Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корпорации и краткая характеристика их деятельности за рубежом




ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРПОРАЦИЙ

 

 

В рыночной экономике корпорация является обязательным эконо­мическим институтом, который решает основные проблемы по произ­водству товаров и услуг. Слово «корпорация» происходит от позднелатинского «corporatio» - общество, союз, группа лиц, объединенная общ­ностью профессиональных или сословных интересов. В этом контексте интересен сравнительный анализ двух терминов, часто встречающихся в римском праве: «соrpus» (тело) и «universitas» (совокупность, общ­ность). Два этих термина употреблялись в применении не только к сою­зам лиц, но и собирательным предметам, вещам, объединенным в одно целое, например, дом, табун лошадей, стадо коров, корабль и др.

Основоположник теории социализма француз А. Сен-Симон в 1823 г. опубликовал свой «Катехизис промышленников», где исполь­зует термин «корпорация»: «До восемнадцатого века земледельцы, фаб­риканты и купцы составляли еще отдельные корпорации».[1] Он считал, что промышленники должны стать первым классом в обществе. Прав­да, он по своему понимал саму философию промышленности. К про­мышленникам он относил земледельцев, фабрикантов и купцов. Но еще до А. Сен-Симона, в 1819 г., председатель Верховного суда США Маршалл в деле «Дортмутский колледж против Вудворта» вынес такое определение: «Корпорация - это искусственное образование, невиди­мое, неосязаемое и существующее лишь в юридическом смысле. Буду­чи не более чем порождением закона, она обладает только теми свойст­вами, какими ее наделил учредительный устав, - свойствами, либо чет­ко определенными, либо подразумеваемыми в силу самого существова­ния. Это такие свойства, какие предположительно наилучшим образом отвечают целям, ради которых она создана». Важная особенность кор­порации, служащая главным мотивом для ее учреждения, состоит в том, что она несет лишь ограниченную ответственность. Это избав­ляет акционеров корпорации или ее собственников от персональной от­ветственности. Те, кто помещает свои средства в корпорацию, могут потерять лишь такое количество денег, какое они вложили. Их личные активы неприкосновенны.

Например, по законодательству дореволюционной России под термином «корпорация» понималась целая группа юридических лиц. Так, одной из классификаций юридических лиц России XIX в. являлось деление юридических лиц на соединение лиц (корпорации) и на учреж­дения (институты). Анализ экспертных оценок показывает, что приме­нительно к дореволюционному российскому правовому пониманию термина «корпорация» и с учетом сложившихся в XIX в. представлений о нем западных правовых школ, в первую очередь германской, пред­ставляется возможным сделать такие выводы:[2]

- корпорация - это родовое понятие для целой группы юридиче­ских лиц; корпорации могут быть представлены как минимум двумя разновидностями: публичными и частными;

- корпорация - это союз юридических и (или) физических лиц, яв­ляющихся ее участниками (членами), основанный на договоре;

- корпорация обладает самостоятельной волей, отличной от воли каждого из входящих в нее участников (членов);

- участники корпорации наделяются определенными правами и несут определенные обязанности как в отношении самой корпорации, так и в отношении друг друга;

- между участниками (членами) корпорации возникают отноше­ния особого рода, именуемые корпоративными отношениями;

- корпорация создается для достижения определенной цели, ради которой и происходит объединение ее участников (членов);

- корпорация имеет свою внутреннюю структуру, которая обес­печивает ее организационное единство;

- высшим органом корпорации является общее собрание ее участ­ников (членов).

Ретроспективный анализ представлений о корпорации, мнение юристов-правоведов XIX в. о понятии и сути корпорации заложили ос­новы в понимании этого термина. Для нас интересен современный под­ход к этой проблеме, накопленный в странах Запада, который дает бо­лее четкое представление о конкретных разновидностях юридических лиц, которые могли бы именоваться термином «корпорация».

Корпорация в западных правовых системах. Сам термин «кор­порация» в англосаксонской системе права или в системе общего права используется весьма широко. Этим термином всегда пользуются, когда хотят подчеркнуть, что любая организация, называемая «корпорацией», определяется как единое целое и может выступать участником в граж­данском обороте. Например, в США все корпорации делятся на четыре группы:[3]

Первая группа - публичные корпорации (public corporation), соз­даваемые для осуществления отдельных правительственных функций (например, корпорации по комплексному использованию природных ресурсов, муниципальные корпорации в области местного самоуправ­ления), которые включают государственные и муниципальные органы. Эти корпорации относятся к системе государственного аппарата, наде­лены соответствующими полномочиями и реализуют свои функции в пределах определенной территории.

Такая публичная корпорация создается на основе акта государст­венного органа (парламента, министерства), определяющего ее право­вой статус: цели и задачи, виды деятельности, структуру органов управ­ления, порядок отчетности, разрешения споров, реорганизации и лик­видации и др.

Государственная корпорация имеет унитарный характер, ибо ее имущество образовано за счет государства, хотя не исключено форми­рование имущества из взносов государственных образований различно­го уровня либо иных субъектов публичного права. При этом обособ­ленное имущество корпорации, которым она отвечает по своим обяза­тельствам, остается в государственной собственности. Как правило, эти корпорации финансируются из бюджета, могут быть прибыльными или даже убыточными.

Вторая группа - полупубличные корпорации (quasi-public corporation), служащие общим нуждам населения, например корпорации в об­ласти снабжения населения газом, водой, электричеством, железнодо­рожные корпорации и др. В это число корпораций включают также предприятия, относящиеся к государственной форме собственности (предприятия оборонного, космического комплекса и др.). Акции таких предприятий также принадлежат государству.

Третья группа - предпринимательские корпорации (bisiness corporation), создаваемые исключительно с целью получения прибыли. Предпринимательские корпорации представляют собой коммерческие организации в форме акционерных обществ. Среди предприниматель­ских корпораций судебной практикой легализована так называемая за­крытая корпорация (close corporation). Особенности ее статуса заклю­чаются в следующем: ограничена численность акционеров; запрет пуб­личной подписки на акции; ограничение свободы передачи акций. Нуж­но отметить, что закрытая корпорация американского права почти пол­ностью совпадает с известным отечественным правом закрытых акцио­нерных обществ.

Четвертая группа - непредпринимательские корпорации (non-profit corporation), основной целью которых не является извлечение прибыли. К таким корпорациям относятся: религиозные организации, корпорации в области образования, благотворительность и др.

Таким образом, в США понятие «корпорация» охватывает прак­тически самые различные виды юридических лиц.

Если в США и Англии понятие «корпорация» обязательно связано с акционерным обществом, то в континентальной Европе это понятие гораздо шире. В него включаются помимо акционерных обществ масса других юридических лиц: различные виды товариществ (полные, ком­мандитные), хозяйственных обществ (с ограниченной и дополнительной ответственностью), хозяйственные объединения (концерны, ассоциации, холдинги и т.п.), производственные и потребительские кооперативы.

Одновременно нужно отметить, что не во всех странах континен­тальной Европы термин «корпорация» имеет законодательное закрепле­ние. Например, во Франции термин «корпорация» не используется вооб­ще, а юридические лица подразделяются на товарищества и ассоциации.

С 1950-х гг. в Западных странах (сначала в США) начался процесс по изменению имиджа бизнеса. Начало изменяться представление о том, что бизнес аморален. К 1960-м гг. люди почувствовали, что с раз­витием современной науки и технологии промышленность способна весьма неблагоприятно воздействовать на окружающую среду. Разви­тие процессов глобализации и информатизация обществ позволили по­нять, что весь деловой мир планеты способен влиять на здоровье и жизнь людей, будущее всего мирового сообщества. Кроме того, потре­бители во всем мире начали организованно заявлять о своих правах, по аналогии с рабочими, которые начали это делать в начале XX в. Все это привело к тому, что бизнес Западных стран начал предпринимать меры, чтобы доказать свою легитимность и защитить себя от нападок, при­знав свою социальную ответственность. Под давлением обществ кор­порации стали заниматься рекламой своих благотворительных дел, де­монстрировать меры, предпринимаемые для предотвращения вреда ок­ружающей среде, отказ от дискриминации, внедрять методы по обеспе­чению равного отношения ко всем работникам и т.п. При этом деятель­ность бизнеса стала оцениваться с этической точки зрения, появилось отдельное направление - деловая этика. Все страны стали учиться друг у друга этой деловой этике. В этом контексте появилось направле­ние исследований по изучению нравственных основ бизнеса.

Пристальное внимание западной общественности к вопросам со­циальной ответственности бизнеса вызвало к жизни появление эталон­ных моделей социально ответственных корпораций. В частности, К.Стоун в своей книге «Культура корпорации» показал образ социаль­но ответственной корпорации.

Корпорация как гражданское лицо:

• заботится о соблюдении законов (даже если имеется воз­можность их обойти при высокой прибыльности);

• содействует законотворчеству, добровольно представляя имеющуюся информацию о дополнительных мерах, необ­ходимых в данной отрасли;

• соблюдает фундаментальные нормы общественной морали, не прибегает к обману, взятничеству.

Корпорация как производитель:

• ориентируется на производство безопасных и надежных товаров по справедливым ценам.

Корпорация как работодатель:

• заботится о безопасности производства;

• заботится о хорошем эмоциональном состоянии и материальном положении своих работников;

• не допускает дискриминации.

Корпорация как субъект управления ресурсами заботится:

• об эффективном использовании ресурсов;

• об эстетике занимаемого земельного участка.

Корпорация как объект инвестирования:

• защищает интересы инвесторов;

• полностью и правдиво представляет информацию о своем экономическом положении.

Корпорация как конкурент:

• не участвует в нечестной конкуренции, с одной стороны, и

необоснованном ограничении конкуренции - с другой.

Корпорация как участник социального развития:

• стимулирует нововведения и реагирует на внедрение новой продукции и технологии;

• не забывает, что ее деятельность воздействует на качество жизни территории и признает связанную с этим ответственность.

В западных странах бизнес испытывает значительное давление со стороны общественности, и те, кто заботится о своей деловой репута­ции, ведут с ней интенсивный диалог, т.к. бизнес несет ответственность за социальное содержание своей деятельности.[4] Если он не делает этого добровольно, общественность и государство заставят его сделать это, но в этом случае компания теряет «лицо». Социальная ответственность как явление может трактоваться как система обязанностей (или обяза­тельств) граждан, принадлежащих к конкретной социальной группе, по отношению к другим группам граждан либо к обществу в целом. Оче­видно, что комплекс названных обязанностей или обязательств будет определяться ролью и местом конкретных социальных групп в системе экономических отношений в обществе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.