Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция дома




Идейно-теоретические истоки

СОЦИОЛОГИИ

2. Феноменологическая парадигма: предмет и методы

4. “Мы” и “Они” в российском обществе

Феноменологическая парадигма направлена прежде всего на изучение

социальных феноменов повседневного “жизненного мира” как объектов

осознания людьми, которые конструируются в процессе их непрерывной

жизнедеятельности. Несомненно, мир объективен, но он начинает иметь

значение для людей только в процессе его осознания, только тогда, когда он

становится внутренним субъективным миром. Согласно феноменологам,

социальные феномены по своей сути отнюдь не таковы, какими они кажутся с

первого поверхностного взгляда. Поэтому, чтобы преодолеть разного рода

иллюзии или “ложное сознание”, необходимо вскрывать латентные функции

феноменов человеческой реальности.

Феноменологи исходят из того, что досовременные общества обладали

весьма значительной степенью интеграции. В результате чего человек всегда

жил как бы в одном мире: социальные феномены, одновременно освоенные и

созданные в процессе общения людей, были всеми разделяемыми, ибо они

представляли собой своего рода их “домашний мир”. Он был по сути един и на

работе и в семье. Каждый воспринимал этот мир как самоочевидный, в котором

его место и роли были четко определены. В современном же обществе люди

сталкиваются с плюрализацией жизненных миров прежде всего в силу скачка в

сфере разделения труда. Поэтому сконструированные людьми социальные

феномены приобретают многозначность.

В этой связи свою задачу феноменологи видят в том, чтобы дать более

полное представление о мире через понимание других точек зрения на

социальные феномены. При этом феноменологов интересуют не столько

объективные различия социальных феноменов, сколько то, как они субъективно

воспринимаются на уровне обыденного сознания самых обычных людей в

процессе их жизнедеятельности.

Альфред Шютц (Schutz) (в русском переводе встречаются также

написания Шуц, Шюц; в настоящем учебники при ссылке на работы социолога

сохранено то написании фамилии, которое дается в переводе) родился в Вене,

Австрия, в 1899 году. Там же получил образование. По окончании Венского

университета, в котором специализировался в области экономики, выбрал

карьеру банкира. Однако параллельно серьезно увлекся социологией, полагая,

что эта наука поможет ему лучше понять жизнь, а также преуспеть в профессии.

Это ему удалось в полной мере. В 1932 г. появилась его знаменитая книга

«Феноменология социального мира», в которой, по существу, были

сформулированы основные положения принципиально новой социологической

парадигмы – феноменологической социологии. В ней социолог осуществил

синтез философских идей Э. Гуссерля и “понимающей” социологии М. Вебера,

предложив оригинальный методологический подход для анализа социальных

действий индивидов в контексте мира значений повседневной жизни.

Однако приближалась Вторая мировая война, и Шютц в 1939 г.

эмигрировал сначала во Францию, а затем — в США, где преподавал

философию и социологию, продолжая сочетать научную деятельность с работой

банкира. И все же социология взяла верх над банковской деятельностью,

которую он окончательно оставляет в 1956 году. Вокруг Шютца формируется

авангардная социологическая школа с множеством учеников и последователей,

которые впоследствии продолжили самостоятельную работу в русле его идей.

Среди них всемирно известные социологи П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель

и другие.

Предложенная Шютцем парадигма позволяет изучать, как представители

разных социальных групп через призму своего субъективного видения мира

интерпретируют объективные объекты и явления, к каким потенциально

социальным действиям и конфликтам ведет несовместимость множественных

субъективно сконструированных образов социальной реальности.

Среди других работ социолога: «Возвращающийся домой»,

«Формирование понятия и теории в общественных науках», «Структуры

жизненного мира» (в соавторстве с Т. Лукманом), «Феноменология социального

мира».

Умер Альфред Шютц в 1959 году.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.