Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие бухгалтерской отчетности, ее состав и виды




Учетные регистры, их виды и содержание.

Впроцессе финансово-хо­зяйственной деятельности на каждом предприятии возникает мно­жество операций, которые оформляют документами. Данные доку­ментов после их приемки, проверки и учетной обработки должны быть сгруппированы и записаны на счета аналитического и синте­тического учета по определенной схеме. Такая запись производится с помощью учетных регистров.

Учетные регистры это листы бумаги, имеющие специальное графление и предназначенные для учетных записей. Запись учетной информации из документов в регистры называется регистрацией. Регистрировать информацию в регистры можно от руки и с приме­нением средств вычислительной техники.

В практической деятель­ности применяются различные виды учетных регистров. Их клас­сифицируют по назначению, объему содержания, внешнему виду и форме графления.

1. По назначению учетные регистры делятся на:

Хронологические регистры - это те, в которых хозяйственные операции регистрируются по мере их совершения. Например, кас­совая книга, журнал учета поступающих грузов, опись инвентарных карточек по учету основных средств.

Систематические регистры - фиксируют хозяйственные операции с учетом их экономического содержания, т.е. в них осуществляют группировку однородных по экономическому содержанию хозяйст­венных операций. Это Главная книга, в которой операции группи­руют по синтетическим счетам.

Комбинированные регистры - сочетают хронологическую и систе­матическую записи. Это более удобная форма учетных регистров, по­лучившая наиболее широкое распространение. Они наглядны и эко­номичны, так как позволяют сокращать количество учетных записей. К числу комбинированных регистров относятся журналы-ордера и ведомости.

2. По объему содержания подразделяют на:

Синтетические учетные регистры - предназначены для отражения в обобщенном виде всех хозяйственных средств, их источников и совершенных за месяц хозяйственных операций. Это Главная книга и оборотная ведомость по синтетическим счетам.

Аналитические учетные регистры - предназначаются для ведения учета по отдельным аналитическим счетам: это карточки, книги, описи.

Комбинированные учетные регистры- предназначаются для веде­ния аналитического и синтетического учета (журналы-ордера).

3. По внешнему виду учетные регистры делятся на:

Книги - представляют собой сброшюрованные регистры аналитиче­ского учета, со специальной формой графления. Например, кассовая книга, книга складского учета, Главная книга и др.

Карточки -это регистры аналитического учета, имеющие опре­деленный формат и специальную форму графления. Они пред­назначаются для организации учета различных объектов. Например, карточка складского учета материалов.

Свободные листы - это регистры, изготовленные на отдельных листах бумаги и предназначенные для учетных записей. Форма и графление свободных листов зависят от их назначения. Это журналы-ордера и ведомости.

4. По форме графления регистры могут быть:

Линейной (позиционной) формы графления - применяется в основ­ном для учета расчетов (журнал-ордер №7 «расчеты с подотчетными лицами).

Шахматной формы графления - применяется в регистрах по учету затрат производства. В этих регистрах сочетается аналитиче­ский и синтетический учет.

5. В зависимости от порядка размещения дебетовых и кредитовых записей в регистрах они могут быть односторонними и двусторон­ними.

В односторонних регистрах графы дебета и кредита (прихода и расхода) смещены в одну сторону; для текста и других данных отводится необходимое число граф. Дебетовые и кредитовые записи в односторонних регистрах чередуются. Например, кассовая книга, карточки количественно-суммового учета, карточки складского учета.

В двусторонних регистрах для записей по дебету счета отведена одна сторона или часть листа, для записей по кредиту — другая. На­пример, книга учета движения скота, книга учета производства.

К ведению учетных регистров предъявляются следующие основ­ные требования: документальность, своевременность, краткость, ясность и взаимный контроль записей.

Документальность записей. Записи в учетные регистры делают на основании проверенных документов. Документы формируют в пап­ки по принадлежности к учетным регистрам, и они служат основа­нием для последующего контроля.

Краткость записей. В регистрах нет необходимости делать про­странные записи; достаточно указать дату и номер документа и сде­лать ссылку на порядковый номер документа в пачке. Известно, что при необходимости проверить операцию даже самые пространные записи не могут заменить собой документ, к которому приходится прибегать практически во всех случаях.

Ясность записей. Записи, сделанные в регистры, должны быть ясными, разборчивыми. Допущенные ошибки следует исправить в установленном порядке.

Взаимный контроль записей. Записи в регистрах до их переноса в Главную книгу или регистры синтетического учета должны быть взаимно сверены и увязаны. Записи проверяют по корреспондирующим счетам. Так, суммы, поступившие в кассу с расчетного сче­та, будут проведены в регистрах по кассе (дебет) и в регистрах по расчетному счету (кредит). Эти записи должны быть взаимно свере­ны. Аналогично сверяют записи и по другим счетам.

Способы исправления ошибок. При составлении первичных до­кументов или учетных регистров могут быть допущены ошибки. Они должны быть выявлены и исправлены. При большом количест­ве данных в учетных регистрах для обнаружения в них ошибок ис­пользуется сплошная проверка (пунктировка записей). Она состоит в том, что все записи в учетных регистрах, где обнаружены ошибки, последовательно сверяются с документами или другими учетными регистрами, в которых отражены те же операции. Перед каждой проверенной суммой ставится специальный значок (V), для того чтобы видеть, какие суммы проверены, а какие — нет.

Выборка — способ выявления ошибок при несовпадении итогов синтетического и аналитического учета. Для этого делают выборку сумм из аналитических счетов по статьям или субсчетам синтетиче­ского счета. Затем подсчитывают итоги выборки и сравнивают с данными синтетического счета.

Ошибки в учетных регистрах исправляются корректурным спо­собом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно».

Корректурный способ (зачеркивание и заверенное подписями исправление) применяется, когда ошибка не затрагивает коррес­понденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей.

Способ дополнительных проводок применяется в случаях, когда в бухгалтерской проводке в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления ошибки на разность между правильной и преумень­шенной суммами операции составляют дополнительную бухгал­терскую проводку.

Способ красного сторно (отрицательная запись) применяется для исправления ошибочной корреспонденции счетов или боль­шей, чем следовало, суммы. Исправительная проводка или сумма записывается в учетные регистры красными чернилами. При под­счетах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итогов. Отсюда красная сторнировочная запись полностью аннулирует запись; одновременно обычными чернилами составляется проводка, правильно отображающая произведенную операцию.

При помощи способа «красное сторно» исправляются ошибки до и после подсчета итогов и ошибки, допущенные в предыдущих отчетных периодах.

 

 

Бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. Этот этап учетной работы называют этапом составления отчетности. Данные бухгалтер­ского учета периодически систематизируются и обобщаются с целью получения итоговой информации, необходимой для составления отчет­ности.

Отчетность - это совокупность документов определенной фор­мы, где отражены взаимосвязанные обобщенные экономические пока­затели о состоянии хозяйственных средств и источниках их образова­ния, а также деятельности организации.

Бухгалтерская отчетность отражается нарастающим итогом (за пер­вый квартал плюс второй, третий и четвертый - получим за год) по имущественному состоянию организации, результатам хозяйственной деятельности за отчетный пери­од и основывается на данных синтетического и аналитического учетов. Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения разрабатываются и утверждаются Министерством фи­нансов Российской Федерации.

Министерства и ведомства по согласованию с Министерством фи­нансов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные специализированные формы бухгалтерской отчетности. Запрещается требовать предоставления бухгалтерской отчетности по формам, не ут­вержденным в установленном порядке, а также по неустановленным адресам.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации, юридические лица составляют единые формы годовой и промежуточной (месяц, квартал) отчетности. Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности утверждены приказом Министерства финан­сов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности орга­низации».

Бухгалтерская отчетность за год включает следующие документы:

- Бухгалтерский баланс (форма № 1);

- Отчет оприбылях и убытках (форма № 2);

- Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

- Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

- Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);

- Пояснительная записка;

- Аудиторское заключение.

Промежуточный объем форм бухгалтерской отчетности включает:

- Бухгалтерский баланс (форма № 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

В месячной, квартальной и годовой бухгалтерской отчетности отра­жаются состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств, филиалов, представительств и других под­разделений, выделенных на отдельный баланс. Для всех организаций отчетным годом считается период с 1 января по 31 декаб­ря включительно.

Для организаций, которые создаются, первым отчетным годом считается период с момента получения прав юридического лица по 31 декабря включительно, а для тех, которые получили это право после 1 октября, с момента образования по 31 декабря следующего года включительно.

Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждается подписями должностных лиц, которые под­писали эту отчетность раньше, с указанием даты исправления.

Квартальная отчетность представляется организациями не позже 15-го числа месяца, предшествующего отчетному периоду, годовая - по окончании года в течение 90 дней, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерские отчеты подписываются руководителем и главным бухгалтером организации, а при отсутствии бухгалтерской службы на предприятии - специалистом, который ведет учет.

Организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, для которых законодательством предусмотрено предоставление налоговым органам годовых бухгалтерских отчетов после аудиторской проверки, должны на протяжении следующего за отчетным годом представить государственной налоговой инспекции документы, подтверждающие факт проверки.

С целью обеспечения доступности, гласности и открытости для за­интересованных пользователей (биржи, покупатели, поставщики, ин­весторы и т. д.) годовая бухгалтерская отчетность о результатах финан­сово-хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом состоянии является открытой для публикации, кроме случаев, преду­смотренных законодательством. Достоверность публикуемой отчетности подтверждается аудитор­ской организацией. Годовая бухгалтерская отчетность организации, до представления ее вышеуказанным органам, организаци­ям и участникам рассматривается и утверждается в порядке, установ­ленном соответствующими документами.

Характерными чертами современной бухгалтерской отчетности яв­ляются: государственная регламентация; самостоятельный выбор вари­анта оценки хозяйственных средств; методологическая связь показате­лей на основе строгого соблюдения всех элементов бухгалтерского учета.

В международной практике финансово-экономическую отчетность принято подразделять на статическую и динамическую.

Под статической отчетностью понимается бухгалтерский баланс, характеризующий финансово-экономическое состояние предприятия на определенный момент времени. Бухгалтерский баланс формируется на основе таких основных принципов, как: денежное измерение, двой­ная запись, учет по стоимости и т. д.

Под динамической отчетностью понимают отчеты о движении де­нежных средств, отчет о прибыли и убытках, отчет об изменениях ка­питала, приложения к балансу, отражающие результаты проведения со­вокупности хозяйственных операций за определенный период времени.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Перечислите требования к организации бухгалтерского учета.
  2. В чем заключаются основные функции бухгалтерии организации?
  3. Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации?
  4. Назовите основные типы организационных структур бухгалтерии.
  5. Перечислите права и обязанности главного бухгалтера.
  6. Что такое документооборот?
  7. Как строится документооборот в организации?
  8. Первичные учетные документы и их роль в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.

9. Учетные регистры и бухгалтерская отчетность как инструменты для обобщения показателей финансово-хозяйственной деятельности и их значение для пользователей.

10. В чем заключается взаимосвязь работы бухгалтерии с другими службами и отделами?

11. Дайте определение понятиям «унификация», «стандартизация», «классификация» документов.

12. В чем заключается суть выборки?

13. Для каких целей применяются реквизиты документов?

14. В чем отличие предметного и функционального разделения труда?

15. В каких случаях применяются распорядительные документы? Приведите пример.

16. В каких случаях применяются оправдательные документы? Приведите пример.

17. Назовите основные нормативные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.