Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика человека в экономике




МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


3.1. Общая характеристика человека в экономике
3.2. Человек в системе производительных сил и производственных отношений
3.3. Теории мотивации человека в экономике

Экономику следует понимать как сторону деятельности сотрудничающих индивидов, диаметрально противоположную отказу от альтернативного выбора редких ресурсов и сопоставления выгод и издержек. Люди ищут, люди выбирают редкие ресурсы, люди взаимодействуют между собой по поводу редких ресурсов – это сфера экономики. Люди не вступают в процесс выбора редких ресурсов, что трудно представить, – это не экономика. Экономика – это совокупность людей, где 1) они выбирают редкие ресурсы; 2) только они выбирают, а не вместо них; 3) люди выбирают рационально, предварительно взвесив ожидаемые плюсы и минусы доступных каждому из них вариантов; 4) права собственности разграничивают, что кому принадлежит.

Человек в экономике делает выбор в использовании экономических благ, к которым относятся материальные блага, интеллектуальные блага (товарные знаки, ноу–хау, произведения искусства), услуги. Экономические блага редки и могут удовлетворять потребности человека. Чтобы участвовать в экономическом движении человеку необходимы орудия труда, средства труда, кооперация труда, определенная телесная организация и сознание, и в конечном счете ему необходим и сам общественный порядок движения благ и услуг, наработанные формы сотрудничества.

Рассматривая в единстве человека и “экономический общественный порядок” или экономику, можно сформулировать следующие функции человека:

– реализация прав собственности (в этой функции предприниматель отличается от наемного работника, а последний от работодателя);

– получение дохода от труда и вклада в ресурсы экономики (в этой функции доходы рабочего отличаются от доходов собственника);

– формирование иерархически организованных субъектов – семьи, корпорации, трудовых коллективов, национально–территориальных образований и др. (в этой функции индивиды формируют объекты собственности иерархически организованных субъектов, определяют их ответственность и риск за их функции).

Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность может укреплять и, наоборот, разрушать сложившийся “экономический порядок”. Для определения соответствия индивидуальности личности к сложившейся экономике подходящим инструментом является построение моделей человека.

Модель человека – это основные параметры, характеризующие индивидов, прежде всего особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, характер выдвигаемых им целей, мотивы его деятельности, менталитет, Различают три основных модели человека. Первая модель – это модель человека, который располагает пучком оговоренных прав. Здесь человек трактуется как социально–правовое существо. Например, Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная в 1944 году Генеральной ассамблеей организации объединенных наций, указывает на следующие права человека:
– право на жизнь (ст. 3);
– право на правосубъектность (ст. 6);
– право на свободу передвижения (ст. 13.1);
– право на гражданство (ст. 15.1);
– право на владение имуществом единолично и совместно с другими (ст. 17.1);
– право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда (ст.23.1).

Трактовка человека как социально–эгоистичного существа принадлежит ко второй модели. Она представлена английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Здесь человек характеризуется как эгоистическое существо, но вступая в обмен с другими людьми, человек рационализирует свой выбор. Адам Смит сделал вывод о рациональном общественном устройстве, если люди будут эгоистичны.

Трактовка человека как исторически обусловленного социально–индивидуального существа относится к третьей модели. Она присуща институционализму, исторической школе. Здесь предполагается, что человек в своем выборе ограничивается культурными и религиозными установками. Цели включают в себя выгоды, связанные с традициями, соображениями престижа, приверженностью групповым интересам.

Относительно богатства существуют три модели человека:
1) порабощение богатством;
2) гедонизм – жажда наслаждения и счастья, безотносительно к богатству (например, любовь к труду ради самого труда, согласно поговорки “хорошая дорога лучше скорого приезда”);
3) аскетизм – устремленность к социальной справедливости, к победе духовного начала и нравственной красоты над порабощением богатством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.