Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная ориентация работников




Ориентация и повышение квалификации работников (тренинг) – процессы, направленные на то, чтобы обеспечить их необходи­мой информацией, навыками, знанием целей и задач пред­приятия. Ориентация облегчает поиски верного направления дей­ствий работника, тренинг сосредоточен на том, чтобы помочь ему продолжать двигаться в этом направлении, внося свой позитив­ный вклад в работу.

Большинство новых работников представляют свою будущую деятельность слишком формально и поверхностно: при поступлении на работу у них остается масса открытых вопросов и проблем. Ориентация – это деятельность по введению работ­ников в курс их задач на новом месте работы, по ознакомлению их с руководителями и рабочими группами.

Попадая на новое место работы, человек часто чувствует себя одиноко и дискомфортно. Он обычно не знает, кому и что говорить или даже где ему находиться. Новизна для него означает незнание того, чего следует ожидать, необходимость мириться
с большими жизненными изменениями, неуверен­ность в будущем. И пройдет время, прежде чем новичок нау­чится ориентироваться на работе, а хорошая программа ори­ентации позволит ему сэкономить время. Первые несколько дней являются решающими, помогут ему встать на вер­ный путь, выработать позитивное отношение, обрести хоро­шее самочувствие.

Принципиальные цели ориентациив любой организации (на предприятии) следующие [2, 14]:

1. Уменьшение стартовых издержек. Новый работник не знает своей работы и того, как функционирует предприятие. Это значит, что он, пока работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, требует дополнительных затрат.

2. Уменьшение испытываемых новым работником озабоченно­сти и неопределенности. Озабоченность здесь означает боязнь провалов в работе. Это нормальный страх перед новым, неиз­вестным, сочетающийся с недостаточной способностью уверенно и качественно работать.

3. Сокращение текучести рабочей силы. Если работники ощу­щают себя неумелыми и нежеланными, то могут отреагиро­вать на это уходом с работы.

4. Экономия времени непосредственного руководителя и сотрудников по работе. Неправильно сориентированный работник все же должен выполнять свои обязанности, но требует при этом по­мощи. Обычно такую помощь оказывают сотрудники и непосредственные руководители, тратящие на это свое время.

5. Развитие позитивного отношения к работе, реализма в ожи­даниях и удовлетворенности собой.Новые работники должны разумно и реалистично отнестись к изучению того, чего от них ждет предприятие, а их собственные надежды не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими. Каждый работник должен сочленить цели предприятия и собственные ценности. Ориентация помогает этому.

Типичной в данном отношении является программа ориентации работников на американской фирме «Тексас инструментс». Чувство дискомфорта у новых женщин-уборщиц было вызвано сознанием того, что они должны достигнуть того же уровня мастерства, что и окружающие их опытные рабочие. Длительное время они не понимали инструкций руководителя, но боялись задавать вопросы и казаться глупыми. Иногда их вопросы сопровождались насмешками.

Программа ориентации была испробована в фирме в двух вариантах. Контрольной группе новичков была предложена традиционная программа ориентации – типичный двухчасовой брифинг в отделе управления персоналом. Он включал темы, затрагиваемые в таких случаях, и описание минимальных требований к работе. Затем новички были представлены руководителю, давшему им вводные сведения о работе.

Экспериментальная группа получила ту же двухчасовую программу и еще шестичасовую программу социальной ориентации. В ней подчеркивались четыре момента.

1. Участникам группы были представлены факты о том, что 99 % работников достигают стандартов, требуемых компанией; было показано, какое время необходимо для достижения различных уровней мастерства.

2. Им посоветовали не обращать внимания на «разговоры»
и предупредили об обычных шутках.

3. Участникам объяснили: руководители слишком заняты, чтобы спрашивать нового работника, не нуждается ли он в помощи. Они будут рады помочь, но работник должен сам просить об этом, причем он вовсе не будет казаться тупым.

4. Им были представлены более «живые» данные о руководителе. Его описали с важными деталями: что он любит, какое
у него хобби, требователен ли он, спокоен или нет и т.д.

Данная ориентация имела большие последствия. В экспериментальной группе оказалось на 50 % меньше опозданий
и прогулов, брак был сокращен на 80 %, себестоимость снизилась на 15–30 %, время обучения – на 50 %, а стоимость обучения – примерно на 66 % [31].

Программы ориентации могут быть различными – от неформальных, предусматривающих в основном устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками.

Вопросы, включенные в общую программу ориентации, состоят из восьми разделов.

1. Общее представление о компании:

- приветственная речь;

- основы, рост, тенденции, цели, приоритеты, проблемы;

- традиции, нормы, стандарты;

- текущие специфические функции компании;

- продукция и ее потребители;

- стадии доведения продукции до потребителя;

- разнообразие видов деятельности;

- структура и связи компании, направления ее деятельности;

- данные о главном руководстве;

- внутренние отношения, ожидания, деятельность.

2. Ключевая политика и обзор процедур.

3. Оплата труда:

- нормы оплаты и ранжирование;

- оплата выходных;

- сверхурочные;

- удержания;

- рост оплаты;

- займы в банке.

4. Дополнительные льготы:

- виды страхования;

- пособия по временной нетрудоспособности;

- выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье,
в случае тяжелых утрат; пособия по материнству;

- планы по увольнению на пенсию;

- возможности обучения на работе;

- оздоровительные центры;

- дополнительные услуги организации для своих служащих.

5. Охрана труда и техника безопасности:

- заполнение карты данных на случай крайней необходимости;

- здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи;

- физкультурно-оздоровительные центры;

- меры предосторожности;

- предупреждение о возможных опасностях на производстве;

- правила противопожарной безопасности и контроля;

- правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них;

- требования к физической подготовке;

- запреты на употребление алкоголя и наркотиков.

6. Работник и его отношения с профсоюзом:

- сроки и условия найма;

- назначения, перемещения, продвижения;

- испытательный срок;

- руководство работой;

- права и обязанности работника;

- постановления профсоюзов и политика компании;

- дисциплина и взыскания;

- проверка безопасности оборудования и обмундирования;

- степень риска.

7. Служба быта:

- служба питания, кафетерии;

- наличие служебных входов;

- условия для парковки машин;

- первая помощь;

- комнаты отдыха.

8. Экономические факторы:

- прибыли;

- стоимость оборудования;

- ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

После общей ориентировки делается также более специальная.


Вопросы, затрагиваемые специализированной программой ориентации, перечислены ниже.

1. Функции подразделения:

- цели, приоритеты;

- организация и структура;

- практическая деятельность;

- взаимоотношения с другими подразделениями;

- взаимосвязь между различными видами деятельности внутри подразделения.

2. Рабочие обязанности и ответственность:

- детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;

- обсуждение общих проблем и способов их решения;

- нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;

- длительность рабочего дня и расписание;

- сверхурочные;

- дополнительные назначения (например, замена отсутствующего работника).

3. Требуемая отчетность:

· объяснение того, где и как можно получить инструменты, хранить и ремонтировать снаряжение;

· виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней;

· отношения с местными и общегосударственными инспекциями.

4. Процедуры, правила, предписания:

· правила, характерные только для данного вида работ или данного подразделения;

· поведение в случае аварий;

· правила техники безопасности;

· информирование о несчастных случаях и опасности;

· гигиенические стандарты;

· охрана и проблемы, связанные с воровством;

· контроль за нарушениями;

· оформление ведомостей;

· телефонные переговоры личного характера в рабочее время;

· использование оборудования;

· контроль и оценка исполнения и т. д.


5. Осмотр подразделения:

· комнаты отдыха и душевые;

· кнопка пожарной тревоги и пожарной станции;

· часы работы;

· выходы и входы;

· помещения технического обслуживания;

· места для курения;

· места оказания первой помощи и т. д.

6. Представление сотрудников подразделения коллективу [45].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.