Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая сущность налогов




Налоги в российской экономической науке рассматривают­ся как один из элементов системы финансов, являющихся, в свою очередь, элементом экономики.

При таком подходе налог как экономическая категория считается определенной разновидностью производственных отношений, С точки зрения экономики налоги — это совокуп­ность отношений, возникающих между государством и нало­гоплательщиками (ими выступают физические и юридические лица) по поводу перераспределения ВВП в целях формирова­ния централизованных денежных фондов государства.

Налоги и налогообложение, безусловно, играют большую роль в современной экономической системе, но объяснение ин­ститута налогообложения исключительно с позиции экономи­ки — весьма однобокий и в некотором роде ущербный подход.

По мнению экономистов, государство всегда заинтересо­вано в максимальном размере налогов, а налогоплательщик, наоборот, прилагает усилия по снижению размеров своих на­логовых отчислений или вообще по уклонению от их уплаты. В этом случае между участниками налоговых отношений не­избежно проявляются и постоянно существуют объективные противоречия.

Рассматривая налоги как исключительно экономическую категорию, мы не сможем объяснить данный парадокс, и вы­нуждены ограничиться признанием существующей проблемы как «неизбежного зла», присущего системе налогообложения. Весьма сложно будет объяснить и роль налогообложения в со­временном обществе, избравшем гуманистические, демокра­тические принципы развития, предполагающие отказ от про­извола и насилия государства над личностью.

Напомним, что согласно базовому общенаучному принци­пу ни один из элементов системы не может иметь принципи­ально иного содержания, нежели все остальные ее элементы, и их деятельность не должна идти вразрез с едиными задачами и целью функционирования системы. Кроме того, ни один из 10


элементов системы не может приобретать большего значения, чем вся система в целом. Как показывает практика, это прави­ло не работает в отношении взаимосвязи таких понятий, как «экономика», «финансы» и «налоги».

Рассматривая налоги в контексте экономической системы, следует признать, что по ряду основных характеристик, как то: цель, основные задачи, объекты, система налогообложения ко­ренным образом отлична от аналогичных характеристик систе­мы экономики и системы финансов.

Все экономические объекты имеют строго определенное материальное выражение. Основная цель экономической де­ятельности состоит в получении самым эффективным мето­дом наибольшего количества прибавочного продукта.

Облегчению механизма экономических взаимоотноше­ний способствует финансовая система. Благодаря ей у любого объекта экономики появляется своя оценочная стоимость, выраженная в форме его отношения к национальной валюте. Финансовые отношения происходят также в материальной плоскости путем обмена объектов экономики на их финансо­вый эквивалент, имеющий определенное материальное выра­жение. Одним из результатов внедрения финансовой системы стало повышение эффективности экономических взаимоотно­шений между субъектами, что привело к сокращению их на­кладных расходов и возникновению возможности увеличить количество прибавочного продукта.

В отличие от финансовых и экономических объектов на­логи имеют ярко выраженный абстрактный характер. Налоги не имеют конкретного материального выражения, их нельзя потрогать или увидеть. Выражение «уплатить налоги», напри­мер, не равноценно словосочетанию «уплатить деньги». Уплата налога прежде всего означает исполнение гражданином своей обязанности по уплате налога. При этом форма исполнения обязанности определена далеко не всегда. Она может быть свя­зана как с перечислением особой денежной суммы, так и с пе­редачей части произведенной дантлм лицом продукции в ходе своей экономической деятельности.

Неразрешимый в сугубо экономическом контексте «пара­докс налогообложения» имеет весьма логичное решение, если взглянуть на эту проблему более широко.

Ответ о причинах возникновения подобных расхождений между системой налогообложения и системой экономики в целом можно найти путем применения методики историко-логического моделирования.


При таком подходе модель возникновения и развития взаи­моотношений экономической, финансовой и налоговой сис­тем будет выглядеть следующим образом.

Начальный этап существования экономических отношений связан с производством (добычей) и потреблением определен­ных материальных ресурсов (для их обозначения наиболее подходит понятие «товар»). Первоначальная экономическая деятельность осуществляется по принципу универсального производства, когда один экономически активный субъект обеспечивал себя всем необходимым.

Разделение труда, пришедшее на смену этапу универсаль­ного производства, обусловило необходимость организации системы обмена недостающей продукцией между экономи­чески активными субъектами. Первоначальный обмен проис­ходил исключительно по схеме «товар на товар». Именно на данном этапе в наибольшей степени проявилась основная цель экономической деятельности — производство наибольшего количества востребованной продукции при максимальном со­кращении издержек.

Дальнейшее развитие экономических отношений привело к.значительному увеличению видов востребованной продук­ции и тем самым серьезно усложнило процесс ее обмена между производителями и потребителями.

Решить эту задачу позволило создание финансовой систе­мы. В общем виде ее роль сводилась к определению универ­сального объекта обмена и определению стоимостного от­ношения всех существующих товаров по отношению к нему. Необходимо отметить, что на разных этапах развития обще­ства, роль универсального объекта обмена выполняли как от­дельные виды товаров (например, золото, серебро, медь), так и специально созданные финансовые объекты и инструменты (деньги, долговые расписки, векселя). Благодаря появлению финансовой системы стала возможна реализация схемы обме­на по принципу «товар — деньги — товар».

Несмотря на развитие финансовой системы, в современной экономике до сих пор сохранились и бартерные операции — бо­лее древняя, сугубо экономическая система обмена товара на то­вар без использования каких-либо финансовых инструментов.

Вышеописанная система общественных экономико-фи­нансовых взаимоотношений в целом является самодостаточ­ной и не требует создания иных вспомогательных систем.

Таким образом, возникает вполне закономерный вопрос о причинах создания системы налогообложения.

Предпосылки формирования системы обязательных изъя­тий из системы производства и потребления (т.е. системы на-


логообложения) лишь косвенным образом связаны с потреб­ностями, целями и задачами общественно-экономической деятельности. Возникновение системы налогообложения стало необходимым условием создания и функционирования систе­мы государственной власти. Передача обществом государству целого ряда полномочий, связанных в том числе с обеспече­нием охраны общественного порядка, законодательным ре­гулированием общественной жизни, потребовало выделения соответствующих ресурсов. В то же время, обладая столь серь­езными полномочиями, государство не могло вести экономи­ко-финансовую деятельность наравне с иными экономически­ми и финансовыми субъектами.

Решение возникшей задачи было достигнуто путем создания системы обязательного налогообложения. На определенном этапе исторического развития все субъекты, осуществляющие экономическую и финансовую деятельность, приняли обяза­тельство по отчислению в адрес государства или его представи­телей конкретной доли имеющихся в их распоряжении товар­но-материальных ценностей в обмен на гарантии выполнения государством своих обязательств перед обществом. Еще раз обратим внимание, что этот исторический этап лишь косвен­ным образом зависел от экономических и финансовых пред­посылок. Возникновение налогообложения не имеет прямой взаимосвязи с развитием финансовых отношений в обществе, и его механизмы могут выполнять спои функции даже в отсут­ствие финансовой системы. Главной причиной появления сис­темы принудительных изъятий является начало формирования в обществе институтов государственной власти, наделение их специальными полномочиями, требующими особых затрат об­щественных ресурсов.

С развитием системы налогообложения в целях упорядо­чения исполнения товарно-материальных потребностей госу­дарства, а также повышения эффективности использования переданных обществом государству ресурсов была создана сис­тема, названная государственным бюджетом. При этом процесс получения, перераспределения и расходования государством имеющихся средств стал именоваться бюджетным процессом.

Следует отметить, что потребности государства для испол­нения своих обязательств перед обществом на определенных исторических этапах весьма существенно менялись, и поэтому наполнение государственного бюджета могло производиться не только финансовыми, но и отдельными экономическими ресурсами. Например, до сегодняшнего дня существует так на­зываемый золотой запас государства.


На современном этапе нельзя говорить о полностью фи­нансовом характере бюджетного процесса. Хотя бюджет сов­ременного государства чаще всего имеет именно финансовое выражение, отдельные элементы бюджетного процесса не обладают четкой финансовой формой либо им свойственна смешанная сущность. Наиболее ярко такая особенность сов­ременного бюджетного процесса проявляется на стадии фор­мирования бюджета. В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств яв­ляются не финансовые, а именно налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирова­ния бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономиче-ский механизм формирования бюджета),

В то же время часть государственных доходов формирует­ся и благодаря сугубо финансовым или даже экономическим механизмам. Примером формирования доходной части госу­дарственного бюджета при помощи финансовых механизмов может служить поступление арендной платы за пользование государственной собственностью, экономических — получе­ние дохода от введения и использования механизма государ­ственных монополий.

Соответственно исполнение обязанности по уплате налогов не носит однозначной привязки к финансовой или экономи­ческой деятельности. На определенных исторических этапах исполнением налоговых обязательств признавались не только выплата в адрес государства конкретной денежно-финансовой суммы, но и передача конкретных товарно-материальных цен­ностей.

Элементы системы налогообложения не являются состав­ными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Таким подходом в понимании взаимоотношения налогооб­ложения и финансов, налогообложения и экономики объяс­няется и тот факт, что далеко не всегда цели налогообложения совпадают с целями и задачами экономико-финансовой де­ятельности, а зачастую и прямо идут вразрез с ними.

Со временем, как в экономике, так и в системе финансовой деятельности были выработаны механизмы опенки воздей­ствия на них различных налоговых факторов. Но, лаже рас­сматривая применяемые в рамках этих методик способы ана-


лиза, очевиден вывод о том, что они предназначены прежде всего для исследования внешнего, а не внутрисистемного воз­действия.

Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отно­шении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Использование в рамках экономической или налоговой деятельности методик, характерных для финан­совой сферы, указывает лишь на тесную взаимосвязь этих сис­тем, но не на их взаимозависимость.

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансо­вой или к государственно-правовой системе принципиально неверно.

Сущность налогообложения находится на стыке финансо­во-экономических и государственно-правовых знаний. Нало­гообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необ­ходимо использовать междисциплинарный подход.

Подобный подход в полной мере реализован в формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук единой комплексной налоговой науки, получив­шей название — форосология.

Форосология (от греч, foros— налог и logos— учение) — это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимает­ся научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые во­просы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует матема­тический расчетный аппарат и механизм автоматизации взи­мания налогов и сборов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.