Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел




Учеты иных государственных и негосударственных организаций, учреждений, используемые в информационном обеспечении оперативно-розыскной деятельности

Для организации оперативно-розыскной деятельности может быть использована информация других российских правоохранительных органов, а также правоохранительных органов зарубежных стран, что осуществляется на основе межведомственных нормативных актов и межгосударственных договоров о правовой помощи. Информационные массивы других государственных и негосударственных организаций могут быть использованы на основе п.4 ст.11 Закона “О милиции”, а также на договорной основе.

Формы информационного взаимодействия сложились исторически и традиционно отлажены (прокуратура, суд, ФСБ), однако иногда обмен информацией носит односторонний характер либо только налаживается.

Так, Закон РФ “О федеральных органах налоговой полиции” предусматривает право этого правоохранительного органа осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах его полномочий, а также право на проведение оперативно-розыскных мероприятий, что отражается на характере и содержании информации, сосредоточиваемой в учетных массивах этих подразделений[128], которые во многом совпадают с учетами оперативных аппаратов органов внутренних дел.

Объектами такого учета являются:

1) лица (физические и юридические):

· совершившие преступления в сфере налогового законодательства,

· уклоняющиеся от налогов,

· нарушающие налоговое законодательство в других формах,

· оказывающие конфиденциальную помощь органам налоговой полиции в борьбе с нарушениями в области налогового законодательства;

2) факты:

· совершения преступлений в сфере налогового законодательства,

· уклонения от налогов,

· иных нарушений налогового законодательства;

3) предметы:

· документы, отражающие правонарушения в сфере налогового законодательства или являющиеся средством таких нарушений,

· сырье, материалы, готовая продукция, являющиеся средством или предметом нарушений налогового законодательства.

Часть сведений об объектах, носящих оперативно-справочный, розыскной и криминалистический характер, подразделения налоговой полиции обязаны представлять в Федеральный банк криминальной информации МВД России на централизованные учеты, которые “созданы, исходя из практических потребностей всех правоохранительных органов”[129]. Другая часть - данные оперативного порядка - будет являться внутренней информацией, с ограниченным числом пользователей. Думается, что при соответствующей организации информационного взаимодействия оперативные аппараты органов внутренних дел и федеральные органы налоговой полиции выработают формы обмена и этими сведениями.

Общие интересы в борьбе с преступностью международного характера органы внутренних дел имеют с таможенными органами, которые также являются частью правоохранительной системы Российской Федерации и наделены оперативно-розыскной функцией.

Содействуя осуществлению мер по защите законных прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, охране общественного порядка, таможенные органы обязаны в установленном порядке обеспечивать “иные” государственные органы информацией, которой они располагают. Они, в свою очередь, наделены правом использовать в таможенных целях их информацию (в т.ч. сведения органов внутренних дел), соблюдая требования защиты государственной, коммерческой, банковской тайны и иных конфиденциальных сведений.

В силу своей компетенции таможенные органы не только ведут специальную таможенную статистику, но и имеют информационные системы учета объектов, представляющих интерес для таможенного дела[130].

Информационного взаимодействия органов внутренних дел и таможни в настоящее время требуют хищнический вывоз за рубежи России национальных художественных ценностей, а также преступные “манипуляции” с автотранспортными средствами.

Уже сейчас отдельные информационные массивы органов внутренних дел, и в первую очередь упоминавшиеся АИПС “Антиквариат” и АИПС “Розыск”[131], должны быть согласованы с автоматизированными учетными системами таможни. Информационное взаимодействие органов внутренних дел и таможенных органов должно получить новое содержание в нынешних условиях, когда очевидна тенденция роста транснациональных преступлений. Число информационных систем таможни, интегрированных в общие учеты правоохранительных органов, должно быть увеличено.

По запросам органов внутренних дел обязаны предоставлять информацию о финансовом положении, источниках доходов на объекты их оперативного интереса из своих учетных массивов и подразделения государственной налоговой службы[132].

Органы внутренних дел и структуры частного сыска и охраны связаны общей целью: противостоянием преступности в общегосударственном масштабе. Законом РФ “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” от 11 марта 1992 г. (п.1 ст.7) частным детективным и охранным объединениям запрещено скрывать от правоохранительных органов известную им информацию о фактах готовящихся или совершенных преступлений.

В свое время подразделениям органов внутренних дел (ГИЦ и ФЭУ МВД России) было предложено изучить вопрос о предоставлении частным детективным и охранным подразделениям информации на возмездной основе[133]. На сегодня вопрос о предоставлении “милицейской” информации, не носящей закрытого характера, положительно решен только в отношении охранно-сыскных структур банков[134].

Характер деятельности частных детективных и охранно-детективных объединений таков, что они, несмотря на запрет “собирать сведения, связанные с личной жизнью гражданина...”[135], руководствуясь ст.5, содержащей перечень действий детективов, и ст.3, определяющей виды частной детективной и охранной деятельности, так или иначе вынуждены не только собирать такую информацию, но и учитывать ее для последующей деятельности. В обладании определенной ее частью заинтересованы оперативные службы органов внутренних дел. Однако ни видов информации, ни форм обмена ею не определено. Этому мешает противоречие между запретом скрывать от правоохранительных органов факты известной им преступной деятельности и вето на разглашение “собственных” сведений о клиентах и использование их вопреки интересам клиента или третьих лиц.

Прежде чем вырабатывать формы обмена информацией между указанными государственной и негосударственной структурами, предстоит устранить взаимоисключающие положения, заложенные в тексте (п.3 ст.7 и ст.5) Закона РФ “О частной детективной и охранной деятельности”. Опыт подсказывает, что пробелы или недостатки законодательства тотчас используются в неправовых целях.

В плане обмена информацией с полицейскими органами нашим частным детективам следует взять на вооружение опыт их зарубежных коллег. Например, в США, согласно законодательным предписаниям, владелец лицензии частного детектива, штатный сотрудник или руководитель сыскного агентства обязаны давать представителям правоохранительных органов (полиции либо окружному прокурору) любую требуемую ими информацию относительно уголовных преступлений. По закону, информация, добытая частным детективом по расследуемому им событию, хранится четыре года. Затем она может храниться в учетах частного бюро неограниченное время. Официально пользоваться криминальными учетами полиции частный сыщик не может.

Огромным подспорьем в решении общих задач розыска преступников и раскрытия преступлений территориальной и транспортной милицией должны стать усовершенствованные и вновь разрабатываемые информационно-поисковые системы транспортных и других ведомств.

Запущенная в эксплуатацию еще в 80-х гг. АИПС “Аэропорт-2” не могла работать результативно, т.к. лента с данными о пассажирах и их документах из билетно-кассовой системы “Сирена-2” обрабатывалась в местном информационном центре лишь по требованию заинтересованных работников милиции. Введенная ныне в эксплуатацию модернизированная АИПС “Аэропорт-3” осуществляет проверку в реальном временном масштабе, что позволит обеспечить оперативный контроль за разыскиваемыми лицами и утраченными документами более эффективно.

Не менее полезной должна стать новая информационно-поисковая система под условным названием “Гостиница”, действие которой основано на этом же принципе.

С введением новых правил продажи билетов на проезд по железной дороге разработана ИПС, согласованная с системой “Экспресс-2”, позволяющая получать сведения о разыскиваемых преступниках - железнодорожных пассажирах.

Более активно должна использоваться информация медицинских учреждений. Она позволяет:

1) получить данные на известных органам дознания и следствия лиц:

· о состоянии психики проверяемых, разрабатываемых, очевидцев, подозреваемых, свидетелей и других участников криминальных событий, а также разыскиваемых;

· возможных мотивах содеянного;

2) получить данные на неизвестных лиц, совершивших общественно опасное деяние:

· по отклонениям в психике, которые могли бы способствовать совершению общественно опасного деяния (императивные галлюцинации, некоторые формы бреда и т.п.);

· имеющимся у них заболеваниям, аномалиям тела и пр., если такие данные известны (например, по показаниям очевидцев, потерпевших или по оперативной информации);

3) установить личности трупов неизвестных граждан по особенностям строения тела, имеющимся (или имевшимся) следам заболевания и лечения.

Имеется несколько основных форм учета лиц, обращавшихся в медицинские учреждения или находившихся там по инициативе последних. Следует иметь в виду, что в последнее время многие крупные медицинские учреждения переходят на автоматизированный учет пациентов, однако названные здесь формы учета сохранены.

Назовем здесь только наиболее значимые для информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности формы медицинских учетов[136] и места их ведения:

1. В стационарных медицинских учреждениях:

· медицинская карта стационарного больного (Ф.003-У);

· карта записи оперативных вмешательств (Ф.008-У);

· карта приема беременных, рожениц и родильниц (Ф.002-У);

· карта прерывания беременности (Ф.003-У);

· карта записи родов в стационаре (Ф.010-У);

· акт констатации биологической смерти (Ф.017-У).

2. В поликлиниках и амбулаториях:

· медицинская карта амбулаторного больного (Ф.025-У);

· медицинская карта ребенка (Ф.026-У);

· журнал записи амбулаторных операций (Ф.069-У);

· журнал регистрации амбулаторных больных (Ф.074-У).

3. Диспансерное наблюдение:

· амбулаторная карта здорового, но подлежащего диспансерному наблюдению лица (Ф.025-У);

· медицинская карта больного, подлежащего диспансерному наблюдению (Ф.030-У). Формируется (маркируется) по формам заболеваний.

4. Периодические медицинские осмотры:

· амбулаторная карта лиц, подлежащих предварительным (при поступлении на работу) и периодическим осмотрам (Ф.025-У).

5. Стоматологическая помощь:

· медицинская карта стоматологического больного (Ф.043-У).

Эти же сведения могут заноситься в карточку амбулаторного больного (Ф.025-У).

6. Учет психически больных лиц (в психоневрологических диспансерах и других медицинских учреждениях названного профиля):

· амбулаторная карта больного;

· контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным лицом (Ф.030-У) [137].

Каждый диспансер имеет архив, в котором содержатся карты больных, снятых с учета в связи со стойким улучшением здоровья; выехавших в другой район; переданных под наблюдение в другое психоневрологическое учреждение МЗ РФ; снятых с учета в связи с неподтверждением диагноза психического заболевания; других больных, о которых в течение года не поступало никаких сведений.

При снятии больного с диспансерного учета психоневрологического учреждения на него заполняется статистический талон (Ф.030-У). Карта больного, убывшего из психоневрологического стационарного учреждения (Ф.066-У), хранится в его архиве.

Сведения о больных в возрасте до 14 лет концентрируются у участкового детского педиатра, а с 15 до 17 лет - у участкового подросткового психиатра.

Контрольные карты диспансерного наблюдения лиц с общественно опасными действиями в анамнезе либо выделяются в отдельную картотеку, либо маркируются путем пометки в верхнем углу “СУ” (специальный учет) красным цветом.

Психоневрологический диспансер обязан в течение трех дней с момента принятия решения о постановке на спецучет направить в орган внутренних дел по месту жительства больного карточку-сообщение о постановке на специальный учет психически больного, представляющего общественную опасность. Такая же карточка направляется в ОВД и в случае принятия решения о снятии с учета.

Кроме того, во многих диспансерах имеются не предусмотренные приказом Министерства здравоохранения алфавитная книга, карточки, которые заводятся на каждый год раздельно и служат в основном для облегчения поисков сведений и могут быть использованы при необходимости дать ответ на запрос правоохранительных органов.

7. Учет наркологических больных.

Диспансерный учет наркологических больных[138] ведется наркологическими диспансерами, наркологическими кабинетами и фельдшерскими пунктами при промышленных предприятиях, строительных организациях, на транспорте и др. В качестве учетной формы используется контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным лицом (Ф.030-У).

На больного с впервые выявленным диагнозом “наркомания” медицинское учреждение (диспансер, наркологический кабинет и т.п.) направляет в наркологический диспансер (больницу) извещение (Ф.091-У). Кроме того, наркологические диспансеры имеют архивы, содержание которых аналогично содержанию архивов психоневрологических диспансеров.

8. Учет венерологических больных.

В настоящее время в медицинских учреждениях (в кожно-венерологических диспансерах) учитываются больные с выявленными заболеваниями, передающимися половым путем (ЗППП).

На месте учет ведется в форме карты больного венерологическим заболеванием (Ф.065-У), а на больного грибковым заболеванием - карта Ф.065-IV. На впервые выявленного больного составляется и направляется в областной кожно-венерологический диспансер извещение Ф.89V-93.

9. Учет туберкулезных больных.

На местах, в больницах и туберкулезных диспансерах на лиц с туберкулезными заболеваниями ведутся медицинские карты больного туберкулезом (Ф.061-У). На впервые выявленных лиц с такими заболеваниями в областной туберкулезный диспансер направляется извещение Ф.089-У.

10. Документация учреждений судебно-медицинской экспертизы:

· акт судебно-медицинского освидетельствования (Ф.11-3V);

· заключение эксперта (экспертиза освидетельствования - Ф.174-У);

· акт судебно-медицинского исследования трупа (Ф.171-У);

· заключение эксперта (экспертиза трупа - Ф.172-У);

· журнал регистрации трупов в судебно-медицинском морге (Ф.181-У);

· заключение эксперта (экспертиза вещественных доказательств - Ф.174-У).

Срок хранения всех перечисленных документов в медицинских учреждениях и их архивах в зависимости от значимости колеблется от 1 года до 50 лет.

Работникам органов внутренних дел следует знать и о возможностях поиска необходимой им информации в учетах военных комиссариатов Министерства обороны России. Сведения таких учетов могут быть использованы:

1) для розыска (местного, федерального, международного) установленных лиц, местонахождение которых неизвестно;

2) установления неизвестных лиц (преступников, больных или престарелых, в силу беспомощного состояния или возраста не могущих сообщить о себе сведений) по признакам, которые могут содержаться в документах военных комиссариатов (антропометрические данные, физические недостатки и др.);

3) изучения личности известных лиц (проверяемых, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и др.);

4) выявление лиц, имеющих психические расстройства, но не состоящих на учете в медицинских учреждениях.

Перечисленные данные могут находиться в учетах:

· лиц, призываемых на действительную военную службу;

· офицеров запаса;

· солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса.

Активное внедрение технических средств сбора, обработки, анализа и передачи информации во многие области жизни общества стимулировало появление программных комплексов в других государственных и негосударственных структурах, что позволяет рассчитывать на получение информации, значимой для раскрытия и расследования преступлений, из их “памяти”. К таким организациям, учреждениям следует отнести органы социального обеспечения, нотариаты, кадровые аппараты и т.п. Например, в органах ЗАГСа развивается автоматизированная система сбора, хранения и обработки данных - “ЗАГС-Ар”, предполагающая обмен информацией между заинтересованными пользователями[139]. Органам внутренних дел подобные системы позволят получать сведения о добрачных и новых фамилиях преступников, за которыми они собираются “укрыться” от уголовного преследования, а также иные данные поискового характера.

Не менее значимой информацией могут располагать государственные службы наблюдения за состоянием природной среды, государственного экологического контроля и их специализированных природоохранительных подразделений[140]. Так, в Приморском крае действует подразделение под названием “Тигр”. Созданное для борьбы с браконьерским отстрелом и вывозом за рубеж диких животных, оно собирает и использует информацию о местах стоянок, маршрутах передвижения браконьеров, их связях среди местных жителей, охотников и рыбаков. Результативность работы таких структур зависит от верного выбора ими форм взаимодействия с органами внутренних дел и, в первую очередь, от обмена информацией.

В этом контексте еще раз вспомним об идее разработки закона, регламентирующего создание и функционирование единого общефедерального банка правовой информации.

Недобросовестные попытки руководителей некоторых финансово-кредитных учреждений “закрыть” доступ оперативным подразделениям ОВД к их учетным массивам под предлогом защиты коммерческой тайны[141] легко преодолеваются на основе положений законодательства.

Во-первых, постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 установлен Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (см. Приложение 22, 23).

Во-вторых, режим коммерческой тайны не распространяется на доступ государственных органов, их должностных лиц, действующих в пределах их компетенции при выполнении ими контрольных, надзорных или правоохранительных функций.

Действующее законодательство разрешает передачу конфиденциальной информации, в т.ч. сведений, связанных с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна) в установленном порядке, т.е. по официальным мотивированным письменным запросам в связи с возбужденным уголовным делом или проведением проверки в порядке ст.109 УПК РСФСР.

Целям же информационного обеспечения решения задач оперативно-розыскной деятельности соответствует заведение органами, осуществляющими ОРД, дел оперативно-розыскного учета (см. ст.10 Закона об ОРД), в рамках которых обеспечивается документирование процедур оперативно-розыскного производства (см. лекцию 7).

Лекция 6. Финансовое, техническое и иное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Оперативно-розыскная деятельность, как и любая другая правоохранительная деятельность, требует не только затрат физических и моральных сил оперативных работников, но и определенных финансовых расходов. Для функционирования оперативных аппаратов и решения стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью необходима соответствующая материальная база, а поэтому важным и необходимым условием осуществления оперативно-розыскной деятельности выступает ее финансовое обеспечение.

В условиях перехода к рыночной экономике деньги становятся одним из главных стимулов процесса общественного развития. Поскольку оперативно-розыскная деятельность в этом вопросе не является исключением, то можно констатировать, что ее финансовое обеспечение в современной действительности приобретает все большее значение. Не случайно Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” в отдельном разделе (ст.19) закрепил нормы, регулирующие финансовое обеспечение ОРД.

В действующих нормативных актах, к сожалению, не раскрывается содержание используемого законодателем термина “финансовое обеспечение”, отсутствует его определение также в научной и учебно-методической литературе по теории ОРД. Это обстоятельство предполагает необходимость рассмотрения сущности используемого понятия.

Словосочетание “финансовое обеспечение”, применяемое в названии ст.19 Закона об ОРД, ближе всего по содержанию термину “финансирование”, под которым в финансовом праве понимается безвозмездно и безвозвратное направление денежных ресурсов на определенные цели[142]. Под обеспечением же в русском языке понимается предоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве[143]. Важным признаком, требующим отражения в определении, является также нормативное закрепление порядка предоставления и использования финансовых ресурсов. С учетом изложенного, под финансовым обеспечением следует понимать предоставление оперативным аппаратам в установленном порядке необходимых и достаточных денежных средств для решения стоящих перед ними задач.

Правовой основой финансового обеспечения ОРД следует считать, прежде всего, ст.19 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”. Отдельные вопросы финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности регламентируются нормативными актами МВД России.

Закон об ОРД называет закрытый (исключительный) перечень источников финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности ОВД, придавая им легитимность.

К таким источникам закон относит:

· федеральный бюджет Российской Федерации (ч.1 ст.19 Закона об ОРД);

· бюджеты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.19 Закона об ОРД);

· внебюджетные целевые фонды (ч.2 ст.19 Закона об ОРД).

Федеральный бюджет, являясь основным источником финансирования оперативно-розыскной деятельности ОВД, основывается на положениях Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, правомочные осуществлять такую деятельность, получают финансовые средства на ее проведение из республиканского бюджета России. Главным распорядителем финансовых средств является Правительство Российской Федерации, которое обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики в соответствии с нормами п.б ч.1 ст.114 Конституции РФ.

Ассигнования, выделяемые Правительством РФ на оперативно-розыскную деятельность ОВД, составляют часть всех финансовых средств, направляемых ведомствам, являющимся субъектами ОРД (см. ст.13 Закона об ОРД), на планируемый период, и отражаются в таком финансовом документе, как смета.

Смета составляется на основе предложений руководителей оперативных служб о необходимости того или иного объема расходов конкретного подразделения и утверждается руководителем ведомства.

Предполагаемые суммы расходов определяются размерами территории, обслуживаемой органом внутренних дел, количеством и активностью оперативных подразделений, а также состоянием оперативной обстановки.

На руководителей органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возложена обязанность по своевременному представлению соответствующих предложений в МВД России о выделении необходимых средств на финансирование оперативных расходов.

Финансовые средства, выделенные государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов. Порядок расходования указанных средств в Законе об ОРД с учетом принципа конспирации[144] не определен, но подчинен следующим нормам (правилам):

1) руководитель ведомства, осуществляющего ОРД, устанавливая механизм расходов, должен действовать в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством, не превышая своей компетенции;

2) механизм расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, устанавливается ведомственными нормативными актами.

В системе МВД России главным распорядителем кредитов (финансовых средств), ежегодно получаемых от Министерства финансов Российской Федерации, является Министр внутренних дел. Им в нормативных актах МВД России определяется перечень подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенция, структура и организация работы, порядок финансирования оперативных расходов.

Под порядком расходования следует понимать установление конкретных видов расходов, их предельные размеры, основания и условия использования денежных средств, учет расходуемых средств, а также их документальное оформление. Все эти вопросы регламентируются ведомственными нормативными актами, утверждаемыми приказами Министра внутренних дел. Вместе с тем необходимо отметить, что некоторые виды расходов на оперативно-розыскную деятельность прямо предусмотрены в самом Законе об ОРД. Так, в ч.5 ст.18 этого законодательного акта установлено право лиц, сотрудничающих с оперативными аппаратами, на получение вознаграждений и других выплат за оказание помощи в раскрытии преступлений. Кроме того, ч.8 и 9 этой статьи предусматривают выплаты единовременных пособий в случае получения травм и ранений либо гибели лица, сотрудничающего с органами внутренних дел на контрактной основе.

В соответствии с ведомственными актами денежные средства, необходимые для финансирования ОРД органов внутренних дел, выделяются по статье “Особые расходы” сметы МВД России и учитываются в финансовых органах ведомства (МВД России, МВД, ГУВД-УВД субъектов федерации, УВДТ-ОВДТ, подразделениях Восьмого главного управления, горрайлинорганов) специальными сотрудниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну.

Собственные бюджеты и внебюджетные целевые фонды органов законодательной и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации могут служить дополнительными источниками финансового обеспечения и стимулирования оперативно-розыскной деятельности.

В то же время субъекты Российской Федерации, обладая всей полнотой государственной власти в пределах своего ведения[145], могут исполнять предписание положений ч.2 ст.19 Закона об ОРД, при наличии аналогичной нормы в собственном законодательстве.

Руководители органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, должны своевременно вносить соответствующие предложения об использовании средств в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе формирования ими собственных бюджетов, целевых внебюджетных фондов, разработки и утверждения региональных программ по усилению борьбы с преступностью и охране общественного порядка.

Наряду с этим в целях дополнительного финансирования ОРД разрешается использовать средства, поступающие в виде добровольных взносов и пожертвований от граждан, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. При этом вносители и пожертвователи могут предварительно объявлять устанавливаемые ими размеры вознаграждений и их целевую направленность.

Аналогичный подход к дополнительному привлечению финансовых средств обеспечения оперативно-розыскной деятельности обнаруживается при изучении законодательства об ОРД в Республике Казахстан[146]. Более того, финансирование ОРД здесь осуществляется также за счет отчислений от сумм возмещенного государству ущерба, поступающих от реализации имущества, обращенного в доход государства на основании приговоров суда (в порядке, определяемом законодательством республики). Кроме того, в целях материально-технического обеспечения органов, осуществляющих ОРД, допускается передача им конфискованных по решению суда автотранспорта, радиоэлектронных средств, аудио- и видеотехники, электронно-вычислительных устройств, оргтехники и другого имущества[147].

Летопись отечественных органов уголовного сыска зафиксировала подобную практику финансовой поддержки и активизации оперативной работы полиции, не нашедшую отражения в нормативных документах того времени. Так, в период с 1866 по 1908 г. в целях повышения эффективности деятельности сотрудников и агентов сыскной полиции им вручались премиальные из взносов благодарных клиентов, которым стараниями сыщиков было возвращено похищенное у них добро[148].

Самостоятельного финансового обеспечения требуют:

· содержание отдельных оперативных подразделений ОВД;

· содержание имеющихся и строительство новых зданий - мест дислокации указанных подразделений ОВД, а также их оснащение, служебные командировки и прочие расходы;

· проведение оперативно-розыскных мероприятий;

· содержание и другие выплаты лицам, оказывающим конфиденциальную помощь подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

· решение иных задач ОРД.

1. Расходы на содержание отдельных оперативных аппаратов и подразделений предусматривают выплату денежного содержания штатным сотрудникам оперативных аппаратов, сотрудникам оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений и оплату оперативных расходов, связанных с проведением оперативно-розыскных мероприятий. Так, ст.17 Федерального закона “Об основах государственной службы в Российской Федерации” относит к денежному содержанию государственного служащего должностной оклад, надбавку к должностному окладу за квалифицированный разряд, особые условия службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы. Это положение корреспондируется с Положением о службе в органах внутренних дел РФ (см. ст.6, 11, 36, 45-54, 63, 64), а также с иными правовыми актами, регулирующими финансовое и медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел.

2. Расходы на содержание имеющихся и строительство новых зданий дислокации оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений ОВД предусматривают финансовые вложения:

· в эксплуатацию имеющихся зданий и сооружений;

· проектно-изыскательские работы;

· отвод земельных участков;

· непосредственно строительные и иные работы (например, благоустройство и озеленение территории);

· работы по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений;

· технический и авторский надзор.

3. Самостоятельную группу расходов составляют затраты на служебные командировки, оплату почтовых услуг, телефонной и телеграфной связи, расходы на автотранспорт, радиоэлектронные устройства, аудио- и видеотехнику, электронно-вычислительную и оргтехнику.

Затраты на оснащение оперативных аппаратов, оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений предусматривают приобретение, оборудование и содержание жилых, служебных и подсобных помещений специального назначения, приобретение квартир-убежищ, предназначенных для обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам внутренних дел, в случаях возникновения угроз их жизни, здоровью или имуществу со стороны преступников. Такие расходы предусматривают оплату покупок средств маскировки служебного автотранспорта, предметов экипировки и оперативного гардероба. В них входят оплата кратковременного или неоднократного предоставления гражданами и должностными лицами жилья, нежилых и служебных помещений, используемых для достижения оперативных целей, а также финансирование мероприятий по созданию легендированных предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности ОВД.

4. Финансирование оперативно-розыскных мероприятий (перечень которых установлен ст.6 Закона об ОРД) предусматривает материальные (в т.ч. денежные) затраты на подготовку и осуществление прежде всего сложных дорогостоящих операций, а также затраты на создание условий, необходимых для проведения проверочной закупки, контролируемой поставки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения штатных негласных сотрудников в организованные преступные группы и выполнения специальных заданий. К ним следует отнести финансовое обеспечение оперативных комбинаций, связанных с проверкой и документированием преступных действий проверяемых лиц и решением частных оперативно-тактических задач; оплату посещений сотрудниками оперативных аппаратов и подразделений зрелищных заведений, платных мест отдыха, оплату их проезда на такси и автотранспорте индивидуальных владельцев. К затратам на этот вид расходов относятся приобретение образцов для сравнительного исследования, материальных ценностей, необходимых для подтверждения легенды, и др.

5. Значительного финансирования требует оплата услуг лиц, оказывающих оперативным аппаратам органов внутренних дел конфиденциальную помощь в решении задач ОРД. Возможность получения ими денежного содержания, вознаграждений и других выплат предусмотрена п.2 ч.1 ст.15 и ст.18 Закона об ОРД. Нормативные акты МВД России определяют различные виды вознаграждений, выплат и компенсаций материальных и иных затрат, связанных с особыми условиями выполнения такими лицами поручений и заданий оперативных служб ОВД.

К ним могут быть отнесены:

· ежемесячное денежное содержание лицу, сотрудничающему с ОВД по контракту;

· разовая денежная выплата в случае потери трудоспособности, болезни, беременности, а также за период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком;

· денежное вознаграждение или ценный подарок, выдаваемые за оказание помощи в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших;

· денежное вознаграждение, выдаваемое за содержание жилых и служебных помещений, используемых для решения оперативно-розыскных задач;

· единовременное пособие, выплачиваемое в случае гибели лица, сотрудничавшего с ОВД по контракту, его семье и лицам, находящимся на его иждивении;

· единовременное пособие, выплачиваемое лицу, сотрудничающему с ОВД по контракту, при получении травм, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, граждане, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, имеют также право на оплату затрат и расходов, связанных с выполнением заданий в командировках, обеспечением их личной безопасности и безопасности членов их семей.

6. Иные расходы могут быть связаны с приобретением, хранением и ремонтом имущества оперативного гардероба, оплатой исследований предметов и документов, проведенных по поручению ОВД специалистами научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств, не входящих в систему МВД России, оплатой по трудовому соглашению услуг переводчиков, консультантов и других специалистов, выплатой компенсаций эксплуатационных затрат за использование сотрудниками оперативных аппаратов и подразделений в служебных целях автомобилей, находящихся в их собственности, а также другими финансовыми затратами, установленными нормативными актами МВД России. К ним, например, могут быть отнесены оплата судебных издержек на разбирательство по жалобам юридических и физических лиц в соответствии со ст.5 Закона об ОРД.

Размеры постоянного денежного содержания, разового денежного вознаграждения, выплат и компенсаций гражданам, оказывающим содействие на конфиденциальной основе, устанавливаются Министром внутренних дел.

Руководители органов внутренних дел субъектов федерации и другие распорядители финансовых средств, выделяемых по статье “Особые расходы”, имеют право устанавливать указанным лицам дифференцированную оплату, которая не может быть ниже минимальной заработной платы рабочих и служащих. Ежемесячное денежное содержание граждан, привлеченных к сотрудничеству на контрактной основе и имеющих другое постоянное место работы, устанавливается в размере до 80% от максимальной суммы.

Превышение предельных размеров выплат и других расходов денежных средств, предусмотренных ведомственными нормативными актами, регламентирующими размеры и порядок их выплаты, а также использование валютных средств допускается только с письменного разрешения Министра внутренних дел России и его заместителей, курирующих оперативно-розыскную деятельность, если размеры выплат не были установлены физическими или юридическими лицами, перечислившими их в качестве целевых добровольных взносов и пожертвований.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных оперативному аппарату или подразделению, в соответствии с ч.3 ст.19 Закона об ОРД возлагается на первого руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такой контроль осуществляется им или его заместителем, курирующим это направление деятельности органов внутренних дел, в процессе реализации форм ведомственного контроля, а также специальными комиссиями, создаваемыми для этого в органе либо подразделении (более подробно см. в следующем параграфе).

На основе требований ведомственных нормативных актов все оперативные подразделения ОВД один раз в квартал направляют в финансово-экономическое подразделение МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, УВДТ (ОВДТ), Восьмого Главного управления авансовые отчеты по установленной форме о расходах по статье “Особые расходы” сметы МВД России. К ним прилагаются все документы, подтверждающие произведенные расходы, за исключением тех, в которых содержатся установочные данные граждан, оказывающих содействие на конфиденциальной основе.

Непосредственный контроль за обоснованностью расходования средств по статье “Особые расходы” сметы в оперативных подразделениях всех уровней возлагается на КРУ и ФЭУ МВД России и соответствующие подчиненные им аппараты.

Правовой основой контроля, помимо Закона об ОРД, служат законодательные акты, регулирующие оборот финансовых средств, и ведомственные акты (приказы, указания), регламентирующие оперативно-розыскную деятельность и расход денежных средств по статье “Особые расходы” сметы МВД России.

Кроме того, контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, возложен (см. ч.3 ст.19 Закона об ОРД) на специально уполномоченных на то представителей Министерства финансов России. Их права и обязанности предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормативными актами Минфина России. Однако представители Минфина перед началом проверок должны пройти установленную процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Только после этого их наделяют полномочиями, позволяющими знакомиться с соответствующими финансовыми документами в полном объеме.

В соответствии с требованиями нормативных актов выделенные на проведение оперативно-розыскной деятельности ассигнования должны расходоваться эффективно, рационально и не превышать установленных нормативов. По каждому факту незаконного использования финансовых средств по статье “Особые расходы” производится внутреннее (служебное) расследование с участием руководителя проверяемого либо вышестоящего оперативного аппарата или подразделения. По результатам такого расследования виновные привлекаются к материальной, дисциплинарной, а при наличии оснований - к уголовной ответственности.

После “обревизования” и по истечении сроков хранения документы о финансовых и иных расходах по статье “Особые расходы” уничтожаются в установленном порядке в присутствии членов специальной комиссии, назначаемых приказом соответствующего руководителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.