Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии религиозности




Религиозность, нерелигиозность и их типы

Составной частью социологической теории религии является совокуп­ность операционально интерпретированных понятий: Этим понятиям дается как теоретическое, так и эмпирическое обоснование. Предпосылкой теорети­ческого обоснования является категориально-концептуальный анализ рели­гии. Как было показано, религия представляет собой социальную подсис­тему, имеет сложную структуру, занимает то или иное место в обществе, вы­полняет ряд функций. Эта подсистема находится в постоянном взаимодейст­вии с другими подсистемами, испытывает их влияние, изменяется и развива­ется. Чтобы не утрачивать признака научности, должно уточняться, совер­шенствоваться и понятие “религия”. Такое уточнение может осуществляться на основе материалов частных наук. Оно проводится также на базе конкрет­ного социологического исследования. Применение социологической теории религии в конкретном социологическом исследовании предполагает опера­циональную интерпретацию понятий теории. К числу наиболее важных от­носится операциональное понятие “религиозность”.

Представляется целесообразным понимать под религиозностью соци­альное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их рели­гиозных свойств (признаков). Это понятие фиксирует определенность рели­гиозных индивидов и групп; они таковы именно в силу данного качества, те­ряя его, они перестают быть тем, чем являются. Это качество отличает рели­гиозных индивидов и религиозные группы от нерелигиозных.

После того как зафиксировано различие и выявлено присутствие данного качества, возникает необходимость конкретизации. представления о религи­озности. Религиозность характеризуется не только качественно, но и количе­ственно, как в статике, так и динамике. Под степенью религиозности пони­мается определенный уровень интенсивности религиозных свойств (призна­ков) индивида и группы. Распространенность религиозности представляет собой определенную величину экстенсивности разброса религиозных свойств (признаков) среди населения в целом и внутри различных социаль­ных и демографических групп (доля обладающих религиозными свойствами индивидов среди населения или в группе).

Характер религиозности можно определить как качественную и количе­ственную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы, на­селения. Типы религиозности — это понятия, которые отражают ее характер, общий для некоторого числа людей; на этой основе выделяют соответст­вующие классификационные группы. Состояние религиозности есть рас­сматриваемая синхронически, относительно устойчивая система субордини­рованных религиозных свойств (признаков) индивида, группы, населения. Динамикой религиозности правомерно назвать рассматриваемый диахрони­чески переход одного ее состояния в другое. Религиозность изучается в ходе конкретно-социологических исследований, с помощью наблюдения, работы над документами, контент-анализа, опроса экспертов, анкетирования, интер­вьюирования и т.д.

Религиозность фиксируется с помощью критериев (индикаторов); в ка­честве критериев выступают признаки сознания, поведения, включенности в религиозные отношения. Важно подчеркнуть, что о наличии религиозности можно судить, если обнаруживаются связи этих трех признаков. В разных религиях они различаются; дальнейшее изложение будет опираться на мате­риалы христианства.

Общим признаком религиозного сознания является религиозная вера. Она, в частности, включает знание и принятие в качестве истинных опреде­ленных религиозных идей, понятий, представлений, догматов, повествований и т. п. и уверенность в объективном существовании гипостазированных су­ществ, атрибутизированных свойств и связей. В развитых религиях набор и содержание религиозных представлений, идеальная модель религиозного сознания задается некоторым вероучительным концептом, который неодина­ков в разных религиях. Однако реально существующее религиозное созна­ние, как правило, отклоняется от этой модели. Поэтому возникает необходи­мость выделения главных, основных и дополнительных, вспомогательных критериев религиозного сознания. Например, в качестве главных критериев христианского сознания могут быть взяты вера в Бога, Христа, Троицу. В за­висимости от задач, целей и объекта исследования вспомогательными при­знаками религиозного сознания будут служить вера в загробную жизнь, бес­смертие души, конец света, воскрешение мертвых, во второе пришествие Христа и т. д.

Исследование религиозного сознания включает изучение религиозных мотивов различных видов деятельности. Под религиозным мотивом понима­ется внутренний стимул действия, выражением которого может выступать религиозная потребность, вера, идея, чувство и т. п. Этот мотив предполагает определенную цель, предписываемую вероучительными принципами. В от­ношении мотива к цели обнаруживается личностный смысл действия. По­этому о мотиве можно судить по цели и смыслу такого действия. Религиоз­ный мотив может быть побудителем и религиозного и нерелигиозного пове­дения. В обоих случаях он является важным показателем религиозного соз­нания. Религиозный мотив, как правило, действует в совокупности с другими стимулами. Отсюда — важность определения места религиозных мотивов в системе мотивации поведения.

Однако учитывать лишь признаки религиозного сознания недостаточно. Должны быть отобраны также показатели религиозного поведения. Религи­озное поведение — это совокупность взаимосвязанных действий индивида или группы, реализующих религиозные предписания, программу, и совер­шающихся сообразно с религиозными нормами. Религиозное поведение об­разуют как элементарные акты (например, поклоны), так и более сложные компоненты (например, цепь поведенческих акций на уроке в духовной школе). Оно представляет собой последовательный ряд поступков, совер­шаемых под влиянием определенных стимулов и мотивов в той или иной-со­циальной ситуации; носит символический характер, выражает религиозные значения и смысл. Выше было проведено различие между культовой и вне­культо-вой религиозной деятельностью. В соответствии с этим можно выде­лить культовое и внекультовое религиозное поведение. К первому относится: посещение богослужений и участие в них, выполнение религиозных обрядов и празднование религиозных праздников, совершение культовых действии в домашних условиях и т.д. Фактами второго являются: сочинение религиоз­ных произведений, преподавание богословских дисциплин, религиозное вос­питание в семье, пропаганда религии среди коллег, знакомых, участие в дея­тельности церковных советов, соборов и т. д. Перечисленные акты внекуль­тового религиозного поведения служат достаточно надежными признаками религиозности. Их совершение со значительной степенью точности свиде­тельствует о субъективной религиозности. Что же касается культового пове­дения, то различные его виды дают информацию разной степени достоверно­сти. Имеется совокупность культовых действий, которые непосредственно связаны с религиозным сознанием и совершаются под влиянием религиозных мотивов: деятельное участие в богослужении (коллективная молитва, коле­нопреклонение, постановка свечей, причащение), молитва и исповедь в храме, поклонение иконе в домашних условиях и др. Если зафиксированы подобные факты, то можно делать вывод о наличии у индивида религиозных свойств.

Не все культовые действия религиозно мотивированы. Посещать храм или молитвенный дом, участвовать в обрядах крещения, венчания, отпева­ния, в религиозных праздниках и т. п. могут как религиозные, так и нерели­гиозные люди. Эти виды религиозного поведения не всегда свидетельствуют о наличии религиозной веры. Некоторые из них носят привычно-традицион­ный характер; Другие совершаются под влиянием общественного мнения; третьи мотивированы эстетическими потребностями; четвертые связаны с желанием торжественно отметить важные события в личной жизни. В подоб­ных случаях связь религиозных действий с религиозным сознанием носит опосредованный характер. Хотя в системе культовых отношений эти дейст­вия несут религиозную смысловую нагрузку, по ним еще нельзя с достаточ­ной степенью точности судить о субъективной религиозности людей. Должны быть выделены главные поведенческие показатели религиозности, т. е. непосредственно связанные с религиозным сознанием. К ним могут быть отнесены: совершение молитвы, исповедь, пропаганда религии, религиозное воспитание в семье и др. Отбирается и ряд вспомогательных критериев: со­вершение обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литера­туры и пр. Характер религиозного поведения зависит от религиозной при­надлежности индивида или группы (буддизм, христианство, ислам, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, а также разные направления этих религий), типа религиозного объединения (церковь, секта, деноминация), типа религиозно­сти и нерелигиозности. От религиозного поведения следует отличать поведе­ние религиозных индивидов и групп. Последнее, наряду с религиозным по­ведением, включает совокупность нерелигиозных действий. Они, хотя и мо­гут религиозно окрашиваться, представляют собой компоненты различных видов внерелигиозной деятельности.

Религиозное поведение включает человека в систему определенных от­ношений с людьми как внутри религиозной группы, так и вне ее. Поэтому критерии религиозного сознания и поведения должны быть связаны с показа­телями включенности индивида в религиозные отношения. Последние де­лятся на культовые и внекультовые. В ходе культовой деятельности склады­ваются определенные отношения: служитель культа - рядовой участник, про­поведник - слушатель; устанавливаются связи: крестный отец или мать - кре­стный сын или дочь и т. д. Некультовыми являются взаимоотношения “учи­теля” и “ученика”, служебные отношения функционеров аппарата религиоз­ных организаций, ряд взаимоотношений, предписываемых церковным пра­вом, уставом религиозного объединения и пр. Важным показателем является членство в религиозной общине, в исполнительных религиозных органах. О включенности или невключенности индивида в систему религиозных отно­шений можно судить по составу той малой неформальной группы, членом которой он является. Должно приниматься во внимание и отношение члена религиозной группы к светским общностям, нерелигиозным коллегам, к со­седям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.