Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СППР для решения задач с высоким уровнем определенности




Классификация СППР

Создание СППР на все случаи жизни, по-видимому, невозможно, во всяком случае, на современном этапе развития компьютерных и информационных технологий. По характеру решаемых проблем все СППР можно разбить как минимум на три группы:

- универсальные;

- специализированные для решения проблем с ясно выраженными целями и результатами;

- специализированные для решения проблем с высоким уровнем неопределенности.

Универсальные СППР в настоящее время широко используются в мире бизнеса. Как правило, они имеют стандартный интерфейс для общения с пользователем, разработанный в рамках какой-либо идеологии (основные идеологии рассмотрены нами выше). Задача пользователя таких систем заключается в настройке универсальной программной оболочки на нужную предметную область путем ввода информации об анализируемых объектах, иерархии правил и предпочтений, а также основных правилах игры (в рамках идеологии данного программного продукта) в рассматриваемой предметной области. Если быть последовательным, то универсальные СППР необходимо разбить еще на три класса:

- универсальные, для решения широкого круга задач, возникающих в обществе и организациях различного типа;

- универсальные, для решения широкого круга проблем, возникающих в производственно-экономических системах;

- универсальные для решения проблем в одной или ряде близко связанных экономических областей. Эти СППР можно рассматривать и как специализированные, но используемые большим числом субъектов.

Как уже выше было сказано, абсолютно универсальных СППР не существует;

Универсальные СППР второго класса широко используются в развитых странах. Это и уже рассмотренные выше разработки фирмы Gensym, комплекс программ фирм KBSI и Metasoftware, программный продукт Metacube фирмы Informix и ряд других. Эти СППР не предназначены для решения задач с высоким уровнем неопределенности, помимо этого, требуется длительная и дорогостоящая адаптация этих программных продуктов для использования в наших экономических условиях. Немаловажным является и то обстоятельство, что большинство этих программных пакетов не поддерживает работу на русском языке, вследствие чего осложняется их работа с русскоязычными документами.

Универсальные СППР третьего класса наиболее широко распространены, в том числе и на постсоветском пространстве. Это прежде всего пакеты для финансового анализа и анализа тенденций на финансовых рынках ряда западных и российских фирм, бухгалтерские аналитические программы и т.д.

Рассмотрим принципы создания СППР для систем с относительно высоким уровнем определенности относительно целей, результатов и методов их достижения. К ним в первую очередь относятся различные технические системы и технологические процессы.

При создании СППР такого типа необходимо интегрировать в единое целое традиционные алгоритмические методы управления сложными объектами и методы интеллектуальных технологий. При этом алгоритмические методы используются для анализа тех ситуаций или элементов ситуаций, которые могут быть представлены в четкой формализованной форме. Методы искусственного интеллекта используются для решения тех задач или элементов задач, когда достаточно высокий уровень формализации (определяется практическими требованиями к системе) невозможен.

Возникающие в процессе управления сложными техническими и технологическими системами задачи можно разбить на следующие классы:

- мониторинг или оценка обстановки;

- прогноз поведения системы в обычном (штатном) режиме;

- прогноз развития аварийных ситуаций;

- выработка возможных решений;

- выбор наиболее удовлетворительного решения.

Как правило, интеллектуальные составляющие СППР наделяются развитой иерархической структурой, что позволяет реализовать планирование поведения в сложных ситуациях, а также адаптацию и обучение СППР в целом. Создается как минимум три уровня иерархии: уровень стратегий, уровень задач и уровень отдельных компонент или модулей системы.

На уровне стратегий определяется очередность выполнения различных задач, а также вырабатываются решения в случае возникновения непредвиденных ситуаций, которые невозможно решить на нижних уровнях управления (иерархия уровней управления, предложенная С. Биром). На уровне задач определяется, какие компоненты должны решить ту или иную задачу. На самом нижнем уровне происходит управление работами модулей, которые решают ту или иную подзадачу. Число уровней управления может быть и больше, а связи между ними носить более сложный характер.

Роль механизма управления иерархической системой задач в СППР этого класса выполняет так называемый интеллектуальный монитор, который является средством интеграции различных элементов управления.

Важной частью интеллектуального монитора является ядро, которое выполняет низкоуровневое управление работой системы в целом. При создании ядра необходимо обеспечить его эффективное и предсказуемое функционирование. Основными функциями ядра являются реализация взаимодействия между компонентами системы при помощи механизма передачи сообщений и диспетчеризация работ в системе с целью обеспечения режима реального времени.

Литература к теме:

1. Попов Э.В., Фоминых И.Б., Кисель Е.Б., Шапот М. Д. Статические и динамические экспертные системы – М.: Финансы и статистика– 1996. –320 с.

2. Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике – М.: СИНТЕГ – 1999. – 216 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.