Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема VIII




 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

 

Одно из самых важных условий нормального функционирования общества - это стабильность политической системы, создание условий благоприятного развития взаимоотношений между людьми, между социальными общностями и государством. Эта объективная сторона жизни общества напрямую связана с другой - субъективной стороной социальной реальности - политическим сознанием и политической культурой. Эту проблему и предстоит разобрать. Внимание будет сосредоточено на следующих

 

Основные вопросы:

1) соотношение общественного и политического сознания: понятия и сущность;

2) функции политического сознания;

3) политическая идеология и политическая психология;

4) роль общественного мнения в жизни общества.

 

1. Одной из причин кризиса и развала политических структур, их политической неопределенности, а также непрофессионализма и некомпетентности людей, партий, организаций, движений является дилетантское представление о проблемах политики, а чаще всего - просто незнание их. Именно поэтому ознакомление человека, народа со знаниями о политике, формирование политически сознательных субъектов является одной из важнейших задач переходного периода.

Осознание людьми окружающих их общественных отношений, своего места и роли в них, интеграция в целое в духовной области отражаются понятием общественного и индивидуального сознания.

Общественное сознание - это коллективный ум народа, его духовное состояние и ценности. По глубине отражения объективной действительности в общественном сознании выделяют обыденное и теоретическое сознание. По способу отражения - общественную психологию и идеологию. По предмету отражения - специфические формы общественного сознания (наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право и т.д.). Между ними существует взаимосвязь, взаимообусловленность. Если одна из них абсолютизируется или рассматривается в отрыве от другой - налицо догматизм, антиисторизм, авторитаризм субъекта социального мышления. В результате - само общественное сознание отражает уже не систему реальных общественных отношений, а их односторонность, субъективность, идеалистичность.

Отражение в монополизированном общественном сознании только того, что определено народу верховной политической властью в его массовом, якобы общенародном интересе, отрицающем интерес отдельного человека, обещание будущего "светлого будущего", не основанного на текущих, повседневных интересах человека, привело к тому, что общественное, да и индивидуальное сознание деформировалось.

Социологи отмечали такие особенности деформации: социальный пессимизм, фрустрация (обман, напрасное ожидание), что повлекло за собой неуверенность в будущем, усталость народа; подозрительность и агрессивность, глубокий ценностно-нравственный вакуум, возникший в результате утраты веры в прежние духовные ценности; возвращение к религиозно-нравственным ценностям, повышение значимости авторитета конфессий, различных мистико-психологических течений, патернализм и эгалитизм, восходящие к общинному сознанию. Примерно половина населения в настоящее время не верит ни одной политической силе.

Эта тенденция присуща всем формам общественного сознания, в том числе и политическому, где она проявляется особенно зримо и наглядно. Это объясняется тем, что политическое сознание в переходный период нашего бытия подвержено большим и непредвиденным изменениям, оно отражает факт чрезмерной политизации всех структур общественной жизни. Кроме того, внедрение в практику механизмов гласности и демократии без соответствующей общекультурной и политической подготовки негативно сказывается на политическом сознании различных социальных общностей, организационных структур, личности. Плюрализм в политической жизни на этой неподготовленной базе ведет к раздвоению сознания личности, сказывается на сложности процесса осознания смысла протекающих в обществе явлений, неразберихе в политических ценностях и механизмах их осуществления. Отсюда неверие простого человека в постоянно изменяющиеся программы деятельности власть имущих и т. д.

Поскольку главное в политической жизни, политических отношениях –проблема политической власти и функционирование, развитие политических интересов субъектов, то политическое сознание должно отражать эти определенности. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что политическое сознание есть часть, элемент более широкого понятия - общественного сознания. И политическое сознание - наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политической жизни. По своему содержанию оно охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные, рациональные и подсознательные, одним словом, - все представления граждан об их отношениях с институтами власти, с политической структурой, так же как и отношениями между собой по поводу участия в управлении делами общества и государства.

Можно сказать и так: политическое сознание - это совокупность взглядов, оценок, установок, отражающих политико-властные отношения и политические интересы субъектов.

2. Формирование социальных представлений начинается у человека при сравнении и противопоставлении своих личностных, групповых интересов с потребностями других социальных общностей, а также при понимании того факта, что реализация своих потребностей невозможна без вступления личности, социальной общности в определенные отношения с государством, партиями, правящей элитой. Политическое сознание - это саморефлексия социальной, профессиональной, национальной, конфессиональной и т. п. группы, которая отображает социальную действительность через призму коллективного интереса, измеряет групповые потребности с точки зрения их влияния на все общество, на все социальное целое.

Следовательно, политическое сознание возникает на основе осознания человеком своей групповой принадлежности, а также осмысленного отношения к явлениям власти, значит — на основе отнесения себя к определенным политическим позициям (левых радикалов, либералов, консерваторов). Оно дополняется и другими соображениями и целями: приобщения к какому - либо популярному политическому движению (лидеру), членству в правящей партии или оппозиционному движению. Но все же главное - это осознание человеком своей групповой идентичности. Хотя групповое сознание и является основой, фундаментом политического сознания, но не исчерпывает его содержания. Политическое сознание непременно включает в себя и межгрупповые, общечеловеческие идеи и представления, наличие которых обусловлено не особенными, а универсальными интересами человека, а также общедемократическими свойствами организации власти.

Типы политического сознания: открытый – для него характерны готовность и способность к восприятию чужого опыта, ценностей и традиций, социальной и политической культуры, и закрытый – догматически замкнутый только на групповых, корпоративных, локальных (классовых, клановых, профессиональных и т. п.) нормах, ценностях, целях – а значит, диктующий соответствующее враждебное поведение (через прицельную рамку винтовки).

Формирование политического сознания происходит сложным и противоречивым путем, в отличие от ортодоксального "марксистского" взгляда, который предполагает, что оно "вносится" в массы специальными идеологическими представителями класса. На деле политическое сознание складывается либо путем критического осмысления человеком социальной действительности, постепенной рационализации чувственных представлений, обобщения имеющейся информации, либо за счет усвоения целей партийного или политического движения и присоединение к уже сформировавшимся оценкам и нормам гражданского поведения, либо путем эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов. Вместе с тем объективная принадлежность человека к той или иной социальной группе совсем не означает, что у него обязательно сформируется политическое сознание, соответствующее данной социальной общности. Политические воззрения обладают относительной самостоятельностью и независимостью по отношению к социально – экономическим факторам.

Нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как предполитические, потестарные (привычно-властные) отношения, воззрения, которые основаны не на осознаннии идентификации личности, а на её бытовых, традиционных представлениях, принадлежности к этнической общности, "земляческой " традиции и др., сформировавшихся на сугубо эмоциональной, поверхностной связи человека с другими представителями данной общности. Потестарность политического сознания означает не творческую выработку политических позиций человека, а механическое воспроизведение их заданных властью (группой, социальной общностью) оценок и форм поведения. Такое политическое сознание есть чисто эмоциональное видение политической жизни, отношение к своим политическим правам, как "долгу перед обществом" (на почве такой полной деиндивидуализации личности, ее растворенности в "единой крови" общины постоянно рождаются болезненные этнофобии, экстремизм, холопство, которые разлагают душу человека).

В политической деятельности люди всегда руководствуются знаниями, концепциями, программами, настроениями, чувствами- то есть своим политическим сознанием. Оно представляет собой единство теоретического и обыденного уровней сознания индивидов, тем самым оно выступает показателем осознания людьми целей политического развития и механизмов их осуществления. И в то же время оно является фактором развития политической жизни, политической системы общества. Такая синтезирующая роль политического сознания в обществе обеспечиваются его функциями:

- когнитивная (лат. когнитус - кровный родственник) – выражает потребность человека и общества в отражении и уточнении групповых и общеколлективных интересов;

- идеологическая - отражает потребность в защите интересов социальной группы или общества в целом;

- коммуникативная – характеризует взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и с институтами власти;

- прогностическая - отражает способность группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов;

- воспитательная - формирует у человека определенные, необходимые, желательные для данной общности или общества политические ценности, которые стимулируют в нужном для них направлении политическую активность личности.

Степень полноты и характер реализаций функций политического сознания зависят от многих причин, но, прежде всего от того, осуществляются ли они в стабильных или нестабильных общественных условиях. Так, в переходных условиях, когда в политическую жизнь включаются нетрадиционные группы, активно ищущие пути реализации своих значимых интересов, резко увеличивается идеологическая функция, но ослабляется коммуникативная, что является отражением несовместимости интересов и позиций различных политических субъектов. Падает престижность долгосрочных прогнозов (достижение или потеря возможности достигнуть политической цели осуществляется в короткий срок и основная нагрузка ложится на политическое сознание элитарных слоев, кругов), при постановке общественных целей и требований увеличивается значение нормативных (в противоположность ценностным) ориентиров политического поведения.

Другие политологи, например В.Ю. Шпак, наоборот, считают, что в условиях социально-политической нестабильности идеологическая функция ослабевает. Но он тут же противоречит себе, указывая, что "в условиях плюрализма идеологий и массово-психологической деятельности население руководствуется жестко заданной установкой..., и объединяются вокруг программы деятельности лица-лидера...", т.е. признает, что идеология не теряет своего значения, просто вместо одной появляются многие, и, следовательно, идеологическая функция политического сознания приобретает еще более значимую роль. Иррациональность и быстрая смена в настроении масс ведет к увеличению значимости психологической компоненты / эмоции /. На примере нынешнего положения в нашей стране можно констатировать: десятилетиями обещаемые, радужные политические перспективы пропагандировались жесткой централизованно-бюрократической государственно-партийной номенклатурой. И люди привыкли полностью полагаться на руководство партии и государства. Выработался устойчивый стереотип пассивно-выжидательного, иждивенческого образа мышления, сознания уравнительности, личной беспомощности, безответственности и в целом - "коллективного бессознательного".

3. Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. Это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо социальной группы на власть или ее использование и предусматривающая для этого ту или иную стратегию политических действий. Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить, интегрировать общество на базе интересов какой - либо социальной или национальной группы (класса, нации и т.п.) либо на почве сознательно сформулированных целей, не опирающихся на определенные социально-экономические страты или группы (анархизм, коммунизм, нацизм и др.).

Возможность реального интегрирования населения зависит в первую очередь от того, насколько идеи и положения данной идеологии соответствуют обыденным взглядам и представлениям людей о предпочтительном стиле (образе) жизни, а также и от того, найдет ли данная доктрина такие формы раскрытия своих теоретических установок, которые бы соответствовали уровню общественного сознания.

Помимо рациональных, теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некий отлет от действительности, содержит в себе такие цели и идеалы, воспринимать которые предлагается людям на веру. Особенно этим грешат идеологи оппозиционных сил, которые ожидают от приобретения власти значительно больше того, что может заполученная власть дать. И в этом случае можно понять К. Маркса, который в "Немецкой идеологии" говорил, что идеология - это извращенное сознание.

Рассматривая идеологию как форму мотивации политического поведения групповых субъектов, надо отметить, что в демократических системах она используется преимущественно лишь на этапах, связанных с выработкой общей концепции заинтересованных групп населения и их введением в политическую жизнь. Стремление же абсолютизировать ее роль, подчинить ей нравственные, правовые, культурные и иные духовные регуляторы политических отношений порождает "идеократическое", тоталитарное общество. Такое общество всегда пытается насильственно утвердить идеалы господствующей идеологии в сознании граждан и в практической жизни.

Политическая психология. Под психологией обычно понимают науку, которая изучает процесс активного отражения человеком объективной реальности, его психики и ее высшую форму - сознание. Это наука о психических компонентах человека: о его душе, о внутреннем мире коллектива, социальной группы, народа, нации, общества.

Единый внутренний мир субъекта рассматривается психологией на уровне мышления (образы, представления, стереотипы, убеждения и т.п.) и на уровне поведения (мотивы, потребности, интересы, традиции, установки и т.д.).

Политическая идеология оказывает активное воздействие на общество, соединяясь с психологией людей. Политическая психология, таким образом, представляет собой практическое осознание субъектом властных отношений. Это совокупность духовных образований, которая способствует выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. Если идеология является продуктом специализированного сознания, теоретической деятельности, то психология формируется в процессе непосредственной деятельности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Именно поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, что в свою очередь определяет ее оперативную, а не стратегическую роль в политической жизни, хотя здравый смысл, заложенный в политических эмоциях, позволяет подчас весьма точно отражать политические взаимоотношения различных сил, верно определять перспективу политической деятельности.

Люди вступают в политические отношения, имея собственный уровень психологических качеств, менталитет, позволяющий им по-своему воспринимать политическое бытие. Поскольку в нашей стране политика долгое время была монополизирована верховной властью, то рядовые личности не развивались политически. Они смирялись со своим положением неполитических особей, сливались и терялись в политическом процессе, превращались в простой объект и средство политико-психологического манипулирования власть имущими.

Психология жертвенности распространялась и укоренялась в сознании масс. В тесном контакте с психологией бедности и разрушения (а не созидания) такая психология соответствовала авторитарному правлению. Содержание политической психологии и ее функционирование сводилось к внедрению в сознание масс (и восприятию массой) идеологических стереотипов и штампов. Соответствие им и объявлялось содержанием политической психологии.

Одной из важнейших задач духовного обновления общества в настоящее время является придание политической психологии ее реального места в политическом сознании субъектов, в науке, практике политической деятельности, в политическом процессе. Речь идет не об абсолютном отрыве ее от политической идеологии, а об уходе от идеологического монополизма, авторитарных идеологических шор, привязавших к себе психологию, лишивших ее права на отражение в сознании масс.

Необходимо помнить и то, что идеологическая доктрина не всегда становится решающим фактором, определяющим содержание политических эмоций граждан. Политическая психология испытывает влияние различных идеологий и складывается в процессе их противоборства. Именно поэтому реальное содержание политических чувств является показателем духовной консолидации класса, нации, государства как субъекта власти, их способности к выполнению политических функции.

 

4. Для любого политика чрезвычайно важно знать, как воспринимается людьми то или иное политическое решение, как оно реализуется в жизни. При этом имеется в виду не только конечный результат (хотя это тоже существенно) но и то, как принятое политическое решение функционирует, претворяется, настолько оно поддерживается людьми: воспринимается ли как необходимое (ожидаемое), или же отрицается, не воспринимается. Таким индикатором в функционировании политики являются общественное мнение, которое является зеркальным отражением политического сознания, отвечает на вопрос: каков его уровень, насколько правильно воспринимают люди политическую реальность, насколько принимают предлагаемую политику.

Состояние общественного, в том числе политического сознания, его направленность, степень зрелости и динамика выражаются в общественном мнении. Взаимодействие его с социальными и политическими институтами имеет двоякий характер.

Во-первых, никакая политика и никакое управленческое решение не могут рассчитывать на серьезный успех, если при этом не учитывается мнение общественности, хотя исторический опыт показывает, что политику или конкретное решение можно и навязать, не считаясь с общественным настроением. Но тогда для осуществления потребуется принуждение, использование карательных мер и репрессивного аппарата. Так нередко поступали, например, во времена Сталина. Такой способ действия имел тяжкие последствия для общества - порабощение личности, отчуждение народа от власти. В современных условиях, чтобы политика приносила ожидаемые результаты, все предпринимаемые сверху шаги должны учитывать состояние и направленность общественного мнения. Об этом в свое время говорил В. И. Ленин: "Мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает"[17], " Мы хотим, чтобы правительство всегда было под контролем общественного мнения своей страны"[18]. Учет общественного мнения важен как для того, чтобы принимаемое решение соответствовало бы ожиданием общественности, воспринималось бы ею как насущное, своевременное и обеспечивалось ее поддержкой, так и для того, чтобы предвидеть реакцию населения на неоднозначно оцениваемое решение, а, следовательно, предусмотреть организационные, политические и разъяснительные меры, обеспечивающие подготовку обоснованного решения и его последующую реализацию.

Во-вторых, при всей высокой оценке общественного мнения, его значимости в политической жизни нельзя не сказать о том, что оно может и отставать от динамики событий, запаздывать с выявлением и оценкой определенных процессов необходимых решений, особенно в связи с отсутствием или недостатком информации.

Следовательно, социальные и политические институты не могут и не должны слепо следовать в фарватере общественного мнения. Известно немало случаев, когда возникала острая необходимость выхода за рамки или его корректировки. И здесь по отношению к общественному мнению возникала задача оказывать воздействие на его формирование.

В практической деятельности эти две указанные стороны отношений - учет и формирование - не существуют раздельно, они взаимно дополняют друг друга.

 

Вопросы и задания к теме

1. Какова роль и назначение политической идеологии в жизни лично­сти и общества?

2. Назовите основные положения либеральной идеологии. Как вы счи­таете, в чем ее достоинства и недостатки?

3. Всегда ли плохо быть консерватором? Каковы положительные мо­менты консервативной идеологии?

4. Можно ли признать основные положения коммунизма утопически­ми? Если можно, то почему, и если нельзя, то тоже - по каким при­чинам?

5. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить живучесть фашистских идей?

6. Каковы отличительные особенности социал-демократической идео­логии по сравнению с другими идеологиями?

7. Какова роль политических идеологий в обществе и политике?

 

Литература

1. Анафриев С. С. Политическое сознание и политическое поведение // СПЖ, 1992.-№ 8.

2. Гаджиев К. С. Политическая наука. М., «М. отн.», 1995.-гл. 14, 15.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.