Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет культурной антропологии




Одеса

Методичні рекомендації до вивчення курсу

КУЛЬТУРНА АНТРОПОЛОГІЯ

В. 0,798

Г. 0,874

 

5. Задание {{ 24 }}

Стоимость основных средств предприятия на 01.07.11 составила 70000тыс.руб., на 01.08.11 – 65000 тыс.руб., на 01.09.11 – 68000 тыс.руб., на 01.10.11 – 72000тыс.руб. Средняя стоимость основных средств за 3-й квартал составит…

4. Задание {{ 25}}

Календарным фондом времени работников называется:

А. число календарных дней, приходящихся на всех работников предприятия

Б. число фактически отработанных дней, приходящихся на всех работников предприятия

В. число табельных дней, приходящихся на всех работников предприятия

Г. число праздничных дней, приходящихся на всех работников предприятия

 

«СПД Фридман»

 

Методичні рекомендації до вивчення курсу «Культурна антропологія» мають на меті допомогти студентам зорієнтуватись у проблематиці курсу та організувати власне антропологічне дослідження. Розглянуто теми «Культурна антропологія як наука: предмет, методи, історія становлення», «Якісні дослідження», «Організація польового дослідження». Методичні рекомендації відповідають програмі курсу. До них додається додаток з методики організації польового дослідження, список контрольних запитань та літератури.

 

Упорядник: О.С.Петриківська, кандидат філософських наук

 

Рецензенти: І.В.Голубович, доктор філософських наук, професор;

М.В.Русяєва, кандидат мистецтвознавства, доцент

 

Рекомендовано до друку на засіданні вченої ради філософського факультету

Одеського національного університету імені І.І.Мечникова.

Протокол № 4 від 4 березня 2011 р.

Основная цель методических рекомендаций состоит в том, чтобы помочь студентам овладеть основными понятиями, теориями, текстами по курсу «Культурная антропология» и организовать самостоятельное полевое исследование.

Курс «Культурная антропология» опирается на знания, полученные студентами в курсах “Основы этнологии”, “Социальная философия”, “История зарубежной культуры”, “Культура регионов”, “Общая психология”, “Социальная психология”, “Основы религиоведения”. Знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины, в дальнейшем используются при изучении курсов “Философия культуры”, “Типология и хронология культуры”, “Социология”, “Политология”.

Задачи изучения курса:

1. формирование современного знания об истории формирования культурной антропологии, ее предмете, месте в системе наук;

2. освоение теоретической литературы, посвященной современным направлениям культурной антропологии;

3. формирование современного научного представления о том, как культура влияет на поведение человека, его мировосприятие, индивидуальную жизнь, фор­мирование личности;

4. формирование нормативно-ценностных установок, основанных на признании разнообразия и равенства культур;

5. овладение приемами практической работы антрополога.

Студент должен знать:

- составляющие процесса формирования культурной антропологии как отдельного раздела антропологического знания;

- основные теоретические проблемы современной культурной антропологии;

- методологические направления культурной антропологии.

 

Студент должен уметь:

- анализировать первоисточники в контексте основных тем курса;

- раскрыть взаимодействие, взаимовлияние культуры и человека;

- рассматривать куль­ту­ру как ба­зо­вое по­ня­тие и пред­мет изучения куль­турной ан­тро­по­ло­гии, что предполагает зна­ние совокупности факторов, составляющих и определяющих об­раз жизни определенной группы лю­дей в определенный пе­риод времени в определенном месте;

- проводить полевые антропологические исследования, используя основные антропологические методы (документированное наблюдение, опрос, биографический метод и др.);

- осуществлять анализ полученных в ходе полевого исследования данных.

«Антропология как наука о человеке вообще, как самая всеобъемлющая гуманитарная дисциплина… появилась последней. Ей пришлось сильно постараться, чтобы отстоять свои права на широту охвата материала, предмет и метод. Она вобрала в себя то, что отложили в сторону другие, и даже пошла на вторжение в старые запасы знания о человеке».

Бронислав Малиновский

Антропология – наука одновременно и очень древняя, и очень современная. Перед ней всегда стояла задача целостного, полного понимания человека. В широком смысле слова антропология – «познание человека, объединяющее различные методы и дисциплины, которые выявят когда-нибудь тайные силы, приводящие в движение этого присутствующего, хотя и не приглашенного на наши споры гостя: человеческий дух» (Леви-Строс К. Структурная антропология, с. 75).

АНТРОПОЛОГИЯ - область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. Это междисциплинарная область знания, связанная и с естественными, и с социальными, и с гуманитарными науками. Антропология – наука об изменчивости человека во времени и пространстве. Сегодня антропология изучает древнейшие формы человека (палеоантропология), его эволюцию (антропогенез), закономерности роста и общие для всего человечества вариации в строении тела (анатомия, физиология и морфология человека). Перечисленные вопросы относятся к физической антропологии. Культурная антропология сосредоточивает внимание на вариативности культур.

Культурная антропология - область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Начало культурно-антропологических исследований связано с трудами Эдуарда Тайлора (1832-1917) «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)», «Доисторический быт человечества и начало цивилизации» и др., в которых он с позиций эволюционизма дал антропологическую трактовку культуры. Согласно Э.Тайлору, культура представляет собой «сложное целое, которое включает знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и любые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества» (Тайлор Э. Первобытная культура, с.18). Распространение антропологического подхода на изучение процессов и явлений, происходящих в современных цивилизованных обществах, ускорило развитие культурной антропологии.

Следует быть готовым к тому, что термины «антропология», «этнография», «этнология», «культурная антропология», «социальная антропология» часто используются как синонимы:

«Этнология возникла во второй половине XIX века. Во Франции ее называют антропологией, в Англии - социальной антропологией, а в Америке - культурной антропологией»» (Вульф К. Антропология, с.69).

«В континентальной Европе под антропологией в первую очередь понимается физическая антропология; культурными и социальными аспектами занимается другая дисциплина – этнология. В Англии, напротив, антропологией называют социальную антропологию; физические аспекты составляют предмет палеонтологии и генетики, а культурные – археологии и истории. В США под антропологией понимают прежде всего культурную антропологию, которая включает в себя некоторые темы палеонтологии и генетики человека» (Вальверде К. Философская антропология, с. 15).

«Этнография занимается наблюдением и анализом человеческих групп с учетом их особенностей … и стремится к наиболее верному воспроизведению жизни каждой из этих групп. Этнология же занимается сравнением предоставляемых этнографом описаний… При подобном определении этнография приобретает одно и то же значение во всех странах; этнология же соответствует приблизительно тому, что в англосаксонских странах (где этот термин малоупотребителен) понимается как социальная и культурная антропология (социальная антропология занимается по большей части изучением социальных установлений, рассматриваемых как системы представлений, а культурная антропология – исследованием средств, обслуживающих социальную жизнь общества, а в известных случаях также социальных установлений, рассматриваемых как такие средства)» (Леви-Строс К. Структурная антропология, с.9).

«Этнография, этнология и антропология не являются тремя разными дисциплинами … Это действительно три этапа или три временные стадии одного и того же исследования… (там же, с.315).

«Семантическому полю слова «этнография», бытующему в русском языке, наиболее полно в западной языковой традиции соответствует термин «антропология», в особенности с определениями «культурная» или «социальная». «Физическая», «биологическая» антропология изучает вариации физического типа человека, начиная с пропорций тела, лица, головы, и кончая факторами крови и другими биохимическими характеристиками. В русском словоупотреблении до недавнего времени термин «антропология», вслед немецкой традиции ХIХ в., употребляется почти исключительно в этом последнем значении. Лишь недавно под влиянием англо-американской научной лексики термин «антропология» стал употребляться расширительно, вплоть до обозначения всего круга наук о человеке» (Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология, с.13).

«Несмотря на некоторые теоретические расхождения в понимании предметных областей этих дисциплин, носящих в большей степени формальный характер, в практической своей деятельности этнология (этнография), социальная и культурная антропологии одинаково изучали культуру и бытовой уклад первобытных народов и «народных» субкультур цивилизованных обществ в целом, а также отдельные элементы этих культур (социальное устройство, обычаи, обряды, верования и др.)» (Васильев М.И. Введение в культурную антропологию, с.7).

Можно заметить, что указанные дисциплины находятся в общем предметном поле – изучают различные общества и культуры. Следует, тем не менее, иметь в виду отличие между этнографией (этнологией) и социальной и культурной антропологией. Оно состоит в том, что этнография и этнология занимаются изучением народов, а культурная/социальная антропология исследуют социальные группы, культуры. Кроме того, в отличие от этнографии (этнологии), «тяготеющей к истории», обе антропологии «тяготеют» к социологии и психологии.

Сложившаяся ситуация с наименованием связана с «национальными» предпочтениями - исторически сложившимися научными школами и традициями изучения культуры и человека. Общепринятого международного названия общей науки о человеке и культуре нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.