Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА VI 1 страница




ТЕМА V

 

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

 

В прошлой теме внимание было сосредоточено на сущности государства, как главном элементе политической системы. Но государство – это еще не общество. Государство, государственные структуры, государственный аппарат - все это лишь часть общества. Всеохватывающая человеческая общность (общество, социум) есть своеобразная суперсистема, состоящая из комплекса взаимосвязанных, взаимопереплетенных, но все же самостоятельных систем (сфер жизнедеятельности): производственной (экономико-хозяйственной), социальной, политической, духовной. Каждая из них имеет свои рамки, константы (постоянные величины): структуры, функции, ценности, нормы, цели, действующих лиц и т. п. Производственная и социальная сферы обеспечивают материальную инфраструктуру жизнедеятельности человека, а политическая - механизм реализации общей цели, общей воли и общего интереса всех остальных составных элементов системы в целом. Таким образом, вычленяя государственный аппарат, государственные структуры из социума, мы получаем негосударственную общность, гражданское общество.

Феномену гражданского общества, его соотношения с государством и посвящена эта тема.

 

Основные вопросы:

1) сущность и структура гражданского общества;

2) соотношение гражданского общества и государства;

3) место и роль бюрократии в современном обществе;

4) основные условия функционирования гражданского общества.

 

 

1. Исторически гражданское общество сформировалось раньше государства. Оно появилось на заре человечества, с возникновением простейших, немногих, немногочисленных и неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов одежды и быта, защиты от диких зверей и врагов.

В связи с развитием способов производства эти объединения становятся все более многочисленными, функционально многообразными, более устойчивыми. На определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство для защиты своих интересов, содержит его и в определенной мере контролирует, чему государство, впрочем, как только может, сопротивляется.

Термин «гражданское общество» родился не вчера. Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Монтескье, Руссо - почти все мыслители прошлого отдали дань этой проблеме. Особенно углубленно и внимательно рассматривали её И. Кант и Гегель. В отличие от своих предшественников Гегель, например, считал, что гражданское общество и государство – самостоятельные институты. Гражданское общество имеет место не внутри, а наряду с государством. Оно вместе с семьей составляет базис и способ существования государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан, а гражданское общество- сфера реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов.

Вслед за Гегелем Маркс и Энгельс считали, что гражданское общество есть совокупность всех неподотчетных государству, независимых от него отношений. Приоритет они отдали экономическим отношениям. Различия между гражданским обществом и государством наиболее наглядны в политической жизни, считали они. Государство входит в структуру и в жизнь общества как важнейший элемент его политической организации, но в гражданское общество оно не входит.

Если свести воедино высказывания мыслителей прошлого и современных политологов, можно сформулировать следующий обобщенный вывод: гражданское общество это

- наивысшая стадия и наиболее совершенная форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей- семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, а так же социальные общности - но не государственные и политические структуры;

- совокупность негосударственных, неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, нравственных, религиозных и др., это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;

- сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.

Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством, с политической сферой жизнедеятельности людей. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством. При авторитарном, тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму и его политической сфере.

Значит, гражданское общество – это совокупность внегосударственных общественных интересов, отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности всех членов общества. Это, во-первых, социальное пространство в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Вместе с тем это система обеспечения жизнедеятельности экономической, социальной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Во-вторых, это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов и через которые выражаются и реализуются частные интересы и потребности, индивидуальные и коллективные (семья, церковь, СМИ, культурные, научные, профессиональные, национальные и иные объединения и институты, ассоциации и другие неполитические организации и т. п.).

Именно наличие независимых от государства институтов и создает условия для различия государства и гражданского общества. В значительной мере степень независимости граждан от государства, степень демократичности общественно - политической системы пропорциональна степени полицентричности распределения властей в обществе. Главная функция социальной организации состоит (как минимум) в создании условий для удовлетворения базовых человеческих потребностей в пище, одежде, жилье. Поэтому для возникновения и утверждения подлинного гражданского общества чрезвычайно важно разграничение экономической и политической власти, разделение (но не обособление!) социальной и политической сфер, экономических, социальных и политических функций. Здесь чрезвычайно важна способность каждого человека сознательно объединяться с себе подобными.

Сущностное единство гражданского общества состоит в одновременном существовании в его рамках разнородных социальных сил, институтов, организаций, заинтересованных групп и т. д., объединенных общим стремлением к совместной жизни.

Границы гражданского общества зависят от степени воздействия государства на общественную жизнь. Выделение и противопоставление гражданского общества и государства является результатом развития мировой цивилизации в последние века.

С одной стороны, наблюдается действие общности преследующих свои частные интересы индивидов, которые производят, распределяют, обменивают определенные блага. Эта их деятельность прямо и непосредственно зависит от рынка. С другой - существует государство, которое в идеале призвано защищать всеобщие интересы. Оно ограничивает частные интересы, выступает в роли верховного арбитра. «Государство - писал Ф. Энгельс, есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим с собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общества в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держало его в границах «порядка». Эта сила, происходящая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство»[5].

Так противопоставляются частная и публичная стороны человеческой жизни, свобода и принуждение. Формально все равны перед законом. Представительная власть, представительная демократия должны обеспечивать утверждение общих интересов посредством создания государственных органов. Но действительные властные отношения между отдельными индивидами осуществляются не через государство, не путем формальной демократии, а с помощью материальной зависимости, посредством неполитических отношений в гражданском обществе, в господствует котором товарный обмен. Таким образом, логика развития диктовала необходимость все большего совершенствования этих отношений, сокращения сферы воздействия государственной машины. В то же время вступление капитализма в государственно-монополистическую фазу своего развития привело к еще большему расширению функций государства. Однако уже в 70-е годы XX столетия в мире утверждаются качественно новые производительные силы. Они нуждаются в более гибких экономических структурах, свободных от бюрократических пут. В результате усиливается критика чрезмерно разросшейся государственной машины и увеличивается интерес к взаимоотношениям между гражданским обществом и государством. Опыт показывает, что чем больший простор предоставляется гражданскому обществу, тем более ускоренными темпами развиваются в соответствующих странах производительные силы. И высокоразвитое гражданское общество является лучшей гарантией стабильности политического режима, чем сверхраздутый государственный аппарат, максимально контролирующий общественную жизнь и жизнь отдельных индивидов.

В этой связи следует вспомнить, что К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что после социалистической революции и ликвидации социальных антагонизмов государство начнет постепенно ослабевать и в конце концов его функции перейдут к «ассоциации производителей» в гражданском обществе. Государство будет «поглощено» гражданским обществом: «Мы приближаемся быстрыми шагами к такой ступени развития производства, - писал Ф. Энгельс, - на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству… С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором»[6].

Однако в реальном историческом процессе в нашей стране мы видим совсем другую картину: гражданское общество по существу оказалось полностью поглощено государством - мощной административно – хозяйственной машиной. По существу, сталинской модели социализма полностью подходит оценка К. Маркса: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более он становится органом определенного класса»[7].

Достаточно заменить слово «класс» на «слой»- и налицо полная характеристика сталинской модели государственно-монополистического социализма! Вместо развития товарно-денежных отношений - искусственное сокращение действия закона стоимости, вместо рынка - субъективная принудительная деятельность сросшегося партийно-государственного аппарата, вместо подчинения государства контролю гражданского общества – государство постепенно взяло на себя функцию управления всеми сферами жизни общества и личности; парт - госаппарат стал регламентировать, запрещать, наказывать, защищать, награждать, «заботиться» о каждом человеке. В условиях сформировавшейся патриархальной модели социализма появилась тенденция возвеличивания органов и всей бюрократической системы парт - госаппарата, засекречивание деятельности и закрытости ее представителей, резкого понижения значения личного и отождествление государственного и общественного интересов. Усиливается всесилие бюрократии. Необходимо заметить, что чрезвычайно точно К. Маркс характеризует психологию бюрократии: «Бюрократия считает само себя конечной целью государства»[8]. Эти слова Маркса относятся к бюрократии начала XIX века. Но по существу такая характеристика вполне подходит и к нашей бюрократии конца XX – начала XXI века. «Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи – в государственные. Бюрократия есть круг, из которого никто не может выскочить»[9].

К. Маркс подчеркивал корпоративный дух бюрократии и, анализируя причины, которые толкают ее к засекречиванию своей деятельности, писал: «Всеобщий дух бюрократии есть тайна, таинство…Открытый дух государства, а также и государственное мышление представляется поэтому бюрократии предательством по отношению к ее тайнам».[10]

Разрушение консервативной административной системы не самоцель. Одно из центральных направлений развития общества – предоставление широкого простора для развертывания гражданской инициативы. Становление и развитие жизнеспособного гражданского общества является неотделимой частью общих процессов демократизации.

Чрезвычайно важную роль должно сыграть гражданское общество в утверждении эффективных механизмов, с помощью которых оно могло бы осуществлять контроль за государством и его аппаратом, обеспечивать гарантии того, что деятельность государства на самом деле выражает стремление к общему и всеобщему в интересах отдельных граждан.

К. Маркс писал: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненным…»[11].

Общество прямо и непосредственно не в состоянии навязать свою волю государственному аппарату, так как, встав над обществом, чиновники находят уйму всяческих способов для того, чтобы уйти из-под его контроля, не останавливаясь даже перед прямым обманом и надувательством (вспомним ложь о Сахарове, Солженицыне, события в Афганистане, Чернобыле, Тбилиси, НКАО и т.п.). Значит, госаппарат надо поставить в жесткие правовые рамки, чтобы чиновники не могли бы их нарушить без риска привлечения каждого из них к строгой ответственности. Эти рамки необходимы для подчинения государства таким правилам, которые обеспечивали бы гражданам свободу и безопасность даже в тех случаях, когда та или иная группа оказывается в меньшинстве. Ограждение прав меньшинства нисколько не противоречит суверенитету народа, ибо и меньшинство – определенная часть народа и в этом меньшинстве в тот или иной момент может оказаться любая часть народа.

Развитие нашего общества связано с преодолением пренебрежительного отношения к формальным механизмам демократии, с утверждением мнения, что они представляют собой одно из величайших открытий человечества и без них не может быть никакой демократии.

Можно выделить несколько направлений развертывания жизнеспособного гражданского общества. И первое из них – формирование действительно реальной экономической основы гражданского общества. Именно эта основа является фундаментом, гарантией освобождения экономической сферы от административной зависимости и бюрократических оков. Принципиальное значение имеет обеспечение нормального проявления частных и групповых интересов в производстве, распределении, обмене и потреблении благ. В условиях государственно-монополистической, административно-командной системы, когда значение отчужденной от отдельного индивида государственной собственности абсолютизировано, повсюду царит лишь абстрактный общий интерес. Частный интерес оторван от общего, о частном, личном интересе не принято было говорить, это был нонсенс, нечто неприличное, нечто нежелательное. Стоило ему, личному интересу, попытаться выйти, из своеобразной «нелегальной сферы», как тут же следовал удар железного кулака администрации в виде несметного количества инструкций, циркуляров, положений и разъяснений. А для нормального функционирования гражданского общества требуется, прежде всего, передача определенных функций собственности в руки отдельных индивидов, групп, коллективов. Если пользоваться терминологией К. Маркса, можно сказать, что сплошное огосударствление собственности есть не позитивное, а негативное уничтожение частной собственности. Государственное уничтожение права отдельных индивидов на собственность (в том числе и на мелкую) возводит барьеры на пути развития политической демократии, ибо граждане лишаются независимой от государства твердой экономической почвы, чтобы утвердить свою автономию. Именно поэтому преодоление состояния, когда все трудящиеся являются наемными работниками государства (но не общества), и переход к состоянию, при котором индивиды и коллективы пользуются определенной экономической свободой за счет права располагать теми или иными функциями собственности (посредством акций, аренды, частной собственности и т. п.), имеют принципиальное значение для создания новых отношений между гражданским обществом и государством, при которых только и возможно развертывание политической демократии.

Разве не естественно право тех, кто трудится, владеть в качестве собственности средствами труда, включая землю, равно как и плодами своего труда? Без такого права, закрепленного и гарантированного юридически, невозможно никакое чувство хозяина, ибо это чувство есть функция собственности и не может быть результатом какого-либо воспитания или внушения. При наличии собственности это чувство рождается само собой. Ну, а нет собственности - не поможет никакое убеждение!

Столкновение интересов отдельных товаропроизводителей на рынке утверждает саморегулирующиеся механизмы, отличающиеся от механизмов, регулируемых государством. При этом положение рынка и государства во многом соответствует обратно пропорциональной зависимости. Чем более развит рынок, тем больше ограничений налагается на правомочия государства. И наоборот, безграничное развертывание административно-командной мощи государства происходит там, где рынок отсутствует или он слаб.

Развитие гражданского общества означает отход государства от непосредственного прямого руководства собственно производственными процессами, его переориентацию на учет экономических реалий, выполнение роли инстанции, задающей лишь стратегические «правила игры» самоуправляющегося общества.

Вторым основным направлением формирования жизнеспособного гражданского общества является развитие различных добровольных ассоциаций и организаций, самоуправляющихся общностей, с помощью которых проявляется, утверждается и удовлетворяется все многообразие групповых, общих или однородных интересов отдельных индивидов. В этом выражается плюрализм интересов людей, объеденных местом проживания, территориальной общностью, а также проблемами сферы производства, в которую они вовлечены. Самоуправляющееся общественные организации, территориальные и производственные общности получают значительную часть власти, находившиеся до сих пор в руках бюрократического аппарата. Они становятся своеобразным барьером, фильтром, коррективом, защищающим права, свободы и авторитет граждан от посягательства государства и его органов.

Политический плюрализм открывает современному обществу возможности для легальной свободы мнений, создания союзов, ассоциаций, организаций. А это, в свою очередь, создает своеобразный непарламентский корректив деятельности высшего законодательного собрания. Пользуясь представленной законом свободой, индивидуум не остается беспомощным перед лицом всемогущей государственной машины. И даже случайная (или не случайная) неудача высшего органа не лишает человека возможности, так или иначе, воздействовать на ход государственной жизни вообще, на выработку законодательства - в частности. И поскольку парламентаризм способствует гражданской свободе, развитию и совершенствованию гражданского общества и вызывает к действию внепарламентские факторы, то этим значительно ослабляется и опасность превращения политических партий и организаций в самодовлеющую силу, которая из средства может стать целью.

Следовательно, можно утверждать, что многообразие самостоятельных формирований есть основа утверждения гражданской самостоятельности общества, развития гражданского сознания нации. И если саморегулирующиеся механизмы в экономике - это фундамент гражданского общества, то общественные организации, движения, самостоятельные формирования - его надстройка. Ядром этой надстройки становятся различные движения, союзы, партии. Различные самоуправляющиеся организации, движения, фонды и общества выступают в роли промежуточного звена между гражданином, гражданским обществом и государством, являются одним из важных средств, благодаря которым индивиды-граждане выражают свою волю при принятии политических решений.

Особое значение в этом приобретает развитие так называемой формальной, главным образом, представительной, демократии. Еще Маркс писал, что стремление гражданского общества превратиться в политическое общество проявляется во всеобщем участии в законодательной власти и что выборы являются действительно существующим отношением гражданского общества к политическому государству. Развитие и совершенствование демократии, базирующейся на политическом плюрализме, предполагает известный баланс между законодательной властью, правительством, внепарламентскими политическими организациями, общественным мнением, естественными правами граждан, исключающий чью бы то ни было монополию на власть - будь то отдельная личность, какой- либо орган, социальный слой или политическая организация (партия). Никто из них не может претендовать на роль исключительного выразителя народного суверенитета. Такая роль может принадлежать только избирательному корпусу, т. е. совокупности граждан, наделенных избирательными правами (гражданскому обществу). Поэтому чиновники, какого бы то ни было высшего органа, не прошедшие через свободно выраженный прямой вотум доверия избирательного корпуса на равных с другими народными депутатами, не могут рассматриваться как представители суверенного народа.

Верховенство права, выступающего в качестве ограничителя для органов государственной власти, возможно лишь тогда, когда гражданское общество берет эту власть под свой контроль путем оформления общественного договора в виде Конституции и иных ограничительных законов, непременно включая избирательный закон. Они одобряются исключительно путем волеизъявления суверенного народа через референдум. Такой договор должен обязательно предусматривать верховенство избирательного корпуса и под его контролем высшего законодательного собрания, формируемого путем прямых, всеобщих и равных выборов. Без главенствующего, решающего участия этих двух сторон гражданского общества не может быть предпринято никаких существенных изменений правопорядка.

Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Вместе с тем опыт высокоразвитых стран свидетельствует, что оно функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для этого созданы благоприятные условия. В значительной мере их создает само общество: через государственные структуры и вопреки им. Через государство - принятием необходимых законов, формированием демократических государственных структур, строгим соблюдением государством общепринятых демократических норм и процедур. Вопреки государству – образованием в рамках конституции противовеса государственной машине в виде независимых общественных организаций и средств массовой информации, функционированием массовых демократических общественных движений.

Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества служит обладание каждым его членом конкретной собственностью или участием его в обладании собственностью, правом использовать ее и распоряжаться ею по своему усмотрению. Владение собственностью может быть индивидуальным и коллективным - но при условии, что каждый участник коллективной собственности фактически является таковым. Наличие собственности выступает базисным, фундаментальным условием свободы личности в гражданском обществе. Об этом неопровержимо свидетельствует практика жизнедеятельности общества.

Важным условием функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей богатство и разноплановость интересов представителей различных групп и слоев. Это многообразие должно иметь хорошо развитые как вертикальные, так и, особенно, горизонтальные связи. При размытой социальной структуре индивид связан с государством напрямую, а это значительно сковывает его возможности и реализацию его прав и свобод.

Настоятельным требованием жизнедеятельности гражданского общества является достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самостоятельности при включении в тот или иной институт гражданского общества. Нельзя сразу, одним махом, указом сделать всех людей собственниками – многие этого просто не хотят. Невозможно одной – единственной кампанией выдавить из каждого рабскую психологию: раб не только тот, кто угодничает, но и тот, кто принимает угодничество.

Гражданское общество добивается законодательного упорядочивания и регулирования отношений между собой и государством, вынуждая последнее создавать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека, а также предоставлять определенные гарантии для наиболее обездоленных.

Эти основные направления развития отношений между гражданским обществом и государством являются предпосылкой преодоления гипертрофированного всемогущества государства за счет развития самостоятельности индивидов и групп. Об этом писал К. Маркс: «В демократии не человек существует для закона, а закон существует для человека, законом является здесь человеческое бытие, между тем как в других формах государственного строя человек есть определяемое законом бытие»[12]. Не государство, которое взяло на себя все функции гражданского общества, а государство, которое эффективно представляет интересы граждан и подчинено гражданскому обществу - вот залог создания нормального демократического цивилизованного общества.

 

 

Вопросы и задания к теме

1. Что такое гражданское общество?

2. Почему развитие государства зависит от зрелости гражданского об­щества?

3. Каковы отличия традиционного общества от гражданского?

4. Назовите исторические причины слабости гражданского общества в России.

5. С какими проблемами сталкивается процесс становления граждан­ского общества в России?

6. Каких предпосылок (экономических, политических, культурных, правовых), на ваш взгляд, недостает для формирования гражданского общества в России?

 

 

Литература

 

1. Гаджиев Г. П. Политическая наука.- М. 1995, гл. III.

2. Зеркин Д. П. Основы политологии. Ростов - на - Дону, 1997, раздел II, лекция 6.

3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ,2001., гл. 8.

4. Мухаев Р. Т. Политология. М., 1998. Тема X.

5. Политическая социология / Отв. ред. Г. П. Сопов.- Ростов - на - Дону, 1997, гл. 12

6. Политология /Под ред. А. А. Радугина. - М.,1997. - Тема 7, параграф 2.

7. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в Политологию. - М., 1996, гл. 13.

8. Сморгунов Л.В., Семенов В.А., Политология – Санкт-Петербург,1996, гл 7.

 

ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА

 

В предыдущих темах рассмотрены проблемы политической власти, ее структура и функционирование. Подчеркивалось, что политика не существует сама по себе, реализуется через деятельность людей, человеческих общностей. Но ведь есть кто-то или что-то, что направляет эту деятельность, формирует ее. Выявлению источников политики, субъекта политики посвящена эта тема.

 

Основные вопросы:

1) личность как субъект политики;

2) политическая социализация личности;

3) основные права и свободы личности.

 

1. В политической жизни общества имеются активные и пассивные носители общественных отношений. Содержанием политики является активная деятельность социальных групп, личностей. Одной из важнейших проблем является выяснение сущности тех сил, которые объединяют различные элементы – субъекты и объекты политики – в единую систему. Методологическое значение понятий "субъект" и "объект" политики заключается в том, что эти категории отражают практические политические отношения и выражают активное отношение социальных общностей людей, человека к предмету своей деятельности, политической системе общества.

Под субъектом понимается источник активно-целенаправленной, предметно-практической деятельности, направленной на объект. Субъект не просто активен по своей природе. Это качество характерно и для социального объекта. Но субъект является инициатором взаимодействия с объектом, а следовательно, он суть ведущий регулятор взаимодействия с объектом, управляет этим процессом. Объектом является то, на что направлена деятельность субъекта, что противостоит субъекту. В процессе деятельности субъект взаимодействует с реальными общественными отношениями, выбирает в них ту область действительности, которая попадает в поле его предметности, то есть становится объектом. Объект - это предмет, включенный в сферу деятельности социальных общностей людей, человека.

Это означает, что в область интересов субъекта попадают такие явления, процессы, которые включаются в человеческую деятельность, делают ее активно-осознанной, предметно- практической. Объект - есть предпосылка и условие деятельности субъекта. Следовательно, он ограничивает пространство и методы действия субъекта. Отсюда уже очевидна взаимная обусловленность объекта и субъекта, их единство. Как субъект предполагает объект, так и объект не возможен без субъекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.