Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зачем так рано?




Такой вопрос нам задают даже после нашегосамого подробного рассказа. Особенномамы. - Подумать только, - говорят они, - с рождения учить стоять, ходить, плавать,петь, говорить, чуть ли не читать - ведь жалко крошку! А потом: вырастают желюди и без этого. Конечно, вырастают, но... Многие ли встречали человека, свободно говорящего на трех-четырех языках?Такое не каждому дано, нужны особые лингвистические способности, скажутмногие и... ошибутся. В интернациональной школе при ООН в Нью-Йорке, где смалых лет, а иногда с рождения живут, учатся и постоянно общаются дети многихнациональностей, знание трех-четырех языков - обычное явление. Все полиглоты! Теперь представьте себе, что ребенок, психически совершенно нормальный,обладающий слухом и зрением, в течение многих лет не в состоянии овладетьдаже одним родным языком и остается фактически немым. Невероятно, правда?Однако науке известны трагические случаи, когда дети в младенческом возрастепопадали в логово диких зверей. Если их возвращали к людям позжешести-семилетнего возраста, они не могли научиться говорить, как ни старалисьэтому научить их терпеливые и добрые воспитатели! Не могли! Еще пример. Может ли абсолютный музыкальный слух быть достоянием каждогочеловека? Нам представить себе это трудно. Но вот жители Вьетнама - все! -обладают поразительным музыкальным слухом. Чудо? Нет, просто вьетнамский языкчетырехтональный, и, чтобы понимать друг друга, вьетнамцы должны смладенчества точно отличать высоту звуков. С младенчества? Но ведь именно тогда - с первых дней жизни - и окунаетсямаленький вьетнамец в стихию родной речи. С первых дней - вот в чем дело! Подозреваем ли мы, что, говоря своему несмышленышу ласковые слова, напеваяему простые песенки, мы уже учим его говорить и понимать язык? Нет, простотак принято, все так делают. Да и нам, взрослым, с ним так интереснее,веселее, занятнее. И никто не думает о перегрузке, о том, что это рано, чторебенку тяжело, вредно, опасно. Наступает момент, и первое слово, еще догода, произносит сам малыш. Как просто! Но как непросто все становится, еслимы будем мало говорить с ребенком. Как задерживается сразу его развитие. Вдоме ребенка, где дети воспитываются со дня рождения и на каждого взрослогоприходится 20-25 малышей, дети могут не заговорить и в два и в три года, сбольшим трудом осваивают речь и нередко долгие годы отстают потом в развитии. Итак, трудно осваивают язык (или не осваивают вовсе) те, кто начал изучатьего слишком поздно (дети Маугли), и те, языковое общение которых было оченьбедно. Время начала и условия для развития - вот что определяет успешностьовладения родной речью. Но почему не предположить, что точно так же делообстоит и с остальными способностями? Чрезвычайно распространено мнение, что способности наследуются, даются отприроды. Но вот что утверждают последние работы генетиков: "...в наши дни,после окончательной победы в генетике принципа ненаследуемостиблагоприобретенных признаков, стало очевидным, что духовное развитие незаписывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, котораяпередается путем воспитания, усложняется и развивается с каждым новымпоколением". Эти слова находим у академика Н.П.Дубинина (*) (подчеркнутонами. - Б.П. и Л.А. Н.), Но в первый год жизни ребенка эта социальнаяпрограмма целиком в руках родителей. И от того, как сумеют родителираспорядиться этим временем Начала Всех Начал, будет во многом зависетьбудущее развитие их ребенка. (*) Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной проблемыприроды человека. М.: Наука, 1976, с. 17. Л.А.: Подробнее мы расскажем об этом во второй части книги, где речь пойдет одетях постарше. Но начало нормальных (или ненормальных) отношений с ребенкомвкладывается очень рано - пожалуй, даже до его рождения. Известно, что здесьмногое зависит от общего нравственного климата семьи. Но от чего зависит самсемейный климат? Конечно, на него воздействует многое, зависящее и независящее от членов семьи: от жилищных условий до личных настроений. И всеэто накладывает отпечаток на будущий характер растущих в семье детей. Можноли все предусмотреть? Нельзя. Можно ли за все отвечать? По-моему, нужно!Часто слышу, с какой легкостью жалуются матери друг другу: "Мой такойнеласковый", или "Такая уж она у меня плаксивая", или "А мой упрямый растет,и в кого он такой?" и т.д. и т.п. И никакого намека на то, чтобы поискатьпричину в собственных своих родительских действиях! Такой, дескать,уродился... Я же не вспомню ни одного примера, чтобы какой-нибудь недостаток наших детейне находил своих истоков в непродуманных, безответственных, неправильныхдействиях окружающих, прежде всего родных, близких людей, и особенно,конечно, нас, родителей. Спохватываешься, мучаешься, думаешь, анализируешь -и начинаешь все сначала, все по-другому. Не выходит. Снова и снова ищешьвыхода. И находишь! Это уже завоевание, открытие, маленькая победа. Из многихтаких достижений складывается опыт - опыт общения и... опыт ответственности.Хорошо, когда начинаешь накапливать этот опыт как можно раньше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.