Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА XI 1 страница




 

ПОЛИТОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Учебный курс политологии рассматривает, как правило, проблемы внутренней жизни общества. Однако политика, как известно, охватывает не только отношения внутри, но и вне данного общества. Эти отношения носят глобальный характер и определенным образом воздействуют на положение внутри страны.

Международный фактор всегда играл важную роль во внутриполитической жизни страны и почти на всех этапах человеческой истории. В современных условиях взаимосвязанного мира этот фактор становится все более значимым. Именно сейчас, на стыке тысячелетий, человечество столкнулось с рядом глобальных проблем, преодолеть которые в одиночку, изолированно от других стран и народов, просто невозможно. Кроме того, многие политологи отмечали взаимосвязь внутренней и внешней политики. Как правило, агрессивный тоталитарный режим, лишая свободы своих подданных, стремится к господству и над другими народами. А, как показывает история, для истинной демократии наилучший международный климат – мирное равноправное сотрудничество.

Естественно, влияние международных экономических, политических, культурных, религиозных и других отношений – на внутриполитические не следует абсолютизировать, поскольку они далеко не всегда являются решающими, но нельзя и преуменьшать, ввиду того, что они могут как способствовать, так и тормозить общественные процессы внутри отдельной страны.

Исследование политики на международном уровне имеет особенности. Они связаны с самим характером международных отношений, с тем местом, которое занимают в них международные политические отношения, той ролью, которую играют государственные и негосударственные организации, учреждения и различного рода политические теории и концепции в формировании и функционировании международных политических отношений.

 

Основные вопросы:

1) единство и противоречивость современного мира;

2) внешняя политика и международные отношения;

3) международные организации и учреждения;

4) цивилизационный и формационный подходы к рассмотрению развития общества;

5) геополитика как часть международных отношений;

6) футурология: куда идет человечество.

 

1. Чтобы разобраться в сложных международных перипетиях современной международной политики, необходимо выяснить, в каком мире мы живем, на каком этапе развития находится современное человечество. Современность чрезвычайно сложна, многослойна и противоречива, и вместе с тем мир един, неделим, целостен. Дело в том, что в результате научно-технической революции, охватывающей весь мир, стало очевидно, что наша планета не так уж обширна и неохватна, как это казалось раньше (как известно первый космонавт Юрий Гагарин, который первым взглянул на землю из космоса был поражен: “Какая она маленькая!”). Жизненно важное равновесие нашей среды обитания очень неустойчиво. И жертвами его нарушения нередко становятся люди, не имеющие к этому никакого отношения. Неразумные действия на одной части земного шара нередко в непредсказуемой форме отражаются на положении людей в других частях мира. Достаточно вспомнить аварию в Чернобыле и ее последствия не только в России, но и во всем мире…

С особой силой взаимосвязанность и взаимозависимость проявляется в экономической области. Единство мирового рынка, сложившегося еще в XIX веке, претерпело значительные изменения. Он стал мировым в самом прямом смысле, включив в свою сферу практически все страны вне зависимости от общественного строя, уровня экономического развития и т.д. Произошла далеко идущая синхронизация мирового рынка (достаточно вспомнить, как потрясения на Гонконгской и Токийской биржах в 1999 году отозвались в Америке и Европе, в том числе и в России). Транснациональные компании охватили своим влиянием весь земной шар, и штаб-квартира какой-нибудь “Оксидентал петролиум” или другой компании, расположенная в Нью-Йорке или Лондоне, контролирует производство нефти на севере Тюменской области, добычу меди в Чили или алмазов в Южной Африке. Получила широкое развитие региональная экономическая интеграция – ЕЭС в Европе, ОСЕАН в Юго-Восточной Азии и т.п. Сейчас трудно себе представить, что какая-либо страна решит повторить опыт средневекового Китая и отгородиться стеной от всего мира.

Современное промышленное производство объективно требует использования материалов и комплектующих, производимых не только в данной стране, но и в других странах, на других континентах. Нынешний уровень международного разделения труда и мировой торговли как бы “привязывает” каждую страну к мировому рынку. Как уже говорилось, абстрактно - теоретически можно, конечно, представить себе государство, обратившееся к политике автаркии. Но неизбежной платой за такую недальновидность стало бы резкое падение жизненного уровня населения, значительное торможение темпов развития, прогрессирующее отставание в ключевых сферах общественного производства, в науке и технике, в технологии. Для многих стран даже временный сбой в функционировании экономических связей чреват катастрофой.

Показателем интернационализации в социально-политической сфере служит увеличение интенсивности общения между народами и государствами, при этом не только на государственном, но и на личностном уровнях: обмен делегациями, поездки представителей общественности от городов-побратимов (Ставрополь – Месье /Франция/, Ставрополье – штат Айова /США/ и т.д.)

Средства связи свели к минимуму трудности общения. Сейчас никого не удивит человек, идущий по городу и разговаривающий по мобильному телефону с абонентом из другого города или даже из другой страны. Ну а возможности Интернета вообще кажутся беспредельными: можно получить любую информацию из любой точки мира. Голубой экран позволяет синхронно наблюдать, не покидая уютной комнаты, за происходящими событиями на другом полушарии, как в известном шлягере: “Где-то песня сочинилась и со скоростью ракеты в тот же вечер очутилась на другом конце планеты...” Джип с флажком ООН можно видеть на улицах Ставрополя, миссия ОБСЕ изучает положение с беженцами из Чечни, российские солдаты несут службу в Косове...

Нечто подобное наблюдается и в духовно-идеологической сфере: создание Коминтерна, Социнтерна, распространение иудаизма, католицизма, ислама, бурное продвижение массовой (преимущественно американской) культуры.

Возрастает значение военно-политических союзов и организаций: НАТО, СЕАТО, ОАГ... Словом, налицо тенденция к интеграции. Она прослеживается во всех сферах функционирования человечества: в экономике, экологии, политике, социальной жизни, культуре, религии и т.д.

Вместе с тем существует и другая тенденция. Влияние на мировое сообщество оказывают не только позитивные, но и негативные стороны развития отдельных национальных общностей. Помимо интеграционных, происходят и дезинтеграционные процессы. Мало того, на стыке тысячелетий наблюдается бурный всплеск национализма, сепаратизма. Особенно болезненно это проявляется в национальной сфере. Казалось бы, после Второй мировой войны был найден надежный инструмент для мирного разрешения межнациональных конфликтов: ООН с многочисленными комитетами и учреждениями. Однако история последнего пятидесятилетия говорит, что напряженность во взаимоотношениях отдельных стран, народов, этносов не снижается, а, наоборот, зачастую приобретает очень острый характер, чреватый вооруженными столкновениями (Юго-Восточная Азия, Средний Восток, Корея, Иран, Грузия, Абхазия, Чечня).

Те же симптомы проявляются и в экономической сфере: увеличивается задолженность одних стран перед другими, падает уровень жизни в слаборазвитых странах, растет богатство в некоторых, наиболее развитых странах, ожесточаются таможенные законы для создания необходимых условий для выживания национального производства и т.д. Следует помнить и то, что интернационализация общественных отношений может быть использована в интересах не всего человеческого сообщества, а в корыстных целях одних государств для навязывания своей воли другим, в проведении политики, называемой империалистической.

В современных условиях навязывание воли одних государств другим, как это наблюдалось раньше (особенно до первой половины ХХ века), по существу стало невозможным. Однако, и поныне государства далеко не равны по своим размерам, влиянию, силе и потенциалу. Поэтому и сейчас существует возможность неправомерного использования некоторыми странами своих преимуществ. Необходимо отметить, что взаимодействие и взаимозависимость современного мира неравнозначны унификации его составных частей. Скорее всего, это единство во многообразии. Различия между странами и культурами в каких-то элементах сокращаются, а в ряде случаев – увеличиваются, возрастают. И это прогрессивно: ведь не будь различий, не было бы и состязательности, ослаб бы стимул к обмену информацией, а следовательно, тормозилось бы развитие человечества в целом. Этот феномен можно объяснить тем, что современное экономическое и социальное развитие происходит не в вакууме, а в живом социуме и как бы накладывается на историческую память конкретных национальных, этнических или религиозных общностей людей. Эта память базируется на вековом опыте и зафиксирована в обычаях, образе жизни, культуре, религии, в политических и идеологических установках. Процесс наложения нового на старое, традиционное – дает в разных условиях неодинаковые результаты. Усиление социальной дифференциации, вызванное развитием товарно-денежных отношений, в одних случаях стимулирует желание догнать вырвавшиеся вперед социальные группы, в других – гасит его.

Связь между экономическими процессами и социально-политическим развитием жестко не детерминирована. История показывает, что на одном и том же экономическом базисе возможно формирование разных вариантов надстроечных структур. Их адекватность базису проявляется не сразу, а спустя длительное время.

Чем более отсталое государство, тем более длителен путь, который ему предстоит пройти, тем значительней потрясения, которые его ожидают. Для одних социальных групп путь, по которому предстоит двигаться в ускоренном темпе, открывает новые, большие возможности, для других – подрывает привычные устои существования, грозит сменой образа жизни, для третьих – вообще чревато потерей средств существования. Реальные и мнимые угрозы, порождаемые интернационализацией жизни в экономической, социальной, политической, культурной и других сферах вызывают массовый страх, неуверенность, панику и, как результат, – сопротивление этому процессу. Чаще всего это проявляется в поисках “врагов” – виновников ухудшения качества жизни. Проще всего таких “врагов” можно найти внутри общества, и тогда начинается “охота на ведьм”. Иногда – этот процесс реализуется вне данного общества в виде внешней экспансии. Здесь сгодится все – национализм, консерватизм, религиозный экстремизм, фанатизм...

Любые попытки форсировать взаимосвязи, игнорируя объективное многообразие мира, могут лишь затормозить движение вперед. Только народ, обладающий возможностью добровольно, без экономического и политического, идеологического давления, а тем более – военного насилия решать вопрос, с кем и как ему сотрудничать, какие ценности принимать, а какие отвергать, способен воспринимать возникающие узы взаимозависимости как благо, а не как проклятие.

Подводя итог, можно сказать: современный мир целостен, един и объективно человечество стремится к интеграции. Но вместе с тем он многолик, противоречив, чрезвычайно сложен, многослоен и многопланов. Закономерное стремление к интеграции реализуется не просто, а через препятствия, сопротивление, борьбу противоположных сил. Следовательно, в этом процессе необходимо видеть и учитывать субъективный фактор: понимание, желание, стремление, готовность человека к деятельности, осознание правильности, необходимости и справедливости поступательного движения человечества.

 

2. Проблемы внешней политики и международных отношений издавна привлекали внимание исследователей самых различных школ и направлений. В современном мире эта тема заметно выдвигается на передний план в теоретических изысканиях ведущих мировых исследовательских институтов и в практической деятельности видных лидеров международной политики.

Такое внимание не может быть случайным. Дело в том, что по мере становления и развития всемирной истории, усиления взаимодействия и взаимосвязи государств и народов вопросы их взаимоотношений трансформировались в проблему их выживания как национально-государственных и культурно-этнических общностей. В современном мире с его ядерным, ракетным, биолого-химическим потенциалом ни одно государство не может проводить свою политику без учета интересов мирового сообщества. Уже к концу ХХ века стало ясно, что приоритетом в мировой политике должны стать общечеловеческие ценности, что условием существования и прогресса становится требование находить баланс интересов в рамках международных отношений.

Господствующее в истории человеческих отношений регулирование посредством силы отметило судьбу цивилизации чередой разрушительных войн, уничтожив огромные пласты достижений человеческой культуры. Достаточно сказать, что за последние 55 веков мир на Земле наблюдался всего лишь три столетия, а в остальное время шли войны. Их насчитывалось более 15 тысяч. Только в Европе они унесли в XVII веке 3 миллиона, в XVIII веке более 5 миллионов, в XIX веке – 6 миллионов, в ХХ веке – более 70 миллионов жизни[22].

Только за вторую половину ХХ века человечество 250 раз ввергалось в вооруженные столкновения, в которых участвовало свыше 90 государств, в этих столкновениях погибло свыше 35 миллионов человек. Печально известный афоризм “история человечества – это история войн” заставляет задуматься над природой и содержанием международной политики, над формой и методами международных отношений.

Как часть политической науки, политология международных отношений имеет свою специфику. Особенно с точки зрения субъектности. Дело в том, что с позиций внутренней политики ее субъектами выступают отдельные личности, или социальные общности, или политические институты. А в международных отношениях субъектами являются суверенные государства, народы или их легитимные представители.

Для определения природы международных отношений, международной политики и их отличий от внутренней, а также выявления характера их взаимосвязи; необходимо уяснить, как соотносятся понятия “международные отношения” и “международная политика”. Содержание этих понятий не остается неизменным, поскольку ситуация в мире постоянно меняется. Если в начале ХХ века в мире насчитывалось всего 52 независимых государства, а к середине века их было уже 82, то к концу столетия их стало более 200. Все эти страны и народы взаимодействуют друг с другом в различных сферах жизни.

Раньше в теории международных отношений для обозначения взаимодействия между суверенными государствами пользовалось понятие “внешняя политика”. И это вполне объяснимо: по отношению к данному государству любые взаимоотношения с другими государствами являются внешней политикой (по сравнению с внутренней).

Однако сегодня мировое сообщество состоит не только из независимых государств, но и из различных экономических, торговых, военных союзов, блоков и т.д., сложившихся на двусторонней или многосторонней основе. Кроме них, на международной арене активно действуют Организация Объединенных Наций, международные правительственные и неправительственные организации, а также специализированные учреждения и организации, занимающиеся проблемами политики, социального, экономического развития, вопросами разоружения, безопасности. Все они выступают субъектами международных отношений. Следовательно, международные отношения представляют собой систему экономических, политических, культурных, религиозных и других связей, которые возникают между субъектами мирового сообщества, то есть эти отношения далеко не всегда носят чисто политический характер. Именно поэтому в политологии наряду с категорией “внешняя политика” используются термины “международные отношения”, “международная политика”. По поводу последнего можно сказать, что международная политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права, связанную с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней. Она является важным фактором стабильности современного мира, развития равноправия международных отношений.

Возвращаясь к проблеме взаимодействия внутренней и внешней политики, можно отметить лежащий на поверхности факт: если внутренняя политика просматривается (по направленности) как соотношение “субъект-объект”, то на внешней политике, на международной политике и международных отношениях в современных условиях лежит печать “субъектно-субъектных” отношений.

Международная политика является наиболее важной частью международных отношений. Именно она призвана обеспечить прогресс и развитие человеческого общества. Но почему же человечество большую часть своей истории провело в войнах, а не в мире?

Для ответа на этот вопрос необходимо выявить сущность международной политики, и особенно, проблему соотношения внутренней и внешней политики. В современной политологии существует, по крайней мере, три точки зрения на этот счет.

Первая. Один из её сторонников, профессор Чикагского университета Г.Моргентау пишет, что сущность международной политики идентична внутренней. И та и другая, по Моргентау, есть борьба за господство, которая лишь модифицируется различными условиями, складывающимися во внутренней и международной сферах.

Вторая. Подробно разработана австрийским ученым Л.Гумпловичем (1833-1909 г.г.). Он настаивал, что внешняя политика определяет внутреннюю. Считая борьбу за существование главным фактором социальной жизни, он сформулировал “систему законов международной политики”. Среди них, по Гумпловичу, ведущую роль играет закон постоянной борьбы между соседними государствами из-за пограничной линии, поскольку каждое претендует на те ценности, которые "можно" забрать себе. Из этого “основного” закона вытекает и второй: любое государство должно препятствовать усилению соседа, не допускать увеличения его могущества, чтобы не нарушать политического равновесия. Кроме того, каждое государство стремится к выгодным для себя приобретениям, например, получить выход к морю, как средству обеспечения морского могущества. Третий закон: внутренняя политика должна быть подчинена целям наращивания военного могущества, без которого невозможно обеспечить ресурсы для выживания государства.

Третья представлена марксизмом. Согласно этой точке зрения, внешняя политика определяется внутренней и является её отражением и продолжением. А внутренняя политика обусловлена господствующими в обществе экономическими отношениями и интересами правящих классов (опять экономический детерминизм).

Видимо, каждая из представленных точек зрения имеет право на существование, они с разных сторон рассматривают проблему, хотя, опять-таки, только третья указывает на конкретный источник направленности внешней политики. Хотя реальное доминирование внешней или внутренней политики зависит в каждом отдельном случае от конкретно-исторических обстоятельств.

 

3. Международные организации и учреждения призваны регулировать усложнившиеся в условиях противоречивости современного мира международные отношения. И поскольку в этом взаимодействии противодействуют разные в принципе равноправные стороны, то и регулирование становится чрезвычайно сложным, ответственным делом.

Как уже говорилось ранее, в ХХ веке стало ясно, что пользоваться методами XIX века – применением открытой силы – стало опасно. Первая, и, особенно, Вторая мировые войны показали всю разрушительность прямого столкновения противоборствующих сторон, а создание атомного, а вслед за этим ядерного оружия вообще поставили вопрос о существовании современной цивилизации. Наиболее трезвые политики во всем мире стали задумываться о том, что необходим какой-то механизм, орган, стоящий над отдельными государствами. Уже после Первой мировой войны была организована Лига Наций. Однако в силу ряда причин эта международная организация не смогла занять подобающее ей место.

На заключительном этапе Второй мировой войны государства-победители (США, Англия, СССР) на Ялтинской встрече подписали документ о необходимости создания новой международной структуры для регулирования международных отношений – Организацию Объединенных Наций. Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан в Сан-Франциско 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1946 года после ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Этот день был объявлен Днем Организации Объединенных Наций.

Структура ООН.

В соответствии с Уставом ООН утверждены нижеследующих шесть главных органов ООН:

Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом и состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос. Решения по таким важным вопросам, как рекомендации в отношении поддержания мира и безопасности, прием новых членов и бюджетные проблемы, требуют при голосовании большинства в две трети голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Очередные сессии Генеральной Ассамблеи открываются ежегодно в третий вторник сентября и продолжается до середины декабря. В начале каждой очередной сессии Ассамблея проводит общие прения, в ходе которых государства-члены выражают свое мнение по широкому кругу вопросов, имеющих важное значение для международного содружества.

Поскольку, как правило, вопросов набирается много (до 200), Ассамблея распределяет большинство вопросов между семью главными комитетами:

- Первый комитет: разоружение и связанные с ним вопросы международной безопасности.

- Специальный политический комитет.

- Второй комитет: экономические и финансовые вопросы.

- Третий комитет: социальные, гуманитарные вопросы и проблемы культуры.

- Четвертый комитет: вопросы деколонизации.

- Пятый комитет: административный и бюджетные вопросы.

- Шестой комитет: правовые вопросы.

В работе сессии принимают участие Генеральный комитет, состоящий из Председателя, 21 заместителя Председателя и председателей семи главных комитетов, Комитет по проверке полномочий.

Хотя решения Ассамблеи не имеют обязательной юридической силы для правительств, они весьма весомы, поскольку выражают мнение мировой общественности по важным международным вопросам и подкреплены моральным авторитетом сообщества наций.

Совет Безопасности организован так, чтобы мог функционировать непрерывно, и каждое государство-член Совета должно постоянно иметь своего представителя при Центральных учреждениях ООН.

Согласно уставу ООН, Совет несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет состоит из 15 членов: 5 постоянных (Китай, Россия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция), и 10 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок.

Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов Совета. Для принятия решений по вопросам существа требуется 9 голосов, включая совпадающие голоса пяти постоянных членов Совета. Это – правило “единогласия великих держав”, часто называемое “вето”. Если постоянный член не поддерживает решение, но не хочет блокировать его принятие путем применения вето, он может воздержаться при голосовании.

В соответствии с Уставом ООН все члены ООН соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. В то время как другие органы ООН только дают рекомендации национальным правительствам.

Экономический и социальный Совет учрежден в качестве главного органа по координации экономической и социальной деятельности ООН и специализированных учреждений и институтов, известных под названием “Система организаций Объединенных Наций”. Совет состоит из 54 членов, избираемых на три года. Ежегодно избирается 18 членов на три года вместо тех, трехлетний срок полномочий которых истек. Решения принимаются простым большинством голосов, каждый член Совета имеет один голос.

Вспомогательные органы представляют собой шесть функциональных Комиссий, пять региональных Комиссий, шесть постоянных Комитетов, ряд постоянных экспертных органов по ряду наиболее важных проблем.

Совет опеки. Действует под эгидой Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. В настоящее время свои задачи Совет выполнил. Под опекой ООН находится всего лишь одна небольшая территория в Тихом океане, остальные получили независимость или присоединились к более крупным соседним независимым государствам.

Международный Суд. Является главным судебным органом ООН, его статус составляет неотъемлемую часть Устава ООН. В Суд могут обратиться все участники его Статуса, в число которых автоматически входят все члены ООН. Те государства, которые пока не являются членами ООН, тоже могут обращаться в Суд, но на условиях, которые ограничиваются в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, голосующим и независимо друг от друга. В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Судьи избираются на девятилетний срок и не могут быть переизбраны. Судьи не могут занимать никакую другую должность. Место нахождения Суда – Гаага.

Секретариат обслуживает все органы ООН, выполняет программы и претворяет в жизнь политику, принятую им. Секретариат представляет собой международный персонал, насчитывающий свыше 25 тысяч человек более чем из 150 стран, который выполняет работу ООН как в центральных учреждениях в Нью-Йорке, так и в отделениях и центрах во всем мире. Во главе секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Межправительственные учреждения, связанные с ООН.

Они являются самостоятельными, автономными организациями, которые взаимодействуют с ООН и друг с другом через посредничество координирующего аппарата Экономического и Социального Совета. 16 из них известны как “специализированные учреждения” (термин, который зафиксирован в Уставе ООН):

- Международная организация труда (МОТ);

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО);

- Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

- Международная ассоциация развития (МАР);

- Международная финансовая корпорация (МФК);

- Международный валютный фонд (МВФ);

- Международная организация гражданской авиации (ИКАО);

- Всемирный почтовый союз (ВПС);

- Международный союз электросвязи (МСЭ);

- Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

- Международная морская организация (ИМО);

- Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

- Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР);

- Организация по промышленному развитию (ЮНИДО).

Кроме того, с 1957 года функционирует Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) под эгидой ООН. Оно ежегодно представляет доклады Генеральной Ассамблее и при необходимости – Совету Безопасности и Экономическому и социальному Совету.

Помимо этого, существует Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), напрямую связанное с Генеральной Ассамблеей, являющаяся многосторонним соглашением, устанавливающим правила международной торговли.

Этим не исчерпывается список учреждений и организаций, созданных при ООН или связанных с этой международной организацией. Деятельность ООН многообразная и разносторонняя.

ООН не единственная организация, призванная способствовать сближению народов и государств. Это учреждение глобального уровня международного взаимодействия. Существуют и другие уровни и организации, например, политические, культурные, спортивные, религиозные.

Второй уровень – надрегиональный: Движение неприсоединения, НАТО, Европейский Союз.

Третий уровень – двусторонний, это наиболее распространенный тип экономических, политических, военных, культурных и других межгосударственных отношений, участниками которых выступают два государства.

 

4. Проблема изучения закономерностей исторического процесса всегда интересовала человечество. С древнейших времен и по настоящее время не утихают споры о том, что является движущей силой истории, почему одно общество сменяется другим, есть ли объективные причины смены одного пути развития на другой. Существует множество различных взглядов, концепций, теорий исторического развития. Но на современном этапе наиболее распространены два подхода: формационный и цивилизационный.

В основе формационного лежит принцип экономического детерминизма, экономической причинообусловленности. Согласно этой концепции, человеческое общество проходит определенные ступени в своем развитии – общественно-экономические формации. В основе каждой формации лежит определенный, свойственный только ей способ производства средств для жизни. Исходя из этого, можно сказать, что основой всех специфических особенностей общественного развития есть материальное производство, поскольку именно оно является источником жизни общества. Животные берут готовыми дары природы – по биологическим законам этого им достаточно для существования и развития. Человеческое общество погибнет, если не будет из природных веществ создавать продукты питания, одежду, жилища. Люди, чтобы думать, заниматься искусством или политикой должны просто жить. Но для того, чтобы жить, им необходимо производить материальные блага: пищу, одежду, жилища. Основные изменения в обществе начинаются, прежде всего, в материальном производстве, а затем уже находят отражение в духовной жизни общества. Таких формаций, как утверждает марксизм (а именно К.Маркс является основоположником этой концепции), пять: первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждая общественно - экономическая формация имеет определенные черты, отличающие ее от других. Во-первых, специфический способ производства (рабовладельческий, феодальный, капиталистический и т.д.). Во-вторых, особая организация труда, следовательно, свои классы, социальные слои, группы. В-третьих, особые надстройки: свои политические, правовые, нравственные, философские, эстетические, религиозные и другие взгляды и концепции, свои типы организаций и учреждений, свою идеологию. Наконец, в-четвертых, в каждой формации к господствующему укладу экономической жизни и социально-классовой структуре общества приспосабливаются и приобретают специфические особенности другие институты и явления общественной жизни: семья и бытовой уклад жизни, наука и культура, национальные отношения. Из всех четырех признаков определяющим, по мнению сторонников этой концепции, является первый – способ производства, экономический фактор, это и есть экономический детерминизм. Именно он способ производства определяет характер организации труда, социально-классовую структуру общества, особенности надстройки, семьи, быта, культуры, верований и других проявлений социальной, политической и духовной жизни общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.