Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Толерантность к иному знанию как ценность современного общества




В современных обществах некоторый минимум разделяемого всеми знания

содержится лишь в согласии о «функционировании функций», то есть в ожидании того,

что поведение в каждой институциональной сфере направлено достижение рациональных

целей. На основе этого минимального консенсуса могут существовать отдельно знания о

том, что представляет собой хорошая жизнь. Особенно это касается частной сферы

индивидуального существования в малых общностях, например, в семье. Причем, эти

знания в значительной мере разнятся у разных индивидов и групп. Является открытым и

зачастую спорным вопрос о том, существует ли в современных обществах нечто большее,

чем этот минимальный консенсус.

Такие «большие» институты, как государство и экономика, пытаются

легитимировать свои конкретные цели путем соединения их с ценностями, которые,

представляются общими, с такими, например, как «всеобщее благосостояние», равенство

или предназначение нации. Однако эти попытки чаще всего означают производство

лишенных подлинной жизни формул, в которые не верит большинство населения. Но

даже если риторика таких коллективных целей и вызывает к себе определенное доверие,

институциональная дифференциация создает предпосылки для сосуществования разных

систем ценностей и разных знаний в одном и том же обществе.

В таких обществах структурный плюрализм становится исключительной

ценностью. Сегодня в них главным и высшим достоинством является терпимость к

иному знанию. Только посредством терпимости индивиды и их общности могут успешно

взаимодействовать друг с другом, живя бок о бок и руководствуясь при этом различными

ценностями.

Можно определенно утверждать, что в далеко продвинувшихся индустриальных

странах, где современная форма плюрализма получила свое полное развитие, системы

знаний и ценностей больше не являются общими для всех членов общества. Индивид

вырастает в мире, в котором нет ни общих ценностей, определяющих поведение в разных

сферах жизни, ни единой реальности, идентичной для всех.

Индивид усваивает систему знания посредством общности, в которой он

вырастает. Однако он не может автоматически исходить из того, что его представления о

хорошей жизни являются точно такими же, что и у других людей, чей жизненный мир мог

быть сформирован совершенно другими системами знаний.

В Европе общая система знаний была расшатана уже на начальной стадии

модернизации. История тоталитарных идеологий за последние сто лет показала, что ничто

не может восстановить и поддерживать такие общие для всех ориентации на сколько-

нибудь продолжительный период времени. Сомнительно также, что будут более

успешными попытки фундаменталистов в странах Третьего мира сохранить общую

систему знания.

Любой локальной системе знания и ценностей трудно распространяться и

утверждаться в том или ином обществе в целом. В то же самое время массовая

коммуникация, берущая начало с печатного дела, создала возможность для

распространения нелокальных идеологических общностей. Они, в свою очередь, могут

предоставлять материал для систем знаний, разделяемых локальными группами и

общностями. То, что происходит в общем и целом, в определенной мере порождает

дезориентацию и уменьшает степень защищенности отдельно взятых индивидов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.