Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночной системы организации экономики




ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА

Инфраструктура рынка - это совокупность организационно-правовых форм (институтов, служб, предприятий, организаций), опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1/ биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2/ аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3/ кредитная система и коммерческие банки;

4/ эмиссионная система и эмиссионные банки;

5/ система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6/ информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7/ налоговая система и налоговая инспекция;

8/ система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые компании;

9/ рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10/ торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11/ таможенная система;

12/ профсоюзы работающих по найму;

13/ коммерческо-выставочные комплексы;

14/ система высшего и среднего экономического образования;

15/ аудиторские компании;

16/ консультативные (консалтинговые) компании;

17/ общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;


 

 

18/ специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, её элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

„ организационное оформление рыночных отношений;

„ облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

„ повышение эффективности функционирования рынка на основе специализации его посредников на отдельных видах деятельности;

„ облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

В своём воздействии на экономическую систему рынок многогранен и противоречив, выполняет как позитивную, так и негативную роль.

ПРЕИМУЩЕСТВА

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в производство тех товаров и услуг, в которых более всего нуждается общество. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая и внедряя новые технологии, позволяющие снижать издержки производства, повышать производительность труда, обеспечивать ресурсосбережение и получать иные рыночные преимущества.

Конкурентный рынок с помощью «невидимой руки» оперативно определяет что, как и для кого производить, при этом обеспечивая максимально возможную экономическую эффективность и сбалансированность экономики.

Являясь ориентиром для развития выгодного производства и показывая невыгодность других производств, рыночный механизм регулирует отраслевую структуру.

Рыночная экономика в наибольшей степени учитывает потребности общества, ориентируясь на выпуск той продукции, которая пользуется платежеспособным спросом. Такую модель экономики называют также

«рынком покупателя», подчеркивая доминирующее положение покупателей в системе экономических ориентиров хозяйствующих субъектов. Конкурентный рынок обеспечивает гибкость и высокую адаптивность производства к изменяющимся условиям, что особенно важно в отношении постоянно изменяющихся потребностей человека.

Рыночное хозяйство, базирующееся на широком разделении общественного труда и конкуренции, создает большие возможности для


 

 

удовлетворения разнообразных общественных потребностей, для повышения качества товаров и услуг, для постоянного поиска и разработки новых моделей, типов, модификаций товаров.

В рыночной экономике все субъекты свободны в своём поведении. Они независимы в принятии решений, при заключении сделок. Оптимизация выбора потребителей и производителей происходит с учетом их предпочтений и финансовых ограничений. Рынок координирует экономическое поведение субъектов без принуждения, только через экономические рычаги, интересы.

Получение доходов в рыночной экономике по результатам деятельности - в зависимости от количества и качества созданного продукта. Возможность заработать больше денег повышает экономическую активность людей, стимулирует эффективный труд, инициативу, предприимчивость, творчество.

Рынок опирается на наиболее жизнеспособные силы общества и таким образом превращает экономическую систему в наиболее конкурентоспособную.

Рыночная экономика предоставляет широкие возможности для самовыражения человека, для проявления его разнообразных способностей, яркой индивидуальности.

Таким образом, механизм самонастройки (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью

«невидимой руки»), возможности эффективного использования всех ресурсов и свобода экономического поведения людей свидетельствуют в пользу рыночной системы.

НЕДОСТАТКИ

Несмотря на многочисленные преимущества рыночной системы организации экономики, нельзя не отметить и её недостатки, поскольку это достаточно эффективная, но не идеальная модель. Серьёзный недостаток, прежде всего, проявляется в том, что тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса является либо перепроизводство, либо недопроизводство общественного продукта. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними.

Стихийное колебание цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определённое количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей означает сокращение доходов или в крайних случаях разорение, а для работников - безработицу.


 

 

Движение экономики в условиях действия рыночного механизма саморегулирования характеризуется циклической формой - от кризиса через депрессию, оживление, подъём опять к кризису. Такое движение сопряжено с производственными и социальными потерями, снижением эффективности экономики.

Рынок ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Производство же социально значимых товаров и услуг, но не отвечающее критерию прибыльности, остается за границами интересов рыночных субъектов.

Вне рынка оказывается и производство общественных благ, потребность в которых не имеет денежной оценки и поэтому не превращается в спрос (национальная оборона, здравоохранение, образование, культура, сети коммуникаций, единая энергосистема и т.п.).

Конкурентный рынок не гарантирует решения важнейших социально-

экономических проблем, среди которых безработица, инфляция.

Рынок не обеспечивает полную занятость населения (право на труд тем, кто может и хочет работать). Трудоустраиваются только сильнейшие, наиболее конкурентоспособные, энергичные.

Рынок не гарантирует право на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества. Распределение доходов в рыночной экономике только одно - результатам конкуренции. Отсюда большая дифференциация доходов: часть населения купается в роскоши, а другая - бедствует и голодает. Социальной поддержки слабых слоёв населения

(больных, инвалидов, престарелых и т.п.) здесь нет.

Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды, сохранения невоспроизводимых ресурсов. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистого производства.

Рыночный механизм не ориентирован на финансирование фундаментальных исследований в науке, способных принести положительный эффект в отдалённом будущем либо имеющих неопределённую перспективу.

Рынок не решает региональных проблем.

В силу указанных недостатков рыночная организация экономики нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. В результате современная рыночная система базируется на синтезе рыночного механизма и регулирующих функций государства. Государство исправляет ошибки рынка, добиваясь эффективности, справедливости и стабильности в функционировании всей экономики.

Таким образом, рынок, как стержень рыночной модели организации экономики, представляет собой целостную систему со своим механизмом


 

 

решения основных вопросов экономики, со своими сильными и слабыми сторонами. В целом это довольно эффективная форма развития производительных сил, человеческого общества, цивилизации.

 

 

V. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

 

 

Россия в конце 80-х годов испытывала сильнейший кризис социально- экономической системы плановой экономики и стояла перед выбором нового пути развития. Одним из возможных вариантов развития был рыночный путь, или точнее, переход к социально-ориентированному рыночному хозяйству. Он предполагал кардинальные изменения в организационно- экономическом механизме. Процесс этот сложный и длительный.

На I этапе решались задачи запуска рыночного механизма новой системы хозяйствования. Это был, наверно, самый сложный этап. Не было однозначного понимания того, что и как делать, какова должна быть очередность тех или иных преобразований (например, приватизации и либерализации цен).

Для запуска рыночного механизма, прежде всего, было необходимо сформировать рыночных субъектов, способных работать и жить в условиях экономической самостоятельности, риска, ответственности. Эта задача решалась через преобразование советских предприятий, работавших по плану и указаниям государственных управляющих органов (Министерств, ведомств), в хозяйственные единицы разных негосударственных форм собственности либо перевод их на коммерческие условия функционирования, а также через создание новых частных структур. Это происходило в рамках широко развернувшегося в российской экономике процесса приватизации. Она тоже происходила в два этапа: 1991-1993гг.

«малая приватизация», когда рыночными субъектами становились малые и средние предприятия в основном торговли, общественного питания, услуг,

1993-1995гг. «большая приватизация», охватившая базовые отрасли экономики и крупные предприятия.

Смена формы собственности является необходимым, но недостаточным условием для превращения социалистических предприятий в фирмы. Требуется готовность к переоценке мотивации, изменению форм и методов хозяйствования. Для превращения номинальных собственников в реальных требуется заинтересованность в развитии производства, в получении прибыли и дальнейшей капитализации дохода, в повышении конкурентоспособности производимой продукции.

Вторая задача – создание конкурентной среды и возможности реализации в ней свободы экономического поведения. Для


 

 

товаропроизводителей свобода в производстве и реализации продукции, для потребителей – свобода в выборе необходимого набора благ, для владельцев экономических ресурсов – свобода распоряжения ими.

Рыночные условия хозяйствования предполагают активную конкуренцию между отечественными предприятиями, а в условиях либерализации экономики также конкуренцию между отечественными и иностранными компаниями. Однако на первом этапе формирования рыночной экономики отечественные фирмы были еще слабыми, не способными вести равноправную конкурентную борьбу с иностранными компаниями. Поэтому в этот период должны формироваться основы внутренней конкуренции, т.е. конкуренции между национальными компаниями, а в отношении внешней конкуренции, т.е. в отношении доступа на внутренний рынок иностранных товаров, должен быть взвешенный подход. Полная открытость рынка должна формироваться постепенно, по мере готовности российских предприятий работать в реальных рыночных условиях. В противном случае она может нанести гибельный удар по отечественной промышленности, сельскому хозяйству и другим отраслям, приведя к утрате экономической безопасности страны.

Важнейшим элементом конкурентной среды является свободное ценообразование, возможность движения цен вверх и вниз под влиянием изменения спроса и предложения.

Цены в России были отпущены в свободное плавание с января 1991 года. Либерализация цен и приватизация тесно взаимосвязаны между собой. Наличие одного при отсутствии другого не позволяет перейти к рыночным отношениям. Либерализация цен позволяет реально оценить приватизируемое имущество, способствует ускорению процесса приватизации и разгосударствлению экономики.

Кроме того, снятие контроля за ценами обнажает реальное состояние экономики, позволяет вскрыть истинные диспропорции в структуре экономики, а далее стимулировать производство востребованных товаров, формировать новые ценовые соотношения и эффективную структуру экономики.

Формирование рыночной среды требует создания соответствующей рыночной инфраструктуры в области финансов, торговли, информации, законодательства, образования.

Появление коммерческих банков и разных финансовых компаний расширяет возможности привлечения денежных средств и одновременно создает условия для повышения эффективности их использования и ответственности за их возврат.

Создание бирж заменяет механизм централизованного снабжения предприятий ресурсами и распределения готовой продукции. Экономические


 

 

ресурсы направляются туда, где они выше ценятся, на выпуск востребованных обществом товаров.

Процесс формирования бирж как институтов рынка в России осуществлялся быстрее и успешнее, чем превращение предприятий в рыночных субъектов. Объясняется это отчасти тем, что предприятия перестраивали свою работу, переходили от социалистических методов хозяйствования к иным, рыночным, а биржи создавались заново, как организационные структуры с изначально рыночной мотивацией деятельности. Но, конечно, профессионализм проявлялся не сразу, вначале тоже было стремление к получению сиюминутной выгоды.

Для начального этапа формирования рыночной инфраструктуры было характерно отсутствие тесного взаимодействия с производственным сектором экономики. Причиной этого было кризисное состояние экономики, высочайшая инфляция. Оборот денег в сфере реальной экономики приносил в несколько раз меньшую прибыль, чем в финансовом секторе.

В процессе реформирования общества меняется роль государства. Административные методы его воздействия на экономику заменяются на преимущественно экономические. Государство снимает с себя функции тотального планирования, управления, контроля и др. Акцент делается на правовую сторону – создание условий для нормального функционирования рынка, формирование институциональных структур, обслуживающих определенные аспекты новых отношений, разработку законодательной базы, определяющей взаимоотношения между субъектами рынка – фирмами, гражданами и государством.

Трансформационный процесс сопровождает перестройка мышления, поведения, осознание необходимости принятия иных правил существования, адекватных рыночному поведению. Задача государства поддержать просветительную работу среди населения.

Процесс реформирования общества в России принял очень болезненный характер. Это проявилось в глубоком спаде производства, высочайшей инфляции, расстройстве денежной системы, появлении массовой безработицы, сокращении уровня жизни населения и других негативных явлениях.

В этих условиях государство приняло на себя стабилизационные функции, хотя они не свойственны чисто рыночной модели развития, но характеризуют ее социальную направленность.

На первом этапе необходимость социальной защиты ощущается острее всего. Социальная защищенность должна охватывать, прежде всего, наиболее слабые слои общества – нетрудоспособных, временно безработных, занятых профессиональной переориентацией, пенсионеров.


 

 

Критериями завершения первого этапа являются следующие черты развития экономики: встроенность рыночных механизмов в процессы производства, реализации, обмена и потребления товаров и услуг, преимущественное использование в регулирующей деятельности государства экономических методов, стабильность экономики, определенный уровень социальной защищенности, обеспечивающий нормальное существование всех граждан.

Второй этап связан с отладкой рыночных механизмов функционирования экономики. Целью таких преобразований является создание цивилизованного рынка, на базе которого происходило бы эффективное развитие общественного производства.

Глубинные рыночные преобразования связаны:

- с активностью на всех сегментах национального рынка (потребительских товаров, факторов производства, финансов);

- с тесным взаимодействием финансовых структур и производственного сектора экономики;

- с сосуществованием предприятий всех форм собственности;

- с формированием реальных субъектов хозяйствования и концентрацией факторов производства в руках эффективных собственников;

- с изменением методов внутрифирменного управления, с ориентацией их на конечные результаты;

- c мобильностью экономических ресурсов;

- с осуществлением структурной перестройки экономики, т.е. с созданием такой структуры экономики, которая в наилучшей степени отвечала задаче роста уровня жизни российских граждан. Это предполагает увеличение доли отраслей перерабатывающих, импортозамещающих, наукоемких, усиление научно-технического уровня производства и улучшение качества продукции;

- с приемлемой открытостью национальной экономики, с расширением границ конкуренции;

- с выходом значительной номенклатуры продукции обрабатывающих и конечных отраслей российской экономики в разряд конкурентоспособных на мировом рынке.

Определенную роль в приобретении навыков цивилизованного ведения бизнеса может сыграть взаимодействие с иностранными банками и фирмами, организация совместных с иностранным капиталом предпринимательских структур.

По мере становления рыночных отношений усиливается значение фондовых бирж и фондового рынка в целом. Перемещение акций из рук в руки создает возможности для перелива капитала, для концентрации финансовых средств в наиболее динамично развивающихся отраслях для


 

 

формирования прогрессивной структуры производства, соответствующей структуре потребностей.

Более того, деятельность финансовых организаций способствует значительному сокращению потребности в использовании централизованных средств.

На втором этапе более совершенный механизм рынка обеспечивает значительную сбалансированность экономики, рост числа рентабельных предприятий, повышение платежеспособного спроса, что является инициатором экономического роста.

На рассматриваемом этапе возрастает роль государства в реализации социальной политики. В частности, в отладке финансовых механизмов формирования социальной инфраструктуры: в области пенсионного обеспечения, медицинского страхования, финансирования жилищного строительства, внедрения и развития потребительского кредита, а также в области занятости отдельных категорий работников.

Одним из важнейших принципов социально ориентированной экономики является принцип социального партнерства. Он может предусматривать, например, оформление договорных отношений, фиксирующих уровень оплаты, условия труда, профессиональное образование и переподготовку, медицинское страхование и т.п.

Таким образом, в ходе российских реформ предполагалось создать:

А) рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями;

Б) структуры и функции макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства.

Основные направления формирования рыночной экономики следующие:

1. Изменение отношений собственности и на базе этого преобразование государственного хозяйства через его приватизацию в хозяйство общее государственно-коллективно-индивидуальное.

2. Преодоление социально-экономической монополии государства, превращение государства в одного из субъектов хозяйствования и управления экономикой.

3. Замена директивного планирования на индикативное.

4. Замена административно-ведомственного управления производственно-хозяйственными единицами на экономическое регулирование (через воздействие на материальный интерес рыночных субъектов, через создание заинтересованности участвовать в экономических и научно-технических программах, через разумную с точки зрения создания стимулов и реализации экономической свободы налоговую и кредитно-денежную политику).


 

 

5. Преобразование административно-управляемых хозяйственных связей во взаимовыгодные, договорные.

6. Замена государственной системы ценообразования на свободное рыночное установление цен.

7. Создание рыночной инфраструктуры: банковско-кредитной системы, бирж, широкой сети магазинов (дифференцированных по ассортименту, уровню цен, формам обслуживания, качеству товаров, режиму работы), центров подготовки кадров для работы в условиях рынка, союзов защиты прав потребителей и др.

8. Преобразование работы самих государственных предприятий, позволяющее освободить их от административно-централизованного диктата. Уровень экономической самостоятельности государственных предприятий должен приближаться к уровню экономической свободы негосударственных хозяйственных форм.

9. Преобразование трудовых отношений на основе установления их многообразных форм, порождаемых разными формами собственности и возможностями выбора сфер приложения труда вместо существовавшего безальтернативного государственного найма.

10. Переход от системы государственного установления величины личных доходов через нормируемую заработную плату к многоканальному формированию доходов. Доходы должны зависеть от результатов труда работника, общих результатов труда коллектива, величины собственности.

Эти направления в той или иной степени реализовались в современной России, свидетельствуя о рыночном пути развития нашей страны, хотя и не во всем цивилизованном. Чтобы рынок превратился в цивилизованный, необходимо соблюдать общепринятые в мире формы взаимодействия и правила поведения в бизнесе и в жизни. Государство должно органически вписаться в рыночную экономику, подчиняя развитие рынка интересам общества – повышению уровня жизни населения и движению России к уважаемому, экономически сильному государству.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.