Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Полномочные органы РФ, ведающие вопросами гражданства, и их компетенция. Производство по делам о гражданстве в РФ




Решения по вопросам гражданства уполномочены принимать
три вида органов.
Во-первых, глава государства – Президент РФ. Согласно
п. «а» ст. 89 Конституции РФ Президент РФ решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.
Президент Российской Федерации решает вопросы:
а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке;
в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке;
г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.
Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.
В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.
В соответствии с Положением о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 131813, эта Комиссия обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.
Основными задачами Комиссии являются:
– информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ по реализации возложенных на него Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» полномочий по решению вопросов гражданства и предоставления политического убежища;
– подготовка Президенту РФ предложений по совершенствованию государственной политики в области гражданства, развитию института российского гражданства; законодательства Российской Федерации
о гражданстве и предоставлении политического убежища, а также по разрешению возникающих в этой сфере проблем.
Информационно-аналитическое, организационно-методическое, документационное и правовое обеспечение деятельности Комиссии осуществляют Управление Президента РФ по вопросам гражданства и другие подразделения Администрации Президента РФ.
Вторым видом органов, принимающих решения по вопросам гражданства, является Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы.
Этим органом является Министерство внутренних дел Российской Федерации, а его территориальные органы – это министерства внутренних дел республик в составе Российской Федерации, главные управления (департаменты) внутренних дел других субъектов Федерации (областей, краев, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований).
Министерство внутренних дел Российской Федерации:
– принимает заявления от лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
– составляет на основании заключений органов внутренних дел заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке;
– издает нормативные акты, конкретизирующие установленные федеральным законом полномочия органов внутренних дел по рассмотрению заявлений лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и принятию решений по этим заявлениям;
– организует в соответствии со своей компетенцией проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями документов;
– осуществляет взаимодействие с Федеральной службой безопасности Российской Федерации по вопросам гражданства Российской Федерации;
– устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением на территории Российской Федерации лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;
– ведет общий учет лиц, приобретших или прекративших гражданство Российской Федерации;
– осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом.
Третьим видом органов, занимающихся вопросами гражданства, является Федеральный орган исполнительной власти,
ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Интересы Российской Федерации за рубежом представляют Министерство иностранных дел Российской Федерации, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом.
Министерство иностранных дел Российской Федерации:
– составляет на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации заключения на заявления об изменении гражданства в общем
порядке;
– устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением за пределами Российской Федерации лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;
– осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом о гражданстве и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:
– принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям;
– составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство иностранных дел Российской Федерации;
– принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке;
– исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства;
– определяют и оформляют наличие гражданства Российской Федерации;
– осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Каждый из этих органов принимает решения по вопросам гражданства в пределах своих полномочий.
Детально полномочия каждого из вышеназванных видов органов определены Федеральным законом, а процедура рассмотрения ими вопросов гражданства – Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 июня 2002 года14.
Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:
а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
2. Заявление подается заявителем лично.

3. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

4. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.
В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным ст. 16 и 20 Федерального закона «О гражданстве», государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращаются.

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

1 вопрос: Конституционные основы
правового положения иностранных граждан
и лиц без гражданства в Российской Федерации.


Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 2002 г.
Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Под лицом без гражданства (апатридом) понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Существует несколько категорий иностранных граждан. Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на законных основаниях, делятся на 3 категории в зависимости от срока пребывания:
1) временно пребывающие в РФ – это лица, пребывающие в РФ на основании визы и не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительства;
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранный гражданин прибыл в РФ в безвизовом порядке, срок его пребывания в РФ не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, например, если трудовой договор на выполнение работ или оказания услуг с соблюдением требований российского законодательства, то на срок действия такого договора срок временного пребывания продлевается. Решение о таком продлении принимается территориальным органом МВД, о чем делается отметка в миграционной карте иностранца.
2) временное проживающие – это лица, получившие разрешение на временное на проживание;
Под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина (лица без гражданства) временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе иностранца, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Квота утверждается Правительством РФ ежегодно по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте.
Без учета такой квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1. Родившемуся на территории РСФСР или на территории РФ.
2. Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ.
3. Имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ.
4. Состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ и в др. случаях, предусмотренных законом.
3) лица, получившие вид на жительство.
Под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину (лицу без гражданства) в подтверждение его прав на постоянное проживание в РФ, а также его права на свободный выезд из РФ и въезд в нее. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Срок действия вида на жительство – 5 лет. По окончании этого срока вид на жительство может быть продлен еще на 5 лет, причем количество таких продлений не ограничено.
Закон содержит основания для отказа в выдаче вида на жительство либо аннулирования ранее выданного документа.
Любой иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться в территориальном органе внутренних дел, кроме лиц, имеющих дипломатические привилегии и иммунитеты, и лиц, освобожденных от регистрации.
Закон называет иностранных граждан, которые не подлежат регистрации:
1. Главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, руководители международных организаций, а также члены семей указанных лиц.
2. Иностранные граждане, въехавшие в РФ на срок не более 3 дней, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24 Федерального закона;
3. Моряки, являющиеся членами прибывших в РФ с визитом военных кораблей.
4. Члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов, при нахождении на станциях и в аэропортах, указанных в расписаниях движения указанных транспортных средств.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства во многом схоже, поскольку обе эти категории пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Но Закон устанвливает специальные правила для лиц без гражданства, отличающие от правил, установленных для иностранных граждан.
Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам РФ, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство.
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные проступки или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами. Тем из них, кто нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в РФ.
Федеральный законно закрепляет, что иностранные граждане в РФ не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдумах. Иностранный гражданин не имеет права находится на государственной или муниципальной службе, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
Иностранные граждане вправе защищать свои права и свободы всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.