Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерсубъективный мир




По мнению социолога, взаимодействие людей становится возможным,

поскольку каждый индивид предполагает, что окружающие его видят

социальные реалии, исходя из точно той же типизации объектов, что сами

интерпретируемые объекты являются общими. Индивидуальный запас знаний

должен быть разделен с другими людьми. Адекватная коммуникация,

адекватное понимание возникают благодаря появлению общего для

взаимодействующих интерсубъективного мира.

Интерсубъективный мир – это не частный мир, а общий, привычный

социальный мир, который в конечном счете обусловлен интеракциями между

людьми, принадлежащими к одной весьма узкой социальной группе, которую

социолог называет “домашней” группой. Но в сознании индивидов этот

социокультурный мир выступает как мир объективный, независимый от них

самих. При этом сами индивиды создают лишь определенное знание об

интерсубъективном мире. В основном это знание (конструкты первого порядка)

приобретается в ходе социализации благодаря взаимодействию с другими

близкими членами “домашней” группы: «Мир (и природный, и социальный), –

пишет Шютц, – с самого начала является интерсубъективным… наше знание о

нем так или иначе социализировано. Более того, социальный мир с самого

начала является миром значений. Другой человек воспринимается не как

организм, а как такой же человек, а его явное поведение воспринимается не как

событие в пространстве и времени внешнего мира, а как действия такого же

человека, как и мы. Мы, как правило, “знаем”, что делает Другой, ради чего он

это делает, почему он делает это именно в данное время и в данных конкретных

обстоятельствах»3.

Знание в “домашней” группе может иметь частные компоненты, которые

своеобразны у каждого индивида. Так, по Шютцу, запас повседневного знания,

детерминирован биографией индивида. Социолог исходит из того, что в

повседневной жизни каждый индивид вынужден осуществлять типизацию

предметов и явлений вокруг себя, чем и определяется индивидуальный кругозор

индивида, который социолог назвал биографической ситуацией индивида. В

течение жизни человека его биографическая ситуация постоянно изменяется:

число конструктов первого порядка постоянно увеличивается под влиянием как

непосредственного восприятия мира, так и главным образом благодаря

типизациям, накапливаемым с помощью языка. Биографическая ситуация,

представляющая собой, по существу, осмысленный опыт человека,

способствует накоплению знаний о мире, которые и позволяют индивиду

понимать и интерпретировать социальные действия окружающий его людей. И

так как личный опыт и знания каждого человека уникальны, то, соответственно,

неповторимы и его интерпретации жизненных реалий, которые биографически

детерминированы. Как же в таком случае возможны взаимное понимание

людей, сама их коммуникация?

“Мы”-группа и “Они”-группа

Шютц особо подчеркивает, что для типизации объектов и оценки

социальных действий каждый индивид использует ту шкалу измерений, которая

характерна для его “домашней” группы, имеющей общие конструкты первого

порядка. Однако интерсубъективный мир одной “домашней” группы может

существенно отличаться от интерсубъективного мира другой “домашней”

группы. Отсюда и проистекает то, что индивид из одной социальной группы

(“домашней” группы) видит объекты иначе, чем человек из другой социальной

группы. Именно благодаря интерсубъективности повседневное знание и жизнь

3 Там же. – С. 488

индивидов одной группы отличается от других. Так возникают различия между

“Мы”-группа, в которой индивид чувствует себя как дома и “Они”-группа (иная

группа, в которой сложно понять конструктуры первого порядка её членов, из-

за чего возникают опасение и недоверия).

В социологии различия между “Мы”-группа и “Они”-группа (часто они

просто называются “Мы” и “Они”) трактуются как различия между

внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Изучение пары

противоположных отношений позволяет наблюдать “перерывы постепенности”

в социальной реальности, сравнивать разные самости. Как считает Шютц, при

переходе индивида из одной социальной группы в другую ему неизбежно

приходится сталкиваться не только с иным социокультурным порядком, но и с

тем, что члены новой группы руководствуются своими знаниями, имеют свою,

специфическую шкалу измерения значений и социальных объектов. Для

пришельца могут возникать и проблемные ситуации, и даже катаклизмы.

Отметим некоторые направления исследований, характерные для

феноменологической парадигмы. Интерсубъективный мир содержит знание,

включающее и убеждения, и элементы веры, которые реальны в том смысле,

что так их определяют сами участники интеракции определенной социальной

группы. Скажем, для некоторых племен, живущих сегодня в Австралии,

колдовство не является обманом, а элементом их социальной реальности.

Вследствие чего их обыденное знание может представлять интерес для

изучения, чтобы получить общее представление об их жизни. Или – составить

суждение о реалиях жизни в Советской России можно по документально

зафиксированным знаниям людей того времени, принадлежавших к разным

социальным группам, об окружающих их объектах и явлениях (дневники,

кинофильмы, литературные произведения), а не по нашим современным

знаниям – тому, как нам, “внешним” наблюдателям она кажется сегодня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.