Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование примеров и иллюстраций 2 страница




Иногда анекдоты полезны и потому, что они вызывают смех. Но здесь, конечно надо быть очень осторожным, потому что существует своего рода традиция отцов Церкви, считающая, что нельзя смеяться в воскресенье. Есть одиннадцатая заповедь, которая гласит, что мы должны любить друг друга, и по мнению некоторых, есть и двенадцатая: "Скорби в день воскресный". Я же должен признаться, что предпочитаю слышать, что люди смеются, чем видеть, что они спят в доме Божием, и я скорее соглашусь, чтобы люди приняли Истину через смех, чем пренебрегли, не приняв ее. В глубине души я уверен, что в смехе столько же благочестия, что и в скорби, и смех иногда лучшее из двух, потому что я могу рыдать, роптать, жаловаться, сокрушаться, скорбеть о Бога, но в другой раз я могу саркастически смеяться над грехом и тем проявить святое рвение в защите Истины. Я не понимаю, почему смешное надо отдавать сатане как оружие против нас, а не использовать его, как оружие против него. Я рискую утверждать, что Реформация почти в такой же мере обязана чувству юмора в человеческой природе, как и всему другому, и те юмористические эпиграммы и карикатуры, которые выпускали друзья Лютера, сделали больше для раскрытия в Германии глаз на безобразия духовенства, чем более серьезные и глубокие аргументы против католицизма. Я не понимаю, почему мы не смеем в нужных случаях прибегать к такого рода аргументации. "Это опасное оружие", могут сказать, "И многие могут порезать им свои пальцы". Что же, это их точка зрения; но я не понимаю, почему мы должны так волноваться, чтобы они не порезали своих пальцев, если в то же время они могут перерезать горло греху и тем нанести сильный удар противнику душ человеческих.

Вот история, которую я рассказал в воскресенье для наставления тех, кто внимательно слушает проповеди и посещает молитвенные собрания, но очень скупы на дела. Они не работают в воскресенье, потому что не работают и в другие дни недели, они забывают вторую часть заповеди: "шесть дней работай и делай всякие дела твои", которая тесно связана с первой: "а день седьмой, суббота, - Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела". Таким высокодуховным людям, которые никогда потому не работают, я обычно рассказываю историю об одном монахе, который, живя в монастыре, никогда не работал ни в поле, ни в саду, ни портняжничал, ничего вообще не делал, потому что, как сказал его игумен, он был высокодуховным монахом. Но, когда наступило время обеда и его не позвали в трапезную, он очень удивился и пошел к архимандриту и сказал: "Разве братья не едят здесь? У вас что, не бывает обеда?" И тот ответил ему: "Мы едим, но ты такой высокодуховный человек, что не работаешь, и потому тебе не надо есть; поэтому то мы и не позвали тебя. По правилу этого монастыря, кто не работает, тот не ест".

Есть очень хороший рассказ об одном итальянском мальчике, у которого жандарм забрал его Новый Завет, и когда мальчик спросил: "Почему вы забрали эту книгу? Разве она плохая?", жандарм ответил: "Да, она плохая". Но мальчик сказал: "Тогда почему вы не забрали ее Автора, если она плохая?" Это прекрасный пример насмешки над теми, кто ненавидит Священное Писание и в то же время исповедует любовь ко Христу. А вот еще одна хорошая история о нашем ирландском друге, который, когда его спросил пастор, что заставляет такого невежественного, как он, человека читать Библию, ответил: "Истина, потому что ведь сказано: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне".

Следующая история может послужить своего рода аргументом, показывающим, какое огромное влияние может оказывать Слово Божие на человека. Моффат рассказывает нам о неком Каффире, который как-то пришел к нему и сказал, что Новый Завет, который он дал ему неделю назад, испортил его собаку. Это была очень хорошая охотничья собака, но она разорвала эту книгу на куски и съела ее и теперь не годится для охоты. "Ничего, - сказал Моффат. - "Я дам тебе другой Новый Завет". "О!, - возразил Каффир, - меня волнует не то, что собака испортила книгу, потому что я могу купить другую, в то, что книга испортила собаку". "Как это?", - спросил миссионер. И Каффир ответил: "Теперь эта собака мне ни к чему, потому что она съела Слово Божие и теперь будет любить своих врагов, так что для охоты она не годится". Этот человек считал, что даже собака, которая проглотила Новый Завет, не могла не стать добрее. Так это, поистине, происходит со всеми, кто питается Евангелием Христа. Я всегда рассказывал эту историю, чтобы показать, что когда человек получает истину в Иисусе Христе, он так меняется, что уже не нужен своему бывшему хозяину.

Когда священники пытались обратить туземцов Таити в католичество, они показывали им картину, которой надеялись убедить их в превосходстве Римской Церкви. Они изображали поваленные сухие деревья. Кого же они представляли? Это были еретики, которые должны были быть сожжены. А маленькие веточки? Это уверовавшие. А более большие? Это священники. А еще большие? Это кардиналы. А ствол дерева? О, это папа. А корень? О, это Иисус Христос! Тогда бедные туземцы сказали: "Мы не знаем ни ствола, ни ветвей, но у нас есть корень, и мы будем держаться его и никогда не откажемся от него". Так и мы: если мы имеем корень, если имеем Христа, то можем смеяться и презирать все человеческие претензии и фантазии.

Эти истории вызывают у нас смех, но они могут также вывести из заблуждения и показать Истину. Поэтому мы можем по праву использовать их как оружие в борьбе Господа против Его врагов.

Пятой целью использования анекдотов и иллюстраций является помощь понимании истины. Существует история, хотя в достоверности ее я не уверен, что кто-то убедил одного крестьянина в том, что все лондонцы воры, и, потому, приехав впервые в Лондон, он решил спрятать свои часы в кармане, положив сверху рыболовные крючки, "Теперь", подумал он, "если кто попытается забрать мои часы, то запомнит это на долго". А далее произошло следующее. Гуляя по городу, он сам захотел узнать который час и, забыв о крючках, засунул руку в карман. И что произошло, можете себе хорошо представить. Так и проповедь, мне кажется, должна быть подобна карману этого крестьянина, полного рыболовных крючков, так, чтобы если кто приходит послушать ее, то получит своего рода незабудку, памятный знак, вонзившийся ему в ухо и, может быть, в сердце и совесть. Бросьте его в конце проповеди, потому что в конце он сильно уколет и прочнее вонзится. Так, когда мы идем по полю своего друга - фермера, там всегда найдутся колючки, которые вонзятся в нашу одежду, и как бы мы ни чистили ее щеткой, какие-то колючки все равно останутся. Так и в каждой проповеди должна быть какая-то колючка, которая запомнится тем, кто слушает эту проповедь.

Что вам больше всего запомнилось в проповедях, которые вы слышали много лет назад? Посмею сказать, что это какой-то анекдот, рассказанный проповедником. Или, может быть, сильное выражение, но скорее всего это поразительная история, рассказанная во время проповеди. Незадолго перед смертью Роуланда Хилла его навестил старый друг и сказал: "Вот уже прошло шестьдесят пять лет, как я впервые услышал твою проповедь, и до сих пор помню текст и часть этой проповеди". "Какую же часть?", - спросил Хилл, - ты запомнил?" И друг его сказал: "Ты рассказал, что некоторым людям, которые пришли послушать проповедь, очень не понравилось, как проповедовал проповедник. Тогда ты сказал: "Предположим, что вы пришли послушать завещание одного из ваших родственников и ожидали получить от него наследство. Едва ли вы подумали бы критиковать манеру, в которой нотариус читал завещание. Но вы очень внимательно слушали, получите ли вы что-нибудь по завещанию и, если да, то сколько, - вот так нужно Слушать Слово Божие". И едва ли друг Хилла помнил бы его проповедь шестьдесят лет, если бы Хилл не ввел в нее такой наглядный пример. Если бы он сказал: "Дорогие друзья, вы должны слушать Слово Божие ради самого Слова, а не ради очарования красноречия проповедника или тех высокопарных фраз, которые так ласкают ваш слух"; если бы он говорил очень красивым языком, как это умеют делать некоторые, то я уверен, что друг Хилла помнил бы его проповедь не дольше, чем утка помнит, как в первый раз вошла в воду, потому что это было столь обычно, едва ли заслуживало того, чтобы так об этом говорить. А вот Истина, изложенная столь необычным образом, как это сделал Хилл, запомнилась на шестьдесят лет.

Один американец рассказал историю, которую я хотел бы, чтобы вы послушали, потому что она здесь очень уместна. В детстве я слышал рассказ об одном портном, который дожил до глубокой старости и стал настолько богатым, что все, кто его знал, очень завидовали ему. Его жизнь, как и жизнь всех людей, имела свой конец. Но перед смертью у него появилось желание помочь другим людям своего ремесла, и он сказал им, что в такой-то день он будет счастлив передать всем портным его города секрет, как разбогатеть. Собралось множество портных, и когда они в торжественном молчании ожидали раскрытия этого секрета, он поднялся с подушек и задыхающимся голосом произнес одно краткое предложение: "Всегда завязывайте узел на нитке". Вот почему я советую вам, дорогие братья, использовать анекдоты и иллюстрации, потому что они завязывают узелки на нити вашей проповеди. Что за смысл протягивать нитки через материал, над которым вы работаете, и не оставлять их в нем? А разве не так это происходит с многими проповедниками, которых мы слышали или сами им говорили? Большая часть из того, что мы услышали, прошла через наш мозг, не оставив и следа, а запомнился только анекдот, рассказанный проповедником.

Я знаю достоверный случай, когда проповедь привела одного человека к Богу через восемьдесят пять лет, после того как он ее услышал. Г-н Флавел вместо того чтобы дать благословение в конце проповеди, встал и сказал: "Как могу я дать вам благословение, если многие из вас являются маранами (тайными отступниками), потому что любите вы не Господа Иисуса Христа?" Это услышал мальчик, которому было тогда пятнадцать лет. Через восемьдесят пять лет, вся эта сцена живо предстала перед его глазами, как если бы то было вчера. Так было угодно Богу, чтобы слова Флавела обратили этого человека к вере, и он прожил еще три года, свидетельствуя божественную силу Истины в своем сердце.

Шестой целью использования анекдотов и иллюстраций является то, что они часто действуют на чувства людей. Но этого не произойдет, если вы будете много раз рассказывать одни и те же истории. Я вспоминаю, что, впервые услышав рассказ "Там человек", я горько плакал. Несчастный, только что спасшийся, весь в рубищах, и он сказал: "там человек, который нуждается в спасении". Когда я услышал этот рассказ во второй раз, он мне еще понравился, но, думаю, не так, как в первый; но услышав его в третий раз, я подумал, что никогда больше не захочу его слушать. Не знаю, сколько раз я его еще слышал с тех пор, но я всегда знаю, когда его начнут рассказывать. Брат встает во весь рост, принимает величественную позу и замогильным голосом изрекает: "Там человек", и я думаю про себя: "Да, но я хотел бы, чтобы его там не было", потому что я слышал эту историю столько раз, что она мне уже до смерти надоела. Даже самый хороший анекдот может стать настолько банальным, что теряет свою силу, и уже его бессмысленно снова рассказывать.

И тем не менее, живая иллюстрация сильнее действует на чувства людей, чем самое хорошее описание. Когда Бричер привел с собой на кафедру прекрасную рабыню в наручниках, он сделал больше для антирабского движения, чем если бы произнес самую горячую речь. Сегодня нам не нужны длинные лекции о каком-то сухом предмете, мы хотим услышать что-то практическое, что-то действительно реальное, что затрагивало бы нашу повседневную обыденную жизнь, и тогда наши сердца скорее откликнутся на Слово Божие.

Я не сомневаюсь, что вид смертного одра тронет людей больше, чем замечательная книга Дрелинкура "Утешения верующих перед страхом смерти", которую, думаю, никто еще не смог дочитать до конца. Может быть, кто-то и пытался, но, полагаю, что он не один раз терял сознание и должен был отложить ее подальше, пока не придет в себя, чтобы быть в состоянии дочитать ее до конца. Если вы ее не одолели всю, то, думаю, что прочли рассказ о привидении, который помещен в конце этой книги. Она не имела успеха и долго стояла на полках в книжных магазинах, пока Дефо не написал свой роман "Подлинное повествование о явлении г-жи Вил после своей смерти г-же Баргрейв", в котором он рекомендует ее как лучшее произведение на эту тему. В этом рассказе нет и намека на правду, он полностью выдуман. Но благодаря ему все это произведение было быстро распродано, и спрос на него очень увеличился. Нечто подобное происходит и с вашими проповедями. Только вы должны рассказывать людям то, что действительно имело место, и тогда вы удержите их внимание и затронете их сердца.

Многих до слез тронул рассказ о подвиге моравских братьев в Южной Африке, которые увидели огромное огороженное место, где люди сгнивали от проказы, некоторые уже без ног или рук. Но им разрешили проповедовать этим несчастным прокаженным только в том случае, если они пойдут к ним и будут жить среди них, никогда не выходя, пока сами не умрут от проказы, и они это сделали. А еще двое продались в рабство, в Западной Индии, чтобы им позволили проповедовать рабам. Когда вы приводите подобные случаи такой миссионерской жертвенности и благочестия, то сделаете больше для развития миссий в других странах, чем все убедительные аргументы, которые вы могли бы привести.

Кто не слышал потрясающий рассказ о двух шахтерах, из которых, когда произошел взрыв в шахте, только один мог спастись. Христианин крикнул своему неверующему товарищу: "Спасайся, потому что, если ты умрешь, то погибнешь, но если я умру, то со мной все будет в порядке. Потому иди же".

Иногда, в качестве иллюстрации, я рассказываю о плане одного дурака, как спасти утопающего. Человек, лодка которого перевернулась, пытался доплыть до берега, но течение было таким сильным, что он не выдержал и утонул. Через час после этого один человек сказал: "Я мог бы его спасти". И когда его спросили, как он мог бы это сделать, он рассказал свой план, который действительно был очень хороший и легко выполнимый, но к тому времени человек уже утонул! И среди нас есть такие, которые крепки задним умом и могли бы сказать себе, когда кто- то умирает: "Как много я мог бы для него сделать, если бы сделал это вовремя!" Братья, пусть этот анекдот будет нам напоминанием все делать во время для спасения душ от вечной погибели.

Седьмая, и последняя, цель использования анекдотов и иллюстраций - это заставлять слушать наши проповеди даже самых равнодушных. В каждой проповеди должно быть что-то такое, что было бы интересным для такого сорта людей, а анекдот как раз и рассчитан на таких невежественных и неверующих людей. Если мы по-настоящему хотим их спасти, то должны положить в нашу сеть приманку, чтобы поймать их для Христа. Мы не можем надеяться, что наши молодые люди будут приходить и слушать научные богословские исследования, в которых нет ничего, что бы могло заинтересовать невежественные умы. Ведь даже взрослые люди, которые целую неделю тяжело трудятся, а некоторые до самого утра воскресенья, не с состоянии слушать длинные скучные проповеди, которые не прерывались хотя бы одним анекдотом.

О, дорогие, дорогие! Как я жалею тех непрактичных проповедников, которые, по-видимому, не знают, кому они проповедуют! "Ах, - сказал как-то один брат, - когда я проповедую, я не знаю, куда мне смотреть, и потому смотрю на вентилятор". Но там никого не может быть, разве только небесные ангелы, которые будут слушать оттуда слова правды. Проповедник должен проповедовать не перед людьми, а проповедовать людям; он должен смотреть прямо на них, внимательно вглядываться в каждого, критически оценить их, чтобы понять, какие они, и соответственно приспособить свою проповедь к их разумению.

Я часто вижу одного беднягу, который стоит в проходе нашей церкви и выглядит, как воробей, залетевший в храм и не знающий, как из него выбраться! Он не понимает, какая идет служба, и начинает считать, сколько людей сидит в первом ряду хоров, и всякие мысли проходят через его голову. Но я хочу привлечь его внимание. Как же это сделать? Если я буду читать какой-нибудь текст из Священного Писания, то он может не понять его или он не будет интересен ему. Может быть, ввести в проповедь немного латыни или прочесть текст в оригинале на древнееврейском или греческом языке? Нет, для такого человека это будет бессмысленно. Что же мне сделать? О, знаю, я расскажу историю, которая должна будут заинтересовать его. Я ее рассказал, и человек этот перестал смотреть на хоры, и старался понять, что проповедник имеет в виду. Что-то в этом рассказе так точно касается его лично, что он начинает думать, откуда это проповедник узнал об этом, и говорит себе: "О, я знаю: моя жена иногда ходит слушать его проповеди и, наверное, это она ему рассказала обо мне!" Тогда он с большим интересом начинает слушать проповедника, глядя на него и слушая истину, которая ему преподается; и первый луч света божественной истины падает на него. Но если бы он постоянно посещал наши регулярные проповеди и бессмысленно слушал их, то не знаю, какую бы пользу они ему принесли. "Говорят, что я перескакиваю с одной темы на другую, когда сегодня днем читал проповеди, сказал Роуланд Хилл. - Да, я перескакивал, но это потому, что вы перескакивали, и я вынужден был перескакивать за вами. Говорят, что я не держусь своей темы, но, слава Богу, я держусь своей цели, а моя цель - это завоевать души людей и привести их ко Кресту Христову".

Г-н Бертрам, чтобы показать, насколько люди поглощаются заботами о мирских делах, рассказывал историю об одном капитане китобойного судна, которого он пытался заинтересовать вещами божественными и который сказал: "Бесполезно, сэр, что бы вы ни говорили, ваши слова не произведут на меня никакого впечатления. Я не могу ни слушать вас, ни понять, о чем вы говорите. Я оставил свой дом, чтобы поймать китов. Год и девять месяцев я охотился за китами. Я бороздил по морям и океанам в поисках китов; когда я ложусь спать, засыпаю с мыслью о китах, они снятся мне, и когда я встаю утром, я мечтаю только поймать хоть одного в этот день; кит владеет всеми моими мыслями и чувствами и потому бесполезно говорить со мной ни о чем другом, как только о китах". Так и люди: все их мысли и чувства поглощены заботами, как бы разбогатеть и обеспечить свою старость, или же у них есть дети, которых они должны воспитать, дочь, которую должны выдать замуж, сына, которого надо устроить на работу, и потому с ними бесполезно говорить о вещах божественных, если вы не можете отогнать от них "китов", которые кружат и плескаются вокруг них.

Среди ваших слушателей может быть торговец, который озабочен принятием невыгодного для него законопроекта, или другой, который увидел на шляпе одной из прихожан ленту необычного цвета и подумал: "О, мне надо запастись большим количеством таких лент так как вижу, что они становятся модными!", или кто-то, заметив своего соседа, подумал, что его надо бы завтра навестить. Так мысли ваших прихожан могут быть заняты всем, чем угодно, только не тем, что говорит им проповедник. Вы спросите меня, откуда я это знаю. И я вам отвечу, что знаю это потому, что сам грешу тем же. Это происходит со мной, когда я слушаю проповедь какого-нибудь брата. Не думаю, что, когда я проповедую, у меня все получается очень хорошо, но иногда, когда я еду в деревню и совершаю утренние и вечерние службы, а затем слушаю днем проповедь другого проповедника, то думаю: "когда я проповедовал, то думал, что говорю скучно, но теперь скорее бы наступила говорить моя очередь!" Так думать очень плохо! Но поскольку все мы очень склонны отвлекаться, проповедник должен использовать примеры и иллюстрации, как гвозди, чтобы прибить внимание слушателей к теме своей проповеди.

Пакстон Худ как-то сказал на лекции, которую я слушал: "Некоторые проповедники слишком много ожидают от своих слушателей. Они берут с собой на кафедру много истин, как человек взял бы коробку с гвоздями, и, полагая, что слушатели - это столбы, вынимают один гвоздь и надеются, что он сам войдет в столб. Не так надо делать. Вы должны взять свой гвоздь, приставить его к столбу, вбить его и укрепить с противоположной стороны - и только тогда можете надеяться, что великий Учитель собрания закрепит эти гвозди так, что они не выпадут". Так и мы должны стараться вложить истину в сердца наших слушателей, потому что сама она никогда не войдет в них. И мы должны помнить, что сердца их не открыты, как двери церкви, чтобы истина сама могла войти в них, занять свое место, сесть на своем престоле, чтобы ей поклонялись. Нет, мы должны часто с силой раскрыть двери и бросить истину в те места, где сначала она будет непрошеным гостем, но потом, чем больше они будут узнавать ее, тем сильнее будут любить.

Иллюстрация и примеры очень помогают истине войти в сердца людей, привлекая внимание равнодушных и невнимательных. Мы должны стараться быть такими, как Уайтфилд, о котором так сказал один кораблестроитель: "Когда я слушал, другого проповедника, я всегда могу мысленно построить весь корабль, от кормы до носа, но когда я слушаю Уайтфилда, но не успеваю подумать даже о киле". А ткач сказал: "Когда я бываю в церкви, я часто подсчитываю, сколько ткацких станков может в ней поместиться; но когда я слушаю этого проповедника, то вообще забываю о ткацком деле". Вы должны стараться, братья, заставлять своих слушателей забывать о мирских делах, переплетая божественную Истину с преходящими повседневными делами, и этого вы достигните разумным использованием примеров и иллюстраций.

Итак, господа, эти семь целей: заинтересовать и привлечь внимание наших слушателей; сделать нашу проповедь правдоподобной и живой; объяснить великие истины и обязанности верующих тем, кто плохо их понимает; дать примеры и факты; помочь понять истину; действовать на чувства людей; заставить слушать даже самых равнодушных - убедили меня в пользе примеров и иллюстраций, и я надеюсь, что они и вас убедят.

Однако я должен повторить то, что сказал раньше, а именно, наши примеры и иллюстрации не должны быть подобны пустым бочкам. Мы не должны допускать, чтобы о наших проповедях говорили так, как справедливо сказала одна женщина, когда ее спросили, что она думает о проповеди, которую только что услышала, не слишком ли она была духовной: "О, да, она была сплошной дух, а плоти в ней вообще не было". Каждая проповедь должна состоять из "плоти", здорового учения, объяснения, чтобы наши слушатели поняли ее. Но это не только истории, которые бы развлекали их, но и истинная Правда, которая проникает в сердце и влияет на жизнь ваших слушателей. Если такими будут ваши проповеди, мои дорогие братья, то не напрасны были все мои старания показать вам пользу примеров и иллюстраций.

Глава 27




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.