Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодические издания 2006-2008г




1. Машиностроение. Известия высших учебных заведений

2. Приборостроение. Известия высших учебных заведений

3. Проблемы энергетики. Известия высших учебных заведений

4. Цветная металлургия. Известия высших учебных заведений

5. Черная металлургия. Известия высших учебных заведений

6. Электромеханика. Известия высших учебных заведений

7. Проблемы машиностроения. Известия РАН

8. Конверсия в машиностроении

9. Металлургия

10. Наука – производству

11. Предпринимательство

12. Проблемы машиностроения и автоматизации

13. Проблемы машиностроения и надежности машин

14. Проблемы прогнозирования

15. Российская экономика: прогнозы и тенденции

16. Технология машиностроения

17. ЭКО (Экономика и организация промышленного производства)

18. Экономика и производство

19. Вопросы статистики


Основные термины и понятия [5]

Абсолютное преимущество в издержках — преимущество для существующей организации, возник­шее в результате того, что кривая издержек для новой организации, желающей войти на рынок, находится выше, чем у существую­щей на рынке организации.

Австрийская экономическая школа — школа экономической мысли, которая рассматривает конкурен­цию как динамический процесс, а не в статическом состоянии. Прибыли являются результатом инноваций, которые отвечают интересам всего общества, а также предоставляют возможность увеличивать расходы на исследования и разработки, которые обеспечивают или лежат в основе экономического роста.

Агентские отношения — отноше­ния, в которых субъект или фирма (агент, исполнитель) действу­ет от имени другого лица (принципала, поручителя).

Альтернативные издержки (см. также Нормальная прибыль) — ценность наилучшего из альтернативных вариантов удовлетворения потребности, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе.

Апстрим-производства — первые стадии в технологической цепочке. Виды производственной деятельности находятся в апстриме, если они в технологической цепочке от сырья до конечного потребления находятся ближе к сырьевой стадии.

Барометрическое ценовое лидерство — одна организация на рынке занимает ведущее положение в области установления уровня цен. В этом случае она призна­ется и принимается другими как организация, обладающая хорошими знаниями существующих рыночных условий.

Барьеры вступления в отрасль — фак­торы, которые затрудняют возможности новым организациям утвер­диться на рынке, давая, тем самым, преимущество существую­щим на данном рынке организациям.

Бихевиористские теории — теории, которые пытаются объяснить поведение предприятий внутренней орга­низацией самого бизнеса, а не структурой отрасли, в которой функционирует данная организация.

Вертикальная интеграция — осу­ществление деятельности на различных стадиях производствен­ного процесса.

Взаимозависимость — одна из харак­теристик олигополистических рынков. Решения, принимаемые одной организацией, напрямую влияют на ее соперников. Обычно это проявляется в изменении спроса на продукцию других организаций.

Вид продукции — совокупность изделий определенного класса, объединенных общностью непосредственного эксплуатационного назначения (например, плуги, бороны, культиваторы относятся к классу почвообрабатывающих сельскохозяйственных машин).

Враждебное поглощение — приобрете­ние фирмой другой фирмы, высшее руководство которой на­строено против подобной сделки.

Выигрыши — в контексте теории игр — это ожидаемая ценность в результате принятия стратегических ре­шений.

Горизонтальная интеграция — при­обретение активов одной или нескольких организаций в одной отрасли.

Даунстрим-производства (конечные стадии в технологической цепочке) — виды производственной деятель­ности находятся в даунстриме, если они в технологической це­почке от сырьевых материалов до конечного потребителя нахо­дятся ближе к конечному потреблению.

Действующая конкуренция — луч­шая форма рыночной структуры из всех возможных.

Деконгломерация — термин, исполь­зуемый для описания процесса, при котором диверсифициро­ванные компании уменьшают число сфер своей деятельности для того, чтобы сконцентрироваться на основном виде деятель­ности.

Делегирование - передача решений задач управ­ления и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение на основе использования полученных полномочий.

Департаментизация – группировка схожих работ и их исполнителей, т.е. определенное организационное обособление исполнителей схожих работ. Линейная департаментизация предполагает относительную автономность в работе. Функциональная департаментизация получила развитие в период промышленной революции при создании крупных фабрик и заводов.

Дерегулирование — устранение правительственного контроля за отраслью, посколь­ку полагают, что рынок достаточно конкурентен и может само­стоятельно обеспечить оптимальное распределение ресурсов.

Децентрализация – передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

Децентрализация управления — передача прав и ответственности по принятию решений с высших уровней управления на низшие.

Диверсификация — процесс производс­тва новых товаров в широком спектре различных отраслей.

«Дилемма заключенного» — игра, в которой обе стороны могли бы улучшить свои результаты, если бы скооперировались, но сама природа данной игры мешает им сделать это.

Дискрими­нация - разное отношение к партнерам, которое тем самым искажает условия конкуренции между ними.

Дифференциация - деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках дан­ного подразделения. Дифференциация — это выделение частей в организации, каждая из которых предлагает что-то в ответ на спрос, предъявляемый внешней средой и, в частности, ее институтами, на­ходящимися в непосредственном соприкосновении с организацией.

Дифференциация продукта — производство товаров с отличительными свойствами или дове­дение этих отличий до сведения потребителей. Дифференциация продукта позволяет выработать у потребителей приверженность брэнду и может выступать в роли барьера для входа в отрасль.

Дифференцированные продукты - неоднородные продукты, т.е. одина­ковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цве­ту, форме, упаковке), по консистенции, качеству.

Добавленная стоимость — рыночная сто­имость произведенной продукции за минусом затрат на сырье и материалы, потребленные при производстве данного вида про­дукции из других отраслей.

Естественная монополия — рыночная структура, в которой экономия от масштаба производства дости­гается на таком высоком уровне объема производства, что сово­купные издержки в отрасли минимизируются только в случае су­ществования одной фирмы.

Жизненный цикл продукта — утверж­дается, что продукты на протяжении определенного периода времени проходят четко различимые стадии: от стадии внедре­ния к стадии роста, затем к стадии зрелости и, наконец, к спаду.

Закон Жибра см. Правило пропорциональ­ного воздействия.

Игра с нулевой суммой — игра, в кото­рой выигрыши для любой стороны в точности нейтрализуются потерями другой стороны.

Иерархия — организационная струк­тура предприятия, благодаря которой решения принимаются внутри предприятия централизованно, а не на рыночной основе.

Измерение концентрации — из­мерение степени, в которой экономическая деятельность в от­расли находится под контролем небольшого числа предприятий.

Инвестиционная деятельность — совокупность действий рос­сийских и иностранных физических и юридических лиц государств, включая общественные и религиозные организации, общества, ассоциации по реализации инвестиций для получения прибыли или достижения другого хозяйственного эффекта.

Индекс q Тобина — соотношение рыночной стоимости капитала фирмы к восстановительной стоимости ка­питала. В условиях совершенной конкуренции q было бы равно единице, но обычно ожидается, что там, где существует моно­польная власть, q > 1.

Индекс Джини — отношение области между кривой Лоренца и линией абсолютного равенства к пло­щади всего треугольника внизу (или вверху) от диагонали. Ну­левое значение представляет равенство, а значение, равное еди­нице, — полное неравенство.

Индекс Лернера — индекс, измеряющий степень, в которой предприятия эксплуатируют имеющуюся моно­польную власть. Одним из вариантов его определения является отношение разницы между монопольной ценой и предельными издержками к монопольной цене.

Индекс Херфиндаля—Хиршмана — мера концентрации отрасли, находимая путем сумми­рования квадратов рыночных долей каждой фирмы. Индекс под­черкивает степень преобладания крупных фирм.

Инновационная деятельность — процесс, направленный на внедрение результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим допол­нительные научные исследования и разработки.

Интеграция - уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и вза­имозависимостью работ в организации. Когда олигополистические предприятия идут навстречу друг другу и открыто договариваются о ценах и объемах выпуска, то в этом случае они образуют картель.

Искомые покупателем (известные) товары — товары, для которых полезность может быть определена до мо­мента их приобретения и потребления.

Картель — соглашение о ценах (сговор) предприятий в отрасли с целью ограничения или исключения конкуренции. Это соглашение обычно относится к установлению единой цены.

Класс продукции — совокупность изделий определенного рода, объединенных общностью более узкого эксплуатационного назна­чения и сходством отдельных показателей производственного про­цесса (например, электроизмерительные приборы, приборы вре­мени, приборы для измерения механических величин).

Комбинирование - производствен­но-технологические и технологические связи, направленные на выпуск нескольких продуктов из одного вида сырья.

Комплексность планирования — совокупность мероприя­тий, образующих единую детерминированную систему. Этот принцип требует учета, с одной стороны, всех факторов, оказы­вающих воздействие на решение поставленной задачи, а с дру­гой — всех последствий влияния полученных результатов на ок­ружающие объекты.

Конгломерат — организация, занятая произ­водством широкого набора различных продуктов.

Конкурентоспособность продукции — свойство товара, оп­ределяющее возможность его сбыта на данном рынке в условиях конкуренции, что делает продукт предпочтительней для конкрет­ной группы покупателей (сегмента) с точки зрения удовлетворе­ния их потребностей.

Концентрация - процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях.

Концентрация производства - увеличе­ние числа крупных предприятий и сосредоточении на них все боль­шей части производительных сил общества. Различают абсолютную (характеризует размеры производства отдельных предприятий) и относительную (распределение общего объема производства отрас­ли между предприятиями разного размера) концентрации.Сущность концентрации производства проявляется в укруп­нении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промыш­ленности между предприятиями разного размера (относитель­ная концентрация).

Конъюнктура - сложившиеся на конкретном рынке условия (экономические, социальные, законодательные, научно-технические, конкурентные и т.д.), которые определяют, в конечном счете, соотношение спроса и предложения, объема продаж и цены продукции.

Конъюнктура рынка — сложив­шиеся или ожидаемые экономические, технологические, законо­дательные и другие условия, определяющие объемы предложе­ния, сбыта и цены продажи товара на целевом рынке предприятия.

Кооперирование - форма длительных производ­ственных связей, обеспечивающих совместное участие различных структурных подразделений промышленности, специализирован­ных на производстве частичных продуктов, в изготовлении конк­ретного готового продукта.

Кривая Лоренца — графическое постро­ение, показывающее соотношение кумулятивных процентных значений двух переменных, например, процентное изменение числа фирм в отрасли и процентную долю контроля на рынке.

Лидерство в ценах — олигополистическая ситуа­ция, в которой существует доминирующая фирма (ценовой лидер), проявляющая инициативу по изменению цен, а другие фирмы сле­дуют ее примеру.

Лидерство доминирующей организации — одна организация на рынке лидирует в области установления уровней цен. В этом случае организация должна иметь наибольшую долю рынка.

Машин а - устройства с согласованно работа­ющими частями для преобразования энергии, материалов или информации. Основное назначение машин — замена производ­ственных функций человека в целях облегчения труда и повыше­ния его производительности.

Машиностроение — одна из ведущих комплексных отраслей промышленности, состоящая из множества отраслей, производя­щих орудия труда, транспортные средства, продукцию оборонно­го назначения и предметы потребления.

Методика выживания — метод, ис­пользуемый для определения формы долгосрочной кривой изде­ржек путем наблюдения за тем, какого размера предприятие лучше вы­живает в течение времени.

Механизмы - система звеньев, преобразующих под действием приложенных сил движение одних звеньев в тре­буемое движение других. Механизмы могут применяться как само­стоятельно, так и являться составными частями машин. Рабочие машины, механизмы и оборудование предназначают­ся для механического, электрического, термического и химичес­кого воздействия на предметы труда в процессе создания продук­ции или оказания услуг производственного характера (станки, мо­лоты, прессы, электрические печи и т.д.).

Минимально-эффективный масштаб производства — минимальный уровень объема производства, при котором можно получить все известные эко­номии от масштаба.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - тип рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии, этот вид рынка характеризуется множественностью конкурентов. Но все же их не­сколько меньше, чем в модели совершенной конкуренции. Поэтому в шка­ле степени власти над ценой монополистическая конкуренция расположе­на между совершенной конкуренцией и олигополией.

Монополия — рыночная структура, харак­теризующаяся высокими барьерами для вступления в отрасль, в которой одна организация выпускает весь отраслевой объем произ­водства.

Мультинациональная компания — см. Транснациональная компания.

Надбавка — это отношение разницы между средними издержками (или средними переменными издержка­ми) и ценой к средним издержкам (или средним переменным из­держкам).

Национальные системы инновации — это сеть институтов общественного и частного секторов, деятельность и взаимодействие которых инициируют, изменяют и распространяют новые технологии.

Неоклассическая модель — модель, которая предполагает, что фирмы максимизируют прибыль, а потребители максимизируют собственную полезность. Всем ры­ночным участникам известны факторы спроса и издержек.

Нормальная прибыль — чистый доход предприятия, покрывающий альтернативные издержки использова­ния ресурсов. Минимальный объем прибыли, который необхо­дим предприятию, если оно хочет сохранить использование ресурсов.

Ограниченная рациональность — в ситуации неопределенности субъекты или предприятия не рассматри­вают все существующие возможные альтернативы, а ограничи­ваются только рациональным выбором между ограниченным числом альтернатив.

Однозарядная игра — это игра, при ко­торой стратегические решения должны приниматься в начале и не могут быть изменены в течение всей игры.

Олигополия — такая рыноч­ная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рын­ке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.

Олигополия, образовавшаяся путем сговора — рынок, на котором доминируют несколько предприятий заключивших соглашение, обычно в области цены, с целью со­кратить степень конкуренции между ними.

Оптимальные размеры предприятий в промышленности – размеры предприятий, которые обеспечивают вы­полнение заданий плана по выпуску продукции и приросту про­изводственных мощностей с минимумом приведенных затрат (с учетом капитальных вложений в сопряженные отрасли промыш­ленности) и максимально возможной народнохозяйственной эф­фективностью.

Оптимум по Парето — такое со­стояние, при котором невозможно улучшить благосостояние од­ного субъекта без того, чтобы не ухудшить благосостояние како­го-либо другого субъекта. Оптимальное улучшение по Парето такое, которое приводит к благосостоянию по крайней мере од­ного участника, не снижая при этом благосостояния кого-либо еще.

Основные достоинства предприятия — от­личительные характеристики предприятия, которые дают ей возмож­ность осуществлять прибыльное производство товаров.

Отраслевая структура машиностроения — количественные соотношения между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Отрасль работает в условиях монополистической конкуренции, если она состоит из большого числа предприятий, производящих подобную, но не идентичную продукцию.

Парадигма «структура—поведение—результат» — подход к экономике от­раслей, согласно которому результаты, получаемые предприятиями, зависят от их поведения, а поведение определяется структурой рынка, на котором данные предприятия функционируют.

Параллельное ценообразование — не­формальное соглашение между предприятиями по поводу того, что все другие предприятия будут следовать за изменением цены, осуществля­емой предприятием-лидером. Параллельное ценообразование также называется ценовым лидерством путем сговора.

Патент — создание правительством исключи­тельных прав собственности на изобретение и применение но­вых знаний.

Повторяемая игра — это игра, в которой предприятие может изменить свою стратегию через определенный промежуток времени; обычно это происходит для того, чтобы учесть стратегические решения, принятые конкурентами.

Позиция, основанная на ресурсах — точка зрения, согласно которой успех предприятия зависит от того, обладает ли данная организация уникальными ресурсами или возмож­ностями.

Полномочия – ограниченное право работника использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных делегированных ему управленческих задач.

Потери «мертвого груза» — потери в благосостоянии общества, которые проистекают в результате не­эффективного распределения ограниченных ресурсов. Наиболее часто это происходит за счет использования фирмой своей мо­нопольной власти.

Поточное производство — такая параллельная организация производственных процессов, при которой на основе наибольшего разделения операций и их синхронизации, а также расположе­ния рабочих мест по ходу технологического процесса обеспечи­ваются максимальная специализация рабочих мест, непрерыв­ность и ритмичность изготовления изделия (детали или несколь­ких деталей).

Правило пропорционального воздействия — если рост фирм подвержен случайным фак­торам, тогда рынки имеют тенденцию устойчивого роста уровня концентрации во времени, а число типов фирм, отличающихся по размеру, увеличивается (иначе — закон Жибра).

Право выбора продаж и покупок — моно­польное право продавать предприятиям отраслей «даунстрима» (или покупать у предприятий отраслей «апстрима»).

Преимущество первого хода — если игра состоит из серии ходов и имеются некоторые условия, то игрок, делающий первый ход, может получить преимущество перед своими соперниками.

Приватизация — процесс, посредством которого активы, находящиеся в собственности государства, пе­реводятся в частную собственность.

Проблема «принципал—агент» — отделение права собственности от права управления де­лает возможным ситуацию, при которой агент (менеджер) может преследовать собственные цели, а не цели принципала (собс­твенника). Принципал либо не знает об этом, либо не может предотвратить возникновение этой проблемы, потому что агент обладает большим объемом информации.

Пробные товары — товары, полез­ность которых не может быть определена до момента их приоб­ретения и потребления.

Продукты предварительного выбора - технически сложные изделия, при покупке которых потребитель сравнивает один про­дукт с другим, конкурирующим. Различают схожие и несхожие продукты предварительного выбора.

Производственная эффективность — организация является производственно эффективной, когда она про­изводит заданный объем продукции при самых низких из всех возможных издержках при данном уровне технологии.

Про­изводственный процесс - совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда, направленных на изготовление продукции, вы­полнение работ.

.

Производственный цикл - время выполнения технологических операций, есте­ственных процессов, подготовительно-заключительных работ, кон­трольных, транспортных операций и перерывов. Перерывы, учи­тываемые при расчете длительности цикла, делятся на межопера­ционные (внутрисменные) и междусменные. Производственный цикл в общем случае включает в себя время работы, т.е. время выполнения технологических операций, есте­ственных процессов, подготовительно-заключительных работ, кон­трольных, транспортных операций и перерывов. Перерывы, учи­тываемые при расчете длительности цикла, делятся на межопера­ционные (внутрисменные) и междусменные.

Производственный цикл изготовления детали — пе­риод времени от поступления материала в обработку до окончания изготовления детали, а производственный цикл изделия — период времени от запуска исходного материала и полуфабрика­тов в обработку до окончания изготовления и комплектации пред­назначенного к реализации изделия.

Промышленная политика - совокупность долгосрочных мер государства, направленных на рост производства, разработку и освоение научно-технических достижений, улучшение отраслевой структуры и развитие экспорта готовой продукции.

Равновесие по Нэшу — ситуация в те­ории игр, где каждый игрок выбирает лучший для него (нее) ва­риант с учетом того, какие варианты по его (ее) мнению выберут другие игроки; в том случае, если каждый игрок делает такой же правильный ход, как и другие игроки, то результатом игры яв­ляется равновесие по Нэшу.

Размер предприятия — количество сосредоточенного на предприятии живого обобществленного тру­да, необходимого для производственного использования его на данном предприятии.

Размещение промышленности — одна из форм обществен­ного разделения труда, выражающаяся в пространственном рас­пределении промышленных предприятий и производства на тер­ритории экономического района, республики или страны в це­лом.

Разновидность продукции — совокупность изделий опреде­ленного вида, объединенных общностью всех основных стадий производственного процесса (например, токарные станки с наи­большим диаметром обрабатываемых деталей до 400 мм, телеви­зионные приемники 2-го класса для приема цветного изображе­ния и т.д.).

Регулятивный захват — власть предприятия оказывать влияние на регуляторов, чтобы добиться измене­ния их поведения в пользу предприятия, а не потребителей.

Реинжиниринг - инновационный процесс, направленный на перестройку деловых процессов для достижения значительного скачкообразного улучшения деятельности пред­приятия.

Род продукции — совокупность изделий, соединенных общ­ностью выполняемых функций, а также общностью особенностей производственного процесса (например, сельскохозяйственные машины, металлообрабатывающие станки, энергетическое обо­рудование и т.п.).

Рынок товара — рынок с очень схожими потребностями, на котором продавцы предлагают аналогичные способы удовлет­ворения этих потребностей.

Сети — группы предприятий, связанные регулярны­ми контактами и отношениями.

S-кривая — кривая, которая показывает раз­витие типичной отрасли, начиная от состояния неизвестности к медленному росту, затем к быстрому росту, за которым со вре­менем последует упадок.

Совершенная конкуренция — теоре­тическая рыночная структура, в которой существует много организаций, каждая из которых слишком мала, чтобы влиять на цены, и поэтому не существует барьеров для входа или выхода из от­расли. Подобные предприятия принимают заданные цены, т.е. они должны принимать цену, определяемую рынком.

Соотношение объема рекламы к объему продаж — доля выручки от продаж, затраченная на рекламу.

Состязательный рынок — рынок, где не существует издержек как для вхождения в отрасль, так и для выхода из нее. Существующие на рынке предприятия и новые предприятия, желающие вступить в отрасль, сталкиваются с одинаковой структурой издержек. Такой рынок позволяет предприятию использо­вать стратегию «ударить и убежать».

Специализация - процесс концентрации про­изводства продукции, обладающей эксплуатационной и конст­руктивно-технологической общностью в минимально допустимых или оптимальных размерах.

Специфический актив — актив фирмы, представляющий ценность, когда он используется для сделок с другой специфической стороной. Если активы полностью спе­цифицированы, они не имеют стоимости для их альтернативного использования.

Стохастический процесс — процесс, возникающий в результате случайных факторов.

Стратегические альянсы — соглаше­ния о сотрудничестве между предприятиями. Как правило, стратеги­ческие альянсы характеризуются долгосрочными отношениями и заключаются в таких сферах, как франчайзинг и совместная деятельность в сфере НИОКР.

Структурная политика - часть промышленной политики, которая имеет дело с изменением соотношения между отраслями, сворачиванием старых и поощрением новых отраслей.

Сущность концентрации производства проявляется в укруп­нении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промыш­ленности между предприятиями разного размера (относитель­ная концентрация).

Тайный сговор - это негласное соглашение о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, которое по­зволяет фирмам максимизировать прибыль.

Такт поточной линии - интервал времени, через который осуществляется запуск (вы­пуск) изделия.

Теория игр — метод анализа возможных реакций на решения взаимозависимых соперников.

Техника - совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания не­производственных потребностей общества. Техника облегчает труд человека и повышает его эффективность.

Технологические заделы — заделы на рабочих местах. Они определяются количеством предметов труда, находящихся на всех операциях поточной линии с учетом числа рабочих мест на каж­дой операции.

Тип продукции — группа изделий, отличающихся от других групп данной разновидности размерами, внешним оформлени­ем, некоторыми конструктивными элементами (например, теле­визоры Sony, Panasonic и т.п.).

Товары, принимаемые потребителем «на веру» — товары, полезность которых не может быть определена даже после их приобретения и потребления. Потребители не об­ладают необходимой информацией, чтобы сформировать соот­ветствующее суждение.

Точка зрения Шумпетера — точка зрения, согласно которой монопольная прибыль является обще­ственным благом, так как она дает возможность предприятию зани­маться деятельностью в сфере НИОКР.

Трансакционные издержки — это из­держки, которые возникают в ходе самого процесса обмена, и включают, например, затраты, связанные с временем проведе­ния переговоров о ценах и проверкой выполнения заключенных условий соглашения.

Транснациональная компания — организация, которая владеет или эффективно управляет производственными мощностями более чем в одной стране.

Удовлетворяющее поведение — попытка вы­рабатывать результат, удовлетворяющий все стороны внутри предприятия, в противоположность поведению, стремящемуся к по­лучению результата, максимизирующего благосостояние какой-либо одной или нескольких групп.

Управленческие теории — теории, которые предполагают отделение права владения от права управ­ления. Эти теории объясняют поведение менеджеров с позиции их собственного благополучия, а не с позиции достижения бла­госостояния акционеров.

Фиксирование цен посредникам — практика фиксирования производителем уровня це­ны на товары производственного назначения, которую должны заплатить за товары или услуги предприятия потребители.

Франчайзинг — практика размещения (путем франшизы) эксклюзивных прав на поставку товаров или услуг.

Хищническое (грабительское) ценообразование (или хищни­чество) — попытка со сторо­ны крупной доминирующей организации вытеснить с рынка более слабую организацию. Обычно это достигается путем того, что предприятие осуществляет убыточную для себя продажу товаров на опреде­ленный период времени.

Хищничество см. Хищническое (грабитель­ское) ценообразование.

Х-неэффективность — степень, в кото­рой реальные издержки производства превышают минимально возможные издержки, заданные при текущем уровне техноло­гии.

Ценовая дискриминация — уста­новление различных цен для потребителей на один и тот же товар.

Ценовое лидерство — одно предприятие на рынке является лидером в определении уровня цен, а другие предприятия следуют за ней. Подобные отношения могут быть фор­мальными и неформальными. Предприятие может выступать в роли ценового лидера в силу ряда причин.

Ценовое лидерство в результате преимущества в издержках — одно предприятие на рынке устанав­ливает лидерство в назначении уровня цен. В этом случае данное предприятие имеет самые низкие издержки, поэтому другие предприятия вынуждены принять ее лидирующее положение.

Ценовое лидерство, возникшее в результате сговора см. Параллельное ценообразование.

Ценообразование на основе базисного пункта — практика установления цен в непрямой зави­симости от транспортных расходов. Это облегчает проведение политики сговора, поскольку любому покупателю будет назна­чена одна и та же цена, независимо от местоположения поку­пателя.

Ценообразование по принципу «издержки плюс» — процесс установления цены путем расчета изде­ржек производства и определения процента надбавки. Для вы­числения могут быть использованы не только средние общие издержки, но и средние переменные издержки плюс такая вели­чина надбавки, которая должна частично покрывать постоянные издержки или средние совокупные издержки. Подобное уста­новление цены часто называется ценообразованием по принци­пу «полных издержек».

Ценообразование по принципу «полных издержек» — процесс определения цены путем расчета средних издержек производства и добавления определенного процента надбавки.

Ценообразование, ограничивающее вход на рынок — установление цены существующей на рынке предприятием на уровне, отпугивающем потенциального конкурента от вступ­ления в отрасль.

Централизация — концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководст­ва организации. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней уп­равления. Централизация означает создание крупных хозрасчетных производственных комплексов при слиянии отдель­ных предприятий, теряющих при этом свою индивидуальную самостоятельность.

Централизация управления — сосредоточение прав и ответствен­ности по принятию решений в одной точке организации на определен­ном высшем уровне.

Цех — обособленное в административном отношении, но тесно связанное в производственном процессе подразделение пред­приятия, в котором изготавливают изделия и части изделия или выполняют определенные стадии технологического процесса.

Чикагская экономическая школа — школа экономической мысли, которая рассматривает прибыль скорее как награду за высокую эффективность, а не как резуль­тат монопольной власти. По их мнению, конкуренция всегда бу­дет иметь место, если правительства различных стран не будут мешать ее развитию.

Экономическая политика — самая широкая и общая категория практической экономики, которая фактически равнозначна понятию государственного регулирования.

Экономическая прибыль — рыночная сто­имость всего объема выпуска продукции предприятия за вычетом из­держек на этот выпуск, включая альтернативные издержки ис­пользования капитала. Издержки для экономики, если бы организация прекратила свое существование, а ее ресурсы использовались бы следующим наилучшим способом.

Экономический эффект концентрации заключается в улуч­шении технико-экономических показателей изготовления про­дукции в результате увеличения размеров производства и предприятий.

Экономия на широте ассортимента — сокращение издержек, идущих на производство единицы про­дукции, в результате расширения ассортимента производимой продукции.

Экономия от масштаба производства — сокращение издержек, идущих на производство единицы продукции, в результате увеличения объема выпуска.

Эксклюзивное дилерство — дого­воренности, по которым предприятия продают свои продукты только тем торговым компаниям, с которыми имеется специальное со­глашение (специфицированным поставщикам).

Эффективность распределения ресурсов (аллокационная эф­фективность) — оптимальное распре­деление ограниченных ресурсов. В этом случае для любой из организаций требуется, чтобы ее предельные издержки равнялись цене, в предположении отсутствия внешних эффектов.

Эффекты обучения — сокращение из­держек, идущих на выпуск единицы продукции в текущем пе­риоде, в результате обучения по сравнению с издержками про­изводства аналогичного объема продукции в предыдущем периоде.

 


Содержание

 
 
 


Введение……………………………………………..………




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.