Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты на статическую координацию 2 страница




'Тест заимствован у Д. Брейса.

В правую руку, лежащую совершенно свободно на столе (опирается на локоть), испытуемый берет проколку*. По звуковому сигналу он начинает с наибольшей быстротой прокалывать кружочки по одному разу. Через 35 с раздается сигнал о прекращении работы. Для испытания левой руки под картон подкладывается чистый полулист бумаги; для левой руки тест огра­ничивается временем в 45 с. Для левшей цифры обратные, т. е. при испыта­нии левой руки тест ограничивается временем в 35 с, для правой — в 45.

Тест считается невыполненным, если испытуемый в течение указанного времени проко­лол каждой рукой меньше, чем 90 кружков. Тест расценивается плюсом, если задание выпол­нено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится '/2 балла; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание. При неудаче тест может быть повторен, но не более 2 раз для каждой руки ■"

Тест 5. Испытуемый садится за стол, перед ним раскладывают те же по­собия, что и в тесте 4 (скорость прокалывания) для 11-12 лет. В обе руки,

' Проколка — деревянная палочка, в которую вставлена иголка; ушко иголки вставлено в деревянную сердцевину, острие наружу.

Тест 4. Скорость прокалывания. Испытуемый садится за стол, перед ним кладут лист бумаги, на котором выбито 100 кругов (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Тест Н. Озерецкого для исследования ритмичности движений

"Для того чтобы облегчить подсчет проколотых кружков, можно воспользоваться конт­рольным шведским картоном, на котором выбит аналогичный рисунок; каждый пятый кру­жок на этом картоне последовательно перенумерован: 1—5—10, и так до 100. Полулист бума­ги, на котором производилось прокалывание, рассматривают на свет, отмечая количество пропущенных при проколе кружков и последний проколотый кружок; после этого на полу­лист накладывают контрольный картон и смотрят, какой цифре на картоне соответствует последний прокол. Допустим, что последний прокол приходится на цифру 85. Следователь­но, испытуемый сделал 85 проколов (тест не выполнен), но если при этом он пропустил не­сколько кружков, то их следует вычесть из этого общего числа проколов. В тех случаях, когда испытуемый проколол один и тот же кружок 2 раза (это устанавливается рассматриванием листа на свет), ему засчитывается 2 прокола.

лежащие совершенно свободно на столе (опираются на локти), испытуе­мый берет по проколке и устанавливает левую руку над верхним кружком левой части рисунка, правую руку — над верхним кружком правой части рисунка. По звуковому сигналу испытуемый, действуя одновременно обеими руками, начинает прокалывать кружки, не пропуская ни одного. По истече­нии 15 с дается звуковой сигнал о прекращении работы.

Тест считается невыполненным, если после подсчета количество проколов для одной руки Судет больше, чем на 2, превышать количество проколов для другой руки (двойной прокол одного и того же кружка считается за 2 прокола); общее количество проколов для каждой руки в отдельности должно быть не менее 20. В случаях, когда проколы не на симметричных частях (правой и левой половинках) рисунка, даже при равном количестве проколов для обе­их рук, тест все же считается невыполненным. При неудаче тест повторяется не более 2 раз.

Тест 6. Испытуемому предлагают максимально вытянуть вперед обе руки ладонями вниз, правую руку сжать в кулак (рис. 2.5). По звуковому сигналу испытуемый должен разжать правую руку и одновременно сжать в кулак левую руку и далее, не дожидаясь других слов команды, в течение 10 с с наи­большей быстротой проделать одновременно поочередное сжимание в ку­лак и разжимание правой и левой рук.

Рис. 2.5. Пример координации кистей

 

Тест считается невыполненным при наличии излишних сопровождающих движений мышц пица. Тест также считается невыполненным, если испытуемый одновременно разжимает или сжимает в кулак обе руки или если он при этой манипуляции сгибает одну или обе руки в лок­тевом суставе — «гребет руками» (руки в локтевых суставах должны быть неподвижными). При неудаче допускается повторение теста, но не более 3 раз.

Тест 1.'Стояние в течение 10 с с открытыми глазами на пальцах ноги («на цыпочках») на правой и левой ногах. Условия и оценка теста те же, что и в тесте 1Ддля 11-12 лет.

Тест 2М. Испытуемому, сидящему на стуле, предлагают слегка согнуть правую руку в локтевом суставе, повернуть ладонью вверх и вытянуть указа­тельный палец. На этот палец испытуемый должен поставить вертикально линейку, длиной в 40-45 см. Эта линейка удерживается левой рукой. По зву­ковому сигналу левую руку следует убрать и удерживать линейку в равнове­сии (в течение 5 с) на правом указательном пальце. Испытуемому разрешает­ся балансировать рукой, а также, не привставая со стула, откидываться туловищем вперед, назад, в стороны. По истечении 10 с перерыва то же про- делывается для левой руки, для которой тест ограничивается временем в 3 с.

Тест считается невыполненным, если испытуемый уронил линейку раньше указанного вре­мени или, чтобы сохранить равновесие линейки, приподнимался, вставал со стула. При не­удаче тест повторяется, но не более 3 раз для каждой руки. Тест расценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при исполнении задания для одной руки ставится 1/2 бал­ла; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание.

Тест2Д. «Вязание пальцами». Испытуемая одновременно соединяет по­душечку указательного пальца правой руки с подушечкой большого пальца левой руки и подушечку указательного пальца левой руки с подушечкой большого пальца правой руки (рис. 2.6). По звуковому сигналу испытуемая должна начать «вязать пальцами», т. е. рассоединить указательный палец правой руки и, не разнимая большого пальца правой руки и указательного левой, описать правым указательным пальцем окружность (рис. 2.7), вновь коснуться подушечки большого пальца левой руки. После этого она разъе­диняет большой палец правой руки (большой палец левой руки и правый

Рис. 2.6. Демонстрация выполнения теста на координацию пальцев рук

 

Рис. 2.7. Координация пальцев рук

 

указательный остаются в соприкосновении) и, описав им окружность, со­прикасается с указательным пальцем левой руки (рис. 2.8). Так поочередно, описывая окружность то правым большим, то указательным пальцем, ис­пытуемая с открытыми глазами с наибольшей скоростью проделывает эту манипуляцию 10 с. В течение последующих 10 с она проделывает то же с зак­рытыми глазами.

Рис. 2.8. Координация пальцев рук

 

Тест считается невыполненным, если испытуемая спутала пальцы, которыми ей нужно было произвести движение, проделывал задание медленно (в течение 10 с описала меньше 10 ок­ружностей), не могла производить движений при закрытых глазах. При неудаче тест может быть повторен, но не более 3 раз.

Тест ЗМ. Подпрыгивание и во время прыжка удар обеими руками по пят­кам. Условия и оценка теста те же, что и в тесте ЗД для 11—12 лет.

Тест ЗД. Запрыгивание с разбега в 1 м на стул, высотой от пола 45-50 см. Условия и оценка теста те же, что и в тесте ЗМ для 11—12 лет.

Тест 4. Таррing(постукивание). Испытуемый садится за стол, на кото­ром лежит прикрепленный кнопками лист белой нелинованной бумаги. В правую руку, лежащую на столе совершенно свободно (опирается на ло­коть), он берет карандаш с затупленным грифелем. По звуковому сигналу он начинает очень быстро постукивать карандашом по бумаге, не ставя при этом следующей точки на предыдущее место постукивания. В отно­шении способа расставления точек испытуемому предоставляется полная свобода действия. Следят лишь за тем, чтобы одна точка не попадала на место другой и чтобы при ударе действовала не вся рука, а лишь кисть. По

истечении 15 сдают сигнал о прекращении работы. После минутного перерыва то же самое проделывают для левой руки. Для подсчета результатов исследования лучше всего провести несколько линий, чтобы разделить поверхность листа на отдельные сегменты, в которых удобнее сосчитывать точки (см. рис. 2.9). Помимо общего коли­чества точек, в протоколе следует отметить перемены скорости постукивания.

Рис. 2.9. Пример расчета теста Tapping

Тест считается невыполненным, если в течение 15 с мальчики произвели меньше 100 по­стукиваний (точек) правой рукой и меньше 85 — левой; девочки — меньше 90 постукиваний правой рукой и меньше 75 левой (для левшей цифры обратные). При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой руки. Плюс ставится, если задание выполне­но для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится '/2 балла, в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание.

Тест 5. Испытуемый садится за стол; слева от него на расстоянии, удоб­ном для того, чтобы можно было достать полусогнутой в локте рукой, поме­щается картонная коробка. Около нее кладутся (в беспорядке, а не в ряд, и не одна на другую) 20 копеечных монет; справа на таком же расстоянии от испытуемого — спичечный коробок, около которого кладут кучкой (в бес­порядке) 20 спичек. По звуковому сигналу испытуемый одновременно пра­вой и левой руками должен начать укладывать монеты и спички в соответ­ствующие коробки. По истечении 10 с дают сигнал о прекращении работы.

Тест считается невыполненным, если оставшееся после укладывания количество монет пре­вышает количество спичек или наоборот; после укладывания должно остаться не более чем по 10 спичек и монет; если уложено меньшее хотя и одинаковое количество, тест считается невыполненным. Порядок, в котором сложены монеты и спички в коробках, при оценке те­ста роли не играет. При неудаче тест может быть повторен не более 2 раз.

Тест 6. Попеременное закрывание правого и левого глаза. В течение 10 с глаза должны быть закрыты не менее 5 раз каждый. Следят за тем, чтобы при закрывании одного глаза другой глаз оставался открытым, а также не было лишних движений (скашивания глаз, перекашивания лица, опуска­ния уголков рта, открывания рта и т. п.), при наличии которых тест считает­ся невыполненным.

Тест 1М. Задание то Же, что в тесте 1М для 11—12 лет, но с закрытыми глазами. Условия и оценка те же.

Тест 1Д. Стояние в течение 10 с с закрытыми глазами на пальцах ноги («на цыпочках») сначала на правой, затем на левой ноге. Условия и оценка те же, что и в тесте 1Д для 11 — 12 лет.

Тест 2М. «Вязание пальцами». Условия и оценка теста те же, что и для теста 2Д для 13 -14 лет.

Тест 2Д. Удержание в равновесии вертикально поставленной линейки на указательных пальцах сначала правой, затем левой руки.

Условия и оценка теста те же, что и для теста 2М для 13-14 лет.

Тест 3. Прыгание с места (разбег не допускается) через веревку, протяну­тую на высоте 75 см от пола для мальчиков и 65 см — для девочек. При прыж­ке необходимо сгибать обе ноги в коленных суставах и одновременно отде­лять их от земли. Из 3 проб испытуемый должен перепрыгнуть 2 раза, не задев веревку.

Если он перепрыгнул, не задев веревку, но упал, коснулся руками пола или встал на пятки, гест считается также невыполненным.

Тест 4. По команде «начинай» испытуемый очень быстро выполняет сле­дующее задание: ложится на пол навзничь и распластывает руки, затем встает и бежит 5 м до стула, отстоящего от стола на 1,5 м; берет стул, приставляет его к столу и садится; меняет местами (делает это одновременно обеими руками) лежащие на столе 2 одинаковых предмета (расстояние между пред­метами 75 см), берет карандаш и бумагу, лежащие на середине стола, и ста­вит три крестика. Тест ограничивается временем в 10 с. Перед исследовани­ем испытуемый должен перечислить все действия, которые ему необходимо будет проделать. Если во время выполнения теста он пропустил какое-ни­будь действие, испытание тотчас же прерывают, заставляя испытуемого по­вторить порядок действий.

Тест считается невыполненным, если и в третий раз задание перепутано. Он также счита­ется невыполненным, если испытуемый потратил сверх указанного времени (10 с) хотя бы I с. При неудаче допускается повторение теста, но не более 3 раз..

Тест 5. Перед испытуемым прикрепляются на столе кнопками два листа линованной бумаги; в руки ему дают по карандашу. По звуковому сигналу испытуемый должен приступить к работе. В течение 15 с он, действуя одно­временно обеими руками, на одном из листов (слева) чертит вертикальные линии, на другом листе (справа) ставит крестики. Тест считается невыпол­ненным, если испытуемый действовал руками не одновременно, если он начертил меньше 10 линий и поставил меньше 10 крестиков.

Если испытуемый в общей сложности ошибся дважды, поставив слева крестик или справа вертикальную черточку, тест считается невыполненным. Величина промежутков между от­дельными вертикальными линиями и крестиками при оценке теста роли не играет. При не­удаче допускается повторение теста, но не более 2 раз.

Тест 6. Испытуемому предлагается максимально вытянуть вперед обе руки, повернув их ладонями вверх; кисть левой руки сжать в кулак, кисть правой руки, оставляя открытой, согнуть в лучезапястном суставе, а кончи­ки пальцев повернуть к мизинцу левой руки (рис. 2.10). По звуковому сиг­налу испытуемый одновременно должен перевести левую руку в позицию правой (разжать кулак и согнуть кисть в лучезапястном суставе, повернув кончики пальцев к мизинцу правой руки), правую руку — в позицию левой, поставив кисть на одну прямую с костями предплечья и сжав руку в кулак. Так одновременно, поочередно меняя позицию рук, испытуемый с наиболь­шей скоростью проделывает эту манипуляцию в течение 10 с с открытыми глазами, а затем — с закрытыми.

Следят за тем, чтобы не было излишних сопровождающих движений мышц лица, при на­личии которых тест считается невыполненным. Тест также считается невыполненным, если испытуемый хотя бы один раз поставил одновременно обе руки в одну и ту же позицию. Если задание выполнено разновременно, т. е. сначала в известную позицию (правильную для дан- Рис. 2.10. Демонстрация выполнения теста

 

ной руки) поставлена одна рука, а потом (также в правильную для этой руки) — другая, тест считается невыполненным, так как перемена позиций рук должна происходить одновремен­но. Невыполненным тест считается и в тех случаях, когда одна или обе руки сгибаются в лок­тевых суставах (руки в локтевых суставах должны быть неподвижными). Допускается повто­рение теста, но не более 3 раз.

Оценка результатов испытания

Точно установив дату рождения ребенка, испытание начинают с тестов его возраста, причем первые 6 месяцев, превышающие целое количество лет, в счет при определении возраста не идут; начиная с полных 6 месяцев прибавляют к возрасту испытуемого лишний год. Например 8 лет 4 месяца считаются за 8 лет, 8 лет 6 месяцев — за 9 лет; испытание в первом случае начинают с тестов 8-летнего возраста, во втором — 9-летнего.

Испытуемый должен выполнить все задачи своего возраста; результат выполнения теста отмечается знаком плюс (правильное исполнение) или минус (неправильное исполнение), за исключением тех тестов, в которых задание касается рук или ног, где полный плюс ставится только в том слу­чае, если испытуемый выполнил задание для обеих конечностей. В случаях, когда задание выполнено частично (одна правая или одна левая конечность), ставится У2 балла.

Для регистрации ответов нами принята следующая схема записи:

Название учреждения.................................................................................................................. Фамилия и имя испытуемого.......................................................................................................... Возраст...................................................................................................................................... Дата исследования....................................................................................................................... Экспериментальный диагноз.......................................................................................................... Степень моторной одаренности, отсталости....................................................................................
Тесты для возраста Номер теста Отметка экспериментатора Результат выполнения теста
       

 

При невыполнении испытуемым хотя бы одного теста своего возраста переходят к тестам более младшего возраста и так постепенно спускаются по шкале до тестов того возраста, при решении которых испытуемый дает нее плюсы. После этого переходят к тестам более старшего возраста, подни­маясь по шкале вверх до тех пор, пока испытуемый на одной из возрастных ступеней шкалы не даст всех минусов. Тест, оцениваемый '/2 балла, считается выполненным, а если для данной возрастной группы решены все тесты, то следует подниматься по шкале вверх. Если в одной возрастной ступени оцен­ка полуплюсом встречается дважды, то, несмотря на выполнение всех тес­тов для данной возрастной ступени, следует переходить к тестам нижесле­дующей возрастной ступени, предлагая в таких случаях тесты лишь на невыполненные компоненты движения.

Подсчет результатов происходит следующим образом: за основу берется тот год по шкале, на котором испытуемый дает все плюсы. К этому году прибавляется сумма плюсов, полученных при решении тестов для других возрастных ступеней. Каждый плюс равен 2 месяцам, '/2 балла — одному месяцу. Такой подсчет возможен только до 10-летнего возраста, так как на каждую возрастную единицу имеются свои особые серии задач.

При подсчете результатов для детей старше 10-летнего возраста необхо­димо руководствоваться таким правилом: испытуемые в возрасте до 11 лет за каждый из решенных тестов для возрастных групп 11-12, 13—14 и 15-16 лет получают по 2 плюса; за частичное выполнение теста для одной конеч­ности получают 1 плюс; испытуемые 12—13 лет за каждый из решенных те­стов для возрастных групп 13-14 и 15-16 лет также получают по 2 плюса и за частичное выполнение теста — 1 плюс; наконец, испытуемые 14—15 лет за каждый из решенных тестов для возрастной группы 15—16 лет получают также 2 плюса, за частичное выполнение теста — 1 плюс.

Испытуемые в возрасте 12, 14и 16 лет получают по 1 плюсу при решении тестов, соответствующих их возрастной группе, и '/2 балла за частичное вы­полнение теста.

Проиллюстрируем сказанное примерами.

1. Испытуемый 9 лет 4 мес. выполнил все тесты для 9 лет, 2 теста для 10 лет и 1 тест для 11-12 лет. Моторный возраст этого испытуемого будет сле­дующий: 9 лет + 4 мес. (2 плюса за 2 теста для 10 лет) + 4 мес. (2 плюса за 1 тест для 11—12 лет) равно 9 лет 8 мес. Следовательно, в двигательном разви­тии испытуемый превосходит свой возраст на 4 месяца.

2. Испытуемый в возрасте 11 лет 2 мес. выполнил все тесты для 8 лет, 2 теста для 10 лет и 1 тест для 11—12 лет. Моторный возраст: 8 лет + 6 мес. (3 плюса за 3 теста для 9 лет) + 4 мес. (2 плюса за 2 теста для 10 лет) + 4 мес. (2 плюса за 1 тест 11-12 лет) = 9 лет 2 мес. В двигательном развитии испыту­емый отстает от своего возраста на 2 года.

3. Испытуемый 12 лет 3 мес. выполнил все тесты для 10 лет, 3 теста для 11—12 лети 1 тест для 13—14 лет. Моторный возраст 10 лет + 6 мес. (3 плюса за 3 теста для 11—12 лет) + 4 мес. (2 плюса за 1 тест для 13—14 лет) = 10 лет 10 мес. Моторная отсталость равна 1 году 5 мес.

4. Испытуемый 14 лет выполнил тесты для 11-12 лет (тест 4 для этого возраста выполнен для одной конечности), 3 теста для 13—14 лет (один из тестов выполнен лишь для одной конечности) и 2 теста для 15-16 лет (1 тест выполнен лишь для одной конечности). Моторный возраст испытуемого: 12 лет 1 мес. (вычитается '/2 балла за частичное выполнение теста 4) + 5 мес. (2 теста для 13-14 лет по 1 баллу и за 1 тест, как частично выполненный, '/2 балла) + 6 мес. (за I тест для 15—16 лет 2 балла, за другой, как частично выполненный, — 1 балл) = 13 лет. Моторная отсталость равна 1 году 10 мес.

Предлагаемый подсчет далеко не безупречен, однако в настоящем виде он наиболее практически пригоден до тех пор, пока для возрастов 11,13 и 15 лет не будут подобраны особые серии тестов. Легкой степенью мо­торной отсталости мы считаем возраст от 1 до 1 '/2 года, средней — от 1'/ до 3 лет, глубокой степенью отсталости — от 3 до 5 лет, ниже 5 лет — «мотор­ная идиотия».

Групповые методы исследования моторики детей и подростков

Индивидуальное исследование моторики при помощи метрической шка­лы отнимает сравнительно много времени и не оправдывает своего назна­чения в тех случаях, когда необходимо в более или менее короткий срок об­следовать большое количество испытуемых.

Чтобы восполнить этот пробел, для групповых (коллективных) испыта­ний детей и подростков выработана специальная серия тестов.

При помощи 30 тестов испытываются следующие отдельные компонен­ты движения: статическая и динамическая координация, скорость движе­ний, одновременные движения, сила, отчетливость выполнения (отсутствие синкинезий).

Одновременно можно исследовать 20-25 человек; брать для испытания большее количество не рекомендуется, так как трудно бывает уследить за испытуемыми. Чем моложе испытуемые, чем менее они дисциплинирова­ны, тем меньшее количество может быть испытано за один прием, а потому рекомендуется детей дошкольного возраста разбивать для испытания на группы в 10-15 человек, то же самое следует делать в отношении плохо дис- 11,иплинированных детей.

Испытание должно происходить в классной комнате, достаточно свет­лой и просторной, чтобы в ней могла разместиться вся группа. Желательно, чтобы каждый испытуемый имел индивидуальный столик; при невозмож- I юсти выполнить это пожелание допустимо размещение по два испытуемых iaодним столом. Столы расставляются в ряд один за другим так, чтобы в каж­дому ряду было не более 5—6 столов. Между рядами должен быть оставлен достаточно свободный проход, чтобы помощники, проходя по рядам, име­ли доступ к каждому испытуемому. Числом рядов определяется необходи­мое количество помощников — по одному на каждый ряд.

Методика испытания

Тест 1. Стояние нога за ногу в течение 15 с с закрытыми глазами (т. 1 для 4 л.).

Тест 2. Стояние с открытыми глазами на носках с согнутым туловищем (т. 1 для 7 л.).

Тест 3. Стояние с закрытыми глазами в течение 10 с попеременно то на правой, то на левой ноге (т. 1 для 9 л.).

Тест 4. Для мальчиков — американский тест с открытыми глазами (т. 1М для 11—12 л.), для девочек —стояние 10 с с открытыми глазами поперемен­но на пальцах правой и левой ног (т. 1Д для 11—12 л.).

Тест 5. Для мальчиков — американский тест с закрытыми глазами (т. 1М для 15—16 л.), для девочек — стояние 10 с с закрытыми глазами, поперемен­но на пальцах правой и левой ног (т. 1Ддяя 15-16 л.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.