Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебники 1 страница




1. Демидов А. и др. Основы политологии М., 1994.-гл. 10.

2. Гаджиев К. С. Политическая наука. М., «М. отн.», 1995.-гл.14,15.

3. Зеркин Д. П. Основы политологии. Ростов-на-Дону, 1997.-гл.15.

4. Мухаев Р. Т. Политология. М., 1998.-Т. 9.

5. Основы политологии /Под ред. В. П. Пугачева/. М. 1994,

6. Политология /Под ред. Марченко М. Н./, М., 1993.-гл. 7.

7. Пугачев В. П. Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 16.

8. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

9. Политология /Под ред. Н. И. Азарова. М.1999. Т. 9

10. Политология /Под ред. А. А. Радугина. М. 1997. Т. 12.

11. Политическая социология /Отв. Ред. Г. П. Солов. Ростов-на-Дону, 1997.-Гл. 6.


ГЛАВА X

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Политическая система, как уже отмечалось, выражает целостность политики, характер взаимосвязи ее элементов, позволяющий ей выживать, достигать стабильности и самосохранения. Политический же процесс отражает изменчивость политики, раскрывает взаимодействие политических институтов и субъектов, выполняющих определенные функции и роли. Содержание политических взаимодействий составляет то явная, то скрытая борьба за власть, ресурсы и статусы, перераспределение которых всякий раз нарушает сложившееся прежде равновесие интересов и переводит систему в новое состояние.

Политический процесс - одна из тех универсальных категорий, которая наиболее широко употребляется в политической науке и массовом сознании. Однако активное её использование не сохранило за ней строго определенного содержания, поэтому она трактуется достаточно вольно. Потребность более четко зафиксировать смысл и границы данной категории, выявить ее объяснительные (эвристические) возможности обусловлена не только чисто научными, но и практическими интересами, и, прежде всего, необходимостью анализа реальных политических изменений и преобразований в современной России. Понять направленность изменений в политической сфере российского общества, концептуально интерпретировать происходящие перемены невозможно, если не уяснить содержания понятия "политический процесс".

Основные вопросы:

1) сущность, структура и характер политического процесса;

2) политическое участие. Политический процесс как совокупность политических решений;

3) типология политических процессов;

4) политические технологии.

 

1. Разнообразные виды политической деятельности субъектов и их взаимоотношений образуют политические процессы. В общей форме политический процесс можно определить как последовательное изменение, движение, развитие политической жизни, имеющее определенную направленность. О политическом процессе можно говорить в нескольких смыслах. Во-первых, политический процесс - это форма существования (функционирования) политической системы общества, ее эволюции (например, современный общественный процесс). Во-вторых, политический процесс - это один из общественных процессов, который отличается от правового, экономического, идеологического и других (например, перестройка как политический процесс). В-третьих, под политическим процессом понимают его конечный результат определенного масштаба (например, формирование какой-либо партии или движения, проведение выборов президента, депутатов в Госдуму и т. д.).

Социальная жизнь есть совокупность разнообразных процессов: тех или иных изменений общественных явлений, взаимосвязей причин и следствий, действий людей и соответствующих результатов. Понятие «процесс» (лат. – продвижение) - в толковых словарях определяется в двух смыслах: как последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; и как совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Оба указанных значения данного понятия отражают существенные стороны в развитии любых социальных явлений, в том числе и политических. Политический процесс – это особый вид социально-исторических процессов. Его специфическая черта - достижение политическими субъектами общих целей при помощи использования власти и соответствующих норм. Механизм политического процесса составляет взаимодействие общественных институтов и социальных групп.

При анализе политического процесса особое значение приобретает основной вопрос политической науки: вопрос о соотношении объективного и субъективного. Как рассматривать этот процесс: исключительно и в первую очередь как результат сознательных усилий индивидов, вовлеченных в политическую деятельность, или же как взаимодействие институтов и субъектов, которое возникает и воспроизводится независимо от воли и сознания участников процесса? В современной политологии существуют и первая (субъективистская),и вторая (объективистская) традиции. Одна базируется на концепции М. Вебера, другая – на интерпретации марксизма в духе экономического материализма. Видимо, надо исходить из понимания исторического процесса как единства объективного и субъективного.

Есть еще одна теоретико-методологическая проблема при анализе политического процесса: дихотомия рационального и нерационального. Можно ли рассматривать политический процесс во всех его аспектах как результат рационального (осмысленного) выбора, как процесс управляемый разумом и подчиненный всецело интересам участвующих в нем субъектов? Думается, вряд ли. Утвердительный ответ нереалистичен хотя бы потому, что на политическое поведение субъектов влияют нормы, ценности и традиции, желания, наконец, менталитет народа. Более того, политический процесс происходит в социальной среде под влиянием многих объективных и субъективных явлений: экономических, социально-классовых, идеологических, культурных, психологических. Все это ограничивает в этой области поле сознательно организуемых и управляемых действий и отношений.

Суммируя все имеющиеся в литературе дефиниции и не забывая, что в них упрощенно изображена многообразная политическая реальность, определение политического процесса можно сформулировать так: политический процесс - это последовательное изменение социально-политической действительности, в первую очередь политической системы общества, происходящее в результате совокупной деятельности социально-политических сил, направленной на завоевание, удержание и использование политической власти, на обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической системы, на воспроизводство или изменение существующей совокупности общественных отношений.

В литературе можно встретить в качестве частных (составных) политических процес­сов такие определения:

1) проявление различными социальными субъектами своих потребностей, интересов и стремлений;

2) предоставление политических интересов групп институтам, принимающим политические и управленческие решения;

3) принятие решений и формулирование политической воли;

4) реализация политической воли посредством управленческой деятельности.

Некоторые авторы в политический процесс включают и та­кую деятельность, которая направлена на распределение и перераспределение ресурсов власти, а также другие формы политической активности групп и граждан, в том числе и нелегитимные.

Различные формы политического поведения субъектов в конечном счете объединены одной и той же внутренней потребностью повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому центральной проблемой политического процесса является принятие (и реализация) политических решений, которые интегрируют различные интересы граждан и выражают их в соответствующей сложной системе общеколлективных целей(политической воле общества).

Если политическое решение выражает волю правящей группы, то управление является деятельностным проявлением этой воли. Управление есть процесс реа­лизации политических решений уполномоченными на это государственными органами. Его суть состоит в обеспечении с помощью государст­венно-правовых и различных иных средств желаемого поведения членов общества ради достижения сформулированных политических целей. Правящие структуры призваны обеспечить в процессе управления вертикальную интеграцию политической жизни, сводя до минимума влияние всех иных тенденций в сфере властных отношений. Поэтому одной из важнейших задач правящей группы на данном этапе политического процесса является применение мер, на­правленных на противодействие политическим оппонентам и предотвращение блокирования принятых властями решений в различных звеньях политической системы общества.

Если брать в общем плане глобальный политический процесс, то можно выделить его стадии (этапы), режимы протекания: 1) институционализация и кон­ституирование, становление конкретной политической системы; 2) функционирование су­ществующей политической системы; 3) развитие (модернизация, реформирование сис­темы); 4) этап упадка, деградации, распада политической системы.

Стадия институционализации и конституирования политической системы является одной из важнейших в развитии политического процесса. Образование любой политической системы включает создание новых, свойственных ей политических институтов и норм, модернизацию некоторых старых институтов и интеграцию их в новую систему, узаконение формирующейся системы. Создание новых политических институтов (институционализация) и их узаконение (конституирование) - две стороны одного процесса. Конституирование - одноразовый акт, если иметь в виду принятие Основного закона государства, и перманентно возобновляющийся процесс на основе выражения согласия социальных субъектов с установившейся государственностью, режимом, а также на основе осознания потребности в адаптации системы к изменяющейся экономической и культурной среде. Изменение содержания политической жизни общества в этот период обычно принято определять как пересмотр конституции. Сама же конституция государства выступает как легальный и демократический способ легитимации политической власти, всех ее институтов. Укрепление нового политического строя прямо зависит от способности вводимых институтов отвечать на потребности общества. И, наоборот, трудности в утверждении новых политических институтов могут свидетельствовать об их надуманности, искусственности, несоответствии социальному опыту и потребностям общественного развития.

Стадия функционирования политической системы совпадает со
стабильным периодом общественного развития, когда господствующие
социальные группы занимают прочное положение среди других социально-политических сил. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры по воспроизводству, поддержанию деятельности уже конституированных органов государства, политических партий, общественных организаций. Такими процедурами по сути являются всевозможные выборы, заседания представительных органов власти, съезды и конференции политических партий, общественных организаций и др. Функционирование политической системы - это реализация ее институтами своих функций в их взаимосвязи и взаимодействии. Функционирование политической системы в любом типе общества выражает воспроизведение гегемонии определенных больших социальных групп (классов) или бюрократических групп, с одной стороны, и определяемую степень интеграции общества на основе достигнутой меры согласования интересов всех слоев общества - с другой.

Процесс функционирования политической системы предполагает ее стабильность, что достигается за счет адаптации системы к изменяющейся социальной среде. Однако стабильность не означает застоя, вовсе не отрицает развития политического процесса, всей общественно-политической системы.

Стадия развития политической системы наступает в период определенной перегруппировки в расстановке политических сил. На данном этапе политического процесса происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций. Осуществляемые изменения в структурах и механизмах власти выводят политику правящей группы на новый уровень, позволяющий дать ответы, адекватные вызову времени. Такие политические изменения означают, что правящие круги ищут формы и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре и меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене. Стадия развития политической системы сопровождается противоборством разнообразных течений и тенденций, которые в конечном счете ведут к повышению адаптивности, соответствия властных структур внешним социальным условиям.

Политическое развитие как процесс может осуществляться путем реформирования (модернизации) и в революционной форме. Первое предполагает преобразование элементов политической системы в рамках сохранения ее основ, включает определенную перестройку функций и структур одного и того же типа властных отношений. Второе (революция) решает задачи упразднения самих основ, типа существующей политической системы и создания новой системы.

Наконец, последняя стадия глобального политического процесса - это стадия упадка, деградации, распада политической системы.

Эта стадия совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе новыми формами организации политической жизни и общества в целом. В данном случае направленность динамики политического процесса имеет негативный по отношению к существующим институтам власти характер. Разрушительные тенденции здесь преобладают над конструктивными, созидательными, распад режима правления носит необратимый характер. В результате применяемые правящей группой решения утрачивают управленческую способность, а сама группа – свою легитимность. Характерным примером политического процесса в стадии упадка политических систем является развитие восточно-европейских (бывших социалистических) стран в 80 - начале 90-х годов, где правящие круги безуспешно пытались и не смогли найти пути ответа на социально-экономические и духовные запросы времени.

 

 

2. Одной из важнейших характеристик политического процесса является политическое участие. Это то, из чего складывается реальный политический процесс. Известно, что индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, не одинаково вовлечены в политический процесс. Одни безразличны к политике, другие участвуют в ней изредка, третьи увлечены политической борьбой. По степени участия в политическом процессе выделяют следующие группы: а) политическая группа (неучаствующие в политике); б) голосующие на выборах; с) участвующие в деятельности политических партий и др. политических организаций и проводимых ими кампаниях; д) искатели политической карьеры и политические лидеры. Это так называемое конвенциально-легальное, регламентированное законом политическое участие. Однако существуют определенные формы неконвенциального участия. Это, прежде всего, различные формы протеста: участие в публичных демонстрациях, пикетах, митингах, не разрешенных властями; протесты против «безнравственных» действий политического режима (голодовки, сожжения и т.д.), отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям.

Большинство политологов выделяет два вида политического участия: автономное и мобилизованное. Автономное участие - это сознательная активность граждан, более или менее осведомленных в области политической жизни, целью которых является влияние на позицию и деятельность политиков. Стимулом автономного участия является понимание степени важности политического решения. Этот вид участия распространен в основном в стабильных демократических политических режимах.

Мобилизационное участие - вынужденное действие, когда участие в политике, например, голосование, или участие в политическом собрании зависит от неполитических стимулов (страх, подкуп, долг). Мобилизационное участие характерно для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов.

Далеко не все граждане интересуются политикой, желают участвовать в политической жизни. Тех, кто проявляет особый интерес к политике, как правило, меньшинство. Существует несколько групп людей, добровольно отказывающихся от участия в политической жизни. Это, прежде всего, апатичные люди, которые озабочены собственными проблемами и не понимают связи жизни с политикой, считая последнюю бессмысленной. Есть и отчужденные от политики люди, т.е. те, кто считают, что политика отказалась от них. Они верят, что независимо от того, будут они голосовать или нет, политические решения все равно будут принимать немногие. Эти люди полагают, что политика обслуживает лишь интересы элиты. Как и апатичные люди, пассивны, но они в отличие от первых еще и отрицают политическую систему как таковую и могут быть использованы различными экстремистскими движениями, особенно в периоды значительных социальных потрясений. Существуют группы так называемых аполитичных людей, т.е. таких, кто потерял веру в собственные возможности, цели, социальные корни, идентичность с какой-либо социальной группой. Они утратили интерес к политическим процессам. Наконец, есть совершенно отличная от всех названных группа людей, которая отказывается принимать участие в политической жизни в силу доверия к правосудию, законности, стабильности, справедливости политических решений. Такие люди считают, что и без их участия перспективы политического процесса будут благоприятны. Однако в периоды обострения обстановки они могут энергично включиться в политическую жизнь.

Смыслом и целью участия является влияние на принятие и осуществление политических решений. В процессе выработки политических решений можно выделить крупные структурные звенья, раскрывающие внутреннее строение и природу политического процесса. Первым таким звеном обычно считают этап предоставления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения. Второй элемент политического процесса представляет собой этап выработки и принятия политических решений и, наконец, третий – этап реализации политических решений. В политическом процессе превалируют сознательные, спланированные действия групповых субъектов. Содержанием политического процесса является совокупность принимаемых решений, выработка политического курса, обычно называемого стратегией. По типу решений, способу их разработки, уровню участия массовых субъектов можно судить о существенных признаках системы.

Политическое решение - это выбор и обоснование определенного проекта политических действий, направленных на реализацию общего интереса социальных групп или общества в целом (государства). Принятие политического решения есть в то же время частный процесс, который входит в глобальный, более общий процесс. Содержанием последнего является система действий политического субъекта, включающая несколько этапов: а) выявление и определение проблем (задачи); б) анализ условий и возможностей ее разрешения; в) формирование целей и выделение из них приоритетных; г) выбор возможных альтернативных вариантов действий по их реализации в соответствии с принципами, ценностями, нормами, принятыми данным субъектом; д) анализ альтернатив с точки зрения возможных трудностей практического осуществления и ожидаемых последствий; е) выбор оптимального варианта действий и соответствующих средств. В логике политического решения особо важную роль играет момент определения приоритетной в данной ситуации цели и тех политических сил, которые смогут ее осуществить. Гарантом выработки адекватного политического решения служит конкретный анализ конкретной ситуации: реальных тенденций и противоречий политического процесса, расстановки сил на данном этапе, отношение масс, элит и лидеров к действиям этих сил.

Одна из особенностей политического решения связана с необходимостью выбора приоритетных целей и задач и установления соответствующих критериев успешности осуществления. Любой программный проект деятельности, например, политической партии, как всегда определяет ряд целей, устанавливая последовательность их реализации и соответствие намечаемых действий ожидаемым результатом и их последствиям.

Другая существенная черта политического решения состоит в том, что непосредственным субъектом принятия решения выступает лидер или организация, представляющие большие социальные группы или даже в целом государство. Решение действенно, если ему обеспечена поддержка тех, от имени кого оно принимается. Специфика политического решения связана с мобилизацией и концентрацией ресурсов общества, их перераспределением между различными субъектами власти.

Наконец, при выработке политического решения большое значение имеет временной фактор. Как поспешность, так и промедление с принятием решения обрекает действие на провал. Об этом свидетельствуют события, происходившие во второй половине 80-х годов в нашей стране. Углубление кризисной ситуации в государстве провоцировала нерешительность бывшего политического руководства в принятии важнейших политических решений, которых требовало время. Одним из таких решений должно было быть подписание Союзного договора, сорванное бесконечными согласованиями и уточнениями.

Возможность выработки политических решений, адекватных потребностям общества, зависит от целого ряда факторов: от уровня централизации (децентрализации) власти, соотношения прав и полномочий центральных и местных органов государственной системы, взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений, степени разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной властей и от др. факторов.

Сильное влияние на содержание политического процесса на этапе принятия политических решений оказывают взаимосвязи правящего слоя: отношения между правящей и оппозиционной элитами, связи руководства и технического аппарата управления, показывающие, кто на самом деле принимает принципиальные решения, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты (военной, административной, аграрной, хозяйственной и др.), уровень коррумпированности элитных группировок (сращивание власти с криминальными элементами).

Качественные отличия политических процессов зависят от того, базируются ли они на консенсусе политических сил, найдены ли компромиссы по поводу ролей и функций правящей элиты и контрэлиты, расходятся ли статусные и реальные возможности субъектов, принимающих участие в выработке решений.

Большинство политологов считают, что существуют два основных метода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений - «метод ветвей». Первый из них предполагает рациональное вычленение проблемы и выбор путей ее решений, наиболее соответствующих поставленным целям. Это - идеальный план решения вопроса, результат «правильного мышления», что делает его популярным даже среди оппозиционных сил. Но на практике этот метод применяется редко в силу появления реальных проблем, которые требуют политического вмешательства еще задолго до определения целей и предпочтений. Поэтому чаще применяется«метод ветвей», который исходит из необходимости внесения в обычную управленческую деятельность соответствующих поправок с целью решения сначала частичных задач. При таком методе, как правило, меньше политических ошибок. Однако политические процессы в конкретной политической системе имеют свою специфику. Содержание политического процесса зависит от того, насколько гибкие и эластичные стратегии удается выработать правящим элитам, способны ли они рационально решать конфликтные ситуации.

На содержание политического процесса оказывают непосредственное влияние типы реализации политических решений. Как правило, принято выделять несколько основных типов - популизм, элитизм, консерватизм, радикализм и демократизм. Популизм в качестве основного средства достижения властных целей использует прямую апелляцию к общественному мнению, использует опору на массовые настроения. Популизм, как правило, намеренно упрощает политическую ситуацию и выдвигает лозунги, заведомо невыполнимые, типа построения коммунизма к 80-у году или рыночного общества за 500 дней.

Элитизм, напротив, сориентирован на изоляцию масс от политических решений. Такая форма политического правления поощряет деятельность различного рода посреднических форм взаимодействия с электоратом. Здесь широко используются теневые, аппаратные механизмы власти. Политическая информация доходит до электората в усеченном объеме и далека от объективности.

Консерватизм как форма принятия политических решений стремится при любых общественных преобразованиях сохранить устоявшиеся институты власти. При внешнем кажущемся диалоге с электоратом и оппозицией правящая верхушка отдает предпочтение традиционным формам принятия политических решений, стараясь сохранить функционирование прежних государственных институтов. Такая форма присуща, как правило, стабильным политическим режимам. Консерватизм неизбежно усиливает патриотические настроения, целостность общественного и политического организма.

Прямо противоположные результаты вытекают из радикализма как формы политического правления. Как показывает исторический опыт, радикализм редко приносит обществу гражданский мир и улучшение жизни населения. Радикальная, революционная власть чаще приносит насилие, страх, паралич гражданского общества.

В отличие от радикализма, пренебрегающего интересами и правами людей, на реальные потребности и запросы масс ориентируется демократическая форма власти. Демократические методы принятия политических решений культивируют в обществе атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми членами общества и элитой, способствуют укреплению доверия и желания граждан сотрудничать с властями, воплощают в жизнь все права и свободы граждан.

Исторический опыт политического развития говорит о приоритетности демократических методов принятия политических решений. Однако тот процесс демократизации, который происходит сегодня в России, свидетельствует о его сложности и противоречивости. Это заставляет нас согласиться с мнением многих западных политологов, что демократия, особенно в России, сводится к конкуренции политиков и их амбиций, которые не всегда обеспечиваются умением эффективно управлять. Отсюда и многочисленные «ловушки» демократического принятия политических решений. Отметим некоторые из них. Демократическая дискуссия в случае отсутствия соответствующей информированности ее участников не обеспечивает рационального поиска путей решения политических задач. Выбор кажется обоснованным только внешне. Негативная практика принятия большинством голосов многих ошибочных, даже пагубных для страны решений широко известна.

Выработка и принятие политических решений тесно связаны с такой проблемой, как артикуляция интересов больших социальных групп, социально-значимых слоев населения и непосредственных субъектов политических действий. Артикуляция интересов осуществляется представительными органами власти, политическими партиями, общественными организациями, управленческими государственными структурами (информационными, по связи с общественностью и др.). Критерий демократичности системы и проводимой ею политики характеризуется тем, насколько разнообразны эти каналы и как широки возможности их использования различными группами общества, любым гражданином для выражения своих интересов и доведения их до правящих структур. Свободный доступ к каналам артикуляции интересов - принцип демократического режима. Он реализуется не только в свободе слова, в возможности граждан вступать в желаемые общественно-политические объединения, но и в их праве на практическое участие в деятельности органов, вырабатывающих решения, затрагивающие интересы общественности.

Социальные интересы далеко не всегда находят свое выражение в политических решениях. Особенно это характерно:

- в условиях политического отчуждения, когда субъект не располагает доступом к каналам артикуляции интересов или не желает использовать доступные каналы: не доверяет им, игнорирует их, не имеет соответствующего опыта, ощущает свое бессилие представить интересы в политическом процессе;

- в ситуации подавления преобразования интересов общественной группы в политические требования путем приписывания ей других, объявляемых общими, государственными, или использования мнимых способов удовлетворения её интересов;

- в ситуациях, когда интересы заведомо неудовлетворимы или же их удовлетворение вызывает дисфункциональное состояние системы.

Как многогранный процесс, артикуляция интересов охватывает их выявление, осознание и обобщение (в политике интересы всегда выражаются в обобщенной форме), преобразование в политические требования. Разработка, принятие и реализация политических решений включает в себя весь процесс артикуляции интересов в их противоречивой взаимосвязи.

 

3. Для более детальной характеристики содержания политического процесса необходимо рассмотреть его типологию. В общей форме политический процесс принято делить на два типа: внешнеполитический и внутриполитический. Поскольку внешнеполитический процесс по своему содержанию совпадает с международными отношениями и международной политикой, что является предметом отдельной главы, то остановимся на втором, т.е. внутриполитическом процессе. Здесь следует обратить внимание на ведущую роль институализированных форм политического участия и принятия решений.

Прежде всего следует иметь в виду, что основой всякого внутриполитического процесса является форма властных отношений, структурная организация власти, ее легитимность и т.д., что создает предпосылки для участия в нем граждан или же, наоборот, отчуждения масс от властных структур. Поэтому содержание политического процесса зависит не только от организационной структуры власти (парламентская, президентская республика и т. д.), но и от типа власти, формы правления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.