КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ислам в ХХ столетии.
Шариат Фикх является основой судопроизводства, деятельности мусульманских судей и законоведов. Передача судебного процесса в руки богословов и тесная связь между религией и правом составляли характерную черту средневекового мусульманского общества. По мере исторического развития народов Ближнего и Среднего Востока мусульманское право постепенно превращалось в застывшую систему. Фикх является теоретическим обоснованием и осмыслением шариата (букв. «правильный путь к цели»), т.е. комплекса разработанных богословами правил жизни мусульман. Термины «шариат» и «фикх» иногда употребляются как синонимы, что не совсем верно. Шариат не сводится к мусульманскому праву. Шариат охватывает юридические нормы, принципы и правила поведения мусульман во всех областях жизни. Шариат считается Божественным законом, переданным людям через Коран, сунну и сочинения мусульманских правоведов. Соблюдение шариата предполагает такой образ жизни, который угоден Аллаху и ведет мусульман в рай. Шариат регулирует отношения людей к Аллаху, т.е. правила культа, людей друг к другу и определяет наказания за нарушение правил. Шариат воплощается в трудах по фикху, в религиозных установлениях мусульманских законоведов – фетвах - и в судебной практике. С распространением ислама шариат вытеснил адат (обычное право); в то же время адат оказал несомненное влияние на шариат, в котором нашли отражение многие доисламские традиции и обычаи арабов, а также других народов, исповедующих ислам. Z Шариат точно регламентирует, что является для мусульманина запретным и что дозволенным. Система запретов регулирует поведение в быту и хозяйственную жизнь мусульман. Так, шариат запрещает мусульманам изображать живые существа, есть свинину, употреблять серебряную и золотую посуду. Из запретов, регулирующих экономику, наибольший интерес представляет запрещение взимать ростовщический процент, несомненно, отразившее реакцию мелких арабских торговцев и земледельческих племен наих закабаление вследствие ростовщических операций мекканской знати (в период возникновения ислама).
Z В шариате детально разработана система наказаний. Особо жестоко караются любое покушение на частную и личную собственность и нарушение супружеской верности. За воровство, совершенное впервые, отсекают четыре пальца правой руки; за повторную кражу отсекают левую ступню; в третий раз наказанием становится пожизненное заключениев тюрьму. Если же осужденный попытается что-нибудь украсть в тюрьме, его казнят. За прелюбодеяние мужчину наказывают сотней ударов хлыста; муж, увидевший, что кто-то прелюбодействовал с его женой, имеет право убить обоих нарушителей супружеской верности. Z Шариат строго фиксирует имущественные и наследственные права. Характерная черта мусульманского права наследования — это распределение имущества между всеми наследниками в зависимости от степени родства и пола. Преимущество имеют отец, мать и дети покойного, при этом доля мужчины в два раза больше доли женщины. Если у человека несколько наследников, он не имеет права оставить все наследство одному из них. Z Шариат строго фиксирует условия аренды земли, найма рабочей силы, налоговую систему. Шариат регулирует также правила погашения долга, ведения торговых операций. Z Строго регламентируются шариатом семейные отношения, формы брака, условия развода, сумма калыма и т.п. Z Шариат фиксирует также мусульманские ритуалы и праздники, молитвенные, погребальные обряды, поведение во время поста, во время хаджа в Мекку и т.д.
Z Наконец, шариат регулирует также отношения мусульман с иноверцами. Иноверцы находятся в неравном наложении с мусульманами. Иноверцам, живущим в мусульманской стране, гарантируется защита жизни, имущества, права исповедовать свою религию при условии уплаты всех мусульманских налогов (кроме закята) и дополнительного налога — джизья (подушного налога). Шариат запрещает мусульманкам выходить замуж за неверного (кафира), а иноверцам - вступать в священные места мусульман. Эти установления были направлены на обособление мусульманской общины, противопоставление ее немусульманам, поддержание представлений об исключительности ислама. Суфизм и народный ислам: Шариату, который устанавливал путь к Богу через неукоснительное выполнение мусульманами Божественного закона, начиная с VIII в. противостоял путь религиозно-нравственного совершенствования и мистического постижения Бога, проповедуемый суфиями. Суфизм возник в VIII—IX вв. на основе аскетических тенденций. Сам термин «суфий» восходит к слову «суф» — «шерсть»; грубые шерстяные рубища были одеждой аскетов. Суфизм был во многом созвучен тому пониманию ислама, которое сложилось в социальных низах. Связь суфизма с так называемым народным исламом позволяла суфиям успешно соперничать в популярности с богословами, знатоками догм и мусульманского права. Существенную часть мировоззрения суфиев составляет особая концепция нравственного совершенствования человека, связанная с проповедью аскетизма и отрешения от мирских благ. В религиозно-философском плане суфизм представляет собой интуитивное познание Божества, постижение абсолютной Истины без предварительного логического рассуждения. Суфизм предполагает веру в возможность непосредственного, личного и глубоко интимного общения индивида с Богом и даже в крайнем варианте слияние с ним в состоянии экстаза. Суфиев нередко почитали как святых. Культ святых, заступников перед Аллахом, не вполне одобряемый догматическим богословием (которое видит в этом культе отступление от принципа единобожия), был тем не менее широко распространен в народе (мусульмане почитают также могилы святых).
Народный ислам вообще несколько отличается от догматического. Так, в народном исламе существуют праздники, связанные с языческими верованиями, бытуют представления об ангелах, о шайтанах (дьяволах) и их главе Иблисе, сохраняются древние обычаи и обряды. В странах, где ислам распространился в период арабских завоеваний и позднее (в Индии, Индонезии, Средней Азии, Африке), народный ислам несет на себе отпечаток местных представлений и верований. Суфийский мистицизм (тасаввуф), отразивший стремление народных масс непосредственно прибегать к заступничеству Бога, в свою очередь оказал несомненное воздействие на народный ислам. Предшественниками суфиев были захиды (аскеты), появившиеся уже в VII в. Первоначально у суфиев не было разработанной системы взглядов. Они отличались набожностью, проповедовали отказ от мирских желаний, призывали к искупительным молитвам. Однако по мере распространения мистицизма была определена главная цель суфиев - единение с Богом - и путь достижения этой цели. (тарика, тарикат; термин «тарика» обозначает также, братство, орден суфиев). Мистическое постижение истины трактуется в суфизме как накопление положительных качеств, таких, как терпение, страдание, надежда на спасение, отказ от мирских благ, упование на Аллаха. Рассматривая шариат как чисто внешние формы благочестия, суфии создали собственную сложную систему правил мистических радений. Помимо внутренней самодисциплины и аскетизма, освобождающего дух от желаний плоти, они придавали большое значение использованию музыки и поэзии. Суфии занимались также проблемами мусульманской философии, разрабатывали этические и космологические концепции. Некоторые исследователи ислама считают, что заметное влияние на труды суфиев оказала эллинистическая философия. Фигура руководителя, наставника — шейха — занимала важное место в деятельности суфиев. Только от него могли его ученики — мюриды — получить необходимые знания и мистический опыт. Наиболее популярные суфийские учителя становились основателями братств-орденов (тарика), в которых начиная с XII в. объединяются приверженцы исламского мистицизма. Считается, что основатель братства является заступником людей перед Богом и что его знания и опыт передаются последующим поколениям. Нищенствующие суфии назывались вишами или факирами. Было много суфиев, предававшихся аскетическим и мистическим упражнениям, но при этом не оставлявших и своих мирских занятий (торговлю, ремесло и т.п.).
4. Ислам в Новое время: идеи реформации и модернизации. Исламский мир к началу Нового времени: Ислам оказал несомненное влияние на развитие культуры народов Востока и стал ее неотъемлемой частью. Формирование религиозно-культурной традиции на ранних этапах развития ислама было особенно тесно связано со становлением арабской культуры. Не случайно возникло и утвердилось такое понятие, как арабо-исламская цивилизация. Арабо-исламская традиция воздействовала на другие цивилизации, сложившиеся в районах распространения ислама, и в свою очередь испытывала их влияние (так, своеобразное соединение западной и арабо-исламской традиций наблюдалось в Кордовском халифате). При этом становление арабо-исламской культуры во многом опиралось на достижения античной философии и этики. Расцвет исламской культуры в VIII-XII вв. приходится на тот период, когда европейская цивилизация переживала определенный спад, что облегчало воздействие арабской культуры на развитие других народов. В XV—XVI вв. мусульманский мир постепенно вступал в период экономического, политического и культурного застоя. Этому способствовали вторжения тюрков и монголов. Территория некогда могущественного и единого Халифата оказалась разделенной между несколькими державами: Османской империей, Сефевидским Ираном, Империей Великих Моголов в Индии, государствами Средней Азии. Наиболее прочными традиции халифата были в. Османской империи. В Иране происходило дальнейшее становление шиизма. В Индии сложилась весьма непростая ситуация сосуществования и взаимовлияния ислама и традиционных местных религий. Таким образом, следует говорить о специфических формах развития ислама в Османской империи, Иране, Индии, Индонезии. Далеко не во всех этих регионах наблюдался явный застой, несомненно, однако, что на исходе средневековья Восток, в отличие от Запада, еще не переходил к новой, буржуазной стадии общественного развития. Это было вызвано целым комплексом экономических, социальных и политических причин. Некоторые западные ученые полагают, правда, что чуть ли не главной причиной отставания является консерватизм ислама. С этой точкой зрения вряд ли можно согласиться. Ислам стал генетической основой локальных цивилизаций Ближнего и Среднего Востока, но он не был ни главным фактором общественного прогресса, ни причиной общественного застоя. Впрочем, трудно отрицать, что начиная с XIII в. ислам стал постепенно замыкаться в рамках собственных традиций. Новые попытки возрождения веры и стремление реформировать ислам стали заметными явлениями только в XVIII столетии. Ваххабизм: В середине XVIII в. на Аравийском полуострове сложилось новое идейное течение — ваххабизм. Его основателем был мусульманский проповедник Мухаммед Ибн Абд ал-Ваххаб. Ваххабизм представляет собой развитие идей и принципов ханбалистской школы XIII— XIV вв. в их крайнем выражении. Теологи - ханбалиты в своих сочинениях следовать букве Корана и сунны, не признававли культа святых и проявляли нетерпимость к другим религиям, равно как и к мусульманам других школ. Абд ал-Ваххаб возродил многие принципы учения ханбалитов. В основе его собственного учения лежали мысль о необходимости возрождения истинной веры времен Мухаммеда и первых праведных халифов и признание исключительного авторитета Корана и сунны. Ваххабиты резко выступали против идолопоклонства и требовали неукоснительного следования принципу единобожия. Речь шла, таким образом, о восстановлении многих идей раннего ислама, в том числе и присущего ему стремления к справедливости и уравнительности. Махдизм: Сплетение, соединение, взаимодействие духовных исканий и социальных устремлений было достаточно характерной чертой развития исламских обществ и в доколониальный период. В XVIII-XIX вв., как и в более ранние времена, во многих мусульманских странах возникали массовые движения, вдохновлявшиеся идеями социальной справедливости, воспринятыми в контексте мессианских учений. Одним из наиболее влиятельных учений такого типа был махдизм. Термин «махди» в Коране не встречается, однако связанный с ним комплекс идей играет достаточно заметную роль в исламской традиции. Махди (ведомый верным путем, руководимый Аллахом) — это провозвестник близкого конца света, своего рода мессия. Сунниты и шииты по-разному воспринимают и толкуют учение о махди. Для суннитов махди — последний обновитель веры и преемник Мухаммеда. У шиитов вера в махди слилась с верой в сокрытого имама; шиитский махди - ожидаемый непогрешимый имам из рода Али, продолжатель дела Мухаммеда, призванный восстановить справедливость. В ходе эволюции ислама вера в махди стала одним из основных догматов шиизма. В исламе, как и в других религиях, вера в мессию, спасителя отражала недовольство существующими порядками и надежду на избавление. В то же время признание догмата о махди было связано и с отрицанием права членов мусульманской общины на самостоятельные действия. Ожидания, связанные с махдизмом, неоднократно становились основой политических и социальных движений. Под махдистскими лозунгами проходили также крупные народные движения. Одним из таких движений стало восстание в Судане, возглавленное Мухаммедом Ахмадом. Мухаммед Ахмад (1834—1885), сын плотника, странствующий дервиш, объявил себя махди и выступил с учением, в котором мессианские представления сочетались с идеями возрождения и очищения веры, а также с уравнительными воззрениями. Его последователи отвергали сунну, считали, что истинное учение содержится в Коране, а также в прокламациях Мухаммеда Ахмада и его жизнеописании. Мухаммед Ахмад внес некоторые изменения в традиционное понимание столпов ислама. Признавая пятикратную молитву и джихад, он ввел новые принципы: повиновение Божественной воле, чтение Корана. Формулу «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» он дополнил признанием пророческого статуса махди. Сторонники махдизма призывали к очищению веры и простоте нравов, граничащей с аскетизмом. Модернизация ислама: Становление на Востоке буржуазных отношений ознаменовало новый этап эволюции ислама. Происходило приспособление религии к новым общественным явлениям и общественным представлениям. Вопрос о том, можно ли говорить об исламской реформации, до сих пор остается дискуссионным. Одни ученые полагают, что религии Востока, в том числе и ислам, пережили процессы, сходные с процессами Реформации на Западе, хотя и в специфических формах. Другие считают, что ни о какой реформации ислама говорить не приходится. Мусульманский мир не пережил полномасштабной Реформации и Контрреформации, однако на Востоке, как и на Западе, существовало стремление приспособить религиозные установления к менявшимся социальным обстоятельствам. Поэтому вполне правомерно говорить о модернизации ислама; следует только иметь в виду, что эта модернизация не затрагивала основных принципов религии. Речь шла не о ревизии воззрений на отношения человека и Бога, а о новых трактовках взаимоотношений людей, о регулировании общественной жизни мусульман. Модернизация ислама началась в последней четверти XIX столетия Преобразования в исламе происходили в двух основных формах: возрождение веры и ее модернизация в западном духе. При этом если реформаторские идеологии второго типа носили сугубо элитарный характер, то учение о возрождении веры часто находило отклик в массах. Общей чертой всех реформаторских течений XIX-XX вв. было требование независимого суждения (иджтихад). Это было не только формой протеста против догматизма, но и новым направлением исторической эволюции ислама, отражающим и включение мусульманского мира в мировую экономическую систему, и задачи борьбы за национальное освобождение мусульманских стран. Сторонникам модернизации ислама почти повсеместно противостояли мусульманские традиционалисты, не признавшие никаких новшеств, богословы, незыблемо придерживавшиеся принципа, согласно которому «врата иджтихада закрыты». Панисламизм: В последней трети XIX в. большим влиянием исламском мире обладал мыслитель и общественный деятель Джамал ад-дин Афгани (1839-1897) Уроженец Афганистана, в тридцатилетнем возрасте он покинул родину, жил в Египте, Турции, Иране, Индии и Европе. Он оставил после себя ряд работ общефилософского и политического характера. Афгани был сторонником просвещения, призывал развивать рациональное мышление, науку. Он считал необходимым очистить ислам, возродить истинную веру. Афгани признавал роль свободы воли человека, был приверженцем активных социальных действий и проповедовал мысль о том, что сам Бог предначертал мусульманам стать повелителями человечества. Известность Афгани принесла его панисламистская концепция — учение об объединении мусульман всего мира. Важно отметить, что сам термин «панисламизм» западного происхождения; соответствующие арабские термины, употребляемые Афгани и его последователями, можно перевести словосочетанием «исламское сообщество». Z В устах Афгани призывы к мусульманскому единству имели явную антиколониальную направленность. Он писал: «Европейские государства оправдывают унижения, которым они подвергают страны Востока, отсталостью последних. Те же самые государства пытаются всеми имеющимися в их распоряжении средствами, даже войной, помешать любым попыткам возрождения и развития мусульманских народов. Это определяет необходимость для последних объединиться в великий оборонительный союз, чтобы уберечь себя от уничтожения. Они должны освоить достижения науки и техники и узнать секреты европейской власти». Идея объединения всех мусульман под властью единого халифа и трактовка такого объединения как высшей формы государственности были использованы правителями Османской империи накануне и во время первой мировой войны. В течение всего периода борьбы мусульманских народов за политическую независимость панисламизм отражал заинтересованность мусульман арабских — и не только арабских — стран в объединении во имя защиты от иноземцев и иноверцев.
Мусульманский национализм и секуляризм: В одноконфессиональных и этнически однородных странах мусульманского мира (например, в арабских странах) ценности ислама воспринимаются как основа культуры, государственного единства и национальной общности. В многоконфессиональных странах и регионах в первой половине XX столетия оформились различные теории мусульманского национализма, в соответствии с которыми мусульманское меньшинство представляет собой особую нацию, объединяющую различные этнические группы и не сливающуюся с группами, исповедующими иные религии. Подобные теории получили довольно широкое распространение в Британской Индии в последние десятилетия ее колониальной зависимости. Концепция мусульманского национализма в Индии послужила идейным обоснованием образования в 1947 г. Пакистана («Страны чистых», т. е. мусульман). Пакистан был создан не на основе этнического или территориального, а религиозного единства; в него вошли районы с мусульманским большинством населения. В отличие от панисламизма мусульманский национализм основан не на идее возрождения веры, а на стремлении модернизировать ислам. Используя идею неразделенности религии и политики и выдвигая, подобно панисламистам, в качестве главного объединяющего людей принципа религиозную общность, идеологи мусульманского национализма отрицали, однако, исключительное положение в государстве богословов, авторитетных интерпретаторов шариата. Приверженцы мусульманского национализма были против установления теократии (понимаемой как присвоение духовенством функций государственной власти) и поддерживали светские формы правления. Наиболее радикальные реформаторы стремились совместить ислам с секуляризмом (в основе которого - отделение религии от политики и отказ от признания исключительной государственной роли какой-нибудь одной религии). Они выступали, по существу, со светской концепцией нации и продолжали традиции таких арабских мыслителей начала XX в., как Али абд ар-Разик и ал-Кавикиби. Али абд ар-Разик писал: «Все, что ислам дал в виде закона, и все, что пророк предписал в качестве правил поведения и моральных принципов, не имеет ничего общего ни с методами политической власти, ни с нормами светского государства». Ал-Кавикиби призывал соотечественников «к национальному, а не религиозному объединению». Одним из самых видных идеологов мусульманского секуляризма был Саты ал-Хусри (1880-1968). Он выступил с обоснованием идеи арабского единства, обусловленного общностью исторических судеб, культурных традиций и языка. На первом этапе своей деятельности ал-Хусри не отрицал и объединяющей роли ислама. Он считал, что религия может быть одним из элементов национализма, может сливаться с национализмом, особенно в тех случаях, когда язык религии одновременно является языком нации. Признавая священный характер Корана, он подчеркивал его роль в деле сохранения арабского языка. Однако на втором этапе своей деятельности ал-Хусри стремился опровергнуть концепцию взаимосвязи религии и политики. Он выступил против мусульманских политиков-традиционалистов и панисламистов, осуждав их за попытки воспротивиться реформе ислама в духе времени. Саты ал-Хусри оказал большое влияние на развитие общественной мысли арабов. Мусульманский социализм: Истоки мусульманского социализма связаны с представлениями тех реформаторов ислама XIX в., которые познакомились с западными социалистическими теориями и попытались найти им некоторое соответствие в исламской традиции. Под социализмом понимались идеи уравнительства и равенства людей перед Богом. Рост популярности социалистических идей в первой половине XX в. сказался и на развитии стран Востока. Уже в 1920-х гг. возникают концепции мусульманского социализма; одна из таких концепций была разработана индийским мыслителем и поэтом Мухаммедом Икбалом (1877-1938). М. Икбал получил европейское образование, но в 1908 г. вернулся на родину в Пенджаб и стал преподавателем колледжа. Вскоре, однако, он оставил преподавание и стал зарабатывать на жизнь адвокатурой. Накануне первой мировой войны Икбал получил известность как поэт и философ и вскоре превратился во властителя дум мусульманской интеллигенции. Во время революционного подъема 1920-х гг. он приобрел репутацию певца революции. В 1920-1930-х гг. сформировались его взгляды на реформу ислама, мусульманский национализм и мусульманский социализм. Идеи Икбала получили свое выражение в его поэзии, религиозно-философских и публицистических произведениях, речах и письмах. Основу социальных взглядов Икбала составило учение о преобразующей роли человека в обществе. Оно, в свою очередь, покоилось на принципах независимого суждения (иджтихада) и свободы воли человека, на признании созидательного характера человеческой деятельности. Он обосновывал также идею мусульманской нации. Мусульманская общность, по мнению Икбала, выше, чем этническая общность и племя. Идеальное мусульманское общество не имеет границ в пространстве и во времени. Однако Икбал - политик пытался воплотить представления об идеальном обществе в жизни, ратуя за создание в Индии государства мусульман, имеющего конкретные пространственно – временные формы. Свои представления о мусульманском национализме Икбал стремился совместить с идеей патриотизма, который он считал важнейшей движущей силой истории. Икбал попытался осуществить своеобразный синтез ислама и социализма. По его убеждению, социальную справедливость обеспечивают выраженное в Коране коллективное начало и восходящая к этой священной книге исламская система социального регулирования. «Что касается социализма, то ислам сам представляет собой определенный тип социализма»; - писал Икбал. Излагая свои идеи социальной справедливости, он не раз ссылался на осуществление многих из них в советской России, утверждая, что «ислам - это большевизм плюс Бог». Свои политические идеи Икбал тесно связывал с религиозными; его концепция общественного развития имела ярко выраженный этический характер. При этом он выступал против теократии и считал, что в мусульманском обществе должны существовать светские формы правления, поскольку «ислам с самого начала был гражданским обществом». Икбал утверждал, что революция вполне соответствует принципам ислама, но основу социальных преобразований создает революция сознания. Исламская революция должна отличаться от социальных потрясений в Европе или России прежде всего своей этической направленностью. Идеи Икбала о тесной связи борьбы за справедливость с реформой ислама получили дальнейшее развитие в теориях мусульманского социализма второй половины XX в.
Духовные сословные группы в современном исламе: В исламе, как известно, нет церкви; тем не менее по сей день в мусульманских странах сохранились сословные группы, к которым часто применяется термин «духовенство». К таким группам относятся муллы и улемы (этим названием обычно объединяются служители мечетей, имамы, знатоки фикха, Корана, комментариев к нему, хадисов); главы общин исмаилитов; наконец, шейхи - руководители суфийских орденов и братств (тарикатов). Каждая духовная сословная группа отличается социальной неоднородностью, но ее членов объединяет общность корпоративных интересов. Важнейшей общественной трибуной представителей мусульманских духовных сословных групп остается мечеть. С мечетями связаны не только улемы, но и многие суфийские шейхи. Однако деятельность последних концентрируется преимущественно вокруг гробниц святых, до сих пор широко почитаемых во многих странах Востока. В мечетях мусульмане не только молятся; там они обсуждают политические новости, получают советы духовных лиц относительно политического поведения. Серьезное воздействие на общественное мнение мусульман продолжают оказывать формулируемые высшими духовными авторитетами религиозные постановления - фетвы. Именно фетвы, распространяемые среди мусульман, узаконивают те или иные действия правительства или, напротив, объявляют их противоречащими исламу. Другим центром влияния улемов остаются медресе. Наряду со светским образованием сохраняется традиционная исламская система обучения от начальных медресе до мусульманских университетов. Z Старейшими мусульманскими университетами являются Аль-Азхар в Каире (основан в Х в.), Аз-Зитуна в Тунисе (основан в VII в.), Каравиин в Фесе (основан в IX в.). К числу сравнительно новых, но престижных мусульманских университетов относятся университет Мухаммеда Сауда (основан в 1974 г.) и короля Абд аль-Азиза (основан в 1967 г.) в Саудовской Аравии, а также университеты в Иордании и Судане. Муллы и улемы сохраняют свои позиции не только в области образования, но и в судопроизводстве. Религиозные суды (казиаты) действуют наряду со светскими. В большинстве стран распространения ислама суннитского толка профессиональные богословы получают государственное жалованье, что ставит их в зависимость от властей. Влияние на политику оказывает также деятельность махдистских и суфийских братств. Их главы - шейхи — официальных постов в государстве не занимают, но порой пользуются очень большим авторитетом.
Новая политическая роль ислама: К концу 1970-х гг. в мусульманском мире наметились серьезные структурные изменения: увеличился удельный вес городского населения, возросла политическая роль городов, на поверхность общественной жизни вышло неприятие мусульманскими массами многих светских социальных институтов и светской политической культуры. Все это привело к усилению влияния ислама на политику и к росту мусульманских общественно-политических движений под лозунгами возрождения фундаментальных принципов ислама - так называемых фундаменталистских движений. Поворот к исламу в политике многих стран был настолько резким и - на первый взгляд - настолько неожиданным, что многие исследователи используют для обозначения ситуации, сложившейся в странах мусульманского мира в конце 1970-х гг., термин «исламский бум». Этот бум имеет свои долговременные факторы: сохранение в массовом сознании представлений о неразделимости ислама и политики, светского и духовного, религии и образа жизни, равно как и неприятие западных идеалов и принципов экономического, политического развития; и непосредственные причины: палестинскую проблему и обострение ближневосточного конфликта, а кроме того, подъем исламских политических движений в 1970-1980-е гг. был отчасти порожден и нефтяным бумом. Нефтедоллары усилили позиции многих стран мусульманского мира, прежде всего Саудовской Аравии и эмиратов Персидского залива. За счет нефтедолларов щедро финансировалась деятельность некоторых фундаменталистских организаций.
Концепция «исламского государства»: Термин «исламское государство» весьма широко применяется современными мусульманскими идеологами и политическими деятелями (в средневековом исламе такое понятие отсутствовало, поскольку всякое государство, где у власти находились мусульмане, рассматривалось как исламское). Концепция исламского государства предусматривает воплощение в жизнь - с учетом современных условий - традиционных для мусульманского сознания политических идей. В этой концепции использованы принципы исламского справедливого общества: отсутствие самостоятельных законодательных органов (как высший источник права и власти рассматривается Аллах); слияние светского и духовного; признание главной функцией власти исполнения Божественного закона и т. п. Одновременно разрабатываются различные модели прямой демократии, основанные на таких исламских принципах, как шура (совет) и иджма (согласованное мнение членов общины). Жизнь исламского государства регулируется религиозной моралью. Исламские социальные и политические модели базируются на замене светского права шариатом, который трактуется как важнейшее средство стабилизации политического положения и легитимизации власти. Для большинства идеологов и политических деятелей исламское государство - это некий идеал, по пути к которому должен продвигаться весь мусульманский мир. В то же время допускается, что уже сегодня в качестве исламских государств могут выступать отдельные страны, где установлен (или устанавливается) справедливый порядок, будь то Саудовская Аравия или Исламская Республика Иран, Ливия или Пакистан. Радикально настроенные фундаменталисты требуют немедленной исламизации тех государств, где сохраняются светское право и светские государственные институты. Для них исламское государство - это не модель развития, а политический лозунг в борьбезавласть. Джихад трактуется такими идеологами прежде всего как война против неверных, врагов ислама.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |