Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План № 3




Тема: Фонетика: содержание, единицы, аспекты описания.

 

 

I. Изучите в книге М.В. Панова «Современный русский язык. Фонетика» главы «Понятие о фонетической системе», «Артикуляционная классификация звуков», «Акустическая классификация звуков». Ответьте на следующие вопросы:

1. Зачем нужно изучать фонетику?

2. М.В. Панов писал: «Система – такая совокупность единиц, в которой каждая единица определяется всеми остальными единицами». Возможна ли система из одного знака? Как это проявляется в фонетике?

3. Возможен ли язык из бесконечного количества звуков?

4. Сегментные и суперсегментные единицы. На чем основано их разделение?

5. Что такое артикуляция? Какую работу совершают органы речи, чтобы получился звук?

6. Как устроен речевой аппарат? Что такое резонаторы?

7. В чем суть понятий «гласные звуки» и «согласные звуки»? В чем их различие?

8. Почему русский язык относится к числу консонантных?

9. Назовите признаки артикуляционной классификации гласных и согласных.

10. Почему при наличии артикуляционной классификации звуков необходима и акустическая классификация?

11. Назовите акустические признаки.

 

II. 1. Сформулируйте основную идею работы И.А. Бодуэна де Куртенэ «Фонема» (См.: Бодуэна де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2-х т. – М., 1963. – Т. 1.)

 

2. Назовите основные положения московской фонологической школы. (См.:

1) Панов М.В. «Современный русский язык. Фонетика» главы «Понятие о фонеме», «Позиционные чередования согласных», «Позиционные чередования гласных»; 2) Реформатский А.А. Основные положения МФШ //Реформатский А.А. Из истории отечественной фоноло­гии. Очерк. — М., 1970.)

1. Что такое фонема?

2. Подберите синоним к термину «фонология».

3. Кто разделил фонетику и фонологию? На каком основании?

4. Как М.В. Панов разграничивает чередования? Что такое позиционное чередование? Приведите примеры. Что такое непозиционное чередование? Приведите примеры.

5. Гиперфонема – это…

6. Докажите, что в слове «вдруг» есть гиперфонема.

7. Представляют ли гиперфонемы особую функциональную единицу наряду с фонемами?

 

III. Изучите в книге М.В. Панова «Современный русский язык. Фонетика» главы «Социофонетика», «Фонетические подсистемы. Фонетика поэтической речи». Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое социофонетика?

2. Прокомментируйте положение М.В. Панова:

«Поэтическому произведению вообще свойственно все подчинять творческому замыслу поэта, все делать не случайным, а целенаправленным. И эта тенденция распространяется и на фонику стиха…

В поэтической речи звук может быть непосредственно (не через систему лексических и грамматических значений) связан со смыслом».

Приведите примеры (из книги М.В. Панова и работ, посвященных анализу художественного текста) такой семантизации звука в поэтических произведениях.

 

IV. 1. В чем суть теории пражской школы в фонологии? Что представляет собой теория оппозиций у пражцев? (См.: Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 2000.)

2. Что общего у гиперфонемы (МФШ) и архифонемы (ПФШ)? В чем различие?

 

V. Фонетическая транскрипция.

Познакомьтесь со статьей «Фонетическая транскрипция» (В.В. Борисенко) из «Энциклопедического словаря юного филолога» (М., 1984; с. 320-321). Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое фонетическая транскрипция?

2. В чем состоит основной принцип фонетической транскрипции?

3. В чем различие орфографии и транскрипции?

4. Зачем используется фонетическая транскрипция?

 

VI. Исторические изменения в фонетике.

1. Приведите примеры исторических изменений в фонетической системе. (См.: Касаткин Л.Л. Исторические изменения в фонетике // Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984. – С. 124-125)

2. Можно ли обнаружить и описать звуковые процессы, которые происходили в древнерусском языке? (См.: Касаткин Л.Л. Исторические изменения в фонетике // Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984. – С. 124-125)

3. Как происходит изменение со­става фонем. Куда деваются одни фонемы? Как появляются другие? Что при этом изменяется, кроме количественного показателя? (См.: Лихтман Р.И. Диахроническая фонология // Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984. – С. 86-88.)

 

 

Бодуэн де Куртенэ И.А. Фонема // Бодуэна де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2-х т. – М., 1963. – Т. 1)

 

Фонема языковедче­ский термин: психически живая фонетическая единица. Пока мы имеем дело с преходящим говорением и слушанием, нам достаточно термина з в у к, обозначающего простейшую фо­национную, или произносительную, единицу, вызывающую единое акустическо-фонетическое впечатление. Но если мы встанем на почву действительного языка, существующего в своей непрерывности только психически, только как мир представлений, нам уже не будет достаточно понятия з в у- к а, и мы будем искать другого термина, могущего обозна­чать психический эквивалент звука. Именно таким термином и является термин фонема. Произнося, напр., польское слово noga, мы произносим четыре звука, образующие два слога. Но произношение это оканчивается, оставляя в душе акустическо-фонетический след; оно может быть вновь вос­произведено при возбуждении и приведении в движение со­ответствующих ассоциаций в неязыковых представлений с представлениями языковыми. Такими языковыми представ­лениями являются и фонетические представления, про­явлениями которых, физиологически и акустически завер­шенными, но преходящими, являются именно эти звуки и их сочетания. Представление звука п, произносимого с помощью переднеязыкового смыка, открывания полостей носа, акусти­ческого колебания голосовых связок, без приближения сред­ней части языка к нёбу и т. д.,— представление это и есть фонема n. «Звуки», как преходящие физиологическо-акустические явления, не годятся ни для психофонетических, ни для исторических сопоставлений. Так, напр., представление уменьшительности связывается не со звуками z, n, o произ­носящегося слова nozka, но с живущими психически пред­ставлениями этих звуков, т. е. с соответствующими фонема­ми. В слове nog — та же самая фонема что и в словах noga, nogami, и разница между ними — это разница произносящихся звуков, разница не психическая, а физиологи­ческая, зависящая от условий произношения: одной фонеме g соответствуют здесь два звука, g и ослабленный k. Следо­вательно, фонема — это единый неделимый в языковом от­ношении антропофонический образ, возникший из целого ря­да одинаковых и единых впечатлений, ассоциированных с акустическими и фонационными (произносительными) пред­ставлениями. Иначе говоря: фонема — это единое фонетиче­ское представление, возникшее в душе путем психического слияния впечатлений, полученных от произнесения одного и того же звука. С единым представлением фонемы связывает­ся сумма отдельных аптропофонических представлений, яв­ляющихся как представлениями осуществленных или могу­щих быть осуществленными физиологических функций, так и представлениями слышанных или могущих быть слышан­ными результатов этих физиологических функций. Короче: фонемы — это единые, непреходящие представления звуков языка.

 

 

Реформатский А.А. Основные положения МФШ //Реформатский А.А. Из истории отечественной фоноло­гии. Очерк. — М., 1970

 

1. Язык представляет собой сложную семиотическую структуру, иерархически стратифицированную па ярусы.

2. Каждый ярус языковой структуры образует систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц.

3. В любом ярусе языковой структуры могут быть выде­лены свои уровни.

4. Для каждого яруса может быть выделена его основная единица.

5. Для морфологического яруса основной единицей явля­ется морфема.

6. Для фонологического (или: фонетического) яруса основной единицей языка является фонема.

7. Между фонологическим и морфологическим ярусами есть зона морфонологии, не образующая особого яруса, а входящая как особая сфера и в фонологию, и в морфологию. От нормальных явлений фонологии объекты морфонологии отличаются тем, что для них не существует фонетических позиций, а существуют морфологические условия, а от нор­мальных явлений морфологии объекты морфонологии отли­чаются тем, что они не обладают собственной значимостью, как морфемы. Никаких морфо(фо)нем как особых единиц не существует.

8. В структуре языка каждая высшая единица низшего яруса может быть низшей единицей более высшего яруса,— так, одна фонема может быть морфемой, одна морфема мо­жет быть словом, одно слово может быть синтагмой и одна синтагма может быть предложением.

9. Таким образом, репрезентированный речью язык сегментируется и расчленяется по-разному: 1) линейно поток речи сегментируется на фразы, такты, слоги и звуки, а 2) структурно вычленяются предложения, синтагмы, лексемы, морфемы и фонемы. Все указанные единицы так или ина­че сопряжены по рангам друг с другом. Фонема, как и звук, находится в конце цепи сегментации и членения, но в отли­чие от звука фонема — сложное семиотическое явление. Ли­нейно фонема не может сегментироваться, это точка, но се­миотически фонема — не простое явление, а некоторая со­вокупность не сукцессивных (последовательных), а симультанных (одновременных) признаков, среди которых следует различать дифференциальные приз­наки (различительные, дифференциалы) и недифференци­альные (неразличительные, интегралы), которые иаличны в составе комплекса признаков в фонеме, но не существуют сами по себе, а сосуществуют в этом комплексе — дифферен­циалы как «образующие», а интегралы как «наполняющие».

10. Фонология не может ограничиваться анализом толь­ко дифференциалов, во-первых, потому, что интегралы могут играть активную роль для позиционного варьирования в дан­ной синхронной системе языка (ср. интегралы глухости и мягкости для русской фонемы <ч>), а во-вторых, то, что се­годня является интегралом, завтра может стать дифференци­алом, без чего нельзя себе мыслить диахроническую или лучше — историческую фонологию.

11. Звуки-различители, т. е. фонемы, и признаки-различители не следует отождествлять, так как это два разных уровня фонологического яруса структуры языка; для послед­него Э. Бенвенист придумал даже название; «меризматический уровень».

12. Для определения того, какие же комплексы призна­ков, объединенные в тех или иных звуках, являются фоне­мами, а какие... не являются фонемами,— явления следует сравнивать в равных (одинаковых) условиях, т. е. в той же позиции (поэтому, например, ударные и безударные глас­ные в языках, где есть вариативы по редукции безударных гласных, например в русском, несопоставимы в одной пло­скости, а являются фактами разных уровней).

13. Позиция — это одно из основных понятий фоно­логии, без которого нельзя определить фонему и фонемы данной системы. В самом общем смысле позиции — это ус­ловия употребления и реализации фонем в речи. Но эти «условия» бывают очень разного ранга и качества.

14. Прежде всего следует отметить условия фонетические, которые вслед за Н. Трубецким можно подразделить на ли­нейные, комбинаторные, контекстные (по Трубецкому) и на структурные, позиционные (вынужденные структурой, по Трубецкому); так, например, оглушение или озвончение со­седних согласных — факт первого рода, а оглушение звон­ких в конце слова или редукционное варьирование гласных в безударных слогах — факт второго рода.

16. В ином аспекте следует различать сильные и слабые позиции.

По смыслу употребленных терминов ясно, что сильная позиция — это позиция благоприятная для выявления функ­ции фонем, а слабая — неблагоприятная, ущербная. Но так как у фонем есть две функции: узнавания (перцептив­ная) и различения (сигнификативная), то эти два понятия сильной и слабой позиции претерпевают бифуркацию (раздвоение, разветвление в двух направле­ниях): в от­ношении перцептивной функции та позиция будет сильной, в которой фонема более всего «похожа на себя» и ее легче узнать, где она выступает в своем основном виде, а слабая позиция по этой же функции будет та, в которой фонема зву­чит в виде своего оттенка, вариации (таковы позиции для русских гласных после и перед мягкими согласными и после и перед твердыми согласными, для разных гласных — по-раз­ному), Иное дело с функцией различения: есть позиции, в которых фонемы различаются друг от друга и различают мор­фемы и слова, и есть позиции, в которых фонемы звучат оди­наково и перестают различаться, тогда возникает общий для них звуковой вариант. Первые будут сигнификативно силь­ными, вторые — сигнификативно слабыми.

17. Результаты одних и других слабых позиций будут со­вершенно различны: это вари а ц и и как результат пер­цептивно слабых позиций и варианты как результат сиг­нификативно слабых позиций. Первые остроумно названы в «Очерке...» Аванесова и Сидорова — звуковыми синонимами, а вторые — звуковыми омонимами. Примером первых могут быть разные «оттенки» <а> в словах: мат, мать, мят, мять и т. п., примером вторых — конечные согласные в словах: пруд и прут, луг и лук, роз и рос, или же гласные первого слога в словах: сома и сама, леса и лиса, или же гласные среднего слога в словах: умолять и умалять, поровнять и по­равнять, или же обе безударные гласные в словах: сомовар и самовар или же лесовод и лисовод,

18. Позиции существуют не для фонемы в целом, а для тех или иных ее признаков (в перцептивном плане — для любых, в сигнификативном — для дифференциальных); по­этому одна и та же позиция для одних признаков может быть сильной, а для других — слабой, например для глухих и звон­ких согласных в русском языке конец слова по признаку звонкости-глухости — слабая позиция, а по твердости-мягко­сти — сильная (ср. плод и плот — одинаково [плот], да плот и плоть различаются)».

19. В фонологической системе языка фонемы организо­ваны в различного рода оппозиции, где члены оппозиций (фо­немы) противопоставлены различным образом. Прежде всего каждая фонема противопоставлена нулю (ср. стол и сто док и до, скот и кот); могут быть оппозиции, где фонемы противопоставлены «в целом», а не каким-либо одним или двумя признаками (например, <j> «йот» и <к>). Наибольший интерес представляют те оппозиции, когда фонемы различа­ются только одним признаком, совпадая другими (таковы оппозиции звонких и глухих согласных того же способа и места образования, например <к> и <г>, <т> и <д>, или же твердые и мягкие согласные, одинаковые по способу, месту и признаку голоса, например <т> и <т'>, <с> и <с'>). В этих случаях (хотя и не только в этих) может воз­никать нейтрализация, т. е. совпадение двух фонем в одном варианте (ср. коз и кос — одинаково [кос], плод и плот — одинаково [плот], везти и весты — одинаково [в'иэс'т'и], со­ма и сама — одинаково [с˄ма]). <...>

20. Нейтрализация двух членов фонологической оппози­ции может быть как в первом члене, так и во втором (ср. луг и лук — одинаково [лук] и луг бы и лук бы — одинаково [лугбы]), но может реализоваться и в каком-либо «третьем звуке», например, фонемы <а> и <о> могут в русском во втором предударном слоге и в заударных слогах реализо­ваться в нейтральном гласном звуке [ъ], например ток и так и [тък˄вой].

21. Бифонемное (или даже полифонемное) сочетание, т. е. сочетание двух или нескольких фонем, может нейтрали­зоваться с одной фонемой, например костный и косный — одинаково [коснъй], где две фонемы <тн> нейтрализуются с одной — фонемой <н> в ее звучании, или жостче и жоще — одинаково [жощиэ], где три фонемы < стч > нейтрали­зуются с одной фонемой <щ> также в ее звучании.

22. При фонематической квалификации долгих согласных следует помнить, что долгая согласная на «морфемном шве» (т. е. когда стык двух морфем — префикса и корня или кор­ня и постфикса — проходит по долгому согласному звуку) всегда представляет собой бифонемное сочетание, т. е. соче­тание двух фонем, например рассыпать (ср. разрывать), бес­срочный (ср. безропотный), сшить (ср. срыть); русский (ср. украинский), несся (ср. носился). Если же долгий звук находится внутри морфемы, то это представляет собой более сложный случай: так, диалектное произношение долгих ши­пящих как твердых (шшука, жужжать) не вызывает со­мнения в бифонемности сочетаний [шш] и [жж], но мягкое произношение тех же шипящих как [щ] и [ж'] (московское общелитературное и сценическое произношение) обладает иной квалификацией — это монофонемные явления, так как нет отдельно ни мягкого ш, ни мягкого ж.

25. Внутри фонемного уровня можно различать свои под­уровни: фонемный, обладающий индивидуальной различи­мостью отдельных фонем, и гиперфонемный, когда индивиду­альная различимость нарушена, но групповая сохраняется, что показывает, что в данном случае произошла лишь частич­ная дефонологизация; так, например, в русском языке бла­годаря суперсегментному воздействию ударения возникает нейтрализация в безударных слогах фонем <а> и <о>, <и> и <э>, с сохранением различимости этих пар между собой и с фонемой <у>; в таком случае <а/о>, <и/э>, а и <у> выступают уже не как фонемы, а как гиперфонемы.

27. В области исторической фонологии важно изучать не историю отдельных звуков, а историю и эволюцию фонологи­ческих систем: история «отдельных звуков» может предшест­вовать этой задаче как предварительный и черновой материал.

31. И в историческом плане, как и в синхроническом, любые явления следует рассматривать в составе тех или иных морфем и в плане их «образующих» - фонем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.