КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура: социологический анализ 2 страница
Следует учесть также, что в социальных кругах зарождается, преобразуется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу. Кроме того, социальные круги — это основа для образования активно действующих социальных групп. Особенно ярко такие действия наблюдаются в политике, при образовании политических партий...* Таким образом, социальные круги, являясь, как и все контактные общности, поверхностными, неукорененными социальными образованиями, в то же время могут стать ядром, точкой кристаллизации формирования групповых общностей, для чего у них существует много предпосылок. Именно в социальных кругах, как правило, возникают некоторое ощущение своей принадлежности к кругу людей (начинает складываться слабообя-зывающее «Мы»), чувство престижности принадлежать к определенному кругу, некоторые проблески лидерства, а также контроля («человеку нашего круга не пристало так себя вести»; «его не следует впускать в наш круг» и т.д.). Конечно, лидерство в компании не порождает серьезных социально-статусных последствий. Тамада, избранный за праздничным столом, только в этой компании найдет признание благодаря своему организаторскому и ораторскому таланту. Но если эти предпосылки разовьются и приобретут свойства регулярности, организованности, социальные круги начинают перерастать в социальные группы — устойчивый комплекс солидарных взаимодействий. * Фролов С С. Социология. — М, 1994, с 203. 290 Глава XIII. Социальные группы: их сущность и разновидности § 1. Социальные группы в жизни людей В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое — такое устойчивое, четко налаженное, предсказуемое (в смысле поддержки, помощи, содействия) для Актора единство (единение) достигается в социальных группах — устойчивых, самовозобновляющихся комплексах солидарных взаимодействий.
К сожалению, термин «группа» в быту, да и в науке трактуется довольно противоречиво. Поэтому сразу оговоримся: под социальной группой мы имеем в виду только нечто устойчивое и, что самое главное, имеющее надежно налаженную систему солидарных взаимодействий, образующую единое целое. Употребляемый в этом смысле термин «социальная группа» в корне отличается от термина «группа», употребляемого в качестве простой, формальной группировки людей, имеющих схожие черты (группы любителей бокса), или оказавшихся в одном месте (группа пассажиров, группа прохожих), или сидящих в одной аудитории (группа студентов), или специально организованных для проведения научных экспериментов (лабораторная группа, экспериментальная группа). В смысле множества в демографии, статистике употребляется термин «группа» (в социологии — «категория»). Именно это имеется в виду, когда говорится о группе людей с высшим образованием, о студенчестве как социально-демографической группе (независимо от организованности студенчества). Кстати, это касается и употребления термина «социальный класс». Например, когда мы имеем в виду совокупность, категорию людей, имеющих схожее социально-экономическое положение, то мы говорим о рабочем классе как о категории населения; когда мы имеем в виду однородные реакции рабочих на какое-либо событие, экономическое явление, мы можем говорить о рабочем классе как о массе рабочих; когда же мы воспринимаем рабочий класс как хорошо организованную большую общность, целое — мы говорим о рабочем классе как большой социальной группе.
Группа, способная выступать как единое целое — это одно из сложнейших и удивительнейших социальных образований; различные, изолированные друг от друга индивиды образуют такую 291 сеть взаимоотношении друг с другом, что становятся по сути единым целом. В чем секрет образования подобного социального организма? Что заставляет людей так тесно координировать свои усилия, стать социальным организмом со своими нравами, традициями? Можно ответить: просто люди так устроены. Но почему не всегда и не всем это удается? Какая-то студенческая группа, например, может быть не только формально, но и фактически социальной группой. Ребята часто собираются вместе, ходят в походы, посещают театры; они готовы отстаивать свои групповые интересы перед кафедрой, деканатом, способны «пропесочить» своего товарища, если он повел себя не так, как принято в группе, и т.д. По всему чувствуется, что это не просто группа студентов, которых расписание занятий сводит вместе в одной аудитории, а социальный организм.
Для ответа на данный вопрос необходимо разделить его на два подвопроса: • Каков критерий эффективности социальной группы, в каком случае она привлекательна для Актора, а значит, и устойчива? • Нужно ли Актору стремиться участвовать в группе как Начнем с ответа на первый подвопрос. 1. Устойчивость связей в группе в конечном счете зависит от эффекта, вознаграждения*, который предоставляет индивиду групповая солидарность. Этот эффект может иметь явный, очевидный или латентный для индивида характер, может проявляться достаточно быстро или через определенный промежуток времени. В одних случаях индивид сам получает поддержку в трудную минуту, в других случаях наблюдает, как такая поддержка оказывается другим, что порождает у него обоснованную надежду на получение такой поддержки в случае необходимости. В групповых общностях Актор как минимум надеется на получение следующей выгоды: • объединяясь с другими, координируя свои усилия, идя на
I * Напомним, что вознаграждение может быть и материальным, и моральным (престиж данной группы, уважение к Актору со стороны членов этой группы, перспективы профессионального, должностного роста и т д.) 292 • объединяясь с другими, проявляя готовность к взаимопо • отстаивая авторитет и престиж группы, Актор надеется, Все это подчеркивает главное: критерием эффективности любой групповой общности и залогом ее устойчивости является то, насколько вознаграждения, получаемые от группы, превышают затраты, плату за координацию усилий индивидов, готовность жертвовать (в отдельных случаях) своими прямыми интересами; насколько соотношение вознаграждения и затрат, т.е. мера, которая устанавливается в данной групповой общности, выше (или ниже) той меры, которая установилась в аналогичных общностях. В чем загадка долголетия одних народов, сумевших, несмотря на гонения, сохранить свой язык, культуру, сформировавшиеся 2—3 тысячелетия назад, и неспособности выжить других народов, которые ассимилировались с иными культурами? Народы, которые демонстрируют удивительное долголетие, выживаемость даже в условиях диаспоры, сумели выработать такие нормы солидарных взаимодействий, при которых кахедый мог получить от своих соплеменников, в том числе своей общины, серьезную помощь и поддержку — материальную, социальную, моральную (община содействует обустройству на новом месте, обеспечивает переподготовку, образование, предоставляет на первое время пособия, льготы, помогает в трудоустройстве, в устройстве будущего детей). Личностная эффективность подобных общностей обусловливает ответную реакцию со стороны Актора: верность национальным обычаям, чувство гордости за свой народ, стремление приумножить его достоинство, славу.
Если участники группы не смогли выработать такие нормы, правила организации солидарных связей, которые обеспечивали бы личностную целесообразность участия Актора в групповых взаимодействиях, то устойчивость подобной группы невелика. Члены этой группы будут мало дорожить ею, слабо откликаться на ее призывы, избегать участия в солидарных действиях, пренебрегать обычаями, утратят чувство верности этой общности. Они способны на переход в другие, более эффективные с точки зрения личностной целесообразности групповые общности (на ассимиляцию). И наоборот, если групповая общность предоставляет или обещает многие преимущества, человек будет стремиться к укреплению ее позиций, авторитетности, престижности, свято блюсти ее 293 нормы, традиции, выполнять ее требования, идти на определенные личные жертвы ради процветания этой общности. 2. Отвечая на второй подвопрос, подчеркнем, что история давно подтвердила высокую значимость социальных групп, солидарности. Человек должен стремиться участвовать в дееспособных социальных группах — в противном случае он вряд ли достигнет особых успехов в области личной карьеры, личного благополучия, безопасности и т.д. Но развитие группы может потребовать от людей определенных действий, непосредственно не связанных с личными интересами, но укрепляющих их групповую общность, повышающих ее престиж, признание в обществе. Для эффективного функционирования группы могут возникнуть потребности в формировании органов управления сообщества, которые, более эффективно координируя усилия членов группы, в то же время потребуют определенных затрат на свое содержание и т.д. Иначе говоря, у индивида в рамках групповой общности возникает целый круг намерений, идей, ориентации, ожиданий, действий, которые впрямую с его личными потребностями не связаны, но выражают те моменты, которые обеспечивают более эффективное функционирование групповой общности как ассоциации. Кроме «Я» в духовном мире личности формируется «Мы».
Именно общности, и прежде всего групповые, являются основными субъектами исторического процесса и «виновниками» крупных социальных изменений. Мы отмечали, что социальные институты представляют собой настолько жестко отлаженный механизм, его элементы настолько взаимосвязаны (как в пространственном, так и временном измерении), что изменения в процедуре взаимодействий, введение новых норм, правил без хорошо организованной, массовой поддержки невозможно. Историю делают общности — прежде всего хорошо организованные общности — группы. Лишь групповые солидарные скоординированные действия могут содействовать изменению (или сохранению) коренных институциональных основ развития отдельной личности. Именно солидарные действия, солидарные согласие и поддержка могут изменить нормы, законы, которые регулируют жизнедеятельность отдельных индивидов.
Чем эффективнее индивиды решают свои личные проблемы с помощью общностей, чем богаче палитра общностно-групповых объединений, в которых личность может получить поддержку в решении своих многообразных интересов, тем
лучше организовано общество, тем эффективнее путем переговоров между лидерами групповых объединений, т.е. бесконфликтно, в этом обществе решаются самые непростые проблемы, тем точнее выражаются интересы отдельных личностей, тем точнее может быть найден общественный компромисс, тем лучше и надежнее защищена личность от произвола других индивидов, государства. И наоборот, чем хуже организована общностно-группо-вая жизнь людей, тем хаотичнее общественная жизнь, тем больше в ней алогичного, случайного, непредсказуемого. Люди объединяются в общности как для отстаивания насущных социально-экономических, политических интересов, так и для реализации культурных, социально-демографических интересов, потребностей. Правозащитные организации, женское движение, совет школы, наблюдательные советы в средствах массовой информации, правление жилищного кооператива, профсоюзные организации, политические партии, движения — вот только некоторые примеры общностно-групповых форм реализации интересов людей. Гражданское общество — это хорошо организованное в общност-но-групповом отношении общество. Люди объединены в группы для удовлетворения своих интересов, противостояния произволу власти, государства. Пользуется авторитетом, достигает желаемых целей тот социальный слой, представители которого смогли сформироваться, проявить боеспособную солидарность. § 2. Основные признаки групповой общности: специфика групповых целей и духовно-культурной жизни Способность группы выступать как единое целое достигается благодаря тому, что основные атрибутивные свойства социальной общности (целевая, духовно-культурная, солидарно-интеракцио-нистская) в ней проявляются качественно более высокой интенсивностью, глубиной. Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства: • наличие (помимо совпадающих целей) единой общегруп • принятие членами группы основных ценностей, норм, раз • устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных вза Все эти три атрибутивных свойства групповой общности находятся в постоянном сопряжении. Если один из этих параметров 295 менее выражен, рано или поздно он должен достигнуть степени развития параметров других атрибутивных свойств — в противном случае начнется распад группы. Так, устойчивые взаимодействия могут возникнуть лишь на основе принятия всеми членами групповых норм поведения, системы ценностей. Но если нормы еще сохранились (как более инерционные явления), а взаимодействия уже рассыпаются, так как отсутствует хорошая организация, координация внутри группы, то рано или поздно рассыпаются и нормы. Не случайно у высокоинтегрированных групп все три показателя, как правило, достаточно развиты. Отставание или опережение каких-либо параметров — признаки позитивного или негативного развития, становления или разрушения, процессов усиления, интеграции или дезинтеграции группы. Проанализируем атрибутивные свойства социальных групп, сделав акцент на тех чертах, свойствах, которые не встречаются в иных типах общностей.
Поясним это на примере воображаемого клуба болельщиков «Спартака». Участников этого клуба соединила в одну общность приверженность любимой футбольной команде. Объединившись, они создали свою организацию, выбрали руководящие органы, казначея, секретаря и т.д. У этой организации возникли собственные интересы и цели — предположим, найти средства для поездок делегации болельщиков на матчи в другие города, заставить руководство команды «Спартака» прислушиваться к мнению клуба болельщиков «Спартака», отстаивать интересы клуба болельщиков перед другими подразделениями, созданными при команде «Спартак», право делегировать своих представителей на собрание акционеров команды «Спартак» и т.д. Это примерьГ общеколлективных, общегрупповых целей, которые непосредственно не связаны с личными целями болельщиков. Примеров общегрупповых целей, ради реализации которых мы поступаемся своими интересами, множество — например, ради благополучия, престижа своей семьи каждый из нас готов чем-то пожертвовать (покупка новой престижной мебели заставляет нас отказаться от реализации каких-то личных планов и т.д.). Наличие единой общегрупповой цели и принятие ее участниками группы — важнейший признак и условие функционирования групповой общности.
Духовно-культурная жизнь социальной группы характеризуется рядом особенностей. 1. Люди, объединенные в социальные группы, характеризуются единством ведущих духовных регуляторов: ценностей, норм, принципов поведения. 296 Так, члены социальной группы в сфере производства (бригады, фирмы, отдела) руководствуются едиными принципами трудовой морали. Челорек, не разделяющий этих принципов, не может рассчитывать на значительную поддержку, не получает всех преимуществ, которые имеют остальные члены группы (за него не «встанут горой», его не защитят и т.д.). Общности, возникающие на основе совместного проведения досуга, предполагают единство общих представлений о содержании досуга, стиле поведения, вкусах, привязанностях. Совпадение, схожесть системы ценностей, норм поведения становится условием и (в то же время) результатом устойчивости, прочности внутренних связей между членами социальной группы. Человек не может ощущать себя частью группы, если придерживается иных принципов, разделяет иные (чем у группы) нормы, ценности. Он должен или подчиниться принятым в групповой общности нормам, представлениям, или выйти из группы, утратив соответствующие преимущества. 2. Другой отличительной чертой духовной жизни высокоинтег- • признании индивидом значимыми для себя успехов груп • признании индивидом значимым для себя мнения груп 3. Синтез перечисленных (и других) особенностей духовно- * См подробнее о феномене референтности групп: Келли Г. Две функции референтных групп. В кн.: Современная зарубежная социальная психология. — М., 1984, с 197—203 297 себя к какой-либо группе — признак вашей принадлежности к этой группе*. «Мы-сознание» — это самый точный и легко обнаруживаемый признак групповой ориентированности мотивационной сферы личности. При этом следует иметь в виду следующее: • как правило, «Мы» не поглощает личность полностью. Чем • «Мы» может обладать различной обязывающей силой: «Мы», конечно, возникает и в социальных кругах, толпе, но в этих контактных общностях оно слабо обязывающе, неустойчиво, кратковременно. Вы не будете сильно переживать по поводу успехов или неуспехов такой общности, ее авторитета, отношения ее участников к вам; «Мы» в высокоразвитой социальной группе сильно обязывающее, переживания за успехи, неудачи «Мы», готовность идти на уступки ради «Мы» весьма ощутимы. Какая группа людей вызывает у вас эффект «Мы»? Наверняка, ваша семья. А можете ли вы то же сказать о своей студенческой группе? Можно ли говорить о современном российском студенчестве не как о социальной категории людей, обучающихся в вузах, а именно как о социальной группе? 4. Тем самым, возникает еще один аспект —- «Я» как член «Мы». Индивид начинает оценивать свои возможные поступки с точки зрения группы, предполагая ее возможные реакции. Отметим особенности духовной регуляции «Я» в социальной группе, в «Мы»: • тот, кто включает свое «Я» в какое-либо «Мы», сам берет • причисление себя к «Мы» вызывает желание, обязывает * См. о сложности и противоречивости идентификации личности в современной России: Ядов В.А Символические и примордиальные солидарности (социальная идентификация личности) в условиях быстрых социальных перемен. В кн ■ Проблемы теоретической социологии. — СПб., 1994, с. 169—183. 298 туры, присущей именно данной социальной группе. Группа благодаря механизмам причисления «Я» к «Мы» определяет, а подчас и навязывает определенные нравственные эталоны поведения своим членам; • индивид начинает анализировать, оценивать свое «Я» с точки зрения «Мы». В этом случае самооценка основывается на ценностях, нормах, принципах, которые индивид усмотрел в поведении тех, к которым он себя хотел бы причислить или уже причислил. Без внутреннего контроля (типа «что скажут обо мне мои коллеги»?) невозможно не только органичное включение личности в группу, но и (опосредованно) признание ее членом данной группы со стороны партнеров. 5. Яркой чертой (во многом интегральной) духовной жизни в группе является конформизм — коррекция ценностей, поведения отдельных членов группы в соответствии с нормами, традициями, требованиями группы. Ввиду многозначности трактовок понятия «конформизм» уточним его. Мы понимаем конформизм как вынужденное или добровольное усвоение индивидом принятых в группе оценок, идей, норм, ценностей. Соответственно, конформизм может проявляться в тех случаях, когда индивид в угоду группе меняет свою точку зрения, свои стандарты поведения, и в тех случаях, когда человек, не имевший своей точки зрения на то или иное событие, своего мнения, перенимает позицию, сложившуюся в группе, и в тех случаях, когда личность, отдавая приоритет групповым интересам, стремясь укрепить группу, в знак солидарности осознанно принимает мнение группы, ее нормы. В последнем случае речь идет о добровольном, сознательном изменении своей точки зрения, а не под давлением группы или из-за опасения такого давления*. Конформизм порождается и авторитетностью группы, и ее ре-ферентностыо, и идентификацией личности с группой. В отдельных случаях он невозможен без группового давления, группового контроля за поведением человека (см. § 3 данной главы). Конформизм обеспечивает ощутимое единообразие мыслей, отношения членов группы к решению важнейших проблем ее развития, ее отношений с конкурирующими группами, норм поведения в группе. Конформизм является необходимым условием обеспечения целостности группы, ее способности выступать как единое целое. * См.: Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности// Вопросы психологии — 1973. — № 5. 299 Ряд научных экспериментов показал, что личность под давлением группы может согласиться с ее мнением, если даже оно не совпадает с его собственным мнением. Так, С. Аш в своем классическом исследовании конформизма предложил восьми испытуемым сравнить отрезок, изображенный на одном куске картона, с тремя отрезками, изображенными на другом листе, и определить, какой из последних трех отрезков равен первому по длине. «Неосведомленным» был лишь один, остальные находились в сговоре с экспериментатором и давали то правильные, то неправильные ответы. С. Эш установил, что 77% испытуемых по меньшей мере однажды соглашались с очевидно неправильными утверждениями других и из каждых трех испытуемых один систематически давал ответ, совпадающий с ответами остальных членов группы, даже если это противоречило собственному восприятию испытуемого. Кстати, оказалось, что столь выраженное давление конформности проявляется главным образом в тех случаях, когда испытуемый лишен какой-либо социальной поддержки. Достаточно ввести в группу человека, ознакомленного с сутью опыта и систематически разделяющего мнение испытуемого, как тот сразу же приобретает уверенность и начинает высказывать собственную точку зрения. Иначе говоря, конформизм усиливается в сильно сплоченных группах, где все выражают единое мнение, и существенно снижается там, где есть «раскол»*. Как видим, стремление высказывать такое же мнение, вести себя так же, как другие (большинство), даже если это не соответствует собственным представлениям, проявляется даже в экспериментальной группе. Что же касается реальной социальной группы, участники которой объединены подлинными целями, интересами, то в этом случае сила конформного склонения (конечно, при условии авторитетности и референтности группы, самоидентификации личности с группой, включения «Я» в «Мы») существенно увеличивается. Конформизм имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, конформизм усиливает целостность, интегрированность группы. С другой стороны, он таит в себе немало опасностей, поскольку сложившееся ошибочное мнение группы, ее лидеров, инициативных членов приобретает статус «священной коровы». Может ли ошибаться коллектив, класс, народ? Учитывая, что выработка коллективного мнения включает и механизмы конформизма, можно ответить утвердительно. * См. подробнее: Аш С. Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений. В кн.: Практикум по социальной психологии. —Спб, 2000, с 210—224. 300 О конкретных аспектах формирования коллективных ошибок свидетельствуют исследования американских специалистов. В частности, И. Дженис заинтересовался тем, в какой степени «Мы-чув-ство» вызывает конформизм и отказ от разногласий, насколько эти феномены помогут объяснить удачные и неудачные групповые решения, принятые американскими президентами и их советниками, — имелись в виду Перл-Харбор (декабрь 1941 г.), вторжение на Кубу (1961 г.), война во Вьетнаме (1964—1967 гг.). И. Дженис предположил (и в ходе исследования это подтвердилось), что столь грубые ошибки были вызваны стремлением групп, принимающих решения, подавить свое несогласие в интересах групповой гармонии. Он назвал этот феномен «огрупплением мышления» — ему способствуют дружеская сплоченность группы, сравнительная изоляция группы от противоречащих мнений и директивный лидер, дающий понять, какое решение ему по душе. И. Дженис выявил и внешние симптомы огруппления мышления: групповая иллюзия о неуязвимости, неоспоримая вера в этичность группы, давление конформизма, самоцензура и в результате — «иллюзия единомыслия»*. 6. Рассматривая «Мы», хотелось бы отметить еще одну специфику духовной регуляции связей в социальной группе — наличие у членов группы чувства собственного отличия, а подчас и преимущества над другими. Определенная притягательность, привлекательность «Мы» для обеспечения устойчивой связи индивидов в общности всегда необходима. Но выбор способа достижения этой привлекательности зависит от общей культуры, типа связей общности, ее целей, остроты конкуренции с другими общностями. Одни могут подчеркивать богоизбранность своего народа, другие — величие народа — строителя коммунизма, третьи — говорить об интеллектуальной элите нации и т.д. Вполне естественна гордость всей группы за успехи одного из ее членов, которая усиливает гордость и за всю группу, усиливает чувство «Мы» со всеми вытекающими отсюда последствиями — этим чувством объясняется и стремление отпраздновать какой-то успех члена своей семьи, что сплачивает всех ее участников, и ношение футболок с эмблемой того или иного вуза, галстуков с эмблемой своей фирмы и т.д. Итак, наличие общегрупповых целей, стремление укрепить авторитет и позиции группы в конкуренции с другими группами, принятие индивидом групповых норм (благодаря авторитетности, референтности группы, конформизму), формирование «Мы» как особого пласта сознания личности, ее мотиваций, ожиданий, связанных с интересами группы как целого, стремление подчеркнуть, выделить свою особость — вот, вероятно, главные черты общегруппового солидарного сознания. * См. подробнее Дженис И Огрупление мышления. В кн.: Практикум по социальной психологии, с. 243—255 301 § 3. Основные признаки групповой общности: специфика солидарных взаимодействий в группе
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |