Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список рекомендованной литературы. Методы диагностики и исследования нравственной сферы взрослого




Методы диагностики и исследования нравственной сферы взрослого

Диагностика уровня развития моральных суждений взрослого возможна с помощью теста Кольберга, описанного выше. Как уже упоминалось ранее, не все взрослые достигают последних уровней развития моральных суждений.

Кроме того, развитие нравственной сферы личности тесно коррелирует со структурой ценностных ориентаций человека. В. Н. Мясищев (1960) рассмат­ривал ценностные оринтации как центр духовного развития личности, как це­лостную систему сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе. Структура ценностных ориентаций взрослого наиболее дифферен­цирована и сформирована, более четкая и устойчивая, более осмысленная.

Находящиеся в определенной иерархии жизненные ценности оказывают влияние на человека, детерминируя его поведение. Рассматривая проблемы смысла и значения в жизни человека, С. Л. Рубинштейн32 видел функцию ценностей в регуляции поведения. Исследуя динамику этого процесса, он показал, что в ходе жизни происходит переоценка ценностей. Это является закономерным результатом перестройки взаимоотношений человека с окру­жающим миром и другими людьми. Те или иные ценности актуализируются
в результате изменения внутренних условий. Анализ конкретной ситуации обнаруживает динамику вступления в строй, выключения и восстановления различных ценностей.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития взрослого может осуществляться при помощи методики Юсупова (с. 114). Диагностика поведенческого компонента проводится с помощью эксперт­ных оценок, общие требования к которым изложены в разделе по диагно­стике поведенческого компонента нравственного сознания школьников.

1 Рубинштейн С. Л. Общая психология. — М., 1989.

2 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957.

3 Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988

4 Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М., 1966

5 Нравственность, агрессия, справедливость// Вопросы психологии. — № 1. — 1992. Со­кращенное изложение главы из книгиKrechD., CrutchfieldR., LivsonN.ElementsofPsychology, N. Y., 1974. Перевод с англ. А. В. Александровой.

6 Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. — Минск, 1997.

7 Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998.

8 Никольская И. А/., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб., 2000.

9 Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возраст­ная динамика. — М.-Воронеж, 2000.

10 Андреева А. Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологи­ческой службе конкретных психодиагностических методик. — М., 1988.

11 Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1999.

12 Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Л., 1984.

13 Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д. Б. Элько- нина, А. В. Венгера. - М., 1988.

14 Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. — М., 1998.

15 Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб., 2002.

16 Якобсон С. Г., Прусс И. Последняя победа Буратино. — М., 1983.

17 Альманах психологических тестов. — М., 1996.

18 Андреева А. Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте// Научно-методические основы использования в школьной психологи­ческой службе конкретных психодиагностических методик. — М., 1988.

19 Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. — М.­Воронеж, 1996.

20 Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков, 1994.

21 Снегирева Т. В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции//Диагно­стическая и коррекционная работа школьного психолога. — М., 1987.

г?

22 Фридман Г. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и учени­ческих коллективов. — М., 1988.


13 Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. — М., Рига. 1997.

24 Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М., 1999.

25 Альманах психологических тестов. — М., 1995.

26 Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1996.

27 Практикум по экспериментальной и прикладной психологии// Под ред. А. А. Крыло­ва. -Л., 1990.

28 Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

29 Додонов Б. И. Эмоции как ценность. — М., 1987.

30 Жму ров В. А. Психопатология. — Иркутск, 1994. — Т. 2. 51 Ильин Е. П. Мотивы и мотивация. — СПб., 1999.

32 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.

33 Kohlberg L. Essays in Moral Development. The Psychology of Moral Development. San Francisco. Harper &Row. 1984. V. II.



М етоды диагностики

потребностно- мотивационной и волевой сфер личности

Е. Г. Трошихина

Изучение волевых проявлений

Изучение готовности к школе

Методика оценки уровня притязаний

Изучение мотивации обучения в вузе

Тематический апперцептивный тест X. Хекхаузена





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.