Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терминологический минимум




Тема: Язык в устной и письменной культурах.

План № 10

Практическая часть

Сопоставьте три типа текстов. Определите тип речи, реализованный в каждом из них. Укажите:

-особенности коммуникативной ситуации и позиции говорящего;

-языковые черты, специфичные для данного типа речи (лексические, грамматические, фонетические (при возможности);

-сравните семантику и функции обращений, вопросительных и повелительных конструкций, указательных местоимений и др.

 

Тексты для анализа

1. Что я наделал? Что я наделал? Отдал, отрекся,уступил.Броситься бегом вдогонку, догнать, вернуть. Лара! Лара!.. О Боже! Ты, кажется, положил вернуть ее мне? ЧТ там случилось? Что там делается на далекой закатной черте? Где объяснение? Зачем стоят они? Нет. Пропало. Взяли. Понеслись… Уехали. Уехали.

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

2. О, что бы я сейчас отдал, чтобы еще раз взглянуть на нее. Когда она входила в комнату, точно окно распахивалось, комната наполнялась светом и воздухом.

-Я знаю, как она была дорога вам. Но, простите, имеете ли вы представление, как она вас любила?

-Виноват. Что вы сказали?

-Я говорю, представляете ли вы себе, до какой степени вы были дороги, дороже всех на свете?

-Откуда вы это взяли?

-Она сама мне говорила.

-Она? Вам?

-Да.

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

 

3. Никого не ждут. Но – наглухо портьеру.

Тротуар в буграх, крыльцо заметено.

Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй

И уверь меня, что я с тобой – одно.

Снова ты о ней? Но я не тем взволнован.

Кто открыл ей сроки, кто навел на след?

Тот удар – исток всего. До остального,

Милостью ее, теперь мне дела нет.

Б. Пастернак «Зимняя ночь»

 

 

1. Устные и письменные культуры. Особенности устных культур и языков, их описание по Лотману.

2. пантеон славянских богов, диалектный или фольклорный тексты как свидетельства архаичных языков и культур.

3. Возникновение и развитие письма. Древнейшие письменные языки. Основная линия эволюция письма. Типология письма.

4. Происхождение славянской письменности.

 

Литература

1. Лотман Ю.М. несколько мыслей о типологии культур // Языки культур и проблемы переводимости. – М., 1987.

2. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. – М., 1965 (ч.1, 2, 3).

3. Истрин В.А. Развитие письма. – М., 1961 (гл. 3, 8).

4. Фридрих И. история письма. – М., 1979 (гл. 3, 5).

 

языковой знак

произвольность языкового знака

устойчивость языкового знака

асимметрия означающего и означаемого

дихотомия язык-речь

синхрония

диахрония

синтагматические отношения

парадигматические отношения

языковые уровни, единицы

уровневый принцип описания языка

фонема (Пражская фонологическая школа)

оппозиция

нейтрализация

архифонема

фонема (Московская фонологическая школа)

позиция

чередование (позиционное, историческое)

гиперфонема

морфема (типы морфем)

морф

лексема – словоформа

лесема (слово) - лексико-семантический вариант

предложение – высказывание

сравнительно-исторический метод (охарактеризовать сущность)

типологический метод (охарактеризовать сущность)

генеалогическая классификация языков

 

Литература

 

учебники, энциклопедические словари

 

1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1997.

2. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979.

3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2001.

4. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979.

5. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Введение в языкознание. Хрестоматия. – Минск, 1984.

6. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. – М., 1995.

7. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

8. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984.

 

дополнительная литература

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. – М., 1976.

2. Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М., 1974.

3. Бенвенист Э. Классификация языков // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1963. – Вып. 3.

4. Бодуэн де Куртенэ И.А. Фонема // Введение в языкознание. Хрестоматия. – Минск, 1984.

5. Булаховский Л.А. Этимология слов // Введение в языкознание. Хрестоматия. – Минск, 1984.

6. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 1972.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. – М., 1982. – Т. 2.

8. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. – М., 1965.

9. Истрин В.А. Развитие письма. – М., 1961.

10. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. – М., 1986.

11. Кузнецов П.С. О принципах изучения грамматики // Введение в языкознание. Хрестоматия. – Минск, 1984.

12. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. – М., 1987.

13. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979.

14. Покровский М.М. О методах семасиологии. Соображения по поводу изменения значений слов // Введение в языкознание. Хрестоматия. – Минск, 1984.

15. Сурожский А. О свободе и назначении человека // Человек. – 1993. - №3.

16. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. – М., 1988.

17. Топоров В.Н. Об одном индоевропейском элементе в древнерусской духовной культуре –svęt // Языки культуры и проблемы переводимости. – М., 1987.

18. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 1960.

19. Флоренский П. Мысль и язык // Флоренский П. У водоразделов мысли. В 2-х т. – М., 1990. – Т. 2.

20. Фридрих И. История письма. – М., 1979.

21. Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.