Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперативная проверка и специальная профилактика




Предварительная оперативная проверка представляет собой оперативно-розыскные мероприятия (действия) субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, направленные на установление (проверку) достоверности первичной оперативной и иной информации, а также на сбор дополнительных сведений об объектах оперативного интереса (лицах, фактах и др.), необходимых для принятия решения об их использовании для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Необходимость проверки достоверности первичной информации, поступающей в органы внутренних дел, вызвана тем, что с ее помощью оперативные аппараты получают возможность:

· удостовериться в наличии объективных признаков, присущих преступному деянию, о котором стало известно в результате осуществления оперативного поиска, для принятия в последующем соответствующих мер, урегулированных нормами права;

· оценить имеющуюся информацию, убедиться в полноте или недостаточности имеющихся сведений, необходимых для направления материалов по подследственности, подсудности, подведомственности или территориальности;

· сделать обоснованный вывод о том, как ведет себя выявленное лицо, представляет ли оно оперативный интерес (есть ли реальное опасение, что оно может встать на преступный путь) и, в зависимости от ситуации, какие меры оперативного, профилактического или иного характера необходимо предпринять для предупреждения, пресечения его противоправных действий;

· принять решение о процессуальном использовании сведений (в соответствии со ст.109 УПК РСФСР); заведении дел оперативного учета или ином использовании информации.

Проверка первичной информации должна отвечать определенным требованиям, выработанным теорией и практикой оперативно-розыскной деятельности. К основным из них относятся: соблюдение законности, полнота и объективность, активность проверки и обеспечение конспирации.

Ситуация информационного дефицита, определяемая содержанием и полнотой первичной информации, а также объемом ОРМ, необходимых для ее проверки и сбора дополнительных сведений о криминальных событиях (фактах), содержащих признаки противоправных деяний, а также лицах, замышляющих, подготавливающих или совершающих их (см. п.2 ч.1 ст.7 Закона об ОРД), приводит к возникновению оснований к ведению специального оперативного производства (которое осуществляется в рамках проверочных материалов либо дела предварительной оперативной проверки).

В тех случаях, когда в процессе предварительной проверки первичной оперативной информации установлены лица, замышляющие либо подготавливающие противозаконные действия, факты таких действий, а также обстоятельства (причины и условия), способствующие их совершению, возникает необходимость в принятии мер оперативной профилактики.

Оперативная профилактика, являясь организационно-тактической формой ОРД, выступает в качестве государственно-правовой реакции оперативных аппаратов на факты противоправного поведения лица (индивидуальная профилактика) или криминогенную ситуацию (общая профилактика), с учетом особенностей применения оперативно-розыскных сил, средств и возможностей.

Особенность оперативной профилактики заключается в том, что ее воздействие на объекты реализуется в скрытом виде: от получения негласной информации до комбинирования оперативно-розыскных возможностей по устранению противоправного поведения, противоправной ситуации (обстановки), недопущению наступления общественно опасных последствий.

Оперативная профилактика базируется на Законе об ОРД(см. ст.2, 7, 10, 11), ведомственных актах МВД России[164].

Законность профилактических мер состоит в том, что субъекты профилактического воздействия (оперативные аппараты и их сотрудники) прибегают к предупредительным действиям не только на основе обязанности использования оперативной информации об антиобщественном поведении лица или негативном развитии криминогенной ситуации, но и на основании обязанности препятствовать наступлению преступного результата.

Таким образом, оперативная профилактика как самостоятельная форма ОРД есть целостная система оперативного контроля и профилактического воздействия в отношении лиц, криминогенной обстановки, с целью предупреждения замышляемых, подготавливаемых преступлений, а также устранения их причин и условий с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов.

Содержание оперативной профилактики включает в себя:

· оперативно-розыскные и иные предусмотренные законом меры (в т.ч. специальные приемы, методы) деятельности оперативных аппаратов на уровне общества, группы, индивида;

· нормативное регулирование отношений, возникающих в связи с профилактикой преступлений, наличие специального оперативно-профилактического производства;

· показатели результативности профилактического воздействия на явления, порождающие правонарушения, и лиц, замышляющих или подготавливающих преступления.

Все объекты профилактического воздействия можно разделить на следующие группы:

· причины преступности в целом;

· условия, способствующие совершению отдельных видов преступлений;

· личность и поведение правонарушителя.

Для устранения (или хотя бы нейтрализации) причин преступлений возможностей конкретного сотрудника оперативного аппарата и даже в целом органа внутренних дел явно недостаточно. Для этого необходим комплекс общепрофилактических мероприятий, частью которого будет участие сил и возможностей ОВД. Принятие же мер специальной профилактики в отношении конкретных лиц, конкретных условий криминальной обстановки с целью недопущения перерастания преступного замысла в подготовительные действия, а подготовки в покушение на преступление - вполне реальная задача для оперативных аппаратов органов внутренних дел.

Основаниями, вызывающими необходимость специальной оперативной профилактики, являются:

· устойчивое антиобщественное (преступное) поведение лица, отбывшего наказание за ранее совершенное преступление;

· антиобщественное поведение ранее не судимого лица, свидетельствующее о реальной возможности совершения преступления.

Известно, что переход от правопослушного поведения к антиобщественному, а затем к преступному имеет определенные этапы (уровни):

· формирование умысла;

· подготовка совершения преступления (изучение обстановки, создание условий, облегчающих достижение преступных целей, выбор и подготовка средств и др.);

· покушение на преступление.

Оперативно-розыскные возможности позволяют выявить ранние стадии развития противоправного поведения и своевременно начать оперативную профилактику: выявление лиц, от которых можно реально ожидать совершения преступлений; постановка их на учет (профилактический, оперативный); оказание на них профилактического воздействия; в необходимых случаях - пресечение преступной деятельности.

В зависимости от уровня развития противоправного (преступного) поведения лица, его характеристики и криминогенной ситуации выбираются соответствующие оперативно-розыскные силы, средства, методы и приемы воздействия на лицо и изменения обстановки.

Формами и методами специальной профилактики общего характера являются:

· проведение систематических обследований объектов и комплексных мероприятий, рейдов, смотров, целевых проверок (“Сигнал”, “Арсенал”, “Подросток” и др.), направленных на выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений и др. правонарушений, лиц, их совершающих, в т.ч. в процессе проверки оперативных сведений или их использования;

· правовоспитательная работа (беседы, лекции на правовые темы) с использованием возможностей средств массовой информации, направленная на воздействие на правосознание, нравственность личности путем создания стимулов к законопослушному поведению и применения мер принуждения при отклонении от такового.

Значительный правовоспитательный эффект имеют любые правомерные действия сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел и, в первую очередь, по раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершающих.

Одной из основных задач специальной профилактики индивидуального характера является воздействие на антисоциальную направленность личности, с использованием специфических оперативно-розыскных приемов.

К методам индивидуально-профилактического воздействия относятся убеждение и принуждение в отношении лиц, склонных к совершению преступлений. Эти методы выступают в неразрывном единстве, носят конкретно-исторический, социальный и правовой характер.

В оперативно-розыскной профилактике эти методы применяются чаще всего задолго до возникновения уголовно-правовых отношений (в рамках проверки поступившей информации; ведения дел оперативного учета, с целью склонения лиц к отказу от подготавливаемого преступления).

Убеждение в оперативно-розыскной профилактике - процесс воздействия на сознание и поведение лиц, включающий мероприятия, направленные на склонение правонарушителей к отказу от подготавливаемых преступлений и преступных намерений.

Практика оперативной работы позволяет рекомендовать следующие основные формы применения методов убеждения в оперативной профилактике:

а) проведение общепрофилактических и оперативно-розыскных мероприятий, демонстрирующих силу законов и правоохранительной системы;

б) индивидуальная разъяснительная и воспитательная беседа оперативного работника с лицами, на которых распространяется действие юридических норм и санкций в связи с фактами их прошлого и настоящего противоправного поведения;

в) развитие положительных качеств профилактируемых лиц, переориентирование их на иные жизненные ценности и, в связи с этим, на достижение иных значимых для них результатов через родителей, других членов семьи, иных лиц, пользующихся у них авторитетом;

г) убеждение профилактируемых лиц через других сотрудников ОВД в неотвратимости наказания, формирование у них сознательного желания к отказу от антиобщественного (преступного) поведения, склонение к явке с повинной.

Принуждение является вспомогательным методом профилактики и представляет собой процесс психического или физического воздействия на сознание и волю, поступки и поведение лиц, состоящих на оперативном учете органов внутренних дел. При этом психическое принуждение направлено на подавление отрицательных волевых устремлений, а в ряде случаев на ломку психологии, привычек, поведения. Физическое принуждение применяется при нарушении профилактируемыми ограничений, установленных санкцией нарушенной нормы права (при определении состава преступления или административного проступка в подготовительных действиях и т.п.) в виде ограничения свободы передвижения, в пределах административного района, и т.п.

В одних случаях оперативные сотрудники лично применяют меры принуждения в соответствии с законодательством, в других - выступают инициаторами применения таких мер.

Формам профилактического принуждения являются:

· привод для регистрации;

· официальное предостережение о недопустимости нарушения законодательства:

· задержание и доставление в ОВД подозреваемых в совершении правонарушений;

· установление административного надзора;

· оформление материалов на ограничение дееспособности;

· дактилоскопирование[165], фотографирование, использование иных способов фиксации признаков профилактируемого лица (взятие образцов слюны, крови и т.п.)[166];

· принудительное направление лица на медицинское освидетельствование;

· изъятие предметов и документов, являющихся средством преступления;

· истребование декларации об источниках доходов;

· запрещение по представлению оперативных служб осужденным лицам занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, права на которые он лишен по приговору суда;

· привлечение к административной ответственности;

· привлечение к уголовной ответственности за подготовительные действия, когда они содержат состав преступления;

· привлечение к уголовной ответственности за менее тяжкое преступление.

Использование иных тактических приемов специального предупреждения регламентируется нормативными актами МВД России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.