Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Раздаточный материал заочного факультета для специальности




Москва 2008

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Раздаточный материал заочного факультета для специальности

«Экономика и управление на предприятии»


 

Любая экономическая система представляет собой сложный, динамический механизм. В соответствии с коренной перестройкой народного хозяйства в России произошли значительные изменения в работе предприятий машиностроительного комплекса, которые обусловили переход от планово-распределительных форм хозяйствования к рыночным условиям. В настоящее время функция обеспечения эффективного воспроизводственного процесса осуществляется самим предприятием, что потребовало детального изучения многообразных факторов, активно влияющих на формирование рыночных структур и поведение самого предприятия в посттранзитивной экономической системе. За результаты своей деятельности предприятия несут ответственность перед трудовым коллективом и деловыми партнерами, а не перед вышестоящей организацией.

Современный уровень машиностроения, его научно-техническая и производственная базы не соответствуют возрастающим требованиям экономического и социального развития страны. Это требует более пристального внимания к изучению всего многообразии факторов, активно влияющих на формирование рыночных структур и поведение предприятий. Спад производства, начавшийся в 1991 г., стал сдерживающим фактором в ускорении обновления активной части основных фондов, повышении производительности труда. Непомерно высокой осталась доля ручного труда, разрослась сфера ремонта. Поэтому для сбалансированности развития отраслей машиностроительного комплекса и народного хозяйства в целом необходима программа модернизации отечественного машиностроения, которая предусматривала бы значительные мероприятия по совершенствованию управления, коренной перестройке ее структуры и радикального обновления производственного аппарата.

Являясь ведущей отраслью промышленности, машиностроение отличается от других ее отраслей характером используемых машин, предметов труда, своей ролью и значением в народном хозяйстве. Это определяет структуру машиностроения, специализацию производства и связь его с другими отраслями, структуру затрат в отрасли, состав и структуру фондов.

Успешное развитие машиностроения во многом зависит от углубленного экономического образования менеджеров и инже­нерно-технических кадров машиностроительной промышленно­сти. Руководитель производства должен овладеть знаниями и навыками, позволяющими находить рациональные методы ре­ализации разрабатываемых им решений, области их эффек­тивного использования, оперативно принимать оптимальные ре­шения, что обеспечивается усвоением курса «Экономика отрасли».

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования курс "Экономика отрасли" включен первым в перечень обязательных специальных дисциплин для специальности «Экономика и управление на предприятии».

Дисциплина "Экономика отрасли (машиностроение)" связана с дисциплинами "Экономическая теория", "Экономика предприятия", "Маркетинг", "Менеджмент", "Мировая экономика" и другими дисциплинами учебного плана, что обеспечивает системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом, а также соответствующий теоретический уровень и практическую направленность подготовки к будущей деятельности экономиста-менеджера и предполагает наличие у студентов базовых знаний в области экономической теории, макро- и микроэкономики и общенаучных дисциплин.

Объектом изучения как прикладной науки, так и учебной дисциплины «Экономика отрасли (Машиностроение)» подобно всем экономическим наукам — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

О предмете дисциплины. Потребности выступают движущей силой эконо­мики, изменяясь под влиянием внешних воздействий. Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники, людей и рекламы. И вновь необходимо решать, какие средства могут быть использованы, и на удовлетворение каких потребностей. В целях снижения напряженности этих отношений и принятия решений об удовлетворении очередных потребностей или обеспечения увеличе­ния объема средств организуется хозяйственная деятельность пред­приятий.

Производство, описание и объяснение всей хозяйственной дея­тельности предприятия и являются предметом изучения в курсе «Эко­номика предприятия». На основе познания закономерностей произ­водственного процесса появляется возможность разработать хозяйст­венные методы реализации практических производственных целей.

Всякое предприятие не существует само по себе, а связано с экономикой в целом, с одной стороны, через рынок производственных факторов, с другой — через рынок сбыта, поэтому и экономика предприятия должна исследовать также отношения отдельных предприятий с дру­гими хозяйственными единицами отрасли, с рынком. При этом она рассмат­ривает хозяйственный процесс, как в целом, так и с точки зрения ин­тересов отдельного предприятия.

Экономика предприятия тесно связана с микро- и макроэконо­микой, но не тождественна им. Так, микроэкономический анализ ис­ходит не из отдельного предприятия, а из влияния рынка на отдельное предприятие, в том числе и в пределах отрасли, и, в действительности, не является исследованием эко­номики и организации производства на уровне предприятия. Мик­роэкономический анализ рассматривает обе стороны рынка: предложение и спрос. В то же время с позиций экономики предприятия рассматривает спрос как заданную величину.

С другой стороны, то, что составляет проблемы макроэкономики, например образование цен на производственные факторы, производ­ство и распределение национального дохода и т.д., для экономики предприятия есть заданная величина, которую она учитывает. Любые перемены в национальной экономике и отраслях, например изменение структу­ры потребностей, демографические сдвиги, изменения доходов насе­ления, технический прогресс, ведут к изменению ситуации на пред­приятии.

И наоборот, объекты изучения экономики предприятия, напри­мер издержки производства, являются для макроэкономики данны­ми, которые следует учитывать в исследованиях.

Таким образом, «Экономика отрасли» представляет собой само­стоятельную экономическую дисциплину, предметом изучения которой является деятельность предприятий отрасли, их взаимосвязь на пути интенсификации и технического прогресса и в процессе разработки и принятия хозяйственных решений.

Главная задача машиностроения — обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными маши­нами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рын­ке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поко­лений машин и механизмов, способных обеспечить многократ­ный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий про­изводственной разработки образцов до массового выпуска гото­вых изделий.

Актуальны также углубление специализации и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого и ме­жотраслевого назначения; ускорение обновления основных про­изводственных фондов; повышение эффективности использова­ния действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей.

Цель настоящего курса «Экономика отрасли (Машиностроение)» - дать понятие отрасли, ее места в системе национального хозяйства и особенностей протекания отраслевых организационно-экономических процессов в современных усло­виях хозяйствования на основе:

─ усвоения теоретических знаний об экономике развития отраслей;

─ изложения эмпирических сведений об экономике развития от­раслей на базе статистических и исторических исследований;

─ формирования представления о роли машиностроения в системе национального хозяйства и особенностях его экономиче­ского развития;

─ выработки практических умения и навыки в области раз­вития форм и методов организации производства в отраслях в ус­ловиях рыночной экономики и факторов, обеспечивающих рацио­нальное использование ресурсов и достижение эффективных ко­нечных результатов.

Задача курса «Экономика отрасли (Машиностроение)» - ознакомить студентов со следующими вопросами:

- понятие отрасли;

- отрасль и рынок;

- структура отрасли;

- экономические границы отрасли и факторы, их определяющие;

- место отрасли в народном хозяйстве;

- источники и причины рыночной власти, измерение рыночной власти;

- экономика размещения предприятий, причины размещения, размер предприятия и факторы, его определяющие;

- концентрация производства в отрасли;

- причины, показатели, концентрация и олигополия;

- концентрация и монополия; интеграция (горизонтальная и вертикальная), диверсификация; слияния и поглощения (горизонтальные и вертикальные);

- продуктовая дифференциация;

- неценовая конкуренция, структура рынка и разнообразие продукта;

- олигополистическое ценообразование; олигополистическая взаимосвязь и координация, ценовая дискриминация; отрасль и эффективность функционирования экономики;

- перспективы технического, экономического и социального развития отрасли.

Методика изучения курса:

─ получение знаний и выработка у студента навыков креативного мышления основано на лекционном курсе, выполнении контрольных заданий, самостоятельной работе студентов по программе «Экономика отрасли (Машиностроение)» настоящего раздаточного материала.

В совокупности с ответственным и заинтересованным отношением к изучаемой дисциплине со стороны студента эти формы обучения являются основой как для получения требуемых учебным курсом знаний, так и для выработки необходимых для профессиональной деятельности умений и навыков эффективного мышления.

На лекциях преподаватель излагает основные понятия и категории дисциплины, проводит обзор литературы, рассматривает содержание основных проблем и тем курса «Экономика отрасли (Машиностроение)».

Содержание и последовательность изучения курса, определяемых программой из настоящего раздаточного материала, не исключает дополнение ее другими темами, расширяющими и углубляющими курс в случае постановки в ходе учебного процесса специфических задач, обусловленных особенностями той или иной специализации.

Поэтому изучение курса не ограничивается только аудиторными лекционными занятиями. Немалое внимание уделяется индивидуальной и самостоятельной работе с упражнениями и задачами.

Лекции является составной частью учебного процесса и представляет собой систематическое, последовательное изложение лектором программного материала. Лекция – это одна из основных и наиболее важных форм учебной работы студентов. Лекции для студентов заочной формы обучения носят установочный и обзорный характер. Это означает, что они охватывают не все вопросы учебной программы по дисциплине, а лишь наиболее фундаментальные, узловые темы. Относительно других, специально не рассмотренных тем, на лекциях даются методические рекомендации по их самостоятельному изучению.

Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соуча­стником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получае­мыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней сильные стороны и кажущиеся Вам слабости. Возникающие в процессе лекции вопросы нужно обязательно сформулировать на полях тетради и задать их преподавателю в конце лекции. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, не нарушать его логики, но можно сделать и устно.

Лекцию необходимо конспектировать в отдельной тетради. К текстуальной записи лекции не надо стремиться. Важно зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы, раскрывающие тему лекции, а также оригинальную иллюстративную информацию к ней. Для облегчения процесса конспектирования лекции целесообразно использовать различные сокращения слов, в том числе как общепринятые, так и индивидуальные, то есть привычные для конкретного студента. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обо­гатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца по­нять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной про­граммы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в про­слушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лек­ция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя представля­ет плод его индивидуального творчества. Он читает свой автор­ский курс со своей логикой и со своими теоретическими и мето­дическими подходами. Это делает лекционный курс конкретного преподавателя интересным индивидуально-личностным событи­ем. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие не­достатки, присущие опубликованным учебникам, учебным посо­биям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение слож­ные вопросы Государственного образовательного стандарта, ко­торые вызывают затруднения у студентов. Хороший конспект лекции окажет большую пользу при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.

Консультации – одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену (зачету), а также при необходимости перед семинарами и практическими занятиями.

Самостоятельная работа, учитывая специфику заочной формы обучения, является основным видом учебного процесса, что предполагает:

изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников. Изучение, рекомендованной к курсу литературы, необходимо для подготовки к семинарским занятиям, всем видам контроля, для выполнения домашних заданий и написания докладов и рефератов. А так же целесообразно знакомиться с литературой перед лекциями для облегчения и более глубокого понимания объясняемых на лекции теоретических положений. В процессе изучения дисциплины студенты должны опираться на нормативные документы по соответствующим вопросам, постоянно следить за изменениями и дополнениями, вносимыми в них, так как нормативная база законодательства может быть далека от совершенства; она постоянно корректируется соответствующими органами, тем более в условиях выхода из кризиса модернизации общественных отношений;

учета того, что каждый учебник или учеб­ное пособие имеет свою логику построения, которая, естествен­но, не совпадает с логикой данной Программы учебного курса. Одни авторы более широко, а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. Одни выделяют ее в отдельную главу, а другие, включают в состав главы. Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это сделано в них. При этом, обращаясь к Программе учебного курса, следует постоянно отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной ло­гической последовательности) рассмотрены в данной главе учеб­ника, учебного пособия, а какие опущены. По завершении работы над учебником у Вас должна быть ясность в том, какие темы, во­просы Программы учебного курса Вы уже изучили, а какие пред­стоит изучить по другим источникам;

изучение понятийного аппарата дисциплины. Специальная работа должна быть проведена для усвоения понятийного аппарата курса, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение общенаучной терминологии в профессиональной деятельности. Любая дисциплина имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой «стоит» каждая дисциплина. Понятия - узловые, опор­ные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности. Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудня­ется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым, напоминая недостроенное здание или еще того хуже: здание без фундамента. Понятие в узком понимании – это определение (дефиниция) того или иного факта, явления, предмета. Такие определения составляют категориально-понятийный аппарат. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела;

осознания того, что понятия в широком смысле есть обобщенная концептуальная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы вносится слово «понятие», то это первый признак того, что в данном случае речь идет не о дефиниции (определении), а о сжатой, обобщенной концептуальной характеристике изучаемого явления. Основные понятия и термины (понятийный аппарат) представлены в разделах «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «Экономика отрасли (Машиностроение)» и «Основные термины и понятия». По мере усвоения курса рекомендуется прорабатывать перечень понятий и терминов понятийного аппарата по курсу и отмечать термины и понятия, формулирование которых не вызывает затруднений. Конечная цель данной методики – иметь проработанными (отмеченными) все понятия и термины перечня;

самостоятельную проработку студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам в соответствии с рекомендациями к каждой теме. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности;

написание докладов и рефератов, что имеет целью формирование у студентов навыков аналитической работы, умения работать с научной литературой и статистическими данными, использовать информацию из Интернета, делать обобщения, аргументировать и обосновывать свою точку зрения;

─ изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных работ, по возможности, конспекти­рование их. Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.

Изучение рекомендованной литературы следует начинать с одного из основных рекомендованных в соответствующем разделе настоящего раздаточного материала учебников и учебных пособий (литература из разделов «основная» и «дополнительная» имеется в библиотеке факультета, причем, первая - в большóм количестве, а вторая – в незначительном, литература из раздела «дополнительная рекомендуемая» в библиотеке факультета отсутствует), затем переходить к нормативно-правовым актам и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений;

─ проведение семинарских занятий, практических занятий или круглых столов, если они предусмотрены расписанием и учебным планом. Такая форма занятий, как семинары предполагает активную, целенаправленную работу студентов.

Целью проведения семинарских занятий является повторение, проработка, углубление и закрепление пройденного на лекциях материала, а также формирование современного мышления, необходимого для самостоятельного анализа важнейших проблем, тенденций, процессов и явлений правовой жизни общества. Методика проведения семинаров включает обсуждение основных вопросов пройденных тем, а также вопросов, не вошедших в лекционный материал, групповые дискуссии по наиболее проблемным вопросам, опрос, тестирование, проверка конспектов. Семинарские занятия могут проходить в форме практических занятий, круглых столов, конференций. Участие в семинаре студента предполагает выполнением им активной внеаудиторной работы. Вместе с тем оно формирует у студента навыки самостоятельного анализа различных источников информации и публичного выступления, что в совокупности с повышением степени усвоения материала обусловливает практическую значимость проведения семинарских занятий. По результатам семестра, преподаватель, в отношении студентов, проявивших наибольшую активность в работе на семинарских занятиях, может принять решение о принятия у них зачёта автоматическим образом.

На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать. Для достижения этой цели предварительно необходимо:

─ ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;

─ осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;

─ изучить рекомендованную учебным материалом литературу по данной теме;

─ тщательно изучить лекционный материал;

─ ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;

─ подготовить краткое выступление по каждому, из вынесенных на семинарское занятие вопросу. При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы: определение и характеристика основных категорий, эволюция предмета исследования, оценка его современного состояния, существующие проблемы, перспективы развития;

Каждое семинарское занятие может включать в себя следующие этапы:

─ блиц–опрос (предназначен для повторения основных важнейших категорий и вопросов, рассмотренных на предыдущих лекциях);

─ консультация, в рамках которой студенты задают подготовленные самостоятельно вопросы преподавателю в целях выяснения непонятого лекционного материала и более глубокой его проработки;

─ рассмотрение отдельных вопросов по пройденной теме, не вошедших в лекционный материал;

─ выступления студентов с докладами, посвященными отдельным вопросам семинара. Рассмотрение вопросов, не вошедших в лекционный материал, происходит на основе самостоятельно подготовленных студентами докладов. После каждого выступления производится обсуждение сделанного сообщения, путем задавания дополнительных вопросов автору доклада и дополнений из аудитории. Заключительным этапом обсуждения доклада является рецензирование выступления студентами и преподавателем. Критериями такого рецензирования могут быть следующие: актуальность темы, полнота раскрытия темы, давность приводимых статистических данных, мастерство преподнесения материала;

─ подведение итогов семинара: анализ степени достижения поставленных целей и решения вынесенных задач, оценка работы каждого студента;

─ оглашение преподавателем темы следующего семинара, домашнего задания (вопросов, которые студенты могут взять в качестве темы для подготовки докладов и рефератов на следующий семинар).

Преподаватель на семинаре может сделать вступительное сообщение. Последовательность, время и тематику выступлений студентов определяет преподаватель во время проведения семинара, исходя из принципа - выступление каждого студента на каждом семинаре.

Ответ на практических занятиях и семинарах оценивается по системе «рецензирования»:

- точность определения;

- логичность и свобода изложения;

- наличие примеров, демонстрирующих понимание материала;

- наличие вывода;

- наличие обоснованной собственной точки зрения по данному вопросу.

Подготовка сообщений, докладов, обсуждение вопросов на семинарских занятиях решают задачу проведения текущего контроля освоения материала программы, оценивается по 5–ти бальной шкале и учитывается при выставлении текущей оценки. При защите доклада студент должен: владеть выносимым на защиту материалом; чётко формулировать проблему; показать пути и способы её решения; отразить практическую значимость проблемы.

Данные формы текущей аттестации позволяют оценить работу в семестре каждого студента.

Студенты, получившие положительные оценки по результатам текущей аттестации допускаются к итоговой аттестации. Если студент не проходил текущую аттестацию или получил по ней отрицательный результат, его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Студент допускается к итоговой аттестации, при этом после ответа по билету он обязательно отвечает на дополнительные вопросы по темам учебного плана. При письменной итоговой аттестации или аттестации с использованием тестов дополнительные вопросы ему задаются в письменном виде при выдаче билета или теста на зачёте.

В заключительном сообщении преподаватель информирует участников семинара о студентах, выступление (невыступление) которых не зачтено;

- индивидуальная работа преподавателя со студентами по темам по нижеприведенной методике, о сути которой преподаватель сообщает на первом занятии:

- раздать всем студентам по одному вопросу по пройденному материалу, чтобы они ответили на него письменно. На следующем занятии огласить оценки;

- дать задание студентам приготовить доклады на запланированном практическом занятии по наиболее важным вопросам по указанию преподавателя;

- на занятиях дать задание повторить необходимые разделы из ранее изученных дисциплин, которые важны для усвоения нового материала;

- дать всем студентам задание для письменного ответа по материалам предприятий, на которых работают студенты. Отрецензировать представленные работы;

- проведение блиц-опросов на занятиях путем раздачи тестовых проверочных заданий либо написания контрольных работ;

- при подготовке к экзамену для самопроверки рекомендуется проработка контрольных вопросов из соответствующего раздела и их тезисное конспектирование.

Студент, освоивший настоящий курс, должен:

знать:

- теоретические основы и закономерности функционирования отраслей в рыночной экономике, включая переходные процессы;

- законодательные и нормативные правовые акты по регулированию и регламентации деятельности отраслей в области государственной экономической, в том числе промышленной и антимонопольной политики;

- классификаторы и классификации отраслей, видов деятельности и продукции;

- принципы принятия и реализации экономических и управленче­ских решений на предприятиях с учетом отраслевого подхода;

- отечественный и зарубежный опыт в области управления, рациональной организации и эффективного функционирования отраслей;

- отраслевые особенности машиностроения, структуру рынка това­ров (продукции, работ, услуг) и методы его анализа; особенности поведе­ния предприятий;

уметь:

─ выявлять проблемы, связанные с экономикой отрасли при
анализе конкретных ситуаций на предприятиях, предлагать способы их решения и прогнозировать последствия этих решений;

─ систематизировать и обобщать информацию отраслевого характера; готовить соответствующие обзоры, записки, справки;

─ использовать информационные технологии для отражения отраслевых аспектов принятия управленческих решений на пред­приятии;

владеть:

─ специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины как минимум на одном иностранном языке;

─ навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории отрасли и практике развития отраслей;

─ методами отраслевого экономического анализа в оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их рыночных позиций;

─ знаниями об основах ценообразования в отрасли;

─ методами, лежащими в основе определения стратегического
поведения предприятий в отрасли и на рынках.

иметь представление о национальных приоритетах в развитии отдельных отраслей и перспективах технического, экономического и социального развития машиностроения;

иметь системное представление об отраслевой структуре национальной экономики и тенденциях развития отраслей;

понимать многообразие отраслевых организационно-экономических процессов и их связь с другими процессами, происходя­щими в обществе.

Дисциплина «Экономика отрасли (машиностроение)» для специальности «Экономика и управление на предприятии» - 080502.65 входит в качестве федерального компонента в цикл специальных дисциплин, её программа настоящего раздаточного материала разработана в полном соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования исходя из объема 124 часов, из которых 16 часов - лекции, 108 часа - самостоятельная работа

Курс изучается в течение одного семестра. В процессе обучения осуществляются оценки успеваемости студентов – текущая (методика указана ранее) и итоговая (методика указывается ниже).

Форма контроля:

─ выполнение письменной или курсовой работы при включении их в учебный план. Тематика письменных и курсовых работ приводится в соответствующем разделе раздаточного материала. Объем письменной работ должен быть не менее 10 и не более 12 листов, остальные требования и требования к курсовой работе – в соответствии с учебно-методическим материалом «Курсовая работа. Методические указания по выполнению, оформлению и защите»;

– экзамен по всему курсу. Экзамен имеет целью проверить и оценить уровень полученных студентами знаний в объеме требований учебной программы.

Итоговая оценка – экзамен может проводиться как по билетам письменно или устно (билет содержит два вопроса), так и по тестам по выбору преподавателя.

Студент может выбрать традиционную форму экзамена – по билетам устно.

Критерии оценки знаний студентов на экзамене:

«Отлично» - дан полный ответ на основные вопросы билета в объеме лекций с привлечением дополнительной литературы, полные грамотные ответы на дополнительные вопросы. Грамотно и в срок выполненные контрольные и самостоятельные задания. Регулярная подготовка творческих заданий, выступление с докладами, активное обсуждение при решении практических задач, итоговые тесты по разделам оценены не ниже, чем на «хорошо». При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 85%.

«Хорошо» - даны хорошие ответы на основной вопрос в объеме лекций, частичные ответы на дополнительные вопросы. Хорошо и в срок выполненные контрольные и самостоятельные задания, периодическое выполнение творческих заданий и докладов, обсуждение при решении практических задач, итоговые тесты по разделам оценены не ниже, чем «хорошо» и «удовлетворительно». При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 75%.

«Удовлетворительно» - дан ответ на основные вопросы в объеме лекций, частичные ответы на дополнительные вопросы. Слабо выполненные контрольные и самостоятельные работы, отсутствие творческих работ и докладов, итоговые тесты по разделам оценены на «удовлетворительно» и ниже. При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 65%.

«Неудовлетворительно» - незнание основных вопросов билета в объеме лекций (слабый ответ на вопрос и затруднения с ответами на дополнительные вопросы). Невыполненные текущие задания и работы. При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты менее 65%.

Порядок проведения устного экзамена:

В аудитории, как правило, должны одновременно находиться не более пяти опрашиваемых. Опрашиваемый до начала ответа может уточнить содержание билета, задать вопросы преподавателю, а также имеет право отказаться от выбранного билета и взять другой, оценка в этом случае может быть снижена на один балл. При подготовке к ответу разрешается пользоваться раздаточным материалом по дисциплине. На подготовку к ответу по билету, как правило, отводится до 30 минут. Преподаватель, в целях установления истинного уровня знаний вправе задать дополнительные вопросы. Экзамен принимается индивидуально. Опрашиваемым помогающим друг другу, использующим неразрешенные пособия и записи, а также другие средства, могут быть даны дополнительные вопросы или предложено аттестоваться без билета в целях установления действительного уровня их подготовленности.

По окончании опроса объявляется оценка и подводятся итоги. Оценки заносятся в экзаменационную ведомость и выставляются в зачетную книжку. Неудовлетворительная оценка в зачетную книжку не проставляется.

Порядок ликвидации академических задолженностей определен федеральными, ведомственными нормативными правовыми актами и руководящими документами института.

Раздаточный материал составлен на основе Учебно-методического комплекса «Экономика отрасли (машиностроение)», разработанного при информационной поддержке компании «Консультант Плюс» доктором экономических наук, профессором Ириной Ивановной Лютовой.


Учебно-тематический план курса

"ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ (Машиностроение)"

 

    Часы
№ п/п Наименование разделов и тем Всего Лекции и семинарские занятия[1] Самостоятель-ная работа
  Сущность, структура и характерные особенности машиностроительной отрасли в России      
  Управление формами общественной организации и размещением предприятий      
  Функционирование машиностроительной отрасли и ее субъектов в рыночной экономике      
  Отрасль, фирма, предприятие в различных типах конкурентной среды.      
  Организационно-производственные основы выпуска продукции.      
  Тенденции и перспективы развития машиностроительной отрасли      
ИТОГО      

Программа курса "ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ (Машиностроение)"




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.