Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пять столпов ислама




Сунна

Коран

Источники вероучения ислама и основы мусульманского вероучения

В Медине

G В Медине приняла организационные формы мусульманская община – умма; установились основы мусульманской обрядности (которые впоследствии сильно усложнились); была построена первая мечеть и были установлены первые пра­вила молитвы: молящийся должен обращаться лицом не к Иерусалиму, а к Каабе; произошло также окончательное размежевание мусульман с иудеями и христиа­нами, окончательно оформились представления об особых мусульманских догма­тах и об исламе как особой религии.

Кроме того, в Медине Мухаммед выступал не только как руководитель му­сульманской общины, но и как глава нового государства: им составляется устав мусульманской общины – своего рода Конституция первого арабского государ­ства, где было сказано, что все жители Медины пользовались равными правами, независимо от их принадлежности к какому – либо племени. Все споры дожен был решать сам Мухаммед. Были оговорены многие социальные, экономические и политические вопросы жизни мусульман.

В этих новых условиях Мухаммед начал борьбу с враждебной Меккой. После многочисленных сражений и нападений мусульман на мекканские караваны, обеим сторонам удалось достигнуть компромисса. В 630 г. мекканская знать зая­вила о готовности подчиниться Мухаммеду, приняла веру в единого Бога, при­знала Мухаммеда Пророком (в силу политической необходимости). Мухам мед же признал святость Мекки и простил мекканскую знать, которая сохранила свои привилегии и скоро проникла в руководство мусульманской общины. Из святи­лища Кааба были выброшены все языческие идолы, и оно стало главным святи­лищем мусульман всего мира.

Основным местопребыванием Мухаммеда осталась Медина, а в Мекку он со­вершал паломничества (хаджи).

Одновременно с подчинением Мекки, Мухаммеду подчинилась большая часть Аравийского полуострова, а также южные районы Палестины и Ирака.

По преданиям, несмотря на свои религиозные и политические заслуги, Му­хаммед до конца своих дней вел простой образ жизни и не стремился к богатству. Умер он в 632 г., через три месяца после того, как совершил свой последний хадж в Мекку.

 

 

Первым источником изучения исламского вероучения является Коран (ар. – «чтение вслух, речитатив, декламация») – главная священная книга мусульман, представляющая собой собрание откровений, ниспосланных Аллахом Мухам­меду. Согласно исламской традиции Коран представляет собой «слово Божье», копию первокниги, хранимой на небесных скрижалях. Его ниспослание Мухам­меду осуществлялось посредством архангела Джабраила. В свою очередь Пророк посредством проповедей знакомил с содержанием откровений широкий круг лю­дей.

При жизни Мухаммеда коранический текст передавался преимущественно изустно. Хотя имелись записи отдельных откровений (на пальмовых листьях, на глиняных дощечках, на медных пластинках и т. д.), однако фиксация носила спо­радический характер и велась с помощью примитивной арабской графики, под­дающейся полной расшифровке только при сохранении текста в памяти. После смерти Пророка, а также из-за гибели в войнах многих его сподвижников, хра­нивших в памяти пространные отрывки его проповедей, встала задача оформле­ния разрозненных текстов в единую книгу. Первые письменные версии Корана появились вскоре после кончины основателя ислама. Во избежание разночтении по указанию халифа Османа (правил с 644 по 656 г.) группа авторитетных спод­вижников пророка создала сводный текст Корана. За основу была принята одна из прежних версий и при этом были учтены дополнительные записи и свидетель­ства современников Мухаммеда, знавших наизусть его проповеди. Параллельные списки священной книги мусульман имели хождение в халифате по крайней мере до Х в., но были вытеснены Османовой редакцией. Процесс канонизации Корана продолжался до Х столетия. В течение первых двух веков ислама шло интенсив­ное уточнение сакрального текста, устранялись разночтения, разрабатывались традиции его декламации.

Текст общепринятой Османовой редакции Корана состоит из 114 глав - сур, причем следуют они друг за другом не в хронологическом порядке, а в порядке убывания своего объема, своей величины (за исключением первой – вводной – суры). Таким образом, в Коране отсутствует композиционное единство. Суры в свою очередь включают определенное количество стихов — аятов (ар. – «чудо, знамение»).

Суры делятся на мекканские и мединские, причем из-за отсутствия хроноло­гической последовательности мекканские суры чередуются с мединскими. Мек­канские суры составляют примерно одну треть Корана и их содержание обра­щено к враждебному языческому обществу, касаются они в основном вопросов морали и этики, а также содержат предупреждения о грядущем страшном суде. Мединские суры составляют примерно две трети Корана и содержат предписа­ния и нормы, призванные регулировать жизнь мусульманского общества. В этом смысле Коран выполняет функции ниспосланного Богом «арабского судебника».

Коран регламентирует всю жизнь мусульман – духовную и практиче­скую, личную и общественную.

Z В Коране отсутствует систематизированное изложение религиозной догма­тики, а выдвигаются лишь общие положения, которые впоследствии были приве­дены в систему. Большая часть коранического текста содержит полемику между Аллахом, «говорящим» устами Мухаммеда, с противниками ислама, а также об­ращения Аллаха к последователям Пророка с увещеваниями, предостережениями и предписаниями. Коран отразил многие религиозные тенденции периода джахи­лийя. Основополагающая идея проповеди Мухаммеда, зафиксированная в кора­ническом тексте, сводится к безусловной необходимости отказа от политеизма и обращения к монотеизму. Аллах предстает в Коране как первопричина всего су­щего и творец мироздания.

Z Значительная часть коранического текста посвящена изложению библей­ских сюжетов и легенд. Около четверти священной книги содержит сведения о жизнедеятельности различных, главным образом, библейских пророков. Это об­стоятельство служило основанием для утверждений об исламе как эклектичной религии, основанной на заимствованиях, творчески усвоенных и переработанных исламом.

Z Коран представляет собой уникальный исторический источник, проливаю­щий свет на доисламскую эпоху в Аравии. Он помогает реконструировать кар­тину межплеменных отношений, хозяйственной деятельности кочевого и осед­лого населения, дает представление о социально-профессиональном составе ара­вийского общества, содержит сведения об интенсивном торговом обмене между различными районами Аравийского полуострова и с сопредельными государст­вами. В Коране нашли отражение реальные события аравийской истории.

Стиль Корана считается у мусульман непревзойденным и неповторимым. Согласно доминирующей в современной науке гипотезе язык Корана — это над­диалектальный поэтический язык аравийцев с некоторыми элементами разговор­ного языка Мекки.

Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (ар. «обычай, пример»). Сунна состоит из хадисов (ар. «новость, известие, рассказ») - сообщений из жизни пророка Мухаммеда, преданий о его словах или действиях, затрагивающих различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.

Активный сбор преданий пришелся на 700 — 720 гг. Через полстолетия они уже находились в массовом хождении. Как гласит традиция, всего было в обороте полтора миллиона хадисов. Профессия собирателя и знатока преданий о пророке Мухаммеде была почетной, престижной и зачастую политически и идеологически ангажированной.

Сунна, объединяющая поступки Мухаммеда, его высказывания и молчаливое одобрение, представляет собой источник материала для решения всех проблем индивидуума и общества в исламе. Поскольку ислам признает непосредственное общение пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммеда счита­ются боговдохновенными, а Сунна наряду с Кораном воспринимается верую­щими как богоданная основа ислама, как указание на то, какие поступки или мнения угодны Аллаху. Сунна служила действенным средством приспособления ислама к новым ситуациям, возникавшим после успешной исламской экспансии и образования халифата, к динамично меняющимся историческим реалиям.

С превращением ислама в государственную идеологию средневековых импе­рий на основе Корана и Сунны создаются развернутая религиозная доктрина ис­лама и свод законов мусульман.

Уже в начальный период существования мусульманской общины сложилось представление о пяти важнейших положениях вероучения – пяти столпах:

I. Шахада – словесное свидетельство, подтверждение веры, выражаемое фра­зой, которая на русском языке звучит как «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Шахада возникла как молитвенный возглас, которым му­сульмане отличали себя от язычников. Она является главной формой канониче­ской молитвы и повторяется при всех обращениях к Богу. В ней, что очевидно, содержатся два важнейших догмата Символа веры ислама – исповедание едино­божия (таухид) и признание пророческой миссии Мухаммеда.

II. Салат (ар.) или намаз (перс.) – ежедневная молитва. Каждому мусульма­нину предписывается совершать молитву пять раз в сутки: на рассвете, около по­лудня, между полуднем и закатом, на закате и перед ночным сном. Молиться в мечети необязательно, молитву можно совершить и в любом другом месте. Это положение возникло в связи с тем, что мусульманам – торговцам часто приходи­лось сопровождать свои караваны в многодневных переходах, и, естественно, возможности молиться в мечети у них не было. Поэтому им достаточно было под­стелить себе особый молитвенный коврик – намазлык – и совершить молитву в любом месте пустыни.

Каждой молитве предшествует ритуальное омовение водой, а если запасы воды строго ограничены, то омовение можно совершить песком. Омовение в ис­ламе имеет не только практический, гигиенический смысл, но и смысл духовный: каждое омовение – это частично и духовное очищение.

Каждую пятницу проводится коллективная молитва мусульман в мечети, со­провождаемая проповедями.

III. Саум (ар.) или ураза (тур.) – пост, обязательный для всех совершеннолет­них мусульман. Этот пост длится в течение всего месяца рамадан – девятого ме­сяца лунного календаря. Он состоит в полном отказе от любой еды, питья и удо­вольствий в течение дневного времени суток. С наступлением темноты запреты снимаются, но верующим рекомендуется не придаваться излишествам.

От соблюдения поста освобождаются путешественники, воины во время битв и походов, пленные, больные, немощные, беременные и кормящие грудью жен­щины, да и вообще все, здоровью которых пост может нанести серьезный вред.

Кроме общеобязательного поста мусульманин может держать дополнитель­ный пост по обету или из благочестия. Рекомендуется поститься во время стихий­ных бедствий, военной опасности, солнечных и лунных затмений.

Помимо поста ислам предусматривает и ряд других запретов: запрет на упот­ребление в пищу свинины, употребление алкогольных напитков, запрет на азарт­ные игры.

IV. Закят – обязательная милостыня, налог в пользу бедных. Считается, что он дает тем, кто его платит, моральное право пользоваться своим богатством. За­кят уплачивается только взрослыми мусульманами в размере 2,5 % от совокуп­ного дохода.

V. Хадж – паломничество в Мекку. Его должен совершить каждый мусульма­нин хотя бы раз в жизни. Однако, тот, кто сам не может его осуществить, может отправить вместо себя доверенного человека, полностью его профинансировав.

С пятым столпом ислама – хаджем – тесно связан исламский культ Каабы. Этот священный храм в Мекке является главным культовым зданием мусульман всего мира. В наружной стене этого здания находится ниша с «черным камнем», по всей видимости метеоритного происхождения, который ассоциируется с при­сутствием Аллаха. Поэтому для каждого мусульманина очень важно прийти к Каабе и прижаться губами к «черному камню».

Иногда в качестве шестого столпа ислама называют джихад (ар. – «уси­лие»). Это слово за всю историю ислама приобрело несколько смыслов:

a) «Джихад меча» – вооруженная борьба с неверными, сулившая ее участни­кам – мусульманам райское блаженство.

b) «Джихад слова» – склонение неверных к исламу с помощью мудрых увеще­ваний.

c) «Джихад руки» – наказание за преступление перед верой.

d) «Джихад сердца» – борьба каждого верующего с собственными несовершен­ствами. Эта точка зрения на определение смысла и содержания джи­хада сегодня является самой распространенной среди мусульманских богословов.

 

 

3. Ислам в средние века: расколы и течения.

Становление арабского халифата. Четыре праведных халифа:

Вскоре после смерти Мухаммеда небольшое Аравийское исламское государ­ство благодаря завоевательной политике его преемников превратилось в могуще­ственную империю. Поскольку Мухаммед не назвал своего преемника, вплоть до середины VIII в. шла жестокая борьба за титул халифа, то есть наместника про­рока, религиозного и политического вождя ислама. Первым из четырех пра­ведных халифов, с которых начался«золотой век» ислама, стал Абу Бекр. Он ус­пешно воевал против арабских племен, отступивших от ислама, и снова объеди­нил верующих. Он также распространил власть ислама на часть Персии и Визан­тии. Когда в 634 г. Абу Бекр умер от лихорадки, халифом стал Омар, советник Мухаммеда. За 10 лет правления этого халифа ислам достиг высшего влияния. К исламской империи были присоединены Палестина, Сирия, Египет и почти вся Персия. Местное население приветствовало завоевателей как освободителей от византийского и персидского господства. Арабы сохранили в захваченных землях существовавшее там государственное правление. Приверженцам религий, в ос­нове которых лежало Священное писание, то есть иудеям, христианам, а также зороастрийцам, предоставлялась свобода вероисповедания, но с них взимался особый подушный налог — джизья.

После смерти Омара, убитого из личной мести иранцем-христианином, ха­лифат перешел к зятю Мухаммеда Осману из рода Омейядов. Именно при нем был создан канонический текст Корана. Однако Осман вызвал недовольство своих подданных, ибо, желая укрепить разросшийся халифат, раздавал земли и важнейшие государственные посты своим родственникам. В халифате вспыхнула первая междоусобица, Осман пал от меча своих противников-мусульман. Четвер­тым халифом стал другой зять Мухаммеда - Али ибн Абу Талиб, который был женат на его дочери Фатиме. Многие мусульмане полагали, что только у него есть законное право на духовное и светское наследие пророка. Однако против Али выступил Муавия, наместник халифа в Дамаске и племянник Османа. Смута охватила всю страну, Али был убит.

Халифат Омейядов и Аббасидов:

После смерти Али власть в халифате перешла к Муавию из рода Омейядов. Столицу государства он перенес в Дамаск. При Омейядах войска халифата, поко­рив Северную Африку, в 711 г. переправились через Гибралтар, разгромили вест­готов и завоевали почти весь Пиренейский полуостров. На востоке арабы дошли до Индии и границ Китая. Халифат, охватив полмира, достиг зенита своего поли­тического могущества. Господство Омейядов подорвали внутренние распри.

Потомки Аббаса, дяди пророка, восстали против халифа. Их поддержали сторонники покойного Али ибн Абу Талиба и восточные иранцы. В 749 г. войска мятежников во главе с персом Абу Муслимом возвели на престол первого абба­сидского халифа. Аббасиды перенесли столицу в Багдад и правили мусульман­ской империей до середины XIII в. В эпоху Аббасидов воинственный пыл му­сульман постепенно иссяк, а сам Багдадский халифат распался на независимые государства.

Хариджиты:

Хариджизм возник в период первых крупных арабских завоеваний и обост­рения социально-политических противоречий в халифате. Во время битвы между Али ибн Абу Талибом и Муавией при Сиффине (657 г.) на реке Евфрат Али дал согласие на приостановку битвы и решение вопроса о преемстве власти с помо­щью третейского разбирательства. Уступчивость и нерешительность Али разоча­рование и гнев части его приверженцев. Вследствие этого 12 тысяч человек отде­лились от его войска и отказались его поддерживать, выдвинув лозунг «нет ха­лифа, иначе как по воле Бога и народа». С этим событием —выходом части бой­цов — бывших сторонников Али из военного лагеря —связано название харид­житского движения (ар. «хаваридж»— вышедшие, выступившие).

Хариджиты представляли собой самую раннюю религиозно-политическую группировку в истории ислама. Первый раскол в исламе и выделение хариджизма назревали в недрах мусульманской общины давно в скрытой форме, а битва при Сиффине послужила лишь поводом, благодаря которому оппозиционеры высту­пили открыто. Хариджиты избрали своего собственного халифа и объявили о низложении Али и Муавии, с которыми они боролись вооруженным путем. Али был убит хариджитом.

Особенно прочные позиции хариджиты завоевали в Иране и Ираке, а также в Аравии и Северной Африке. С Х в. влияние хариджитов резко пошло на убыль. В настоящее время немногочисленные хариджитские общины сохраняются в Омане, Алжире и Ливии.

Догматические новшества хариджитов:

Хариджиты внесли весомый вклад в разработку догматических вопросов, связанных с теорией власти в исламе. Отстаивая позиции «родовой демократии», они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. В случае, если он не отвечает своему назначению, община вправе его низложить и, если это необходимо, убить. Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения социального статуса и этнической принадлежности. Главными требованиями к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульман­ской общины и способность отстаивать ее интересы с оружием в руках. Халиф рассматривается как главное уполномоченное лицо общины и военный пред­водитель. Ему не приписывается никакого сакрального значения. Если одна местная община отрезана от другой, то каждая может избрать для себя халифа. Законными (праведными) халифами хариджиты считали двух первых преемников Мухаммеда - Абу Бекра и Омара. Али, давший согласие на решение спора с Муа­вией путем переговоров, утратил, по их убеждению, свои права на халифат, так как нарушил принцип «судить может только Аллах».

В политическом отношении хариджиты были носителями радикальных на­строений, а в религиозном плане выступали как непримиримые поборники «чис­тоты» ислама и строгого следования обрядности.

Сунниты и шииты:

Сторонники Али ибн Абу Талиба отделились в особую партию – шиат Али (ар. “ шиа ”- “ партия ”, от чего и пошло их название — шииты ). Постепенно ши­изм из политического движения превращается в особое религиозное направление, во многом противоречащее официальному исламу. В этой связи последователей официального ислама стали называть суннитами.

Различия между суннитами и шиитами:

Z Шииты считают, что Али обладал особой высшей святостью, которая пере­дается его прямым наследникам. Более того, они уверены, что сам Пророк объявил Али своим преемником. Сунниты же считают Али исключительно авто­ритетным, но все же обыкновенным человеком. Кроме того, сунниты отрицают саму возможность посредничества между Аллахом и людьми после смерти Му­хаммеда. Отсюда вытекает следующее: шииты считают что только Али и его по­томки могли быть праведными халифами, а халифов Абу Бекра, Омара и Османа шииты считают узурпаторами. Сунниты же признают праведность этих халифов;

Z Шииты считают, что во главе мусульманского государства должен стоять имам – духовный и светский правитель – который получит свою власть по на­следству от праведного халифа. Поэтому имамы у шиитов олицетворяют еще и принцип непрерывного пророчества. Сунниты считают, что должность имама должна быть выборной. Согласно шиитской традиции, всего было 12 имамов, причем 12-й имам внезапно исчез, скрылся. Шииты считают, что этот 12-й «скры­тый имам» придет в мир в качестве Махди (мессии) накануне конца света, а до его прихода руководить мусульманской общиной должен всезнающий и лишен­ный пороков богослов – аятолла;

Z Шииты дополнили Коран 115-ой сурой – «Два светила» (Мухаммед и Али), которую сунниты отвергают;

Z Шииты не признают отдельных хадисов Сунны и имеют свои сборники пре­даний о жизни Мухаммеда.

Противостояние суннитов и шиитов в вопросах власти не прекращались на всем протяжении истории исламского мира.

В VIII веке внутри шиизма появляются течение исмаилитов, а из них в IХ веке выделяется течение карматов.

Исмаилиты создали разветвленную тайную организацию и собственную ре­лигиозно – философскую систему, где мир представляет собой отражение косми­ческого порядка. Они же выдвинули требование джихада как постоянной борьбы с неверными.

Карматы проповедовали идеи уравнительского распределения благ и спра­ведливости в обществе, привлекая в свои ряды бедных крестьян и ремесленников. В 899 г. был даже создан карматский халифат в Бахрейне – это была земледельче­ско – ремесленная община, где сохранялось общинное рабовладение. С течением карматов связано множество движений социального протеста в средневековом исламском мире. Карматов отличал крайний фанатизм и жестокость в отношении к иноверцам. Со своими противниками карматы нередко боролись методом инди­видуального террора. Особенно активно действовали карматы во время крестовых походов, наводя на крестоносцев ужас.

Шиизм сегодня исповедуют мусульмане Ирана, Азербайджана, значительная часть населения в Ираке, Ливане, Йемене и Бахрейне.

Суннизм же со времен средневековья занимает господствующие позиции в исламе. Суннитскими были главные династии средневековых исламских импе­рий: Аббасиды, Сельджуки, Мамлюки и др. Ислам суннитского толка был офици­альной религией Османской империи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.