Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессное представление бизнес-систем




ТЕМА 8. Информатизация процессного подхода к управлению

Социально-экономические объекты – это сложные системы, которые человек в силу присущих ему ограничений по обработке информации не в состоянии представить с какой-либо одной позиции во всей их полноте. Поэтому для наиболее адекватного представления системы используется набор моделей различных типов, отражающих различные аспекты функционирования системы. Исторически первыми типами моделей были структурные и структурно-функциональные. В последние десятилетия наряду с этими типами моделей начал также широко использоваться процессный подход к описанию различного типа сложных систем, в том числе и экономических.

Процессный подход, как и любой другой, не позволяет сам по себе описать все практически интересные аспекты функционирования сложных систем, тем не менее, он позволил существенно улучшить качество моделей и, соответственно, эффективность управления целым рядом направлений функционирования экономических систем. К наиболее важным из этих направлений относятся следующие:

Существенное повышение эффективности экономических систем путем выделения и оптимизации процессов в этих системах;

Повышение качества и эффективности информационных систем предприятий за счет более систематического и цельного описания информационных процессов, происходящих в системе.

Реализация более высокого уровня качества на основе комплекса стандартов серии ISO 9000, основывающихся на процессном описании формирования качества.

Краткий обзор указанных направлений будет приведен позже, а пока рассмотрим основные понятия процессного подхода. Вследствие того, что разные источники используют разные названия для одних и тех же или близко совпадающих понятий, в скобках (при наличии) приведены синонимы

Задачи (операции) – отдельные элементы и/или подгруппы элементов мероприятия. Обычно задачи определяют то, как структурная единица выполняет определенную функцию.

Мероприятия (операции, процедуры, функции) – действия, выполняемые в рамках процесса или подпроцесса. Мероприятия обычно осуществляются одной структурной единицей организации (одним работником, отделом и т.п.). Мероприятия обычно описываются в инструкциях. Инструкции содержат перечень задач, которые решаются в рамках мероприятия.

Процесс или бизнес-процесс – логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий (связанная совокупность функций), который потребляет ресурсы поставщика, создает некоторую дополнительную к ресурсам потребительскую ценность и выдает результат потребителю.

Основной процесс – процесс, обычно включающий в себя несколько функций в рамках организационной структуры и выполнение которого оказывает значительное воздействие на функционирование организации. В случае, если основной процесс оказывается слишком сложным для изображения в виде блок-схем на уровне мероприятий, он часто разбивается на подпроцессы.

Подпроцесс - бизнес-процесс, являющийся структурным элементом неко­торого объемлющего бизнес-процесса и представляющий ценность для внут­реннего потребителя.

Инструмент – это технические или организационные средства (ресурсы), которые позволяют выполнить задачу, мероприятие, процесс. Примерами технических инструментов являются персональные компьютеры, копировальная техника, обработка данных и т.д. Примерами организационных документов являются интенсификация, коммуникации, образование и т.д.

Бизнес-модель - структурированное графическое описание сети процес­сов и (или функций) операций, связанных с данными, документами, органи­зационными единицами и прочими объектами, отражающими существую­щую или предполагаемую деятельность предприятия.

Рис.8.1. Схема разбиения (декомпозиции) процесса

Бизнес-процессы, происходящие в рамках организации, можно подразделить на несколько больших групп: основные, управления, развития, вспомогательные и др.

Основными бизнес-процессами являются процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода.

Сопутствующими бизнес-процессами являются процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся результатами сопутствующей основному производству производственной деятельности предприятия и также обеспечивающие получение дохода.

Вспомогательными бизнес-процессами являются процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их специфических черт. Так, для автотранспортного предприятия такими процессами являются процесс ремонта и технического обслуживания транспорта и процесс обеспечения безопасности перевозок.

Обеспечивающими бизнес-процессами являются процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их универсальных черт. Так для любого предприятия такими процессами являются процесс финансового обеспечения деятельности, процесс обеспечения кадрами, процесс юридического обеспечения и т.п.

Бизнес-процессы управления - это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесс а и бизнес-системы в целом. Примерами таких процессов могут являться процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, процессы формирования и выполнения управляющих воздействий.

Наконец, бизнес-процессами развития являются процессы совершенствования производимого товара или услуги, процессы развития технологий, процессы модификации оборудования, а также инновационные процессы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.