Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновение макроэкономической теории и ее основные этапы




План

Тема 1 МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА

Тема 2 Макроэкономические показатели в системе национальных счетов

Тема 3 рынок труда. Безработица и политика занятости

тема 4 инфляция и антиинфляционная политика

Тема 5 товарный рынок. Модель совокупного спроса и совокупного предложения

Тема 6 Потребление, сбережения и инвестиции. Классическая модель макроравновесия

Тема 7 Фискальная политика государства

Тема 8 Монетарная политика. рынок капиталов.

Тема 9 Циклические колебания и устойчивое развитие

Тема 10 Внешнеэкономическая деятельность

 


 

ТЕМА 1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА

1. История возникновение макроэкономической теории и ее основные этапы

2. Предмет, объект и функции макроэкономики

3. Агрегированные величины и их функциональные взаимосвязи

4. Модель экономического кругооборота в макроэкономике

5. Современные макроэкономические теории

 

Макроэкономика является одной из самых молодых экономических наук. Над основными проблемами макроэкономики задумывались еще в XV веке – учеными существовавшего в то время течения — меркантилизма. Основы знаний и понимания экономики с макроэкономической точки зрения присутствовали еще в таблицах Ф.Кенэ и идеях К.Маркса, француза Жана Бодена, который обосновал изменение уровня цен (т.е. инфляцию) результатом изменения соотношения между количеством денег и товаров. Это были первые попытки макроэкономического анализа цен с использованием количественной теории денег, что стало основой современной монетарной теории.

Позднее макроэкономические вопросы стали изучаться в XVIII веке (начиная с работы Д. Юма 1752 года, посвященной изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен).

В истории развития макроэкономики различают несколько этапов.

Первый этап Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, сыграла немаловажную роль в процессе становления макроэкономики как системы знаний. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.

Однако макроэкономика как наука появилась в 30-е годы XX века, в период мирового экономического кризиса. Катализатором для этого послужила Великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения этих стран оказалась на гране нищеты.

Результаты экономического развития этого периода расходились с теоретическими постулатами классической экономической школы о способности рыночного механизма к саморегулированию и достижению общеэкономического равновесия. Все это привело к необходимости нового теоретического подхода в определении условий и способов регулирования экономики государством, с целью сглаживания отрицательных последствий кризисов и их недопущения.

В этот период в 1936 году ученым Кейнсом была издана книга под названием «Общая теория занятости, процента и денег». Мысли и понятия, выраженные в этой книге, оказали сильное влияние на развитие всей экономической науки. Дело в том, что книга давала ответы практически на все вопросы, которые возникли с появлением Великой Депрессии. Кейнс начисто отвергал основные идеи классицизма: наличие совершенной конкуренции, способности рынка к саморегулированию. Кейнс предложил рассмотрение проблем макроэкономики (безработица, экономический рост, торговый и государственный баланс и др.) с помощью агрегатных величин. Этот этап считается расцветом идей классической макроэкономики.

Следующим этапом макроэкономики можно по праву считать появление нового течениянеокейнсианства, которое появилось в послевоенный период, примерно в 50х-70х годов ХХ века. Основная заслуга экономистов этого течения – в обобщении идей Кейнса и сопоставлении макроэкономики с новыми моделями экономической науки. Это течение в науке также называют неоклассической макроэкономикой. Основными представителями были Г.Мэнкью и С.Фишер.

Третий этап макроэкономики начинается в 80е годы ХХ века, когда макроэкономика стала изучаться и рассматриваться как отдельное направление и раздел экономической теории. Появляются новые ее течения и ответвления. Именно в этот период и происходит становление макроэкономики как науки.

Новый этап макроэкономики положил Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов, который обозначался крахом мировой финансовой системы. До появления кризиса 2008года, практически не существовало понятие «пузыря», который стал основной причиной появления этого кризиса. Ученые – макроэкономисты стали задумываться о причинах появления кризиса, стали возникать многочисленные споры об эффективности проведения основных макроэкономических политик.

В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы.

Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.

Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.

Основоположником современной макроэкономической теории стал британский экономист Дж. М. Кейнс, который разработал научную концепцию, объясняющую возникновение конъюнктурных колебаний в экономике, а также предложил специальную программу действий правительства по преодолению депрессии и сглаживанию экономического цикла. Теоретические идеи Дж. М. Кейнса были изложены в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.).

Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике.

Кейнсианская модель достаточно адекватно описывала экономику и широко использовалась до 70-х годов XX века. В 70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику. Произошла так называемая Кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во второй половине XX века. Ее основателем стал представитель так называемой Чикагской школы Милтон Фридман. Они вернулись к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег. Монетаризм породил новую волну экономических теорий, которые основывались на саморегуляции рынков и сформировали неоклассическую макроэкономику.

Данная школа основывается на том, что предложение денег в экономике является главным критерием её развития. Монетаристы считают, что согласно монетарному правилу, экономика всегда стабильна и функционирует на полном уровне занятости ресурсов, если предложение денег меняется с постоянной скоростью. Также, для приверженцев монетаристской школы долгосрочный период в экономике играет большую роль, чем краткосрочный. Знаменитое уравнение количественной теории денег (MV = PY) было сформулировано Ирвингом Фишером, что стало одной из важных составляющих монетаристской школы.

Монетаристы часто спорят с представителями кейнсианской экономической школы по поводу эффективности проведения монетарной и фискальных политик.

Первые рассматривают эффективность монетарной политики и сомневаются в результатах фискальных мер, считая, что денежный спрос крайне нечувствителен к ставке процента. Для проведения фискальной политики нередко требуется увеличить размеры государственных закупок товаров и услуг. Для этого государству нужны дополнительные средства. Как следствие, возрастает спрос на заемные средства, что ведет к росту ставки процента. Монетаристы полагают, что последнее приведет к резкому снижению частных инвестиций в экономику, что, в свою очередь, значительно замедлит увеличение совокупного предложения. Подобный эффект называется эффектом вытеснения частных инвестиций (англ. Crowding-out Effect). Таким образом, для монетаристов фискальная политика неэффективна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.