КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Слово в языке, тексте, культуре
План № 4
1. Чем слово отличается от других значимых единиц языка? 2. Назовите обязательные признаки слова. (См.: Панов М.В. О слове как единице языка // Введение в языкознание. Хрестоматия. – Минск, 1984.) 3. Какие трудности встречаются при определении, выделении слов? 4. Как Вы понимаете положение: «В функциональном отношении слово занимает промежуточную позицию, что связано с его двойственной природой. С одной стороны оно разлагается на фонематические единицы низшего уровня, с другой – входит как значащая единица вместе другими значащими в единицу высшего уровня». (Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа // Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М., 1976.)
5. Сравните определения слова, назовите интегральные и дифференциальные признаки: Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка. (Русский язык: Энциклопедия) Слово называет – это его функциональное определение. Слово фразеологично – это его конструктивное свойство. Кроме этих признаков, есть еще и другие, второстепенные: фонетические и грамматические. Слово – минимальная значимая единица языка, вступающая в свободные сочетания. Это значит, что между частями слова или несвободная, фразеологическая зависимость, или же оно вообще не членится на части. Михаил Викторович Панов (1920-2001)
Слово – это значимая самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация (называние); в отличие от морфем, минимальных значимых единиц языка, слово самостоятельно (хотя может состоять из одной морфемы: вдруг, кенгуру), грамматически оформлено по законам данного языка, и оно обладает не только вещественным, но и лексическим значением; в отличие от предложения, обладающего свойством законченной коммуникации, слово, как таковое, не коммуникативно (хотя и может выступать в роли предложения).
Александр Александрович Реформатский (1900-1978) Мышление может осуществляться только в слове. Слово не может быть понято как выражение готовой мысли. Оно вынуждается у человека работою мысли – служит необходимым для самого мыслящего средством создания мысли из новых восприятий. Александр Афанасьвич Потебня (1835-1891) Слово – это точка приложения деятельности мысли, создающей предложение и даже целую речь. Павел Алесандрович Флоренский (1882-1837)
6. Почему не существует одного (универсального) определения слова?
7. Прокомментируйте высказывание М. Цветаевой: Мысль и слово в счастливые творческие часы рождаются одновременно. Мучительное: «Как бы это сказать?» - только неосознанное: «Как бы это додумать?». Поиски слова – доказательства несовершенности мысли. Уточните мысль – отточится слово.
8. Внимательно прочитайте работу А.А. Потебни «Слово и его свойства. Речь и понимание» (см.: Потебня А.А. Из записок по теории словесности) Законспектируйте основные положения.
9. Познакомьтесь с разделом «Лексическое значение слова» учебника Ю.С. Маслова «Введение в языкознание». Дополните положения о типах значения (предметном, концептуальном и коннотативном) данными из «Энциклопедии: русский язык». Составьте конспект. Соедините ваши записи в аналитические выводы (сжатое резюме).
10. Изучите вопросы «Лексическая парадигматика» (полисемия, семантическое поле, синонимия, антонимия, омонимия) и «Лексическая синтагматика» по учебнику А.А. Реформатского «Введение в языковедение» и другим учебникам.
11. Укажите особенности лексико-семантической сочетаемости слова «сердце» («ноешь», «закипело», «запылало»): Что с тобой вдруг, сердце, стало? Что ты ноешь? Что опять Закипело, запылало? Как тебя растолковать? (В. Жуковский) Сравните языковое и контекстуальное значения слова «свобода»: Посох мой, моя свобода – Сердцевина бытия, Скоро ль истиной народа Станет истина моя? (О. Мандельштам)
12. Сформулируйте принципы научной этимологии (см.: 1) Булаховский Л.А. Этимология слов // Введение в языкознание. Хрестоматия. – Минск, 1984; 2) Откупщиков И.А. Этимология // Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984).
13. Что такое «диэтимология» и «народная этимология»? Приведите примеры. (см.: 1) Булаховский Л.А. Этимология слов // Введение в языкознание. Хрестоматия. – Минск, 1984; 2) Земская Е.А. Переразложение (диэтимологизация) // Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984; 2) Земская Е.А. Народная этимология // Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984).
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |