Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ разговорных практик




Основные исследовательские направления в этнометодологии

К основным исследовательским направлениям в этнометодологии

относятся: анализ разговорных практик и изучение институтов.

Не удивительно, что социологи, работающие в рамках

этнометодологической парадигмы, практически всегда в своих исследованиях

пользуются магнитофоном и видеокамерой. Они позволяют объективно

зафиксировать мельчайшие компоненты взаимодействия, имеющие место в

разговоре, которые в последствии подвергаются очень детальному анализу,

включая транскрипцию речи, с целью выявления индексаций. Последние в свою

очередь интерпретируются и систематизируются, что позволяет в итоге сделать

выводы сфере – телефонный разговор, публичное выступление политика и т.д.

Социологов, в частности, интересует место и роль смеха, аплодисментов,

свиста и т.п. в разговорных практиках. Так, ошибочно мнение, будто смех

абсолютно спонтанное проявление в разговоре. Исследования Г. Джефферсона

привели к выводу, что в западной культуре разговорных практик есть ряд

общих структурных характеристик, производящие фоновые ожидания, по

существу, приглашающие к смеху. Например, в коммуникации двух говорящих

одной из них является смех самого говорящего в конце произносимой фразы,

что, как правило, вызывает смех у второго партнера по коммуникации. Если же

в коммуникации задействовано несколько человек, то инициатором смеха, как

правило, становится кто-либо из слушателей.

Английский социологи Дж. Херитадж и Д. Грейтбатч изучали место

аплодисментов в речах британских политиков. Они выявили семь устойчивых

средств, используемых ораторами для того, чтобы заставить аудиторию

аплодировать. Причем социологи пришли к выводам, что все эти семь средств

имеют корни в стабильных моделях взаимодействия, встречающихся в

повседневных разговорных практиках, хотя они, как правило, не осознаются

говорящими. Теперь знания об аплодисментах используются специалистами по

рекламе и связям с общественностью, чтобы искусственно стимулировать

позитивные реакции аудитории в моменты выступления политических деятелей

и вообще значимых персон.

Весьма интересны исследования, в которых проходило совместное

изучение вербальной и невербальной деятельности. Язык тела, особые взгляды,

мимика, наложенные на определенную речь, позволяют сделать заключения о

типичных методах организации деловых переговоров, светских бесед и других

разговорных практик, каждая из которых предполагает свои фоновые ожидания

в конкретной культурной среде.

Этнометодологи Ф. Манниг и Дж. Рай провели исследование стыдливости

и самоуверенности в разговорных практиках, результатом чему появилась книга

«Стыдливость, самоуверенность и социальная интеракция». Исследователи

отметили, что стыдливость и самоуверенность могут быть не только

проявления особенностей психики участников коммуникации, но устоявшимися

своеобразными социальными стратегиями взаимодействия, рассчитанными на

определенные фоновые ожидания собеседников. Социологи пришли к весьма

неожиданным выводам: «стыдливые» («самоуверенные») люди, как правило,

стыдливы (самоуверенны) лишь в определенных социокультурных ситуациях и

в конкретное время. Эти выводы, несомненно, углубляют наше понимание

социальных действий индивидов, участвующих в коммуникации.

Изучение институтов

Значительное число этнометодологических исследований посвящено

изучению методов организации практической повседневной деятельности

людей в различных социальных институтах.

Так, например, одна группа социологов изучала методы организации

деловых переговоров представителей бизнеса. Другая – как врачи ведут прием

пациентов. Третья – методы организации приема посетителей в органах власти

и управления. Несмотря на все своеобразие этих исследований, социологи

пришли к опять-таки удивительному выводу: методы организации

функционирования делового мира в принципе не отличаются от социальных

практик повседневной деятельности. Разумеется, речь идет об образцах

взаимодействия, характерных для конкретной культуры.

В этой связи некоторые этнометодологи выявляют корреляции между

микросоциальными практиками и характером социальных структур общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.