Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-материальная база по основам безопасности жизнедеятельности 6 страница




Формирование у учащихся потребности соблюдать нормы здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья; развитие умений оказания первой помощи пострадавшим в различных опасных бытовых ситуациях

На современном этапе развития Российского общества вопросы охраны, укрепления, сохранения здоровья подрастающего поколения, привития ценностных ориентаций к сознательному ведению и пропагандированию здорового образа жизни являются приоритетными в образовательной политике, что закреплено в нормативно-правовой основе функционирования системы образования: Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025года, Законе РФ «Об образовании»; «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и ряде других.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации - основополагающем государственном документе, утверждаемом федеральным законом и устанавливающем приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, в разделе «Основные задачи государства в сфере образования» наряду с другими приоритетами выделяется государственное обеспечение всесторонней заботы о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов.

В статье 51 Закона «Об образовании» регламентируется деятельность образовательных учреждений по обеспечению охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999) важнейшей задачей общего и профессионального образования является обучение человека основам здорового образа жизни.

В основных направлениях реализации образовательной политики, в контексте усиления социальной направленности системы образования, планируется принятие комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством; обеспечение адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, в настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Сегодня каждый учитель должен исходить из того, что в учебно-воспитательной системе основным субъектом является ученик, а главная ценность - его здоровье.

От педагога требуется в первую очередь доброжелательность в отношениях с самим учеником и его родителями (очень важно беседовать на языке родителей, чтобы быть понятым ими); дополнительные занятия для ликвидации учебной задолженности лучше проводить по утрам, перед началом школьных занятий. От родителей - понимание необходимости таких дополнительных занятий, создание приемлемых условий для занятий дома и контроль за выполнением заданий. Что касается коллектива (педагогического и ученического), то здесь необходимо понимание важности этой проблемы, привлечение активистов-учащихся в помощники педагогов, развитие у учащихся чувства ответственности за честь класса, дружбы и коллективизма. Очень важным моментом является постоянное одобрение деятельности ребенка, подчеркивание наметившихся успехов. Не­-обходимо, чтобы ребенок поверил в свои силы.

Основной задачей здоровьесберегающей педагогики или школьной гигиены (гигиена — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на здоровье человека) является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил бы отодвинуть утомление и избежать переутомления. Полностью избежать утомления, возникающего вследствие всякой более или менее продолжительной работы, не удается, следовательно, необходимо так дозировать эту деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезало за время отдыха.

Формирование у учащихся потребности соблюдать нормы здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья; развитие умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных бытовых ситуациях выступает в качестве одного из целевых ориентиров в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе. В основной общеобразовательной школе, согласно Государственному образовательному стандарту, в освоении предмета основной акцент делается на формирование и укрепление здоровья обучающихся, формирование компетенций, необходимых для повседневной жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, опасных ситуациях социального характера.

Успешность в освоении основ здорового образа жизни, оказания первой медицинской помощи на ступени основного общего образования во многом зависит от базовых знаний учащихся по темам программного материала интегрированного курса «Окружающий мир» на ступени начального общего образования: основы здорового образа жизни, личной гигиены; вредные привычки, их влияние на здоровье; оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами, газами.

На ступени основного общего образования знания основ сохранения и укрепления здоровья дополняются и углубляются при изучении раздела «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», а развитие умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях осуществляется при освоении раздела «Оказание первой медицинской помощи».

На уроках учащиеся усваивают: понятие «здоровый образ жизни» как систему повседневного поведения человека, обеспечивающую совершенствование физических и духовных качеств; основные составляющие здорового образа жизни; основные понятия о рациональном питании; позиции отрицательного воздействия на организм человека вредных привычек – курения, употребления алкоголя.

Развитие знаний, умений и навыков оказания первой помощи пострадавшим как бы «сопровождает» изучение тем раздела «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» и включает в себя: усвоение правил пользования медицинской аптечкой, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш); развитие умений и навыков оказания первой помощи при травмах, (овладевают способами остановки кровотечений), переломах (усваивают правила и способы транспортировки пострадавших), при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами, при утоплении и удушении, при тепловом и солнечном ударе, обморожении.

На ступени среднего (полного) общего образования базового уровня содержание темы «Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья» направлено на формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни, усвоение основных положений российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья. При изучении этого раздела обучающиеся X-XI классов смогут освоить навыки оказания первой медицинской помощи в наиболее сложных случаях: при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях, а также должны овладеть навыками проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Содержание этого раздела обязательно изучается обучающимися - юношами и обучающимися - девушками. Для обучающихся - девушек при наличии необходимых условий этот раздел может быть трансформирован в программу углубленного изучения основ медицинских знаний и здорового образа жизни.

Специфика содержания изучаемых тем по основам здорового образа жизни, оказанию первой помощи пострадавшим определяет необходимость проведения занятий в нетрадиционных формах – интегрированных и бинарных уроков, экскурсий, конференций со специалистами системы здравоохранения и медицинскими работниками, использования сюжетных, деловых и ролевых игр, организацию соревнований и т.д. Важное значение, в контексте данной проблемы приобретает организация внеклассной работы (познавательной, досуговой, спортивно-оздоровительной, трудовой, творческой), имеющей практическую направленность.

При организации познавательной деятельности у детей формируется интерес, положительная мотивация на здоровьесбережение, совершенствование навыков сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Этому способствует проведение сюжетно-ролевых игр - «Путешествие в страну Здоровья», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Отряд спасателей», викторина «В человеке должно быть все прекрасно», разработка и презентация проекта «Путь к собственному здоровью», турнир знатоков ОБЖ, деловые игры «Здоровое поколение», «Я выбираю жизнь», «Суд над сигаретой», «Этикет и мы» и т.д.

Оздоровительно-спортивная деятельность, осуществляемая в экскурсиях на природу, в спортивных, подвижных играх, спартакиадах, походах необходима для полноценного развития обучающихся.

Трудовая деятельность отражает содержание различных видов труда: бытового, ручного, общественно полезного. Во внеклассной работе можно организовать регулярное проведение Дня чистоты, работу по облагораживанию пришкольного участка.

Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Она отражается в таких формах, как конкурсы творческих и исследовательских работ, рисунков, театрализованных представлениях.

При организации разнообразных форм внеклассной работы необходимо учитывать, что непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в формы внеклассной работы может снижать ее качество. Так, например, игра «Любовь с первого взгляда» построена на сексуальном интересе к партнеру и может способствовать преждевременному развитию сексуальности у детей. Подобная опасность таится и в конкурсах «Мисс….», где внешность выступает в качестве престижной упаковки, поэтому подобные конкурсы могут вызывать комплекс неполноценности у некоторых детей и отрицательно сказаться на формировании положительной «Я – концепции». Поэтому, выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее воспитательный потенциал с позиции цели, задач и функций.

Формирование здорового образа жизни, ответственного отношения учащихся к собственной жизни осуществляется через информацию о гуманистических взаимоотношениях между людьми, расширение нравственных понятий детей и закрепление знаний в их повседневном общении в процессе педагогической поддержки – превентивной и оперативной помощи.

Превентивная помощь реализуется посредством применения ряда педагогических средств, в частности, воспитания у учащихся культуры общения. Сюда же относится воспитание у детей положительных привычек ведения здорового образа жизни, бережного отношения к собственному здоровью, обеспечения личной безопасности.

К средствам превентивной помощи относится воспитание у детей чувства собственного достоинства, т.е. уважения к себе и другим, сознание ценности своей личности и ценности личности другого человека. Формы превентивной помощи могут быть очень разнообразны: классные тематические часы, коллективные и индивидуальные беседы, обсуждение жизненных ситуаций.

Большую роль в превентивной помощи играет творческая и проектная деятельность детей – выпуск журналов, школьных газет по актуализации сохранения и укрепления личного здоровья, разработка проектов по обеспечению здоровьесберегающей среды.

Оперативная помощь - своевременное и быстрое исправление травмирующей ребенка ситуации, которая может заключаться в беседе классного руководителя с учеником либо с его родителями, нередко с привлечением школьного психолога, социального педагога.

 

Литература:

Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. М.: Просвещение, 2006.574 с.

Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие./Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков.М.: ВЛАДОС, 2003. 272 с.

Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 288с.

Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник./Н.Г. Милорадова. М.: Гардарики, 2005. 335с.

Общие вопросы методики преподавания//Основы безопасности жизнедеятельности. 2003. №8-9. С.4-15.

Основы безопасности жизнедеятельности. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М.: Вентана-Граф, 2007. 128 с.

Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся/ под. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2007. 224 с.

Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2007. 512 с.

Петров В.В. Основы безопасности в городе для детей и родителей/В.В. Петров. Минск: Харвест, 2007. 208 с.

Поглазова О.Т. Программы «Окружающий мир» для 1-4 классов/ О.Т. Поглазова. Смоленкс: Ассоциация XXI век, 2005. 48 с.

Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы/ под. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2006. 112 с.

Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. 48 с.

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. М.: «Акадамия», 2004. 368 с.

Программы образовательных учреждений: основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы/под. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2006. 112 с.

Сократов Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие /Н. В. Сократов. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006. 364 с.

Психолого-педагогические особенности детей//Основы безопасности жизнедеятельности. 2003. №8-9. С.16 - 19.

Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-9 кл/ И.К. Топоров. М.: «Просвещение», 1996. 80 с.

 

Вопросы и задания:

Перечислите цели, содержание, ожидаемые результаты учебно-воспитательного процесса по ЧС локального характера.

Какие особенности детей младшего подросткового возраста необходимо учитывать при организации и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера?

Перечислите формы, методы, приемы обучения, применяемые при проведении уроков по ЧС локального характера.

Укажите целевые ориентиры образовательного процесса при изучении ЧС природного и техногенного происхождения, организации защиты населения от их последствий.

Раскройте тематическое содержание уроков по ЧС природного и техногенного происхождения, организации защиты населения от их последствий.

Обоснуйте выбор форм, методов и средств обучения при организации и проведении занятий по ЧС природного и техногенного характера, исходя из специфики содержания изучаемых тем, возрастных особенностей подросткового возраста.

Чем обусловлена необходимость формирования у учащихся потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, развития умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях?

Дайте характеристику предметного содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по основам здорового образа жизни, оказания первой медицинской помощи на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Обоснуйте выбор форм, методов и средств формирования у учащихся потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, развития умений оказания первой помощи пострадавшим в различных опасных бытовых ситуациях исходя из специфики изучаемых тем.

 

Проверьте себя:

I. Отметьте правильный ответ.

В основной школе (5-9-е классы) в курсе ОБЖ не изучается тема:

1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

2. «Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера»;

3. Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;

4. «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»;

5. «Проблемы глобальной безопасности».

II. Отметьте правильный ответ.

Что не входит в раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»?

порядок призыва на военную службу;

безопасное поведение дома;

пожарная безопасность;

безопасное поведение в природных условиях;

безопасное участие в дорожном движении.

III. Отметьте правильный ответ.

При изучении тем по ЧС природного и техногенного происхождения на ступени основного общего образования не раскрываются вопросы:

землетрясения и их поражающие факторы;

оружие массового поражения;

наводнения и их поражающие факторы;

промышленные аварии и катастрофы;

аварийно химически опасные вещества (АХОВ).

IV. Отметьте правильный ответ.

Содержание раздела «Оказание первой медицинской помощи» на ступени основного общего образования не включает развитие умений и навыков:

первой медицинской помощи при кровотечениях;

первой медицинской помощи при переломах;

первой медицинской помощи при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами;

первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте;

первой медицинской помощи при утоплении и удушении.

Отметьте правильный ответ.

Отрицательно влияет на формирование здорового образа жизни учащихся при организации образовательного процесса:

применение разнообразных форм и методов обучения;

рациональная организация режима труда и отдыха школьников;

превентивная помощь;

организация познавательной деятельности;

стимулирование высокой работоспособности на протяжении всего времени учебных и внеучебных занятий.

 

 

Глава VIII Методика проведения занятий по основам безопасности жизнедеятельности на ступени среднего (полного) общего образования

Цели, содержание, ожидаемые результаты образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности

Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений - обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Федеральный компонент Государственного стандарта направлен на реализацию следующих основных целей:

- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

- дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» федерального компонента представлены на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта предмета ОБЖ ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта предмета ОБЖ выбирается, исходя из личных склонностей, потребностей учащегося, и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

На ступени среднего полного (общего) образования для базового уровня обязательный минимум содержания состоит из трех разделов: сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

Содержание раздела «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности» направлено на формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни, усвоение основных положений российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья. При изучении этого раздела обучающиеся X-XI классов смогут освоить навыки оказания первой медицинской помощи в наиболее сложных случаях: при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях, а также должны овладеть навыками проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Содержание этого раздела обязательно изучается обучающимися-юношами и обучающимися-девушками. Для обучающихся-девушек при наличии необходимых условий этот раздел может быть трансформирован в программу углубленного изучения основ медицинских знаний и здорового образа жизни.

Во втором разделе дается более широкое (по сравнению с содержанием основной школы) представление о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основными направлениями деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Содержание третьего раздела разработано в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и имеет целью дать наиболее полное представление о военной службе. Раздел включает в себя основные положения российского законодательства в области обороны государства, о воинской обязанности и военной службе; основные этапы истории создания, предназначение и структуру Вооруженных сил; обязательную подготовку к военной службе; требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности; первоначальную постановку на воинский учет; общие обязанности и права военнослужащих; порядок и особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы.

Третий раздел содержит также темы, которые являются основой для военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации обучающихся.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне (в непрофильном общеобразовательном учреждении) выпускник средней (полной) общеобразовательной школы в целом должен:

- знать (понимать): основы формирования здорового образа жизни; основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника; порядок первоначальной постановки на воинский учет; особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы; задачи РСЧС и гражданской обороны;

- уметь: владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;

- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим,

- развитие качеств личности (эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, готовности к перегрузкам, умения действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.), необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных силах Российской Федерации или других войсках;

- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, уважения к героическому наследию России, ее государственной символике; патриотизма и чувства долга по защите Отечества.

Обязательный минимум содержания на профильном уровне включает в себя ядро содержания предмета ОБЖ для базового уровня. Вместе с тем содержание расширяется за счет введения новых тем по гражданской обороне: современные средства поражения и их поражающие факторы; приборы радиационной и химической разведки; дозиметрический контроль, средства и порядок проведения; организация гражданской обороны образовательного учреждения; нормы международного гуманитарного права.

Раздел «Основы военной службы» дополняется темами начальной военной подготовки: основы строевой подготовки; основы огневой подготовки; основы тактической подготовки; организация и подготовка к проведению учебных сборов. В содержание включены также дополнительные вопросы, связанные с профессиональной ориентацией. Вопросы по основам прикладной физической подготовки не включены в обязательный минимум содержания предмета ОБЖ. Изучение этих вопросов предусмотрено федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по физической культуре для профильного уровня.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне ученик должен знать/понимать:

основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

основные задачи и структуру государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

основы российского законодательства о защите Отечества и воинской обязанности граждан;

основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

нормы международного гуманитарного права;

назначение и боевые свойства личного оружия;

средства массового поражения и их поражающие факторы;

защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;

правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования, МВД России, ФСБ России, МЧС России;

уметь:

владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.