Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Понятие и особенности местного самоуправления в РФ




Конституция Российской Федерации (ст. 12) закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя – местное самоуправление,которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.
Институт местного самоуправления является демократичным, т. к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах – непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления.
В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, ст. 32, 33 и др.).
Глава 8 Конституции РФ называется «Местное самоуправление» и конкретизирует те положения, которые помещены в ст. 12 Конституции РФ.
Местное самоуправление в России, его система, принципы организации и деятельности должны формироваться в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом1, призванным установить общие принципы организации системы органов местного самоуправления, что в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
С 1 января 2009 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»2.
Законом предлагается до 1 января 2009 г. установить переходный период. В этот период субъектам РФ предоставляется право своими законами определять порядок и сроки, в соответствии с которыми органы местного самоуправления приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Таким образом, субъектам РФ предоставлена возможность самим решать, готовы ли они перейти на новый закон сейчас или в течение 3 лет.
Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление. Существуют следующие подходы к его определению.
1. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.
Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, в статье 2 устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны3. Российская Конституция признает и гарантирует местное самоуправление, закрепляет его в качестве одной из демократических основ системы уп­равления Российской Федерации (ст. 3, 12, гл. 8).
Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предпола­гает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (чем в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центральных и местных органов.
2. Местное самоуправление – это и право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное ведение местных дел. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ «Об общих принципах м/с») граждане РФ осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Признавая это право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечивается судебной защитой, иными гарантиями, закрепленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.
3. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, кото­рое обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций.
Таким образом, местное самоуправление – это система организации деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Напомним, что местное самоуправление – это и форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.
Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется через различные формы и институты прямого волеизъявления народа.
В соот­ветствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ и российским законодательством местное самоуправление осуществляется гражданами:
– путем референдума, выборов;
– через собрания, сходы;
– через выборные и другие органы местного самоуправления.
Более того, законодательством о местном самоуправлении допускается возможность образования органов территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и др.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.