КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эллинистическая философия. Скептицизм. Стоицизм. Эпикуреизм. Неоплатонизм
Философия Платона и Аристотеля ◘ Философия Платона. Основные моменты жизни и творчества Платона. Учение о бытии, познании и идеях («Государство», «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Тимей», «Филеб»). Двоякое представление мироздания: бытие и становление; их характеристика и соотношение. Учение Платона об идеях: соотношение идей и вещей; структура идеального бытия; понятие материи. Познание чувственное и интеллектуальное, проблема соотношения мнения и знания. Миф о пещере и его истолкование. Существо диалектического метода, согласно Платону. Трактовка познания как припоминания («анамнесис») и его значение для платоновской гносеологии. Этико-политическое учение Платона. Теория правильного государственного устройства: учение о трех сословиях. ◘ Философия Аристотеля. На идеи Аристотеля заметно повлияли идеи Платона, однако впоследствии он занимает критическую позицию по отношению к философии академиков. В его творчестве можно выделить три главных направления: 1) умозрительная философия (натурфилософия, метафизика, математика); практическая философия (этика, экономика, политика); изобразительная философия (поэтика, риторика, искусства). Основными направлениями исследования Аристотеля полагаются: I Материя и форма («эйдос»). Весь мир есть некая упорядоченность форм. Основным двигателем мира является «форма форм», вершина мироздания – бог. II Категории философии. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой главными являются: сущность, состояние, отношение. Аристотель вводит в философии принцип развития. Мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя - бога, как абсолютное начало всех начал.
III Аристотель анализирует понятие «душа», понимает ее как энтелехию тела. Он дает анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущения к общему восприятию, а от него к обобщенному представлению. IV Особое место в философии Аристотеля отведено теории познания и логике. Метод рационального познания истины. V Этические взгляды Аристотеля основаны на учении о добродетелях. VI Социально-философское направление мысли Аристотеля базируются на понятиях: власть, государство, совершенство, закономерности развития природы и общества. Он подробно говорит о различных формах государственного управления: монархии, аристократии, политии.
Мыслители этого периода отказались от создания всеобъемлющих философских концепций и переключили внимание на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Данная проблематика разрабатывалась в следующих школах и направлениях: 1) скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик) 2) стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий); 3) эпикуреизм (Эпикур, Лукреций Кар, Гораций); 4) кинизм (Диоген). ◘ Скептицизм. Сомнение как универсальный философский принцип скептицизма. Решение проблемы счастья Пирроном. Скептический метод Секста Эмпирика: допущение достоверности противоречивых суждений. Влияние идей скептицизма на Э.Роттердамского, М.Монтеня, Д.Юма. ◘ Стоицизм. Сущность философских воззрений стоицизма. Классификация наук – логика, физика, этика. Влияние логики Аристотеля на гносеологию стоиков. Космогония стоицизма. Этика стоицизма как учение о человеческом счастье. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом); • признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;
• определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру; • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру; • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро; • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; • высокий эстетизм в мыслях и поступках; •осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков; • признание стремления к счастью высшей целью человека. ◘ Эпикуреизм. Классификация наук у Эпикура (физика, гносеология, этика). Доказательство индетерминизма. Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие: • ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи); • вселенная вечна и бесконечна; • все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; • атомы и пустота вечны; • атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом); • «мира чистых идей» не существует; • существует множество материальных миров во Вселенной. Этическое учение Эпикура о наслаждении как высшем благе. Влияние философии эпикуреизма на Лоренцио Валла, Монтеня, Гассенди, Дидро, Ламетри, Гольбаха. ◘ Неоплатонизм. Основоположником неоплатонизма считается Плотин, и его последователи Порфирий, Прокл. В учении до предела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном начале. Исходное Первоначало – это ЕДИНОЕ= БЛАГО. Оно непостижимо для разума, а постижимо только в состоянии «Сверхразумного экстаза». – МИСТИЦИЗМ Единое=Благо сравнивает Плотин с образом Солнца. Как и от Солнца исходит свет, так и от Единого исходит ЭМАНАЦИЯ, Эта эманация порождает Бытие=Ум, содержащий Понятия (Идеи). Ум познает сам себя, и, познавая собственные идеи, вторит. С одной стороны он Един, а с другой – содержит множество идей. Проявление эманации за пределы ума есть МИРОВАЯ душа. Угасший свет Единого есть материя.
Неоплатонизм оказал влияние на восточную христианскую философию (Афанасий Александрийский, Псевдо-Дионнисия, Василий Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), Дж Бруно, Шеллинга, Гегеля, В. Соловьева, П. Флоренского, Булгакова, Лосева.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |