Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к УСТНОМУ выступлению




Риторический процесс, по определению Платона, есть путь мысли к публично звучащему слову. И чтобы слово действительно зазвучало, было воспринято слушателями, необходима тщательная подготовка к речи. В данном случае автор курсовой работы готовится к конкретному выступлению, для которого определены тема, цель и задачи, тема раскрыта на основе проработанного материала, сделаны соответствующие выводы, т.е. в письменной форме работа готова. Осталось представить ее в устной форме, для чего следует переработать ее в соответствии с требованиями к устной кодифицированной речи.

Подготовка к публичной защите – важный и ответственный этап, требующий определенных умений. При подготовке к защите следует перечитать текст курсовой работы, выбрать из него основные смысловые части (ключевые моменты), которые освещаются во время выступления.

Работа над текстом выступления имеет свои особенности. Главное в ней – составление речи. Следует учесть, что характер восприятия устной и письменной речи различен. Письменная речь – речь графически закрепленная, написанная буквами (графическим кодом), воспринимаемая зрительно, – осмысливается при чтении. Устная речь – это речь звучащая, т.е. выраженная звуками (акустическим кодом), воспринимаемая слухом. В ней используются системы фонетических и просодических средств выражения. При составлении речи необходимо осуществить кодовый переход с письменной речи на устную, с графического кода на акустический. Устная речь намного богаче письменной. Важную роль в ней играют и зрительное восприятие, и невербальные средства общения, и звуковая выразительность (богатство интонации, паузы, логические и фразовые ударения, передающие смысловые оттенки, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику, предмету речи).

Речь следует записать, чтобы подкорректировать, увидеть все ее недочеты и исправить их. Прочитывать текст речи или заучивать ее наизусть не следует, поскольку чтение с листа труднее воспринимается, а в заученном тексте при волнении может забыться какая-то часть, что приведет к долгой паузе, обусловленной смущением выступающего. Текст написанной речи следует хорошо осмыслить, поскольку осмысление поможет оформить ее в словесное выражение.

Композиционное построение речи – это организация материала в речи, расположение всех частей выступления, для которого правильное соотношение частей выступления между собой, отдельной части по отношению ко всему выступлению характеризует само выступление. Чаще всего применяется традиционная трёхчастная структуры речи: вступление, основная часть, заключение. При нарушении соотношения частей речи ее эффективность снижается, поэтому при выступлении следует правильно распределить части речи, каждой их которых отводится определенное количество времени. Поскольку время, отведенное на защиту, всегда регламентировано (5-7 минут), необходимо уложиться в отведенное время.

Первая часть выступления – вступление, в котором поясняется актуальность темы, обозначается предмет и объект исследования, объявляются цели и задачи, теоретическая и методологическая база, – не должна превышать по объему основную часть выступления.

Вторая часть выступления – основная, в которой представляются основные положения исследования, анализ и систематизация основных идей исследователей обозначенной проблемы, авторские разработки и идеи, – занимает большее количество времени, чем вступление и заключение вместе взятые, и превышает их по объему.

Третья часть выступления – заключение, в котором обосновываются выводы, следующие из проведенного исследования, – самая меньшая по объему.

Как ранее отмечено, публичное выступление реализуется в форме устной кодифицированной речи, которая должна соответствовать нормам литературного языка (орфоэпическим и акцентологическим, грамматическим, лексическим, стилистическим). Здесь должно быть отработано литературное произношение (слова, в которых неправильное ударение или произношение всегда «режут ухо»). В случае сомнения в правильности ударения или произношения следует обратиться к орфоэпическому словарю.

Поскольку устная речь воспринимается слухом, большое значение имеет речевое звучание (ритм, тональность речи, темп, длительность и чистота пауз, дикция, голос, различные интонационные конструкции, речевые такты, логические и фразовые ударения). При пробе речи, т.е. ее репетиции, следует обратить на это внимание.

Большое внимание следует обратить на правильное использование различных пластов лексического состава языка: терминов, иностранных слов, неологизмов и т.д. Использование слов ограниченного употребления должно быть мотивировано, также как и образные выражения. Слова, относящиеся к терминологической лексике, требуют пояснения.

Синтаксические конструкции, употребляемые в выступлении, не должны быть такими сложными, как в письменной речи, но и не такими простыми, как в обыденной разговорной речи. Здесь исключаются повторы, незаконченные предложения, но не рекомендуются неоправданно сложные синтаксические конструкции.

Характерными особенностями публичной речи являются понятность, информативность и выразительность. При выступлении данные особенности речи должны учитываться.

После выступления защищающего курсовую работу предполагается обсуждение каких-либо положений, представленных на защите. Это могут быть различные вопросы по теме исследования, которые не совсем ясны присутствующим. Защищающийся должен ответить на них кратко, ёмко, по существу вопроса.

Как отмечено ранее, устная речь – это целенаправленное поведение человека, в котором формирование целевой установки говорящего начинается с общих процессов ориентировки и заканчивается предвосхищением сообщаемого (коммуникативной интенцией). В речи человек заявляет о себе как о личности, которой присущи индивидуальные особенности мировосприятия языковой компетентности. Необходимым условием речевого общения является коммуникативная заинтересованность субъекта и адресата, обусловливающая главный принцип общения – паритетность его участников. При защите исследовательских работ устанавливается речевое общение между выступающим и слушателями. Оно должно вызывать обоюдный интерес, быть корректным в вопросах и ответах.

При защите курсовой работы необходимо представить свое исследование, продемонстрировать свою компетентность в обозначенной проблеме, показать владение теоретическим материалом, грамотно отвечать на заданные вопросы, что служит критерием оценки курсовой работы. При оценке курсовой работы в целом учитывается содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный).

 

КРАТКИЕ ИТОГИ ТЕМЫ

1. Научно-исследовательские и учебно-исследовательские студенческие работы выполняются в несколько этапов: изучение литературы, конспектирование, работа с основными терминами и понятиями, осмысление теоретического материала, составление плана, написание и оформление текста работы. Важным процессом в работе над письменным текстом является редактирование,предполагающее его критический анализ.

2. В научно-исследовательской работе используются такие типы речи как описание и рассуждение. Методами логической организации текста являются дедукция, индукция, проблемное изложение и аналогия.

3. В публичной защите студент демонстрирует свои знания в теоретическом аспекте избранной проблемы, а также проявляет уровень общей культуры и культуры речи.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.