Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы современного русского литературного языка 3 страница




4. Стабильность, стандартизованность, замкнутость, строгость, точность формулировок, строгое соответствие нормам литературного языка, строгий отбор языковых средств – характерные особенности официально-делового стиля.

5. В публицистическом стиле используется все многообразие лексического состава языка и его стилистические возможности, что обусловлено тематическим многообразием стиля.

6. В научном стиле наблюдается строгий отбор языковых средств, использование терминов и понятий, строгая логичность изложения, соответствие нормам литературного языка.

7. Сферой функционирования художественного стиля является словесно-художественное творчество. Своеобразие и особенности данного стиля обусловлены средствами художественного изображения, стилем писателя. Для данного стиля характерна образность, эмоциональность, выразительность.

Раздел III. ОСНОВЫ РИТОРИКИ

 

Глава 1.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО как социальное явление

 

§ 1. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ

 

Понятия «риторика[34]», «ораторское искусство», «красноречие» синонимичны. Риторика – филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности.

Ораторское искусство с древних времен развивалось во многих странах – Древнем Египте, Древней Индии, Ассирии, Вавилоне и др. Однако родиной ораторского искусства по праву является Эллада, поскольку именно в Древней Греции были созданы систематизированные труды по его теории. Ораторское искусство стремительно развивалось в античной Греции. Риторика как наука возникла в античной Греции в V – IV вв. до н.э., сложилась в систему в III – II вв. до н.э.

Ораторское искусство – это социальное явление, связанное с необходимостью публичного обсуждения и решения общественно важных проблем в государствах с демократическими формами управления, каковой являлась античная Греция. Необходимость публичного выступления на народных собраниях, на суде, многолюдных празднествах и встречах вызвала необходимость развития искусства слова, красноречия. Небывалый культ слова создали софисты – философы, принадлежавшие к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей. О силе слова, его возможностях убеждения, которые так высоко ценили софисты, писал Горгий в речи «Похвала Елене»: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Софисты (sophists – искусник, мудрец) мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Они не только составляли речи для граждан, но и обучали практическому красноречию. Разработанная софистами система риторического воспитания и образования гражданина греческого полиса включала в себя обучение мастерству публичного выступления, искусству спора. Теорию риторики разрабатывал Протагор, одним из первых применившим диалогическую форму изложения, при которой два собеседника в споре защищают два противоположных взгляда. Софисты прививали любовь к слову и утверждали необходимость работы над словом, поскольку, как подчеркивал Протагор, «труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители, и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся – или, может быть, иногда и не сердятся, т.к. они недостаточно проницательны».

Риторика софистов была риторикой монологической. Высшее мастерство красноречия – это умение убедить слушателей, манипулировать ими с помощью выработанных приемов. Характерной особенностью ораторских выступлений софистов была агональность (греч. «agon» – борьба, состязание), т.е. состязание в словесном споре, который они чаще всего выигрывали. Риторика софистов является относительной (релятивистской). Согласно их взглядам, истина – относительна, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать, по мнению Горгия, можно только искусно составленной речью, при этом совсем не важно, истинна она или нет. «Истинный оратор должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять, и порицать» (Горгий). Задача софиста – делать слабое мнение – сильным. Отсюда значение слова «софизм» – преднамеренно ложный вывод. Софисты разработали определенные приемы для овладения навыками красноречия. Речи, согласно софистам, не должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими меру, следует использовать антитезу, созвучие окончаний. Они обращали внимание на сжатость и закругленность мысли, ритм речи, изучали ораторскую лексику, приемы воздействия речи на слушателей.

Заслугой софистов является то, что они, уделяя большое внимание не только практике, но и теории красноречия, заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. Риторика во времена софистов была «царицей всех наук».

Большой вклад в развитие античной риторики внесли известные философы Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ не оставил после себя письменных сочинений. О его размышлениях известно из диалогов его ученика Платона «Горгий», «Софист», «Федр». Сократ выступал против положения софистов об относительности истины, утверждал, что она божественна, выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Поэтому искажать ее невозможно. Он критиковал софистов за их стремление к успеху, готовность убедить публику силой красноречия в чем угодно. Сократ в совершенстве владел диалектическим методом диалога. Диалектика, по Сократу, – это философское искусство вести беседу, рассуждения с целью обнаружения, выяснения истины. Диалектик, согласно Сократу, тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Основные «инструменты» нахождения истины у Сократа – это ирония и майевтика («искусство повивальной бабки») – умение строить диалог таким образом, чтобы чередование вопросов и ответов привело в результате к рождению желанного младенца – истины.

Платон, следуя за своим учителем, определяет софиста как мнимого мудреца, а софистику как мнимую мудрость. Риторике софистов он противопоставил подлинное красноречие, которое основано на знании истины, что, согласно Платону, доступно только философу. «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. Далее необходимо познание истины, т.е. сущности предмета» (Платон). Искусство оратора, по утверждению Платона, зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядам, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умения возводить частное к общему и из общего получать частное. В теории красноречия Платон обращает внимание на композицию речи, ее структуру: в начале речи должно быть вступление, на втором месте – изложение, на третьем – доказательства, на четвертом – правдоподобные выводы, возможны подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала. В теорию красноречия Платон вводит идею воздействия на душу, что является ценностью риторического учения мыслителя. Согласно данной идее, душа имеет разные виды, поэтому и слушатели – разные. Оратор должен познать сущность вещей, чтобы придти к правильному о них мнению, и познать природу людских душ. Чтобы воздействовать на слушателя, необходимо соотносить виды речей и виды души и ее состояния. Риторика, по Платону, – это творческая деятельность. Риторический процесс – это путь мысли к публично звучащему слову.

Дальнейшее развитие риторические учения получили в творчестве Аристотеля, ученика Платона. Сочинение Аристотеля «Риторика» состоит из трех книг, в первой из которых он определяет предмет риторики «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета». Их три вида: одни находятся в зависимости от характера говорящего, другие – от настроения слушателя, третьи – от самой речи. В этой книге рассматриваются виды ораторских речей. Аристотель указывает, что речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, из лица, к которому он обращается. Выделяя три основных типа слушателей в зависимости от целей участников речевого общения (просто зритель; судья, член суда; политик, государственный муж), Аристотель главным элементом речевой ситуации считает слушателя, а не оратора.

Основная мысль второй книги – доверие к говорящему. Причинами, возбуждающими доверие к говорящему, Аристотель называет разум, добродетель и благорасположение. Оратор, согласно Аристотелю, должен учитывать возраст слушателей, их происхождение, общественное положение. Для Аристотеля, также как и для софистов, важным является убедительность речи. Он дает рекомендации, в которых показывает, как убеждать слушателей, вызывая у них определенные страсти: гнев, любовь, сострадание и др. Для Аристотеля важна достоверность того, о чем говорится в речи. Особое внимание он обращает на логические доказательства, с помощью которых можно убедить слушателя в истинности сказанного. По мнению Аристотеля, невозможно пользовать только достоверными знаниями, поскольку они не всегда доступны человеку. Мы часто пользуемся различными примерами из жизни, приводим суждения вероятного характера и делаем не вполне точные, но убедительные выводы. Эти выводы говорят об истине так, как она доступна говорящему. Данные размышления сближают Аристотеля с софистами.

Третья книга посвящена самой речи. Большое внимание уделяется стилю речи. Общими требованиями к речи являются ясность, доступность, безыскусственность, мягкость, изящество, благородство. Стиль речи должен быть полон чувства и зависит от предмета изложения. Риторику Аристотель определяет как способ воздействия на человека с помощью речи. Ценным в риторическом учении Аристотеля является то, что он обращает внимание на этику речи, считая, что не этично призывать в речи к безнравственным поступкам.

Аристотель создал учение об этосе, логосе и пафосе – основных категориях научной риторики. Этос – это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей, в чем выражено уважение к слушателям, которые могут принять эту речь или отвергнуть ее. Пафос – это замысел создателя речи, который развивается оратором перед слушателями и в котором выражаются его позиция и убеждения. Логос – словесные, языковые средства, логика, используемые для достижения цели, для убеждения. Как считал Аристотель, риторика наряду с философией должна быть основным предметом образования. Риторика для Аристотеля – способ воздействия на человека с помощью речи.

Достижения древнегреческих мыслителей в области риторики были восприняты Древним Римом. Расцвет римской риторики приходится на I в. н.э. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона, показавшего в сочинении «Об ораторе» идеального, всесторонне образованного оратора-философа. История красноречия описана Цицероном в сочинении «Брут». В «Ораторе» разрабатывается вопрос о лучшем стиле, теоретически обосновывается идеал оратора, каким его видел Цицерон: идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Оратор – гражданин высокой культуры, постоянно обогащающий свои знания чтением литературы, изучением истории, интересом к философии, праву, этике и эстетике. Свойствами идеального оратора являются активность, смелость, общительность, разносторонность интересов, оратор – мыслитель. Подлинное красноречие, согласно Цицерону, – нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. Основа ораторского искусства – глубокое знание предмета, «если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение – пустая ребяческая болтовня».

Цицерон придавал большое значение качествам речи. Согласно оратору, необходимо следовать четырем принципам: говорить правильно, ясно, красиво и соответственно содержанию (т.е. высказываться в стиле, соразмерном предмету речи). Красноречие, согласно Цицерону, развивается постоянными упражнениями. У оратора, утверждает Цицерон, есть обязанности: 1) найти, что сказать, 2) найденное расположить по порядку, 3) придать ему словесную форму, 4) утвердить все это в памяти, 5) произнести. Риторика, согласно Цицерону, не есть истинная наука, т.е. умозрительная, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.

Квинтилиан – автор «Риторических наставлений», состоящих из двенадцати книг, в которых систематизируется весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт автора – преподавателя риторики и судебного адвоката. Квинтилиан в своем многотомном сочинении рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает о необходимости изучения грамматики, философии, искусства, права, анализирует речи образцовых ораторов, творчество писателей и поэтов, говорит о системе упражнений, которые следует выполнять, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей. Риторика, по определению Квинтилиана, есть наука о способности хорошо говорить и силе убеждать. Слова должны быть ясны, чисты, соответствовать нашему намерению, правильно и пристойно расположены. Оратору, отмечает он, отличающемуся изяществом и красотой речи, необходимо учитывать интересы слушателей. Вершина ораторского искусства, как утверждает Квинтилиан, – это способность говорить, не готовясь, когда угодно, где угодно и о чем угодно, а для этого необходимы обширные знания и разнообразные навыки.

Греческие мыслители воспринимали риторику как искусство убеждать, римляне ценили красоту речи. Римляне уже не определяли риторику как «царицу всех наук», но считали ее основой всех наук.

В средневековье риторика становится искусством украшения речи. Она обращена не только к устной, но и к письменной речи.

Риторика в России имеет свои традиции. Издавна на Руси славилось умение красиво говорить. Считалось, что на людях, владеющих словом, лежит некая печать божества, нечто сверхъестественное, с помощью которого «льется речь», завораживая слушателей. Красивая речь получила название витийство, благословие, краснословие, сладкоречие, красноречие. На Руси развивались традиции духовного красноречия. Расцвет ораторских жанров приходится на XI – XII вв. Риторика как учебный предмет в России сложилась к XVII в.

«Сказание о семи свободных музах» – это первое древнерусское сочинение, в котором освещаются вопросы риторики. Сочинение включало в себя семь глав, представляющих такие науки, как грамматика, риторика, диалектика, мусика, арифметика, геометрия, астрономия, которые названы «мудростью». В каждой из глав раскрывались сущность учения соответствующей науки, ее связь с другими науками. Согласно утверждению исследователей, «Сказание» было создано во втором десятилетии XVII в. и легло в основу первых русских учебников по теории красноречия.

Автором первой отечественной риторики является митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий. Риторика Макария представляла собой перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона, написанный на латыни и изданный в 1577г. во Франкфурте. При переводе латинские имена были заменены русскими, введены новые примеры. В первой части книги Макарий дает представления о риторике, названной автором «Краснословие» или «Сладкословие», и ее пяти частях: «изобретение дела», «чиновное различие» (расположение), «соединение слов с пригодными словы» (выражение, украшение), «память» и «гласоларное и вежливое слово» (произношение). В риторике Макарий выделяет четыре вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные речи при решении государственных дел), показующий (хвалебные речи). Во второй части сочинения говорится об «украшении» речи и трех «родах глаголания»: «смиренном» (разговорная и обиходная речь), «высоком» (образная речь), «мерном» (письменная и деловая речь), представляющая собой сплав «смиренного» и «высокого».

До петровского времени риторика Макария была основным учебником в России. Первый учебник риторики на русском языке, написанный М.В.Ломоносовым и напечатанный в 1747 году, представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие отечественной риторики. «Краткое руководство к красноречию. Книга 1, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки» М.В. Ломоносова являет собой расцвет и признание риторики в России. Автор определяет риторику как науку о письменной и устной речи; это свод правил, ему предлагается следовать в тех устных и письменных произведениях, в которых затрагиваются государственные, общественные и религиозно-философские темы. Ломоносов выделяет собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще, касающееся прозы и поэзии, ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе, и поэзию, т.е. наставления к поэтическим произведениям. Сочинение состоит их трех частей: 1 часть – «Об изобретении», 2 – «О украшении», 3 – «О расположении». Великий ученый уделяет внимание истории риторики, анализу мастерства античных ораторов, излагает систему правил и требований, должных соблюдаться оратором.

В дальнейшее развитие риторики внесли большой вклад многие русские ученые: В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, М. Усачев, А.И.Галич, С. Полоцкий, М.М.Сперанский, Н.Ф.Кошанский, И.С.Рижский, Ф. Прокопович, А.Ф.Мерзляков и др.

В начале XIX в. возникают понятия «общая риторика» и «частная риторика». Теория красноречия считается наукой, которая занимается законами красноречия как искусства. Данные законы относятся ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Риторика делится на общую, излагающую общие законы красноречия, присущие всем произведениям, и частную, исследующую особенности каждого рода произведения в отдельности, а также особенности устного выступления.

ХХ век стал веком рождения наук о речи. Механизмы речи – это предмет исследования лингвистов Ф. Де Соссюра, А.А. Потебни, Л.В. Щербы и психологов Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина и др. Исследования речи на стыке психологии и лингвистики обусловили формирование новой науки – психолингвистики. Сложилась система наук о речи. Наиболее близка к традиционной риторике культура речи, исследующая труднейшие моменты выбора, использования языковых форм, отвечающих литературной норме. Психолингвистика, теория коммуникации, семиотика, герменевтика, социолингвистика и другие новые теории дали основу для возрождения древней науки в виде неориторики[35]. Неориторика – это уже не только теория ораторства: цель неориторики определяется как поиск оптимальных форм, вариантов, алгоритмов общения в современных условиях, в самых разнообразных ситуациях. Само общение понимается в широком смысле: не только обмен информацией, диалог, но все возможные ситуации вербальных и невербальных контактов, включая эмоциональный, использование разных кодов – знаковых систем, включая внутренние, мыслительные, коды. Текст понимается как дискурс – речь в потоке жизни с учетом окружения, событий, прошлых и ожидаемых, кодов телодвижений и пр.[36].

 

§ 2. РОДЫ И ВИДЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

 

Понятие «ораторское искусство» имеет несколько значений. Во-первых, ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словом, что высоко ценилось в каждой культуре, в рамках которой сложились свои риторические традиции. Во-вторых, ораторское искусство – это наука о красноречии, сложившаяся еще в Древней Греции и развивающаяся во многих других странах. В-третьих, ораторское искусство – учебная дисциплина, изучающая основы ораторского мастерства.

Ораторское искусство тесно связано с наукой, что было отмечено еще античными философами Платоном и Аристотелем, разработавшими теорию риторики и рассматривающими красноречие как способ познания и толкования сложных явлений. Представитель Нового времени Ф.Бэкон в своем труде «Опыты» классифицировал риторику как искусство сообщения знаний. Г.З.Апресян видит непосредственную связь ораторского искусства и науки в том, что, во-первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризирует их; во-вторых, многие гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях; в-третьих, ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждений, доказательств и обобщений. Ораторское искусство опирается на данные различных наук – языкознания, философии, логики, психологии, этики, эстетики, что говорит о его сложном синтетическом характере.

Ораторское искусство используется в различных сферах человеческой деятельности, что привело к развитию многообразных родов и видов красноречия. Согласно Г.З.Апресяну, род в ораторском искусстве – это более или менее установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью ближайших целей. Определяющим здесь является способ и форма монологической речи. Вид можно было бы определить и как жанр ораторского искусства, он в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи[37].

В современной науке роды и виды ораторского искусства классифицируются по различным признакам. Наиболее интересной является классификация, предложенная Г.З.Апресяном, на которой основываются многие исследователи ораторского искусства. Г.З.Апресян в своей классификации родов и видов ораторского искусства основывается на социально-функциональном признаке. В данной классификации выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное. Речь выполняет определенную функцию с социальной точки зрения. В зависимости от выполняемой функции внутри рода объединяются виды речи. Так, к социально-политическому красноречию Г.З.Апресян относит доклад на социально-политические темы, отчетный доклад, политическую речь, дипломатическую речь, политическое обозрение, митинговую речь, агитаторскую речь. Академическое красноречие – это вузовская лекция, научный доклад, научный обзор и научное сообщение. Судебное красноречие представлено как прокурорская или обвинительная речь, общественно-обвинительная речь, адвокатская или защитительная речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого. В социально-бытовое красноречие входит юбилейная речь, застольная речь (тосты), поминальная речь (надгробное слово). К богословско-церковному красноречию относятся проповедь и речь на соборе.

А.Е.Михневич[38] представляет свою классификацию, в которой учитываются цели и функции публичной речи, а также способы и формы ее произнесения. Так, исследователь выделяет парламентское красноречие как разновидность социально-политического. К дипломатическому красноречию он относит речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта. В военное красноречие автор включает речь-приказ, инструктивную речь, выступление на военно-политические темы, воодушевляющую речь, призыв. В классификации Михневича выделяются торговое красноречие (реклама), лекционно-пропагандистское (лекция научно-теоретическая, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций), диалогическое (спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов).

Как отмечает М.Р.Львов, к концу ХХ века мы располагаем 8 – 10 видами речи, признаваемыми большинством специалистов, соответственно, – ответвлениями риторики со своими ситуациями и «жанрами»[39]. Так, выделяются такие виды красноречия, как деловая речь, речи политические, дипломатическое общение, военное красноречие, академическое красноречие, правовая сфера, духовно-нравственное красноречие, педагогическое общение, бытовое общение, диалоги с самим собой. В деловую речь, функционирующую в бизнесе и хозяйственной деятельности, включаются деловые переговоры, деловые бумаги – акты, контракты, протоколы, финансовые и юридические документы, планы работ и программы, доклады, отчеты и пр. Бытовое общение близких – это дружеская беседа в непринужденных условиях, дружеские беседы на научные, политические темы, семейный полилог с участием детей, неофициальные деловые беседы, телефонные разговоры, дружеская переписка. Диалоги с самим собой – это внутренняя речь, мысленная, которая представлена как мысленная подготовка к устному и к письменному высказыванию, чтение «про себя» с критической оценочной деятельностью, воспоминания и размышления, внутренние споры со вторым «я», мечты, соображения, подходы к творчеству, внутреннее планирование и репетиция – регулярная функция внутренней речи, репетиция к выступлению.

Каждый человек в своей профессиональной деятельности сталкивается с необходимостью общения с другими людьми. По его речи можно судить об уровне его образованности, профессиональной компетентности, духовного и интеллектуального развития, владении навыками устной и письменной речи. В повседневном общении каждый из нас, рассуждая о каких-либо насущных проблемах, делясь впечатлениями о прочитанных книгах или просмотренных фильмах, своими переживания, чувствами, вовсе не задумывается о том, что его высказывание каким-то образом связано с ораторским искусством. Однако и в бытовом общении наша речь должна быть подчинена определенным требованиям. Так, необходимым условием в общение является соблюдение норм речевого этикета, умение ясно и логично излагать свои мысли, заинтересовать собеседника, легко оперировать языковым материалом, придать речи красоту.

Ораторское искусство как историческое явление меняется в зависимости от эпохи. В каждой эпохе к оратору предъявлялись определенные требования.

 

КРАТКИЕ ИТОГИ ТЕМЫ

 

1. Родиной риторики является Древняя Греция, где впервые были разработаны теоретические труды по риторике. Первыми учителями риторики были философы-просветители софисты, заложившие основы риторики как науки об ораторском искусстве. Вклад в развитие античной риторики внесли философы Сократ, Платон и Аристотель, а также Цицерон и Квинтилиан, создавшие фундаментальные сочинения по риторике, в которых представлена теория ораторского искусства. Риторика для греков является искусством убеждения, для римлян – искусством красиво говорить.

2. Первой отечественной риторикой является риторика Макария. В развитие русской риторики внесли большой вклад многие русские ученые (М. Усачев, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, М.М.Сперанский и мн.др.). Первый учебник риторики на русском языке, представляющий собой фундаментальный научный труд, определивший развитие отечественной риторики, написан М.В.Ломоносовым.

3. ХХ век стал веком рождения наук о речи, ее механизмы изучают лингвисты и психологи. Сложилась система наук о речи.

4. Ораторское искусство охватывает все сферы человеческой деятельности, чем и объясняется многообразие его родов, видов и жанров.

 

Глава 2. РАБОТА НАД РЕЧЬЮ

 

§ 1. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

 

Одной из актуальных проблем современного образования является организация самостоятельной деятельности студентов, предполагающая реализацию различных видов научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы.

Видами научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ являются рефераты, курсовые и дипломные работы, тезисы докладов, представленные на студенческих научных конференциях, теоретические доклады, подготовленные к семинарским занятиям.

Научно-исследовательская работа студента – это творческая работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения исследователей данной проблемы, а также собственный взгляд на нее. При выполнении научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ студент должен продемонстрировать знание основных терминов и понятий в исследуемой теме, знание первоисточников, теоретических трудов и критической литературы по теме исследования, умение анализировать их, систематизировать и обобщать данные, а также высказать свою точку зрения по данной проблеме.

Выполнение данных видов работ должно строго соответствовать определенным требованиям. Существуют общие подходы к этапам выполнения исследовательских работ:

Ø выбор темы и определение исследовательского аппарата;

Ø изучение теории и истории рассматриваемой проблемы в опубликованных тезисах, статьях, монографиях;

Ø анализ имеющейся литературы по изучаемой теме;

Ø осмысление собранного материала и выдвижение рабочей гипотезы;

Ø составление плана работы;

Ø текстовое оформление работы;

Ø публичная защита работы.

Первым этапом выполнения научно-исследовательской работы является выбор темы. Тема может быть предложена студенту или же он сам в соответствии со своими интересами определяет, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко изучить ее. Выбор темы определяет исследовательский аппарат. Необходимо в самом начале работы сформулировать цель, предмет и объект исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.