КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Периодические издания 2006-2008г
1. Машиностроение. Известия высших учебных заведений 2. Приборостроение. Известия высших учебных заведений 3. Проблемы энергетики. Известия высших учебных заведений 4. Цветная металлургия. Известия высших учебных заведений 5. Черная металлургия. Известия высших учебных заведений 6. Электромеханика. Известия высших учебных заведений 7. Проблемы машиностроения. Известия РАН 8. Конверсия в машиностроении 9. Металлургия 10. Наука – производству 11. Предпринимательство 12. Проблемы машиностроения и автоматизации 13. Проблемы машиностроения и надежности машин 14. Проблемы прогнозирования 15. Российская экономика: прогнозы и тенденции 16. Технология машиностроения 17. ЭКО (Экономика и организация промышленного производства) 18. Экономика и производство 19. Вопросы статистики Основные термины и понятия [5] Абсолютное преимущество в издержках — преимущество для существующей организации, возникшее в результате того, что кривая издержек для новой организации, желающей войти на рынок, находится выше, чем у существующей на рынке организации. Австрийская экономическая школа — школа экономической мысли, которая рассматривает конкуренцию как динамический процесс, а не в статическом состоянии. Прибыли являются результатом инноваций, которые отвечают интересам всего общества, а также предоставляют возможность увеличивать расходы на исследования и разработки, которые обеспечивают или лежат в основе экономического роста. Агентские отношения — отношения, в которых субъект или фирма (агент, исполнитель) действует от имени другого лица (принципала, поручителя). Альтернативные издержки (см. также Нормальная прибыль) — ценность наилучшего из альтернативных вариантов удовлетворения потребности, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе.
Апстрим-производства — первые стадии в технологической цепочке. Виды производственной деятельности находятся в апстриме, если они в технологической цепочке от сырья до конечного потребления находятся ближе к сырьевой стадии. Барометрическое ценовое лидерство — одна организация на рынке занимает ведущее положение в области установления уровня цен. В этом случае она признается и принимается другими как организация, обладающая хорошими знаниями существующих рыночных условий. Барьеры вступления в отрасль — факторы, которые затрудняют возможности новым организациям утвердиться на рынке, давая, тем самым, преимущество существующим на данном рынке организациям. Бихевиористские теории — теории, которые пытаются объяснить поведение предприятий внутренней организацией самого бизнеса, а не структурой отрасли, в которой функционирует данная организация. Вертикальная интеграция — осуществление деятельности на различных стадиях производственного процесса. Взаимозависимость — одна из характеристик олигополистических рынков. Решения, принимаемые одной организацией, напрямую влияют на ее соперников. Обычно это проявляется в изменении спроса на продукцию других организаций. Вид продукции — совокупность изделий определенного класса, объединенных общностью непосредственного эксплуатационного назначения (например, плуги, бороны, культиваторы относятся к классу почвообрабатывающих сельскохозяйственных машин). Враждебное поглощение — приобретение фирмой другой фирмы, высшее руководство которой настроено против подобной сделки. Выигрыши — в контексте теории игр — это ожидаемая ценность в результате принятия стратегических решений. Горизонтальная интеграция — приобретение активов одной или нескольких организаций в одной отрасли.
Даунстрим-производства (конечные стадии в технологической цепочке) — виды производственной деятельности находятся в даунстриме, если они в технологической цепочке от сырьевых материалов до конечного потребителя находятся ближе к конечному потреблению. Действующая конкуренция — лучшая форма рыночной структуры из всех возможных. Деконгломерация — термин, используемый для описания процесса, при котором диверсифицированные компании уменьшают число сфер своей деятельности для того, чтобы сконцентрироваться на основном виде деятельности. Делегирование - передача решений задач управления и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение на основе использования полученных полномочий. Департаментизация – группировка схожих работ и их исполнителей, т.е. определенное организационное обособление исполнителей схожих работ. Линейная департаментизация предполагает относительную автономность в работе. Функциональная департаментизация получила развитие в период промышленной революции при создании крупных фабрик и заводов. Дерегулирование — устранение правительственного контроля за отраслью, поскольку полагают, что рынок достаточно конкурентен и может самостоятельно обеспечить оптимальное распределение ресурсов. Децентрализация – передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией. Децентрализация управления — передача прав и ответственности по принятию решений с высших уровней управления на низшие. Диверсификация — процесс производства новых товаров в широком спектре различных отраслей. «Дилемма заключенного» — игра, в которой обе стороны могли бы улучшить свои результаты, если бы скооперировались, но сама природа данной игры мешает им сделать это. Дискриминация - разное отношение к партнерам, которое тем самым искажает условия конкуренции между ними. Дифференциация - деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Дифференциация — это выделение частей в организации, каждая из которых предлагает что-то в ответ на спрос, предъявляемый внешней средой и, в частности, ее институтами, находящимися в непосредственном соприкосновении с организацией.
Дифференциация продукта — производство товаров с отличительными свойствами или доведение этих отличий до сведения потребителей. Дифференциация продукта позволяет выработать у потребителей приверженность брэнду и может выступать в роли барьера для входа в отрасль. Дифференцированные продукты - неоднородные продукты, т.е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме, упаковке), по консистенции, качеству. Добавленная стоимость — рыночная стоимость произведенной продукции за минусом затрат на сырье и материалы, потребленные при производстве данного вида продукции из других отраслей. Естественная монополия — рыночная структура, в которой экономия от масштаба производства достигается на таком высоком уровне объема производства, что совокупные издержки в отрасли минимизируются только в случае существования одной фирмы. Жизненный цикл продукта — утверждается, что продукты на протяжении определенного периода времени проходят четко различимые стадии: от стадии внедрения к стадии роста, затем к стадии зрелости и, наконец, к спаду. Закон Жибра см. Правило пропорционального воздействия. Игра с нулевой суммой — игра, в которой выигрыши для любой стороны в точности нейтрализуются потерями другой стороны. Иерархия — организационная структура предприятия, благодаря которой решения принимаются внутри предприятия централизованно, а не на рыночной основе. Измерение концентрации — измерение степени, в которой экономическая деятельность в отрасли находится под контролем небольшого числа предприятий. Инвестиционная деятельность — совокупность действий российских и иностранных физических и юридических лиц государств, включая общественные и религиозные организации, общества, ассоциации по реализации инвестиций для получения прибыли или достижения другого хозяйственного эффекта.
Индекс q Тобина — соотношение рыночной стоимости капитала фирмы к восстановительной стоимости капитала. В условиях совершенной конкуренции q было бы равно единице, но обычно ожидается, что там, где существует монопольная власть, q > 1. Индекс Джини — отношение области между кривой Лоренца и линией абсолютного равенства к площади всего треугольника внизу (или вверху) от диагонали. Нулевое значение представляет равенство, а значение, равное единице, — полное неравенство. Индекс Лернера — индекс, измеряющий степень, в которой предприятия эксплуатируют имеющуюся монопольную власть. Одним из вариантов его определения является отношение разницы между монопольной ценой и предельными издержками к монопольной цене. Индекс Херфиндаля—Хиршмана — мера концентрации отрасли, находимая путем суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы. Индекс подчеркивает степень преобладания крупных фирм. Инновационная деятельность — процесс, направленный на внедрение результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Интеграция - уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации. Когда олигополистические предприятия идут навстречу друг другу и открыто договариваются о ценах и объемах выпуска, то в этом случае они образуют картель. Искомые покупателем (известные) товары — товары, для которых полезность может быть определена до момента их приобретения и потребления. Картель — соглашение о ценах (сговор) предприятий в отрасли с целью ограничения или исключения конкуренции. Это соглашение обычно относится к установлению единой цены. Класс продукции — совокупность изделий определенного рода, объединенных общностью более узкого эксплуатационного назначения и сходством отдельных показателей производственного процесса (например, электроизмерительные приборы, приборы времени, приборы для измерения механических величин). Комбинирование - производственно-технологические и технологические связи, направленные на выпуск нескольких продуктов из одного вида сырья. Комплексность планирования — совокупность мероприятий, образующих единую детерминированную систему. Этот принцип требует учета, с одной стороны, всех факторов, оказывающих воздействие на решение поставленной задачи, а с другой — всех последствий влияния полученных результатов на окружающие объекты. Конгломерат — организация, занятая производством широкого набора различных продуктов. Конкурентоспособность продукции — свойство товара, определяющее возможность его сбыта на данном рынке в условиях конкуренции, что делает продукт предпочтительней для конкретной группы покупателей (сегмента) с точки зрения удовлетворения их потребностей. Концентрация - процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Концентрация производства - увеличение числа крупных предприятий и сосредоточении на них все большей части производительных сил общества. Различают абсолютную (характеризует размеры производства отдельных предприятий) и относительную (распределение общего объема производства отрасли между предприятиями разного размера) концентрации.Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Конъюнктура - сложившиеся на конкретном рынке условия (экономические, социальные, законодательные, научно-технические, конкурентные и т.д.), которые определяют, в конечном счете, соотношение спроса и предложения, объема продаж и цены продукции. Конъюнктура рынка — сложившиеся или ожидаемые экономические, технологические, законодательные и другие условия, определяющие объемы предложения, сбыта и цены продажи товара на целевом рынке предприятия. Кооперирование - форма длительных производственных связей, обеспечивающих совместное участие различных структурных подразделений промышленности, специализированных на производстве частичных продуктов, в изготовлении конкретного готового продукта. Кривая Лоренца — графическое построение, показывающее соотношение кумулятивных процентных значений двух переменных, например, процентное изменение числа фирм в отрасли и процентную долю контроля на рынке. Лидерство в ценах — олигополистическая ситуация, в которой существует доминирующая фирма (ценовой лидер), проявляющая инициативу по изменению цен, а другие фирмы следуют ее примеру. Лидерство доминирующей организации — одна организация на рынке лидирует в области установления уровней цен. В этом случае организация должна иметь наибольшую долю рынка. Машин а - устройства с согласованно работающими частями для преобразования энергии, материалов или информации. Основное назначение машин — замена производственных функций человека в целях облегчения труда и повышения его производительности. Машиностроение — одна из ведущих комплексных отраслей промышленности, состоящая из множества отраслей, производящих орудия труда, транспортные средства, продукцию оборонного назначения и предметы потребления. Методика выживания — метод, используемый для определения формы долгосрочной кривой издержек путем наблюдения за тем, какого размера предприятие лучше выживает в течение времени. Механизмы - система звеньев, преобразующих под действием приложенных сил движение одних звеньев в требуемое движение других. Механизмы могут применяться как самостоятельно, так и являться составными частями машин. Рабочие машины, механизмы и оборудование предназначаются для механического, электрического, термического и химического воздействия на предметы труда в процессе создания продукции или оказания услуг производственного характера (станки, молоты, прессы, электрические печи и т.д.). Минимально-эффективный масштаб производства — минимальный уровень объема производства, при котором можно получить все известные экономии от масштаба. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - тип рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии, этот вид рынка характеризуется множественностью конкурентов. Но все же их несколько меньше, чем в модели совершенной конкуренции. Поэтому в шкале степени власти над ценой монополистическая конкуренция расположена между совершенной конкуренцией и олигополией. Монополия — рыночная структура, характеризующаяся высокими барьерами для вступления в отрасль, в которой одна организация выпускает весь отраслевой объем производства. Мультинациональная компания — см. Транснациональная компания. Надбавка — это отношение разницы между средними издержками (или средними переменными издержками) и ценой к средним издержкам (или средним переменным издержкам). Национальные системы инновации — это сеть институтов общественного и частного секторов, деятельность и взаимодействие которых инициируют, изменяют и распространяют новые технологии. Неоклассическая модель — модель, которая предполагает, что фирмы максимизируют прибыль, а потребители максимизируют собственную полезность. Всем рыночным участникам известны факторы спроса и издержек. Нормальная прибыль — чистый доход предприятия, покрывающий альтернативные издержки использования ресурсов. Минимальный объем прибыли, который необходим предприятию, если оно хочет сохранить использование ресурсов. Ограниченная рациональность — в ситуации неопределенности субъекты или предприятия не рассматривают все существующие возможные альтернативы, а ограничиваются только рациональным выбором между ограниченным числом альтернатив. Однозарядная игра — это игра, при которой стратегические решения должны приниматься в начале и не могут быть изменены в течение всей игры. Олигополия — такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены. Олигополия, образовавшаяся путем сговора — рынок, на котором доминируют несколько предприятий заключивших соглашение, обычно в области цены, с целью сократить степень конкуренции между ними. Оптимальные размеры предприятий в промышленности – размеры предприятий, которые обеспечивают выполнение заданий плана по выпуску продукции и приросту производственных мощностей с минимумом приведенных затрат (с учетом капитальных вложений в сопряженные отрасли промышленности) и максимально возможной народнохозяйственной эффективностью. Оптимум по Парето — такое состояние, при котором невозможно улучшить благосостояние одного субъекта без того, чтобы не ухудшить благосостояние какого-либо другого субъекта. Оптимальное улучшение по Парето такое, которое приводит к благосостоянию по крайней мере одного участника, не снижая при этом благосостояния кого-либо еще. Основные достоинства предприятия — отличительные характеристики предприятия, которые дают ей возможность осуществлять прибыльное производство товаров. Отраслевая структура машиностроения — количественные соотношения между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Отрасль работает в условиях монополистической конкуренции, если она состоит из большого числа предприятий, производящих подобную, но не идентичную продукцию. Парадигма «структура—поведение—результат» — подход к экономике отраслей, согласно которому результаты, получаемые предприятиями, зависят от их поведения, а поведение определяется структурой рынка, на котором данные предприятия функционируют. Параллельное ценообразование — неформальное соглашение между предприятиями по поводу того, что все другие предприятия будут следовать за изменением цены, осуществляемой предприятием-лидером. Параллельное ценообразование также называется ценовым лидерством путем сговора. Патент — создание правительством исключительных прав собственности на изобретение и применение новых знаний. Повторяемая игра — это игра, в которой предприятие может изменить свою стратегию через определенный промежуток времени; обычно это происходит для того, чтобы учесть стратегические решения, принятые конкурентами. Позиция, основанная на ресурсах — точка зрения, согласно которой успех предприятия зависит от того, обладает ли данная организация уникальными ресурсами или возможностями. Полномочия – ограниченное право работника использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных делегированных ему управленческих задач. Потери «мертвого груза» — потери в благосостоянии общества, которые проистекают в результате неэффективного распределения ограниченных ресурсов. Наиболее часто это происходит за счет использования фирмой своей монопольной власти. Поточное производство — такая параллельная организация производственных процессов, при которой на основе наибольшего разделения операций и их синхронизации, а также расположения рабочих мест по ходу технологического процесса обеспечиваются максимальная специализация рабочих мест, непрерывность и ритмичность изготовления изделия (детали или нескольких деталей). Правило пропорционального воздействия — если рост фирм подвержен случайным факторам, тогда рынки имеют тенденцию устойчивого роста уровня концентрации во времени, а число типов фирм, отличающихся по размеру, увеличивается (иначе — закон Жибра). Право выбора продаж и покупок — монопольное право продавать предприятиям отраслей «даунстрима» (или покупать у предприятий отраслей «апстрима»). Преимущество первого хода — если игра состоит из серии ходов и имеются некоторые условия, то игрок, делающий первый ход, может получить преимущество перед своими соперниками. Приватизация — процесс, посредством которого активы, находящиеся в собственности государства, переводятся в частную собственность. Проблема «принципал—агент» — отделение права собственности от права управления делает возможным ситуацию, при которой агент (менеджер) может преследовать собственные цели, а не цели принципала (собственника). Принципал либо не знает об этом, либо не может предотвратить возникновение этой проблемы, потому что агент обладает большим объемом информации. Пробные товары — товары, полезность которых не может быть определена до момента их приобретения и потребления. Продукты предварительного выбора - технически сложные изделия, при покупке которых потребитель сравнивает один продукт с другим, конкурирующим. Различают схожие и несхожие продукты предварительного выбора. Производственная эффективность — организация является производственно эффективной, когда она производит заданный объем продукции при самых низких из всех возможных издержках при данном уровне технологии. Производственный процесс - совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда, направленных на изготовление продукции, выполнение работ. . Производственный цикл - время выполнения технологических операций, естественных процессов, подготовительно-заключительных работ, контрольных, транспортных операций и перерывов. Перерывы, учитываемые при расчете длительности цикла, делятся на межоперационные (внутрисменные) и междусменные. Производственный цикл в общем случае включает в себя время работы, т.е. время выполнения технологических операций, естественных процессов, подготовительно-заключительных работ, контрольных, транспортных операций и перерывов. Перерывы, учитываемые при расчете длительности цикла, делятся на межоперационные (внутрисменные) и междусменные. Производственный цикл изготовления детали — период времени от поступления материала в обработку до окончания изготовления детали, а производственный цикл изделия — период времени от запуска исходного материала и полуфабрикатов в обработку до окончания изготовления и комплектации предназначенного к реализации изделия. Промышленная политика - совокупность долгосрочных мер государства, направленных на рост производства, разработку и освоение научно-технических достижений, улучшение отраслевой структуры и развитие экспорта готовой продукции. Равновесие по Нэшу — ситуация в теории игр, где каждый игрок выбирает лучший для него (нее) вариант с учетом того, какие варианты по его (ее) мнению выберут другие игроки; в том случае, если каждый игрок делает такой же правильный ход, как и другие игроки, то результатом игры является равновесие по Нэшу. Размер предприятия — количество сосредоточенного на предприятии живого обобществленного труда, необходимого для производственного использования его на данном предприятии. Размещение промышленности — одна из форм общественного разделения труда, выражающаяся в пространственном распределении промышленных предприятий и производства на территории экономического района, республики или страны в целом. Разновидность продукции — совокупность изделий определенного вида, объединенных общностью всех основных стадий производственного процесса (например, токарные станки с наибольшим диаметром обрабатываемых деталей до 400 мм, телевизионные приемники 2-го класса для приема цветного изображения и т.д.). Регулятивный захват — власть предприятия оказывать влияние на регуляторов, чтобы добиться изменения их поведения в пользу предприятия, а не потребителей. Реинжиниринг - инновационный процесс, направленный на перестройку деловых процессов для достижения значительного скачкообразного улучшения деятельности предприятия. Род продукции — совокупность изделий, соединенных общностью выполняемых функций, а также общностью особенностей производственного процесса (например, сельскохозяйственные машины, металлообрабатывающие станки, энергетическое оборудование и т.п.). Рынок товара — рынок с очень схожими потребностями, на котором продавцы предлагают аналогичные способы удовлетворения этих потребностей. Сети — группы предприятий, связанные регулярными контактами и отношениями. S-кривая — кривая, которая показывает развитие типичной отрасли, начиная от состояния неизвестности к медленному росту, затем к быстрому росту, за которым со временем последует упадок. Совершенная конкуренция — теоретическая рыночная структура, в которой существует много организаций, каждая из которых слишком мала, чтобы влиять на цены, и поэтому не существует барьеров для входа или выхода из отрасли. Подобные предприятия принимают заданные цены, т.е. они должны принимать цену, определяемую рынком. Соотношение объема рекламы к объему продаж — доля выручки от продаж, затраченная на рекламу. Состязательный рынок — рынок, где не существует издержек как для вхождения в отрасль, так и для выхода из нее. Существующие на рынке предприятия и новые предприятия, желающие вступить в отрасль, сталкиваются с одинаковой структурой издержек. Такой рынок позволяет предприятию использовать стратегию «ударить и убежать». Специализация - процесс концентрации производства продукции, обладающей эксплуатационной и конструктивно-технологической общностью в минимально допустимых или оптимальных размерах. Специфический актив — актив фирмы, представляющий ценность, когда он используется для сделок с другой специфической стороной. Если активы полностью специфицированы, они не имеют стоимости для их альтернативного использования. Стохастический процесс — процесс, возникающий в результате случайных факторов. Стратегические альянсы — соглашения о сотрудничестве между предприятиями. Как правило, стратегические альянсы характеризуются долгосрочными отношениями и заключаются в таких сферах, как франчайзинг и совместная деятельность в сфере НИОКР. Структурная политика - часть промышленной политики, которая имеет дело с изменением соотношения между отраслями, сворачиванием старых и поощрением новых отраслей. Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Тайный сговор - это негласное соглашение о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, которое позволяет фирмам максимизировать прибыль. Такт поточной линии - интервал времени, через который осуществляется запуск (выпуск) изделия. Теория игр — метод анализа возможных реакций на решения взаимозависимых соперников. Техника - совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Техника облегчает труд человека и повышает его эффективность. Технологические заделы — заделы на рабочих местах. Они определяются количеством предметов труда, находящихся на всех операциях поточной линии с учетом числа рабочих мест на каждой операции. Тип продукции — группа изделий, отличающихся от других групп данной разновидности размерами, внешним оформлением, некоторыми конструктивными элементами (например, телевизоры Sony, Panasonic и т.п.). Товары, принимаемые потребителем «на веру» — товары, полезность которых не может быть определена даже после их приобретения и потребления. Потребители не обладают необходимой информацией, чтобы сформировать соответствующее суждение. Точка зрения Шумпетера — точка зрения, согласно которой монопольная прибыль является общественным благом, так как она дает возможность предприятию заниматься деятельностью в сфере НИОКР. Трансакционные издержки — это издержки, которые возникают в ходе самого процесса обмена, и включают, например, затраты, связанные с временем проведения переговоров о ценах и проверкой выполнения заключенных условий соглашения. Транснациональная компания — организация, которая владеет или эффективно управляет производственными мощностями более чем в одной стране. Удовлетворяющее поведение — попытка вырабатывать результат, удовлетворяющий все стороны внутри предприятия, в противоположность поведению, стремящемуся к получению результата, максимизирующего благосостояние какой-либо одной или нескольких групп. Управленческие теории — теории, которые предполагают отделение права владения от права управления. Эти теории объясняют поведение менеджеров с позиции их собственного благополучия, а не с позиции достижения благосостояния акционеров. Фиксирование цен посредникам — практика фиксирования производителем уровня цены на товары производственного назначения, которую должны заплатить за товары или услуги предприятия потребители. Франчайзинг — практика размещения (путем франшизы) эксклюзивных прав на поставку товаров или услуг. Хищническое (грабительское) ценообразование (или хищничество) — попытка со стороны крупной доминирующей организации вытеснить с рынка более слабую организацию. Обычно это достигается путем того, что предприятие осуществляет убыточную для себя продажу товаров на определенный период времени. Хищничество см. Хищническое (грабительское) ценообразование. Х-неэффективность — степень, в которой реальные издержки производства превышают минимально возможные издержки, заданные при текущем уровне технологии. Ценовая дискриминация — установление различных цен для потребителей на один и тот же товар. Ценовое лидерство — одно предприятие на рынке является лидером в определении уровня цен, а другие предприятия следуют за ней. Подобные отношения могут быть формальными и неформальными. Предприятие может выступать в роли ценового лидера в силу ряда причин. Ценовое лидерство в результате преимущества в издержках — одно предприятие на рынке устанавливает лидерство в назначении уровня цен. В этом случае данное предприятие имеет самые низкие издержки, поэтому другие предприятия вынуждены принять ее лидирующее положение. Ценовое лидерство, возникшее в результате сговора см. Параллельное ценообразование. Ценообразование на основе базисного пункта — практика установления цен в непрямой зависимости от транспортных расходов. Это облегчает проведение политики сговора, поскольку любому покупателю будет назначена одна и та же цена, независимо от местоположения покупателя. Ценообразование по принципу «издержки плюс» — процесс установления цены путем расчета издержек производства и определения процента надбавки. Для вычисления могут быть использованы не только средние общие издержки, но и средние переменные издержки плюс такая величина надбавки, которая должна частично покрывать постоянные издержки или средние совокупные издержки. Подобное установление цены часто называется ценообразованием по принципу «полных издержек». Ценообразование по принципу «полных издержек» — процесс определения цены путем расчета средних издержек производства и добавления определенного процента надбавки. Ценообразование, ограничивающее вход на рынок — установление цены существующей на рынке предприятием на уровне, отпугивающем потенциального конкурента от вступления в отрасль. Централизация — концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления. Централизация означает создание крупных хозрасчетных производственных комплексов при слиянии отдельных предприятий, теряющих при этом свою индивидуальную самостоятельность. Централизация управления — сосредоточение прав и ответственности по принятию решений в одной точке организации на определенном высшем уровне. Цех — обособленное в административном отношении, но тесно связанное в производственном процессе подразделение предприятия, в котором изготавливают изделия и части изделия или выполняют определенные стадии технологического процесса. Чикагская экономическая школа — школа экономической мысли, которая рассматривает прибыль скорее как награду за высокую эффективность, а не как результат монопольной власти. По их мнению, конкуренция всегда будет иметь место, если правительства различных стран не будут мешать ее развитию. Экономическая политика — самая широкая и общая категория практической экономики, которая фактически равнозначна понятию государственного регулирования. Экономическая прибыль — рыночная стоимость всего объема выпуска продукции предприятия за вычетом издержек на этот выпуск, включая альтернативные издержки использования капитала. Издержки для экономики, если бы организация прекратила свое существование, а ее ресурсы использовались бы следующим наилучшим способом. Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий. Экономия на широте ассортимента — сокращение издержек, идущих на производство единицы продукции, в результате расширения ассортимента производимой продукции. Экономия от масштаба производства — сокращение издержек, идущих на производство единицы продукции, в результате увеличения объема выпуска. Эксклюзивное дилерство — договоренности, по которым предприятия продают свои продукты только тем торговым компаниям, с которыми имеется специальное соглашение (специфицированным поставщикам). Эффективность распределения ресурсов (аллокационная эффективность) — оптимальное распределение ограниченных ресурсов. В этом случае для любой из организаций требуется, чтобы ее предельные издержки равнялись цене, в предположении отсутствия внешних эффектов. Эффекты обучения — сокращение издержек, идущих на выпуск единицы продукции в текущем периоде, в результате обучения по сравнению с издержками производства аналогичного объема продукции в предыдущем периоде.
Содержание Введение……………………………………………..………
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |