., 1995.

Гриндлер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. — Воронеж, 1995.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — Л., 1987.

Дольник В. Р. Вышли мы все из природы. — М., 1996.

Донцов А. И. Психология коллектива. — М., 1985.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1996.

Дружинин В. Психология семьи. — М., 1996.

Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. — М., 1997.

Ершов П. М. Потребности человека. — М., 1990.

Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995.

Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д, 1998.

ЗимичевA.M. Психология политической борьбы. — СПб., 1993.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 2000.

Ильин Е. П. Мотивация поведения. — СПб., 2000.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

Катаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.

Каширин В. П. Методические рекомендации по курсу «Основы психо­логии и педагогики». — М., 1997.

Каширин В. П. Основы психологии и педагогики. — Йошкар-Ола, 1998.

Каширин В. П. Самоутверждение курсантов: (Социально-психологиче­ский анализ). — М., 1984.

Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы ру­ководства. — М., 1978.

Корнелиус X., Феир Ш. Выиграть может каждый. — Пермь, 1992.

Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. — М., 1995.

Крегер О., Тьюсон Дж. М. 16 дорог любви. — М., 1995.

Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. — Л., 1990.

КриулинаА.А. Психология общения. — Курск, 1993.

Кричевский Р.Д., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991.

Крофорд В. Три кита успеха. — СПб., 1997.

Крысъко В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. — М., 1998.

Курс для высшего управленческого персонала. — М., 1970.

Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.; Нальчик, 1996.

Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психо­логическая война. — М., 1999.

Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. — Ростов н/Д, 1997.

Литвак М. Е. Психологический вампиризм: Анатомия конфликта. — Ростов н/Д, 1997.

Лихачев Б. Т. Педагогика. — М., 1995.

МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997.

Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 8т. - М., 1983.-Т. 1.

Масару Ибука. После трех уже поздно. — М., 1992.

Масляев О. И. Психология личности. — М., 1997.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

Мудрик А. В. Воспитание старшеклассников. — М., 1976.

Немое Р. С. Психология. — М., 1994. — Кн. 1, 2, 3.

Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб., 2000.

Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб., 2000.

Панасюк А. Ю. Управленческое общение? — М., 1990.

Парыгин Б. Д. Основы социальной психологической теории. — М., 1971.

Парыгин Б. Д. Социальная психология. — СПб., 2000.

Петровский А. В. Личность в психологии. — Ростов н/Д, 1996.

Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллекти­ва. - М., 1978.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. — М., 2000.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М., 1979.

Практическая психология в образовании / Под ред. И.В.Дуброви­ной. — М., 1997.

Прикладные проблемы социальной психологии. — М., 1983.

Пронников В. А., Ладанов И. В. Язык и мимика жестов. — М., 1998.

Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории. — М., 1997.

Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Яро-шевского. — М., 1990.

Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб. 2000.

Романова Е. С, Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защи­ты. Генезис. Функционирование. Диагностика. — Мытищи, 1996.

Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. — М.; Новосибирск, 1997.

Руденский Е.В. Социальная психология. — М.; Новосибирск, 1997.

Рыбаков М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процес­се. - М., 1991.

Сандомирский М. Е. Как справиться со стрессом. — Воронеж, 2000.

Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. — М., 2000.

Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев, 1991. — Вып. 2.

Сластенин В. А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. — М., 1996.

Собчак Д. Н. Введение в психологию индивидуальности. — М., 1998.

Сосновский Б. А. Мотив и смысл. — М., 1993.

Социальная и военная психология. — М., 1990.

Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина. — Л., 1979.

Социальная психология и этика делового общения. — М., 1995.

Социальная психология личности. — М., 1983.

Социальная психология личности. — М., 1979.

Социальная психология личности в вопросах и ответах. — М., 1999,

Стивене Дж. Приручи драконов: Как обратить свои недостатки в до­стоинства. — СПб., 1996.

СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 1997.

СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии: Практикум. — Ростов н/Д, 2000.

Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — М., 1982.

Таусенд Р. Секреты управления. — М., 1991.

Черепанова Е. Психологический стресс. — М., 1997.

Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

Шепелъ В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М., 1992.

Шепель В. М. Секреты личного обаяния. — М., 1994.

Шепель В. М. Управленческая антропология. — М., 2000.

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1989.

Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1993.

Филатова Е. С. Соционика в портретах. — Новосибирск, 1996.

Фромм А. Азбука для родителей. — Л., 1991.

Хекгаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. — Т. 1.

Холл С, Линдсей Г. Теории личности. — М., 1999.

Юнг К. Психологические типы. — М., 1992.

Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1985.

Дополнительная

Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1986.

Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика — межотрасле­вой педагогике. — Новосибирск, 1997.

Дейкер X, Фрейда Н. Национальный характер и национальные сте­реотипы // Современная зарубежная этнопсихология. — М., 1979.

Дерябко С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. — М., 1998.

Дэна Д. Преодоление разногласий. — СПб., 1994.

Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — М., 1985.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1989.

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура об­щения. — М., 1993.

Лабунская В. А. Невербальное поведение // Социально-перцептивный подход. — Ростов н/Д, 1986.

Диксон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. — СПб., 1997.

Межличностное восприятие в группе. — М., 1987.

Мелибруда Б. Я — Ты — Мы. — М., 1986.

Павлов К. В. Ваш психологический тип. — Киев, 1996.

Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологи­ческий тренинг. — М., 1989.

ПизА. Язык телодвижений. — Новгород, 1992.

Психология масс. — Самара, 1998.

Психология толп. — М., 1998.

Рабочая книга социолога. — М., 1976.

Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения лично­сти / Под ред. В. А.Ядова. — Л., 1979.

Тард Г. Социальные этюды. — СПб., 1902.

Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. — М., 1995.

Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого Я // Избран­ное. - М., 1990. - Кн. 1.

Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. — М., 1995.

Хорни К. Ваши внутренние конфликты. — СПб., 1997.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — М., 1992.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.