Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эллинистическая философия. Скептицизм. Стоицизм. Эпикуреизм. Неоплатонизм




Философия Платона и Аристотеля

Философия Платона. Основные моменты жизни и творчества Платона. Учение о бытии, познании и идеях («Государство», «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Тимей», «Филеб»).

Двоякое представление мироздания: бытие и становление; их характеристика и соотношение. Учение Платона об идеях: соотношение идей и вещей; структура идеального бытия; понятие материи.

Познание чувственное и интеллектуальное, проблема соотношения мнения и знания. Миф о пещере и его истолкование. Существо диалектического метода, согласно Платону. Трактовка познания как припоминания («анамнесис») и его значение для платоновской гносеологии.

Этико-политическое учение Платона. Теория правильного государственного устройства: учение о трех сословиях.

Философия Аристотеля. На идеи Аристотеля заметно повлияли идеи Платона, однако впоследствии он занимает критическую позицию по отношению к философии академиков. В его творчестве можно выделить три главных направления: 1) умозрительная философия (натурфилософия, метафизика, математика); практическая философия (этика, экономика, политика); изобразительная философия (поэтика, риторика, искусства). Основными направлениями исследования Аристотеля полагаются:

I Материя и форма («эйдос»). Весь мир есть некая упорядоченность форм. Основным двигателем мира является «форма форм», вершина мироздания – бог.

II Категории философии. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой главными являются: сущность, состояние, отношение. Аристотель вводит в философии принцип развития. Мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя - бога, как абсолютное начало всех начал.

III Аристотель анализирует понятие «душа», понимает ее как энтелехию тела. Он дает анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущения к общему восприятию, а от него к обобщенному представлению.

IV Особое место в философии Аристотеля отведено теории познания и логике. Метод рационального познания истины.

V Этические взгляды Аристотеля основаны на учении о добродетелях.

VI Социально-философское направление мысли Аристотеля базируются на понятиях: власть, государство, совершенство, закономерности развития природы и общества. Он подробно говорит о различных формах государственного управления: монархии, аристократии, политии.

 

Мыслители этого периода отказались от создания всеобъемлющих философских концепций и переключили внимание на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Данная проблематика разрабатывалась в следующих школах и направлениях: 1) скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик) 2) стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий); 3) эпикуреизм (Эпикур, Лукреций Кар, Гораций); 4) кинизм (Диоген).

Скептицизм. Сомнение как универсальный философский принцип скептицизма. Решение проблемы счастья Пирроном. Скептический метод Секста Эмпирика: допущение достоверности противоречивых суждений. Влияние идей скептицизма на Э.Роттердамского, М.Монтеня, Д.Юма.

Стоицизм. Сущность философских воззрений стоицизма. Классификация наук – логика, физика, этика. Влияние логики Аристотеля на гносеологию стоиков. Космогония стоицизма. Этика стоицизма как учение о человеческом счастье.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира.

• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

• признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

• определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

• призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

• признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

• неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

• высокий эстетизм в мыслях и поступках;

•осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

• признание стремления к счастью высшей целью человека.

Эпикуреизм. Классификация наук у Эпикура (физика, гносеология, этика). Доказательство индетерминизма.

Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:

• ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);

• вселенная вечна и бесконечна;

• все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

• атомы и пустота вечны;

• атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);

• «мира чистых идей» не существует;

• существует множество материальных миров во Вселенной.

Этическое учение Эпикура о наслаждении как высшем благе. Влияние философии эпикуреизма на Лоренцио Валла, Монтеня, Гассенди, Дидро, Ламетри, Гольбаха.

Неоплатонизм. Основоположником неоплатонизма считается Плотин, и его последователи Порфирий, Прокл.

В учении до предела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном начале. Исходное Первоначало – это ЕДИНОЕ= БЛАГО. Оно непостижимо для разума, а постижимо только в состоянии «Сверхразумного экстаза». – МИСТИЦИЗМ

Единое=Благо сравнивает Плотин с образом Солнца. Как и от Солнца исходит свет, так и от Единого исходит ЭМАНАЦИЯ, Эта эманация порождает Бытие=Ум, содержащий Понятия (Идеи). Ум познает сам себя, и, познавая собственные идеи, вторит. С одной стороны он Един, а с другой – содержит множество идей. Проявление эманации за пределы ума есть МИРОВАЯ душа. Угасший свет Единого есть материя.

Неоплатонизм оказал влияние на восточную христианскую философию (Афанасий Александрийский, Псевдо-Дионнисия, Василий Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), Дж Бруно, Шеллинга, Гегеля, В. Соловьева, П. Флоренского, Булгакова, Лосева.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.