Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практической повседневной деятельности в коммунальной квартире




Использование этнометодологических методов для анализа

Место этнометодологии в системе социологического знания

Основные исследовательские направления в этнометодологии

Предмет и методы

Тема 10. ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

Этнометодология, как социологическая парадигма, изучает методы

организации практической повседневной деятельности, характерные для

определенного культурного социума. Её цель – ещё глубже понять социальные

действия индивидов, чем это можно сделать с помощью теоретико-

методологического инструментария, предложенного М. Вебером, А. Шютцем,

представителями символического интеракционизма. Важно подчеркнуть, что

этнометодологи не исследуют практическую деятельность, организованную

осмысленно, сообразно формальной логики. Напротив, их интересует то, как

люди на основе знания здравого смысла, подчас сами, не осознавая того,

используют конкретные методы взаимодействия друг с другом, исходя из

общепринятых в их культуре моделей поведения.

Основоположником этнометодологии считается американский социолог

Гарольд Гарфинекль, который первым ввел в научный оборот сам термин

«этнометодология».

Гарольд Гарфинкель (Garfinkel) родился 29 октября 1917 году в семье

бизнесмена, занимавшегося продажей домашней утвари семьям иммигрантов.

Отец настаивал на том, чтобы сын включился в торговлю и продолжил его дело.

Юный Гарфинкель действительно стал помогать отцу, но параллельно стал

учиться в экономическом колледже. Так получилось, что многие из его

учителей только что окончили Колумбийский университет. У них не было

практического опыта, но они были сильны в социальных теориях и сумели

привить к ним такой интерес у студента Гарфинкеля, что он начал посещать

дополнительные курсы по социологии, предназначенные для будущих

специалистов социальных наук. По окончании колледжа Гарфинкель поступает

в университет Северной Каролины, где продолжает заниматься социологией,

особо увлекаясь теорией.

В 1942 году Гарфинкель был призван на военную службу. Там он

занимался подготовкой к танковым сражениям. Но реальных танков на учении

задействовано не было – одни муляжи. В этих условиях приходилось вести

«борьбу» с представляемой техникой противника. Возможно, здесь впервые на

основе уже полученных знаний по социальным наукам и сформировавшегося

социологического воображения Гарфинкель обратил особое внимание на роль

здравого смысла в конкретных методах действий военнослужащих в

повседневной армейской жизни, на специфику не осознаваемых своими

коллегами моделей взаимодействия.

По окончании Второй мировой войны Гарфинкель стажировался в

Гарвардском университете под руководством Т. Парсонса. Однако в то время

как его учитель подчеркивал важность абстрактного теоретизирования,

Гарфинкель все больший интерес проявлял к эмпирическим исследованиям

социальных взаимодействий, особенно тем их проявлениям, которые не

осознавались самими участниками. Интерес к этой проблематике подогревался

ещё и тем, что в течение двух лет Гарфинкель был задействован в конкретном

социологическом исследовании по изучению лидерства в замкнутых

социальных пространствах – на самолетах и подводных лодках.

В 1967 году Гарфинкель опубликовал работу “Исследования по

этнометодологии”, в которой учитывались новейшие взгляды на развитие

социальных систем, связанные с возможным разрушением традиционной

рациональности и как следствие – «моральными эффектами» от нарушений

стабильных общественных элементов (верований, ценностей, норм).

У Гарфинкеля появилось множество учеников и последователей. Они

развивают его идеи применительно к изучению самых разных сфер – от

институтов до анализа конкретных разговорных практик.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.