Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие уголовно-исполнительного права




Общая часть

Глава 1. Уголовно-исполнительное право как отрасль права

Предмет уголовно-исполнительного права. Из курса теории права известно, что право образует определенную систему, наи­более крупные элементы которой являются отраслями права. В качестве критериев разграничения отраслей права обычно ис­пользуют предмет и метод правового регулирования. С помо­щью предмета и метода можно не только выделить уголовно-исполнительное право из единой системы российского права, но и выявить также его особенности.

Как и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право содержит правовые нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения. Предмет уголовно-исполнительного права также составляет общественные отношения. Поэтому по­нятие предмета в данном случае тесно связано с вопросом о том. какие общественные отношения регулируются нормами уголов­но-исполнительного права. Ответ на этот вопрос не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что круг общественных отношений, регулируемых уголовно-исполнительным правом, достаточно широк. И по этой причине к регулированию исполнения уголовных наказаний причастны и другие отрасли права, в частности, трудовое, гражданское, ад­министративное право. Кроме того, необходимо отметить, что на протяжении достаточно долгого периода в нашей стране от­расль права, регулирующая исполнение уголовных наказаний, именовалась исправительно-трудовым правом, предметом ко­торого являлось регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказаний, связанных с применением мер исправи­тельно-трудового воздействия.

Длительное время вопросы уголовного наказания, в том чис­ле и его практического применения, были предметом уголовно­го права. По мере усложнения системы уголовных наказаний, ее целей и задач, появления новых форм и видов их исполнения, новых органов, исполняющих наказания, из уголовного права в качестве самостоятельной начала выделяться новая отрасль, ко­торая в разных странах получила название пенология, пенитен­циарное право*.

* Термины «пенитенциарное право», «пенитенциарные учреждения», "пенитенциарное воздействие" и т.п., общепринятые в зарубежном, а также россий­ском законодательстве и литературе до 1917г., ныне все чаще употребляются не только в отечественной литературе, но и в официальных документах.

 

Происшедшие в последние годы принципиальные изменения в стране повлекли за собой кардинальные изменения и в сфере исполнения уголовных наказаний. Конституция РФ 1993г. ста­ла правовой основой для реформирования всех отраслей Зако­нодательства. Необходимость изменений определена также и обязанностью приведения российского законодательства об ис­полнении уголовных наказаний в соответствие с нормами меж­дународного права, обусловленного вхождением России в Совет Европы.

Принятые в начале 90-х годов законодательные акты такие, например, как Закон РФ «Об учреждениях и органах, испол­няющих уголовные наказания в виде лишения свободы», значи­тельно расширили предмет правового регулирования исправи­тельно-трудового права.

Принятие нового Уголовного (УК) и Уголовно-исполнительного кодексов (УИК) Российской Федерации окон­чательно трансформировало исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное. В результате предметом правового регулирования уголовно-исполнительного права стало испол­нение (отбывание) всех видов наказания, предусмотренных уго­ловным законодательством*.

* Согласно ст. 5 Федерального закона РФ «О введении Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», положения УИК РФ о наказани­ях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста, вводятся в действие по мере создания необходимых условия для их исполнения, но не позднее 2001 г.

 

К предмету уголовно-исполнительного права, наряду с регу­лированием порядка и условий исполнения и отбывания нака­заний, согласно ч. 2 ст. 2 УИК относится регламентация поряд­ка применения к осужденным средств исправления (режима, воспитательной работы, общественно полезного труда, получе­ния общего образования, профессиональной подготовки).

К предмету уголовно-исполнительного права законодатель­ство также относит: правовое регулирование порядка деятель­ности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказа­ния; регламентацию участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также граждан в исполнении наказания и ис­правлении осужденных.

Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регу­лирует порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, в их социальной и трудовой адаптации и осуществление за ними контроля, что также относится к пред­мету уголовно-исполнительного права. Таким образом, предме­том уголовно-исполнительного права являются отношения, скла­дывающиеся при исполнении (отбывании) всех видов уголовно­го наказания, при применении к осужденным средств исправле­ния; отношения, возникающие между учреждениями и органа­ми, исполняющими наказание, и осужденными; отношения, воз­никающие между различными органами, организациями, учре­ждениями. предприятиями и т.п., а также отдельными гражда­нами, участвующими в исправлении осужденных и контроле за ними после их освобождения от отбывания наказания.

Метод уголовно-исполнительного права. Если понятие пред­мета уголовно-исполнительного права, связанное с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются этой отрас­лью права, то понятие метода обусловлено вопросом о том, как эти отношения регламентируются нормами уголовно-исполнительного права. В данном случае под методом принято понимать совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения. Между предметом и методом пра­вового регулирования существует весьма жесткая связь. Метод предопределяется особенностями предмета правового регули­рования, поскольку уголовное наказание представляет собой прежде всего форму государственного принуждения, его испол­нение предопределяет характер основного метода правового регулирования - императивный (властный), предполагающий первенство субъектов правоотношений. Однако это не исключа­ет применения и иных методов правового регулирования - диспозитивного, поощрения и т.д.

Практика свидетельствует, что соотношение императивности и диспозитивности в методе уголовно-исполнительного (ранее исправительно-трудового) права в нашей стране в разные пе­риоды было неодинаковым. Оно обуславливалось во многом политическими и экономическими факторами и проявлялось прежде всего в: а) общем правовом положении субъектов уголовно-исполнительных правоотношений; б) порядке возникно­вения, изменения и прекращения этих правоотношений; в) характере и соотношении нормативных актов, регулирующих правоотношения; г) средствах их обеспечения.

Система уголовно-исполнительного права. Значительный объ­ем правовых норм, регулирующих отношения по поводу испол­нения уголовных наказаний, принятых и принимаемым разными органами власти (законодательной и исполнительной), требует определенной систематизации, четкого их расположения, что облегчило бы усвоение содержания этих актов.

Наукой права разработана такая классификация, предпола­гающая деление всех правовых норм любой отрасли права на две основные части - общую и особенную. Общая включает те нормы и положения, которые носят общий характер и приме­нимы ко всем или большинству правовых институтов (групп норм) отрасли. Сюда входят нормы-задачи, нормы-принципы, общие вопросы организации исполнения уголовных наказаний и общие вопросы правового статуса субъектов уголовно-исполнительного права.

Особенная часть регулирует отношения, связанные с поряд­ком и условиями исполнения и отбывания осужденным всех ви­дов уголовных наказаний, а также отношения, тесно связанные с первыми, и производные от них, такие как: освобождение осуж­денных от отбывания наказания и контроль за ними.

Каждая часть состоит из отдельных структурных подразде­лений системы - правовых институтов, хотя применительно к Общей части, например, к нормам-принципам, нормам, опреде­ляющим задачи уголовно-исполнительного законодательства, такой термин не применяется.

Подчеркнем также то обстоятельство, что при выделении ин­ститутов права в той или иной отрасли учитываются и сложив­шиеся в этой науке представления и традиции.

Среди институтов Общей части уголовно-исполнительного права следует назвать: институт правового положения осужден­ных: систему учреждений и органов, исполняющих наказания, и др.

Особенная часть включает в себя такие институты, как:

- исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужден­ного от общества, (в виде обязательных работ, штрафа, испра­вительных работ и др.).

- исполнение наказаний в виде лишения свободы;

- исполнение наказаний в отношении осужденных военно­служащих;

- оказание помощи освобожденным от наказания и контроля за ними и др.

Следует отметить, что выделение институтов уголовно-исполнительного права, относящихся либо к Общей, либо к Особенной частям, достаточно условно, потому что нормы некоторых институтов имеются как в Общей, так и в Особенной частях. Так, институт, регулирующий средства исправления осужденных, регламентируется как нормами Общей части УИК (ст. 9), так и Особенной (ст. 82-86; 103-108; ст. 109-119).

Итак, под системой уголовно-исполнительного права следует понимать научно обоснованную классификацию правовых норм, предполагающую их деление на Общую и Особенную час­ти. а также на правовые институты по предметному признаку регулирования.

Система уголовно-исполнительного права отражена в систе­ме уголовно-исполнительного законодательства. Между этими понятиями много общего, однако они не адекватны и соотно­сятся примерно также, как нормативный акт и норма права. По­этому нормы уголовно-исполнительного права могут содер­жаться и в комплексных правовых актах других отраслей права.

Наиболее полно система уголовно-исполнительного законо­дательства отражена в нормах Уголовно-исполнительного ко­декса Российской Федерации.

Изложенные выше положения, относящиеся к предмету и ме­тоду правового регулирования, системе законодательства, по­зволяют сделать вывод, что уголовно-исполнительное право - это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере исполнения и отбывания всех видов уголовного наказания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.